пакет контроля знаний по биологии
методическая разработка по биологии

Хартова Елена Вячеславовна

тестовые задания по биологии,примеры экзаменнационных билетов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paket_kontrolya_znaniy.docx55.1 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский медицинский техникум»

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПАКЕТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Преподаватель биологии

Хартова Елена Вячеславовна

       Для контроля знаний по дисциплине «Биология»  использую различные формы и виды тестовых заданий. Тестовые задания применяю практически при всех видах контроля: текущем, промежуточном. Разные формы и типы тестов позволяют проверить уровень усвоения материала.

 В сочетании с другими видами проверки  использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку студентов к каждому занятию и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.  Для проведения мониторинга  часто использую тестирование.

        Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

Цель проведения мониторинга  -  улучшение подготовки студентов путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Задачи:

  • определение достижений по темам(разделам) курса биологии;
  • реализация индивидуальных возможностей студентов;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по дисциплине.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности :

  • Подготовка и проведение тестов.
  • Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
  • Определение уровня учебных достижений студентов.
  • Определение задач по коррекции ЗУН.
  • Проведение коррекционной работы.
  • Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
  • Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
  • Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
  • Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.

Принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Использую мониторинг базовый (входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль), тематический.

Критерии оценки тестового задания:

«5»  (отлично) – студент должен выполнить верно 90% - 100%тестовых заданий.

«4» (хорошо) - студент должен выполнить верно 80% - 89% тестовых заданий.

«3»  (удовлетворительно) - студент должен выполнить верно 70% - 79%тестовых заданий.

«2» (неудовлетворительно) – ставиться в том случае если работа выполнена верно в объеме 69%   заданий и ниже.

Итоги мониторинга  контроля  успеваемости обучающихся по дисциплине    «Биология»

Уч.год

группа

Кол-во

Вид контроля

результат

успеваемость

качество

2018-2019

11СА

28

Входной контроль(тестирование)

«5»-5

«4»-7

«3»-12

«2»-4

85%

42%

Промежуточный

контроль

«5»-5

«4»-9

«3»-14

«2»-0

100%

50%

Итоговый контроль(экзамен)

«5»-8

«4»-14

«3»-6

«2»-0

100%

78%

2019-2020

11СА

28

Входной контроль(тестирование)

«5»-6

«4»-7

«3»-13

«2»-2

92%

46%

Промежуточный

контроль

«5»-6

«4»-11

«3»-8

«2»-0

100%

64%

Итоговый контроль(экзамен)

«5»-10

«4»-14

«3»-4

«2»-0

100%

85%

Примеры тестовых заданий.

Тест к разделу  «Учение о клетке»

       Задание  1 – 15: Выберите по одному правильному ответу для каждого задания;

1. Комплекс Гольджи отсутствует в клетках:

       1. Грибов;                  3. Животных;

       2. Растений;               4. Бактерий.

2. К двумембранным органоидам клетки относят:

       1. Рибосома;               3. Эндоплазматическая сеть;

       2. Митохондрия;        4. Лизосома.

3.   Все органоиды клетки связаны между собой с помощью:

       1. Клеточной стенки;        3. Эндоплазматической сети;

       2. Цитоплазмы;                  4. Вакуолей.

4. Основоположниками клеточной теории являются:

       1. Реди и Спалланцани;     3. Пастер и Кох;

       2. Шванн и Шлейден;        4. Мальпиги и Левенгук.

5.  Эукариотической клеткой является:

       1. Лимфоцит;                      3. Бацилла чумы;

       2. Сенная палочка;             4. Вирус гриппа.

