Конспект урока по биологии в 6 классе "Корень, его строение и значение"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Конспект урока по биологии в 6 классе "Корень, его строение и значение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пречистенская средняя школа имени И.И.Цапова»

Гагаринского района Смоленской области

Конспект урока по биологии

 «Корень, его строение и значение»

6 класс

                                             Учитель: Корешкова Ирина Александровна

                                                      высшая квалификационная категория

2019

Тип урока: изучения новых знаний.

Форма урока – урок- исследование.

Формы организации учебной деятельности.  

 Работа в группах по инструктивным картам, работа с микроскопами, лупами  и с натуральными объектами, фронтальная беседа,  работа с учебником , с гербарием, рефлексия.

Приемы деятельности учителя.

 Эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников.

Перцептивный аспект: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый методы.

Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.

Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.

Мотивационный аспект: занимательность, беседа.

Аспект контроля: фронтальный, групповой.

Формируемые компетенции.

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, исследовательские

План урока:

1.Организационный момент. Приветствие.(1 мин.)

2.Актуализация знаний.(5 мин.)

3.Этап мотивации.(7 мин.)

4.Изучение нового материала. (25 мин.)

5.Закрепление. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

6.Домашнее задание на выбор.(2 мин.)

Оборудование урока:

демонстрационное: таблица “Типы корневых систем”, презентация "Корень. Типы корневых систем», компьютер, мультимедиапроектор, инструктивные карты, зоны корня из цветного картона, магниты.

лабораторное - проростки фасоли и луковицы репчатого лука с развитыми корнями, модели корневой системы одуванчика (на каждый стол), лупы, гербарий “Типы корневых систем”, микроскопы с готовыми микропрепаратами «Кончик корня и корневые волоски», салфетки.

Межпредметные связи:

литература, русский язык, информатика, физкультура.

Результаты деятельности обучающихся на уроке:

Личностные:

- целостное представление биологических понятий "корень - орган", "корневая система",

- формирование практических навыков в ходе работы с раздаточным материалом,

- формирование навыков сотрудничества.

Предметные:

- освоение доступных способов изучения строения органов растения с получением информации из разных источников.

Метапредметные:

познавательные:

- умение работать со схемами, таблицами;

- умение анализировать, обобщать, делать выводы;

коммуникативные:

- умение работать в группах;

регулятивные:

- умение организовывать свою работу, оценивать учебные результаты.

Приложения

1.Инструктивные карты с заданиями для групп.

2. Тест « Игра в хоккей».

3. Таблица Зоны корня.

Ход урока.

1.Оргмомент. Приветствие.

2.Актуализация знаний.

- Отгадайте загадку

Царства темного жильцы

Ползут в разные концы,

Неустанно влагу пьют-

Всем растениям жизнь дают!

- О каких-таких жильцах идет речь? (корни).

- Так о  чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о корне).

- Сформулируйте тему урока?

Ребята: «Корень» (запись темы на доске и в тетради).

Что вам известно о корне? (говорят сведения о корне и что они хотели бы узнать.)

Исходя из этого,  дети формулируют цели урока, учитель корректирует.

- Молодцы!

3.Этап мотивации.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко ,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается!

От любого ветерка качаются.

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

 (В.Жак.)

- Как выдумаете, почему растение не может жить без корня? Я могу вам помочь. У меня для вас есть несколько подсказок:

- Какая функция корня, помешала деду из сказки «Репка» вырвать репку из почвы? (Закрепление растений в почве)

- На ваших столах морковь, попробуйте ее на вкус. Она сладкая, сочная. Какую еще функцию выполняет корень? (запас питательных веществ).

- Как ни тонок, не приметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

- О какой функции корня идет речь? (питание)

- Народная мудрость гласит «Кто хочет победить сорняки, должен воевать с корнями».

- Почему так говорят? (если мы не вырвем корень полностью, вместо одного растения может появиться несколько - вегетативное размножение).

4. Изучение нового материала.

