Технологическая карта урока по биологии 7 класса
методическая разработка по биологии (7 класс)

Технологическая карта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока по биологии 7 класса

Тема:Внешнее строение рыбы

                                       

Тип урока: Урок «открытие» нового знания

Цель урока: Изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни

Задачи:

Образовательные: Сформировать знания о взаимосвязи строения организма рыб и среды обитания,подчеркнуть относительный характер приспособлений рыб к жизни в водной среде.

Развивающая:Развивать умения учащихся выделять существенные признаки изученного  объекта, устанавливать причинно-следственные связи,анализировать,обобщать,делать самостоятельные выводы, аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные: Создать комфортный климат на уроке, воспитывать позитивные отношения к совместному труду.

Планируемые результата обучения

Познавательные УУД:

1.Строить логическое рассуждение

2.Самостоятельно проводить наблюдения

3.Анализировать,сравнивать,обобщать добытую информацию,выявлять причины и следствия наблюдаемых явлений.

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно формулировать учебную проблему,выдвигать свои версии для ее решения

2.Выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью, самостоятельно исправлять допущенные ошибки

3.Осознания степени усвоения учебного материала путем самооценки своей деятельности

Коммуникативные УУД:

1.Самостоятельно организовывать работу в малых группах

2.Планирование сотрудничества с учителем  и сверстникам

Методы обучения:репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Оборудования: влажные препараты рыб, миккрооборудования, барельеф, муляж рыбы.

Средства обучения:учебники, набор открыток рыб, инструктивные карточки,интерактивный комплекс

Этапы урока

Методы,приемы,форма урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Психологический настрой

Приветствует учащихся.

Учитель предлагает занять рабочие места.

Приветствуют учителя.

Занимают рабочие места по парам.

Актуализация знаний

Индивидуальная работа

Учитель раздает задания.

Проверка заданий.

Учащиеся выполняют задания.

Проверка заданий.

Изучение нового материала

Для достижения поставленных целей урока нам необходимо выполнить лабораторную работу

Контроль выполнения заданий лабораторной работы.  «Внешнее строение рыбы»

Работа с парами

.Раздает инструктаж по выполнению лабораторной работы.

Контролирует и координирует деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы.

Знакомятся с инструктажем лабораторной работы.

Выполняют лабораторную работу строго по инструктажу.

Метод -исследование

Объясните ,какую форму тела имеет рыба и каково ее значение?

Объясняют значение обтекаемой формы тела рыб.

Работа в паре, беседа

В чем заключается причина различий окраски на спинной и брюшной сторонах тела рыбы?

Называют причину различий окраски  на спинной и брюшной сторонах тела

рыбы.

Работа в паре,беседа

Назовите и покажите отделы тела рыбы. Объясните,какое значение имеют плавные переходы тела для жизни в воде?  

Называют и показывают отделы тела рыбы.

Работа в паре, беседа

Назовите плавники рыбы.Какие из них парные ,непарные? Какие функции они выполняют?

Называют плавники рыбы:парные(грудные,брюшные), и непарные(спинной,хвостовой,анальный), их функции и показывают на слайде.

Работа в паре,беседа

Чем покрыто тело рыбы,как расположены чешуя и какое это имеет значение?

Что можно определить по годовым кольцам чешуи?

Почему тело рыб скользкое?

Объясняют значение чешуи для жизни рыб в воде.Определяют возраст рыбы.Объясняют особенности кожных покровов рыб(слизистые чешуи)

Работа в паре, беседа

Перечислите и покажите органы чувств рыбы (глаза,ноздри,ведущие в обонятельный орган), (на поверхности головы не видны внутреннего уха и органы равновесия) Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы?

У рыб есть особый орган чувств:боковая линия.

Найдите ее на препарате и подумайте,каково ее значение?

Называют и показывают органы чувств рыбы

Работа в паре,беседа

Сформулируйте выводы о приспособленности жизни рыб в воде

Самостоятельно формулируют вывод о приспособленности рыб к жизни в воде. Проверяют правильность формулировки сделанного вывода.