6. Наружный слой клеточной мембраны клеток животных называется:

       1. Плазматической мембраной

       2. Гликокаликсом

7.  Лизосомы в организме выполняют функцию:

      1.Участвуют в удалении отмирающих в процессе жизнедеятельности клеток,  органов

      2. Участвуют в обменных процессах

8.  Функции аппарата Гольджи:

      1. На его мембранах происходит синтез белков

      2. На его мембранах происходит синтез жиров и углеводов

9.  Клеточный центр находится в клетке:

      1. Вблизи ядра

      2. Вблизи рибосом

10.  Центриоли играют важную роль в:

      1. Участвуют в образовании ядра

      2. Участвуют в образовании веретена деления

11.  Хромопласты, хлоропласты, лейкопласты – это:

      1. Включения

      2. Пластиды

12. Митохондрии участвуют в образовании:

      1. Нуклеиновых кислот

      2. АТФ

13. Основная функция  гранулярной эндоплазматической сети:

      1. Синтез  белка

      2. Образование ферментов

14. В состав ядрышка входят:

      1. ДНК

      2. РНК и белок

15. Ядро выполняет функции:

      1. Деление клетки

      2. Сохранение и передача наследственной информации

16. Дайте определение терминам:

       1. Пиноцитоз – это __________________.

       2. Фагоцитоз – это __________________.

       3. Бактериофаг – это ________________.

17. Дайте ответ на вопрос:  Чем отличается строение прокариотической клетки от эукариотической?                                                                                                                                            

Эталоны ответов

№ вопроса

ответ

1

1

2

2

3

2

4

2

5

1

6

2

7

1

8

2

9

1

10

2

11

2

12

2

13

1

14

2

15

1

16

Пиноцитоз – поглощение клеткой воды.

Фагоцитоз – поглощение клеткой твердых веществ.

Бактериофаг – бактериальная клетка, пораженная вирусом.

17

Прокариотическая клетка отличается от эукариотической отсутствием ядра.

Тесты к разделу «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

    Тест  «Клеточный цикл»

  1.Митоз – это деление:

  1. Половых клеток
  2. Соматических  клеток

   2 .  При митотическом делении образуются  клетки с:

        1. Диплоидным набором хромосом

        2. Гаплоидным набором хромосом

   3.   Расставьте фазы митоза по порядку:______________________________

   4.  В интерфазу клетка:

        1. Завершает свое деление

        2. Готовиться к делению

   5. Определите фазу митоза:

       1. Хромосомы расходятся к полюсам клетки, образуется веретено деления.  

          Оболочка ядра растворяется.

       2.Происходит завершение образования веретена деления – хромосомы у экватора  

          клетки. Центриоли прикрепляются к нитям веретена деления, хромосомы  

          делятся на 2 части и отходят друг от друга.

       3.Хроматиды отходят к полюсам.

      4. Ядро полностью разделилось. Образовалась ядерная оболочка. Цитоплазма  

          делится образованием перетяжек.

Эталоны ответов

№ вопроса

ответ

1

2

2

1

3

Интер – про – мета- ана – телофаза.

4

2

5

Про – мета –ана- телофаза

Тест «Онтогенез»

Задание: Установите соответствие.

1. Постэмбриональный период

А. Период онтогенеза после полового созревания, во время которого возможно самовоспроизведение.

2. Дорепродуктивный период

Б. Способ постэмбрионального развития, при котором яйцевые оболочки покидает личиночная форма.

3. Прямое развитие

В. Процесс замены личиночных органов на структуры, свойственные половозрелым особям.

4. Непрямое   развитие

Г. Форма постэмбрионального развития, характеризующаяся выходом из яйцевых оболочек или тела матери организма, имеющего зачатки всех органов и систем, свойственных взрослым животным

5. Метаморфоз

Д. Этап развития, предшествующий репродукции; при непрямом развитии — личиночный период, а при прямом — период детства.

6. Репродуктивный период

Е. Период развития с момента выхода из яйцевых оболочек, или рождения,  до смерти организма.

7. Партеногенез

Ж. Развитие особи из неоплодотворенного яйца.

8. Онтогенез

З. Дробление, гаструляция, первичный  органогенез.

9. Эмбриональный период

И. Образование эктодермы  и эндодермы.

10. Гаструла

К. Индивидуальное развитие особи с момента оплодотворения и до смерти.

Эталоны ответов

№ вопроса

ответ

1

Е

2

Д

3

Г

4

Б

5

В

6

А

7

Ж

8

К

9

З

10

И

Тест к разделу «Основы генетики и селекции»

1 вариант

1.Совокупность генов гаплоидного набора хромосом - это:
       а) генофонд;    б) генотип;    в) геном.

2. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, называется:

а) генотипом; б) кариотипом; в) геном.