Молодцы, корень - важный орган в растении, который выполняет много важных  функций. Давайте запишем их в тетрадь (заполняем в тетрадь с экрана проектора)

Функции корня

                                                                                                                Вегетативное размножение

Закрепление  растения                                               Запасающая

                                              Почвенное питание

                                     

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57fe6a210a9e6/konspiekt_uroka_biologhii_iegho_vielichiestvo_korien_1.jpeg                  https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57fe6a210a9e6/konspiekt_uroka_biologhii_iegho_vielichiestvo_korien_2.jpeg            https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57fe6a210a9e6/konspiekt_uroka_biologhii_iegho_vielichiestvo_korien_3.jpeg      https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57fe6a210a9e6/konspiekt_uroka_biologhii_iegho_vielichiestvo_korien_4.jpeg     

Как бы сказал про себя корень: «Я – склад, насос и якорь»!

– Как же должен быть устроен корень, чтобы выполнить эти функции?

- Корень всегда растет верхушкой (кончиком) вниз под действием силы тяжести. В биологии это называется геотропизм.

- Вы не забыли, что мы сегодня исследователи?

- Каким будет объект нашего исследования? (корни)  

Задача: исследовать строение корня и корневых систем.

На ваших столах проросшие семена фасоли. Рассмотрим их. С помощью рисунка 35 в учебнике на странице 39 попробуем определить типы корней.

- Как называется корень, который развивается из зародышевого корешка и появляется первым?  (главный корень)

- Какие корни отрастают от стебля растения? (придаточные)

- А где же располагаются боковые корешки? (отрастают от главного и придаточного)

Записываем в тетради и на доске.

                                                    Виды корней:

1) главный (из зародышевого корешка)

2) придаточные (от стебля)

3) боковые (от главного и придаточных).

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57fe6a210a9e6/konspiekt_uroka_biologhii_iegho_vielichiestvo_korien_6.png

- Ребята!  Что произойдёт с растением, если повредить кончик корня и как можно увеличить число корней у растения?

- Кто из вас помогает летом родителям на огороде?

- На рисунке показан агротехнический прием, который проводят с капустой, картофелем.

- Как он называется? (окучивание)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57fe6a210a9e6/konspiekt_uroka_biologhii_iegho_vielichiestvo_korien_8.png

- А в чем его суть? С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур?

Окучивание – присыпание землей нижней части стебля (для образования придаточных корней).

К усиленному образованию придаточных корней и увеличению почвенного питания приводит и еще один агротехнический прием – пикирование.

Посмотрите на рисунок и попробуйте объяснить, что делают при пикировке рассады, когда, например томаты или перцы высаживают из ящиков в теплицу?

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57fe6a210a9e6/konspiekt_uroka_biologhii_iegho_vielichiestvo_korien_9.png

Пикировка- это отщипывание кончика главного корня с помощью специальной палочки «пики». 

- Все корни растения – это корневая система (рис 36 стр. 39).

- Сколько видов корневых систем существует? (два: стержневая и мочковатая)

- Как различить их между собой? Помочь нам может учебник. Найдите и запишите в тетради определение стержневой и мочковатой корневых систем. Стр. 38-39

- Кто желает поделиться составленными определениями? (обсуждают и записывают в тетрадь определения)

 Корневая система:

 - стержневая (хорошо развит главный корень) – двудольные - одуванчик

 - мочковатая (слабо развит главный корень) – однодольные  - лук

- Назовите растения со стержневой и мочковатой корневой системой.

- В любом путешествии есть привал. Отдохнем (физкультминутка) 

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.               

- Отдохнули и опять продолжим путешествие по корню.

- Вспомните, что такое «ткань» и какие виды тканей нам известны (дают определение «ткани», говорят о типах растительных тканей).

- А какой вид ткани мы не можем встретить в корне? (фотосинтезирующую ткань).

- Правильно. Молодцы! А теперь мы смело отправляемся в путь и заглянем внутрь корня.

- А для того, чтобы быстрее получить необходимую нам информацию, мы разделимся на четыре групп. Каждая группа будет изучать свой участок корня, его ткани и функции по карточке (Приложение 1 - работа с учебником и микроскопом, рассматривают готовые микропрепараты в микроскоп. Данные заносят в таблицу)

1 группа – изучают корневой чехлик.