Рефлексивно-оценочный  этап

Работа в паре,беседа

Организация по решению задач.

Вам предлагаются биологические задачи.Каждый из вас может выбрать наиболее понравившуюся задачу и дать на нее аргументированный ответ

Выбирают биологические задачи,дают ответы

Индивидуальная работа

Учитель раздает задание: работа с текстом

Проверяет работу учащихся

Учащиеся выполняют задание

Дают ответы по выполненному  заданию

Рефлексия

Организация работы по деятельности учащихся

Заполнение оценочного листа учащимися.

Самооценка своих действий

Заключительный этап (домашнее задание)

Учитель дает домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в своих дневниках

                                      Органы передвижения рыб

Признаки

Характеристика

Органы передвижения

Непарные

Парные

                                 Программированный опрос

Характеристика организмов

        Систематика

   

1.Группа животных,главным признаком которых является наличие хорды на какой –либо стадии развития.

2.Представители этого подтипа живут в воде и сохраняют хорду.

3.Плотный опорный мяж, выполняющий функции скелета у всех хордовых животных наразных стадиях развития

4.Группа животных, имеющих позвоночник и череп

А) Подтип Позвоночные

Б)Хорда

В)Тип Хордовые

Г) Бесчерепные

Ответ:

А

Б

В

Г

Задача 1.Верна ли пословица: На то и щука в море, чтобы карась не дремал?

Задача2.Кто лишний: рыба –игла, скат-хвостокол,морская планария, морская лисица.

Задача 3.Тело рыб разнообразно по форме: у скатов сплюснутое в спинно-брюшном направлении, у акул –торпедообразное.В связи с чем могли развиться такие особенности строения?

Задача 4.У большинства рыб тело покрыто костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?

Лабораторная работа «Внешнее строение рыб»

                         Заполните таблицу

Признаки

Характеристика

Форма тела

Окраска

Отделы тела

Плавники

Чешуя

Органы чувств

                                          Инструкция

1.Рассмотрите внешний вид рыбы.Определите форму тела, окраску, отделы тела.Подпишите ее части.

2.Найдите органы передвижения рыбы. Отметьте парные, непарные плавники.

Отметьте их на рисунке.

3. Найдите чешую рыбы.Рассмотрите строение чешуи.Определите возраст рыбы по чешуям.

4.Найдите органы, расположенные на голове. Рассмотрите по бокам головы рыбы глаза. Найдите два отверстия –это ноздри.Найдите рот рыбы. Сзади головы расположены жаберные крышки.Отметьте ее на рисунке.

5.Найдите на рисунке и отметьте важный орган чувств –боковая линия.

                                                 Текст

Рыбы- это животные, обитающие в (1)--------------------------------------.

Имеются конечности, представленные (2)-----------------------------------.

Тело рыб покрыто (3)----------------.Окраска рыб связана с(4) -------------------------------------------..

Самки и самцы рыб окрашены (5)----------------------------------------..

Рыбы, живущие в коралловых рифах, как правило, имеют (6) ----------------------

окраску, у рыб, живущих в реках, спина (7) -------------------------, а брюхо (8)----------------------------------.

Органы чувств представлены следующими образованиями (9) --------------------        -------------------,-----------------------------------,----------------------------------------.

Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают (10) ------------------------------------------.

                                    Взаимоконтроль          

Признаки

 Критерии оценивания ( по  1 б)

Форма тела

Окраска

Отделы тела

Плавники

Покровы тела (чешуя)

Органы чувств (боковая линия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные»

Тип урока: открытие новых знанийЦель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.Задачи:1)      научиться  называть признаки представит...

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии». Урок проектной деятельности.

Технологическая карта урока в 5 классе «Методы исследования в биологии».Урок проектной деятельности. Дата проведения сентябрь 2017 г. Учитель биологииМакарова Анна МихайловнаОУМБОУ &l...