3. Как называется первый закон Менделя:

а)         закон единообразия гибридов первого поколения;

        б) закон расщепления признаков в фенотипе гибридов второго поколения;

        в) неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков.

4. Как называются особи, не дающие расщепления в потомстве:

а)         особи, образующие два типа гамет;

б) гетерозиготные;

в)         гомозиготные.

5. Проявление у гетерозиготного организма одного из аллельных генов называется:

а)         дрейфом генов;

б) гомологией;

в) доминированием.

6. Гаметы, образуемые гомозиготными особями при моногибридном скрещивании:

а)        А, а;

б) Аа, Аа;

в)        АА, аа;

г)        АА, Аа.

7. Соотношение генотипов гибридов, полученных при моногибридном скрещивании, составляет:

а) 1:2:1;  б)3 : 1;    в)2 : 1;     г)1 : 1

8. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом Аа равно:

а)1; б)2;  в) 4.

9. Основной метод исследования закономерностей наследственности и изменчивости, примененный Г. Менделем, - это:

а) статистический;

б) гибридологический;

в) генеалогический;

г)         биохимический.

10. Основные закономерности наследственности и изменчивости впервые установил в 1865 г.:

а)         Т. Морган;

б) Ч. Дарван;

в) Г. Мендель;

г)         Г. Де Фриз.

2 вариант

1.  Выберите определение генотипа:

а)        генотип - совокупность генов всех особей популяции;

б)        генотип - совокупность генов гаплоидного набора хромосом конкретного организма

в)        генотип - совокупность генов, взаимодействующих между собой и с факторами среды

2.  Ген - это часть молекулы:

а)        ДНК;

б)АТФ;

в)        белка.

3. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признаков, называются:

а)        гетерозиготными;

б)гомозиготными;

в)        гемизиготными.

4. Фенотип - это совокупность:

а)        генов данной популяции или вида;

б) генов организма;        

        в) внешних и внутренних признаков организма

5. Моногибридным называется скрещивание, в котором родители отличаются:

а) двумя и более парами признаков;

        б) двумя парами признаков;

в) одной парой альтернативных признаков.

6. Гаметы, образуемые гомозиготными особями при моногибридном скрещивании:

а)        ВВ, Вв;

б)        В, в;

в)        ВВ, вв;

г)        Вв, Вв.

7. Соотношение фенотипов, характерное для расщепления при полном доминировании        в случае моногибридного скрещивания, составляет:

а)        1 : 2 : 1;

б)        1 : 1;

в)        2 : 1;

г)3 : 1.

8. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом АА равно:

а)1; 6)2; в)3.

9. Как называется второй закон Г. Менделя:

а)        закон единообразия гибридов первого поколения;

б)        закон расщепления признаков в соотношении 3:1;

в)        закон независимого наследования.

10. Изменчивость - это свойство живых организмов:

           а) приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития;

б)        специфически реагировать на внешние раздражения;

           в) изменять строение, процессы жизнедеятельности согласно условиям внешней  среды

          г)передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям.

Эталоны ответов

1 вариант

2 вариант

1

Б

1

Б

2

В

2

А

3

А

3

А

4

В

4

В

5

А

5

В

6

А

6

Б

7

Г

7

Б

8

Б

8

А

9

Б

9

Б

10

В

10

А

Тестовый контроль по биологии за    1 семестр

1 вариант

Задание: выберите один верный ответ.

1.    К двумембранным органоидам клетки относят:

       1. Рибосома;                 2. Митохондрия;        3. Лизосома.

2.   Основоположниками клеточной теории являются:

       1. Реди и Спалланцани;     3. Пастер и Кох;      2. Шванн и Шлейден;      

       4. Мальпиги и Левенгук.

3.   Лизосомы в организме выполняют функцию:

      1.Участвуют в удалении отмирающих в процессе жизнедеятельности      клеток,  органов.

      2. Участвуют в обменных процессах.

4.   Клеточный центр находится в клетке:

      1. Вблизи ядра;       2. Вблизи рибосом.

5.   Митохондрии участвуют в образовании:

      1. Нуклеиновых кислот;        2. АТФ.