2 группа – зону деления и зону растяжения(роста)

3 группа – зону всасывания

4 группа – зону проведения

- Все справились с заданием? Необходимо собрать данные о клеточном строении корня в единую таблицу. Выберите по одному выступающему от каждой группы (выступления и заполнение таблицы). Во время выступления нужно сконструировать корень из отдельных зон (как пазлы) на доске.

- Вы прекрасно справились и с этим заданием. На доске у нас получилась модель корня, состоящая из разноцветных зон (раздаю шаблон заполненной таблицы).

5.Закрепление. Подведение итогов. Рефлексия.

Тест – игра в хоккей. (Учитель задает вопросы по изученной теме – «шайбы» вратарю, он отвечает на вопросы - «ловит шайбы», ребята – «защитники» ему помогают. (Приложение 2). 

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Понравился ли вам урок, ребята? Если понравился – поднимите обе руки, если не очень – одну.

Всем спасибо за отличную работу!

 

6.Домашнее задание:

Параграф 7, определения. Творческое задание: составить кроссворд или синквейн.

Приложение 1.

Инструктивные карты с заданиями

Задания 1 группе.

1.Рассказать о строении и функциях корневого чехлика.

2. Заполнить таблицу.

3.Расшифровать выражение:  есв  ирокн сатриняе – вяенкрао местсиа.

(все корни растения – корневая система)

Задания 2 группе.

1.Рассказать о строении и функциях зоны деления и зоны растяжения (роста).

2. Заполнить таблицу.

3.Расшифровать выражение: улк  емите окчомтавюу  венкорую   миссуте.

(лук имеет мочковатую корневую систему)

Задания 3 группе.

1.Рассказать о строении и функциях зоны всасывания.

2. Заполнить таблицу.

3.Расшифровать выражение: назо  высинявсаа  тмеие  оркенвеы  лвоскио.

(зона всасывания имеет корневые волоски)

Задания 4 группе.

1.Рассказать о строении и функциях зоны проведения.

2.Заполнить таблицу.

3.Расшифровать выражение: ренько  щизатеща  йовренко  кхелич.

(корень защищает корневой чехлик)

Приложение 2.

Тест « Игра в хоккей».

1.В поглощении воды и минеральных солей участвует зона  (всасывания).

2.Одуванчик имеет корневую систему (стержневую).

3.Удерживает растение в почве (корень).

4.Корень растет в длину за счет (зоны роста).

5.Чеснок имеет корневую систему (мочковатую).

6.У однодольных растений корневая система (мочковатая).

7.Корневые волоски находятся в зоне (всасывания).

8.У овса корневая система (мочковатая).

9.В проведении растворенных веществ участвует зона (проведения).

10.Самая нижняя зона корня (корневой чехлик).

                                                                                                                             Приложение 3.

Зоны (участки) корня.

Зона корня

Ткань

Функция

Корневой чехлик

Покровная

Защитная

1.Зона деления

Образовательная

Деление клеток

2.Зона роста (растяжения)

Образовательная

Рост корня

3.Зона всасывания

(поглощения)

Всасывающая

Всасывание воды и минеральных солей из почвы

4.Зона проведения

Проводящая

Продвижение воды и минеральных солей к стеблю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Тетрадь для урока по биологии на тему «Тип Губки, строение, жизнедеятельность, значение» 7 класс

Тетрадь на печатной основе для урока по биологии на тему «Тип Губки, строение, жизнедеятельность, значение», 7 класс.  Данную тетрадь можно использовать для изучения новой темы. В ней...

Разработка урока биологии в 6 классе "Корень, его строение и значение"

Сформировать понятие о корне как о вегетативном органе....

Конспект урока географии в 6 классе. Тема "Атмосфера :строение, значение, изучение".

Используемые технологии: здоровьесбережение, поэтапное формирование умственных действий, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, проблемного обучения, деятельностного подхода в обучении....