Вводный урока по биологии 8 класс «Я – человек»
методическая разработка по биологии (8 класс)

Зоболева Тамара Алексеевна

Первый урок в курск биологии 8 класса. Основная цель урока : развитие интереса к предмету, к изучению собственного организма, осознанию неполноты знаний,проявление интереса к новому содержанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1vvodnyy_uroka_po_biologii_8_klass.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Вводный урока по биологии 8 класс «Я – человек»

Автор: Зоболева Т.А.

учитель биологии

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели по содержанию: образовательные: формирование представления о человеке как о биосоциальном существе, о биологических дисциплинах, изучающих организм человека

развивающие: продолжить формирование умений решать проблемно-познавательные задания, определение границы знания и «незнания»

воспитывающие: развитие интереса к предмету, к изучению собственного организма

Планируемые результаты: Предметные

знать определение «анатомия», «физиология», «гигиена» «психология»;

определять систематическое положение человека

характеризовать биосоциальную природу человека

обосновывать необходимость знаний о строении и функциях организма человека.

Метапредметные

- регулятивные

определять цель урока;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- коммуникативные

обосновывать свое мнение, принимать чужую точку зрения;

развитие навыков сотрудничества;

- познавательные

развитие умения ориентироваться в системе знаний, работа с информационным текстом учебника;

находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную ранее;

Личностные

развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности

осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию;

Основные понятия и термины, изучаемые на уроке: анатомия, физиология, гигиена, психология, гигиена, систематическое положение человека

Ресурсы: мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку

Технологии :проблемно-исследовательская технология, ИКТ-технология

Этап урока.

Содержание учебного материала.

1 этап. Организационный

Приветствие учащихся, создания позитивной эмоциональной обстановки.

-Добрый день! Я рада видеть вас на первом уроке биологии в 8 классе. Нашу встречу я бы хотела начать со следующих строк:

Кто такой Человек – «гомо сапиенс» клон от пришельцев с планет, тех Великих времён?

2 этап.

Актуализация знаний

-Предлагаю вам вспомнить какие разделы биологии вы изучили в 6 и 7 классе?

3 этап.

Мотивация и целеполагание

- В этом учебном году мы продолжим изучение самого интересного предмета- биологии, раздела «Человек».

(уч-ся демонстрируется видеофрагмент «Выступление оркестра»)

- Как вы думаете, как этот видеофрагмент связан с изучением биологии?

- Организм человека можно сравнить с оркестром. В нем множество органов и систем, которые работают согласованно, так же, как и в оркестре все музыкальные инструменты звучат в унисон

Проблемный вопрос: Выступлением оркестра руководит дирижер, а какой «дирижер» управляет слаженной работой в нашем организме?

- Точный ответ на этот вопрос вы узнаете, изучая биологию в 8 классе, и мы не раз еще вернемся к нему.

- Человек- уникальное создание природы, знакомство с которым вам предстоит.

В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготованных нам жизнью самое важное и интересное - отправиться в путешествие внутрь самого себя»

- Тема нашего урока «Я- человек!». Исходя из темы урока, сформулируйте цели учебного занятия

4 этап

Открытие новых знаний (изучение нового материала)

Создание проблемной ситуации: Как вы считаете, почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма? Ведь сегодня на достаточном уровне развита современная медицина и всегда можно обратиться к специалисту.

- Какие науки изучают человека? Оформите свой ответ в виде схемы в тетради.

Оказывает необходимую помощь учащимся при составлении схемы, проверяет результаты выполнения задания

Какие естественные науки являются ведущими для -изучения строения и жизнедеятельности человека?

Учитель организует работу в малых группах:

1группа «Анатомы»

2 группа «Физиологи»

3 группа «Психологи»

4 группа «Гигиенисты»

Предлагает спикеру от каждой группы выступить по результатам самостоятельной работы

- Древнегреческому философу Софоклу принадлежат слова:

Много есть чудес на свете,

Человек всего чудесней….

Так кто же такой Человек? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо определить его положение в системе органического мира, т.к. он – часть живой природы.

Каждый человек в нашей стране, достигая 14 лет, получает гражданский паспорт. А вот «биологический паспорт» един для всех людей, не взирая на национальную и расовую принадлежность. Что же представляет собой «биологический паспорт»?

- Действительно, это систематическое положение человека. Вспомним таксоны животных и запишем систематическое положение человека

- Но человек- это не только биологический вид, но и общественное существо. Двойственную природу человека определяет понятие «биосоциальное существо». Попробуем разобраться с ним

- В чем проявляется биологическая сущность человека?

- Какие животные ближе всего к человеку?

- Действительно, это приматы.

Проблемный вопрос: У высших обезьян те же группы крови, что и у человека. Кровь карликового шимпанзе можно переливать человеку. О чем свидетельствует это факт?

- В чем проявляется социальная сущность человека?

- Что важнее для человека, его биологическое или социальное начало? Спор об этом вели еще древнегреческие ученые. Платон считал: «Человек – двуногое существо, лишенное перьев.».

Согласны ли вы с мнением Платона

- С мнением Платона также не согласился ученик Сократа, который принес ему ощипанного петуха.

- Таким образом, человек может быть Человеком, только сочетая и признаки биологического вида, и существуя в социуме среди подобных себе.

5 этап

Осознание, осмысление и применение знаний:

Организует диалог с учащимися:

1. Почему развитие человека нельзя объяснить только законами биологической эволюции?

2. Мог ли Маугли сказать: «Я – человек!»?

3. Почему нам необходимо подробно изучать организм человека?

Творческое задание: Составить синквейн (пятистишье) по теме «Я-человек!»

6 этап

Рефлексия

Анализ уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся

Прием «Незаконченное предложение»:

- Человек является биологическим видом, потому что…

- Человек является социальным существом, потому что…

-Самым интересным на уроке для меня было…………

- Самым неожиданным для меня стало ……………….

- Я понял, что …………………..

8 этап

Домашнее задание.

Параграф §3, Познавательный вопрос:

Объясните смысл фразы:

«Врач спасает человека, а гигиенист- человечество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта вводного урока по биологии в 5 классе.

Поэтапное оформление технологической карты.Возможны варианты....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Презентация вводного урока для 9 класса. Биология - комплексная наука.

Биология - комплексная наука. Признаки живых организмов. Разнообразие организмов (царства). Уровни организации жизни. Иллюстрации для объяснения темы и основные определения темы. Первичная проверка зн...

Вводный урок по биологии

Этот урок можно использовать при использовании учебников разных авторов...

Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек"

Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек" содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке...

урок литературы в 5 классе: Вводный урок. Роль книги в жизни человека. Учебник литературы

Тема урокаВводный урок. Роль книги в жизни человека. Учебник литературыЦелиобразовательные: прививать уч-ся интерес к изучению предмета «литература»;развивающие: развивать речемыслительные...