6.  Наружный слой клеточной мембраны клеток животных называется:

       1. Плазматической мембраной;            2. Гликокаликсом.

7.  Пиноцитоз – это:

     1. Поглощение клеткой  твердых частиц;           2. Поглощение клеткой  жидких веществ.

8.   Определите структуру белка:      лиз – глу -тре- ала –ала –ала -лиз-

    1.Третичная;       2.  Первичная;      3. Четвертичная.

9.  Белки – ферменты выполняют функцию:

    1.Защитную;     2. Каталитическую;    3. Строительную.

10. Моносахариды относятся к:

      1.Белкам;   2. Жирам;   3. Углеводам.

11. Жиры расщепляются до конечных продуктов:

     1.Воды;    2. Глицерина;    3. Глицерина и жирных кислот.

12. Жиры в клетке выполняют функции:

      1.  Строительная;   3.  Информационная

13. Организмы, осуществляющие питание за счет неорганических соединений  называются:

     1. Гетеротрофы  2. Автотрофы

14. Процесс,  образования органических молекул из неорганических за счет   использования  энергии       солнечного света называется:

    1. Хемосинтез;    2. Фотосинтез.

15.Отрезок,  молекулы содержащий информацию о первичной структуре одного

      определенного белка называется:

     1.Геном;          2. Генетическим кодом.

16.Нуклеиновая  кислота - это:

    1. АТФ;   2.РНК;   3. АДМ.

17. Нуклеиновые кислоты содержатся в:

     1. Митохондриях;   2. Цитоплазме;   3. Ядре.

18. Структуру двойной спирали имеет:

     1. Молекула белка;    2. Молекула РНК;   3. Молекула ДНК.

19.Митоз – это деление:

     1. Половых клеток;     2. Соматических (телесных) клеток.

20. При митотическом делении образуются  клетки с:

      1. Диплоидным набором хромосом;     2. Гаплоидным набором хромосом.

21. В интерфазу клетка:

1. Завершает свое деление;      2. Готовиться к делению.

22.  Ядро полностью разделилось. Образовалась ядерная оболочка. Цитоплазма делится образованием перетяжек – это происходит в фазу:

      1.Интрефазу;    2. Телофазу.

23. Аланин, Глицин, Цистеин, Лизин, Глутамин, Валин – это:

       1.Нуклеиновые кислоты;     2. Аминокислоты.

24. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты  это:    

      1.Органические вещества;     2. Неорганические вещества.

25. Процесс нарушения природной структуры белка называется:

      1.Ренатурацией;     2. Денатурацией.

26. Витамины это:

           1.Органические вещества;      2. Неорганические вещества;

           3. Биологически активные соединения разной химической природы.

27.  К жирорастворимым витаминам относят:

           1. Витамин  К;      2. Витамин С.

28. При недостатке витамина Д развивается:

          1. Бесплодие;               2. Рахит.

29. Наук о клетке называется:

          1. Гистология;        2. Цитология.

30.  Вирусы – это:

1. Неклеточные формы жизни;    2. Прокариотические клетки.

Тестовый контроль по биологии за   1 семестр

2 вариант

Задание: выберите один верный ответ.

1.   Все органоиды клетки связаны между собой с помощью:

       1. Клеточной стенки;      2. Эндоплазматической сети;    3. Цитоплазмы;      4. Вакуолей.

2.   Эукариотической клеткой является:

       1. Лимфоцит;         2. Бацилла чумы;         3.Сенная палочка;             4.   Вирус гриппа.

3.   Функции аппарата Гольджи:

      1. На его мембранах происходит синтез белков;

      2. На его мембранах происходит синтез жиров и углеводов.

4.   Центриоли играют важную роль в:

      1. Участвуют в образовании ядра;    2. Участвуют в образовании веретена деления.

5.    Ядро выполняет функции:

      1. Деление клетки;             2. Сохранение и передача наследственной информации.

6.   Хромопласты, хлоропласты, лейкопласты – это:

      1. Включения;   2. Пластиды.

7.  Фагоцитоз – это:

     1. Поглощение клеткой  твердых частиц;         2. Поглощение клеткой  жидких веществ.

8.   Пептидная цепь, закрученная в виде спирали образует структуру:

     1.Первичную;         2. Вторичную;      3.  Третичную.

9. Выработка особых белков, которые обезвреживают чужеродные клетки, это:

     1.Сигнальная функция;      2.   Защитная  функция;        3. Энергетическая  функция.

10. Выберите функцию углеводов в клетке:

     1. Каталитическая;   2. Энергетическая.

11. Жиры  относятся к веществам:

     1.Гидрофильным;           2. Гидрофобным.

12. Синтез органических соединений, осуществляющийся благодаря энергии, выделяющейся при  химических реакциях окисления различных неорганических соединений, называется:  

       1. Фотосинтез;    2.  Хемосинтез;     3.    Гликолиз;      4. Горение.

13. Организмы,  неспособные сами синтезировать органические соединения из неорганических  называются:        

        1. Гетеротрофы;     2. Хемотрофы.

14. Перевод информации,  заключенной в последовательности нуклеотидов молекулы    Р - РНК в последовательности аминокислот полипептидной цепи называется:

     1. Трансляцией;        2. Транскрипция.

15.К функции ДНК относится:

     1.Участвует в обмене веществ;     2. Хранение и передача наследственной информации.

16. Различают информационную, транспортную и рибосомную:

      1.РНК;       2.   ДНК.

17. Процесс самоудвоения ДНК  называется:

      1.Транскрипцией;      2. Трансляцией;      3. Репликацией.

18.Мейоз – это деление:

     1.Половых клеток;      2. Соматических (телесных) клеток.

19. При мейотическом делении образуются клетки с:

        1. Диплоидным набором хромосом;           2. Гаплоидным набором хромосом.

20. В интерфазу клетка:

        1. Завершает свое деление;        2. Готовиться к делению.

21. Хромосомы расходятся к полюсам клетки, образуется веретено деления. Оболочка ядра растворяется – это происходит в фазу:

     1. Метафазу;        2. Профазу.

22. Универсальным источником энергии в клетке является:

1. Жиры;  2. Углеводы.

23. Вода, Са, Na, P, S, Fe и другие вещества относятся к  группе:

1. Неорганических веществ;          2. Органических веществ.

24. Изменяемая часть мономера называется:

1.  Радикал;                  2.  Аминогруппой.

25. Совокупность реакций расщепления является:

1.   Диссимиляция;          2. Ассимиляция.

26. К водорастворимым витаминам относят:

1. Витамин А;          2. Витамин  С;      

27. К жирорастворимым витаминам относят:

     1.  Витамин Д;            2.  Витамин С.

28.К витаминоподобным веществам относят:

          1. В6;              2. В15.

29.Цитология – наука о:

   1.Клетке;      2.  Тканях.

30.Индивидуальное развитие организма – это:

    1.Филогенез;       2. Онтогенез.

Эталоны ответов

1 вариант

2 вариант

1

2

1

3

2

2

2

1

3

1

3

2

4

1

4

2

5

2

5

1

6

2

6

2

7

2

7

1

8

2

8

2

9

2

9

2

10

3

10

2

11

3

11

2

12

1

12

2

13

2

13

1

14

2

14

2

15

1

15

2

16

2

16

1

17

3

17

3

18

3

18

1

19

2

19

2

20

1

20

2

21

2

21

1

22

2

22

2

23

2

23

1

24

1

24

1

25

2

25

1

26

3

26

2

27

1

27

1

28

2

28

2

29

2

29

1

30

1

30

2


Итоговый контроль в форме устного экзамена.

Критерии оценок:

«5» -    за глубокое и полное содержание учебного материала, в котором студент легко ориентируется, умеет связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа.

«4» -   если студент полно освоил учебный материал, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют неточности.

«3» -  если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения.

«2» -  если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.

Пакет экзаменатора

              Вопросы к экзамену

1.Клетка- структурно функциональная  единица  организмов  всех  царств  живой  природы.

2. Катогенез – главное эволюционное направление. Примеры дегенерации, ее значение.

 3.Строение  и  жизнедеятельность  растительной  клетки.

4. Арогенез - главное  направление  эволюции. Основные  ароморфозы  в  эволюции  многоклеточных  животных.

5.Строние  и  жизнедеятельность клетки  животного.

6. Вид- надорганизменная  система,  его  критерии.

7.Основные  положения  клеточной  теории,  её  значение.

8. Половое  размножение. Строение и  функции  мужских  и женских  гамет. Развитие  половых  клеток.

9.Химический  состав  клетки. Роль органических веществ в  её строении  и  жизнедеятельности

10. Модификационная изменчивость,  её  значение в  жизни  организмов. Закономерности модификационной  изменчивости. Норма  реакции.

11.Вирусы, их  строение и  функционирование. Вирусы-возбудители опасных заболеваний.

12. Основные  ароморфозы в  эволюции  растительного  мира.

13.Обмен  веществ  и  превращение энергии  в  клетке. Ферменты,  их  роль в реакциях  обмена  веществ.

14.Аллогенез -направление  эволюции  органического мира. Значение идиоадаптации у  птиц   и покрытосеменных  растений

15.Катаболизм,  его  значение. Роль митохондрий в  нём.

16. Движущие  силы  эволюции,  их роль в образовании новых  видов.

17. Анаболизм. Биосинтез белка. Роль  ядра, рибосом и эндоплазматической сети в  этом  процессе. Матричный  синтез реакций  биосинтеза.

18. Наследственная  изменчивость, её  виды. Виды  мутаций, их причины. Роль мутаций  в эволюции органического мира и селекции.

19. Первый  закон  Г. Менделя. Моногибридное  скрещивание.

20.Эволюция  человека. Доказательства  происхождения человека  от млекопитающих.

21.Деление клеток - основа размножения  и роста  организмов. Роль ядра и  хромосом в делении клеток. Митоз и его значение.

22.Движущие  силы эволюции человека. Основные стадии  эволюции человека. Биологические и социальные факторы  эволюции.

23.Мейоз, его  значение, отличие  от митоза. Набор хромосом в  гаметах  и  соматических  клетках.

24. Популяция - структурная единица вида. Численность  популяций. Причины  колебания численности  популяций. Взаимоотношения особей в популяциях и между различными  популяциями одного  и разных  видов.

25.Половое размножение  организмов. Оплодотворение,  его  значение. Зигота-начало индивидуального  развития организмов.

26.Наследственность её материальные основы. Гибридологический  метод  изучения  наследственности.

27.Индивидуальное  развитие  организмов. Эмбриональное  развитие  животных.

28. Правило  единообразия  первого  поколения. Наследование доминантных  и  рецессивных  признаков. Генотип  и  фенотип.

29.Послезародышевое  развитие: прямо  и  непрямое. Причины  ослабления  конкуренции  между  родителями  и  потомством при непрямом развитии.

30.Закон  расщепления  признаков  во  втором  поколении. Причины  отсутствия расщепления признаков в  поколениях у  рецессивных  гомозигот.  Гомозигота  и гетерозигота.

31.Гены и  хромосомы как  материальные  основы  наследственности. Их  строение  и  функционирование.

32.Биогеоценоз  как экологическая система, его  звенья, связи  между  ними. Растения -начальное  звено цепей  питания в  биогеоценозе.

33.Закон  независимого  наследования  признаков. Причины расщепления признаков  у  гетерозигот.

34.Биогеоценоз  дубравы, его биотические  и  абиотические  факторы. Цепи   питания в дубраве.

35.Закон  сцепленного наследования, его  материальные  основы, группы  сцепления. Значение  кроссинговера.

36.Биогеоценоз  хвойного  леса. Биотические  и  абиотические  факторы, цепи питания в  нём. Значение  ярусности  в распределении организмов в  биоценозе.

37.Половые  хромосомы  и  аутосомы.  Сцепленное с  полом  наследование. Причины  наследования  гемофилии  по  материнской  линии. Причины более  частого заболевания  гемофилией   мужчин.

38.Биогеоценоз  водоема,  его биотические  факторы. Цепи  питания. Организмы- продуценты,  консументы,  редуценты  в  этом  биогеоценозе.

39. Взаимодействие и  множественное  действие   генов как  основа  целостности  генотипа.

40.Соотношение  организмов-продуцентов,  консументов, редуцентов  в биогеоценозе. Экологическая  пирамида,  необходимость её  учета в  практической  деятельности.

41.Генетика  человека. Методы изучения наследственности  человека, наследственные заболевания, их  профилактика.

42.Саморегуляция  в биогеоценозе. Многообразие видов, их  приспособленность  к совместному  обитанию,  колебания  численности  популяции.

43.Роль   генотипа  и  среды  в  формировании  фенотипа, в повышении продуктивности  сельскохозяйственных  растений  и животных.

44.Изменения  в биогеоценозах причины смены  биогеоценозов.  Охрана биогеоценозов -  главный  путь  сохранения  видов.

45.Разнообразие  сортов  растений  и  пород  животных- результат  селекционной  работы ученых. Центры происхождения и  многообразия  культурных  растений.

46.Агроценоз( агроэкосистема), его   отличие от биогеоценоза. Круговорот веществ  в агроценозе  и  пути повышения  его  продуктивности.

47.Основные  методы  селекции  растений  и  животных:  гибридизация и  искусственный  отбор.

48.Круговорот  веществ  в  биогеоценозе, роль  организмов в нем. Основной  источник  энергии,  обеспечивающий круговорот веществ  в  биогеоценозе

49. Закон  независимого  наследования  признаков (дигибридное   скрещивание). Причины расщепления.

50.Изменения биогеоценозов под  влиянием деятельности  человека,  его  последствия. Меры  охраны биогеоценозов.

51.Естественный  и искусственный  отбор, их сходство  и  отличия, роль в  возникновении многообразия  органического мира.

52.Биосфера, её  границы. Причины бедности  жизни в  морских глубинах  и  литосфере,  в  верхних  слоях  атмосферы.

53.Сорт  растений  и порода животных как искусственная популяция,  их  сходство  и  различия  с  естественными  популяциями. Причины  многообразия сортов, пород  и естественных  популяций.

54.Биомасса,  или  живое вещество  биосферы. Закономерности распространения биомассы в  биосфере, тенденции её изменения  под  влиянием деятельности  человека.

55.Многообразие  видов  в  природе,  его причины. Влияние  деятельности  человека на  многообразие  видов. Биологический  прогресс  и  регресс.

56. Строение растительной клетки. Отличие прокариотической  клетки от эукариотической.

57. Приспособленность  организмов  к  среде  обитания,  её  причины. Относительный характер  приспособленности организмов.

58.Изменения  в  биосфере  под  влиянием  деятельности  человека. Сохранения  равновесия  в  биосфере  как  основа  её  целостности.

59.Строение  клетки  животного  и  бактерии,  черты  сходства   и  различия,  их  причины.

60. Вид -  основная  систематическая  единица.  Критерии  вида , необходимость применения   комплекса  критериев  при  определении  вида.

Пример экзаменационных билетов.

Билет  №

1.Строение  и  жизнедеятельность  растительной  клетки.

2. Арогенез - главное  направление  эволюции. Основные  ароморфозы  в  эволюции  многоклеточных  животных.

Билет  №

1.Основные  положения  клеточной  теории,  её  значение.

2. Половое  размножение. Строение и  функции  мужских  и женских  гамет.    

    Этапы развития  половых  клеток.

Билет  №

1.Генетика  человека. Методы изучения наследственности  человека, наследственные заболевания, их  профилактика.

2.Саморегуляция  в биогеоценозе. Многообразие видов, их  приспособленность  к совместному  обитанию,  колебания  численности  популяции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контроль знаний по биологии

Представлен тестовый материал для проверки знаний по биологии 6-8, 10 классы и 8, 10 классы по химии....

Стартовый контроль знаний по биологии

Работа 15-20 мин проводится в период 15-30 сентября....

Входной контроль знаний по биологии 6 класс

Входной контроль знаний по биологии 6 класс...

Входной контроль знаний по биологии 7 класс

Входной контроль знаний по биологии 7 класс...

Входной контроль знаний по биологии 8 класс

Входной контроль знаний по биологии 8 класс...

Итоговый контроль знаний по биологии 8 класс

Итоговые тесты в форме ОГЭ для 8 класса...

Пакет контроля знаний по дисциплине "География"

пакет контроля знаний по дисциплине "географи"...