Рабочая программа "Занимательная экология"
рабочая программа по биологии

Алипова Елена Александровна

для внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_rp.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Занимательная экология», имеет естественнонаучную направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Новизна: В настоящее время в связи с обострением глобального экологического кризиса встает проблема экологического образования как процесса, направленного не только на приобретение системы экологических знаний, но и на формирование экологического мышления, развитие экологической культуры.

Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.

Педагогическая целесообразность программы:

Данная программа нацелена на создание условий для формирования умения ориентироваться в современном мире и его взаимосвязях, видеть красоту природы, ее необходимость для существования самой жизни на Земле. Также мы нацелены на овладение смелостью принятия решений, чтобы побудить взрослых к защите окружающей среды.

Модель экологического образования по возрастным ступеням позволяет через сложение частного в целое создать действенную систему непрерывного, развивающего, экологического образования. Внимание школьников 7 класса акцентируется на взаимосвязях человека и природы, 9 класса - на конкретной городской среде, а полученные знания соотносятся с проблемами области, страны в целом для выявления общих черт и особенностей.

Программа предусматривает существенное углубление эколого-биологических знаний и практическое применение сформированных умений и навыков в учебно- исследовательской деятельности и в практических природоохранительных мероприятиях.

Возраст детей:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная экология» предназначена для учащихся 7-10 классов от 13 до 17 лет, проявляющих склонность к занятиям естественно - научного цикла. Состав учебной группы постоянный в течение года. Особенности набора детей – свободный.

        

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная экология» - 5 месяцев (63 часа – с 01.02.2017 – 30.06.2017г.).

3 часа в неделю (1 занятие – 3 часа)

Форма обучения – очная.

Цель: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

  1. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  2. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
  3. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических     проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 

Ожидаемый (прогнозируемый) результат:

  • формирование экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе;
  • формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
  • воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

приобретение навыков общественно-полезной деятельности; овладение целевым анализом экологических ситуаций;

распространение экологических знаний и личное участие в защите окружающей среды;

  • развитие потребности непрерывного самообразования и самовоспитания.

Формы подведения итогов: контрольное занятие (тест), презентация, конкурс.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел Дисциплины

Виды учебной работы

(в часах)

Теория

Практика

1

Введение. История экологии. Методы экологических исследований.

1

2

2

Основные законы экологии

3

3

Среда обитания. Факторы среды обитания. Закономерности.

1

2

4

Экосистемы Земли

1

2

5

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

1

2

6

Рациональное использование и охрана недр и почвенных ресурсов

1

2

7

Рациональное использование и охрана растительного покрова

3

3

8

Рациональное использование и охрана животного мира

3

3

9

Здоровье человека и среда обитания

3

3

10

Глобальные экологические проблемы

3

3

11

Особо охраняемые природные территории РФ

3

6

12

Экологическое право и профессиональная ответственность

2

1

13

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

2

1

14

Итоговое занятие

3

3

Итого:

30

33


Содержание изучаемого курса

№ п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

1.

Введение

Предмет, содержание, цели и задачи науки. Место в системе наук. История, основные этапы развития экологии.  Основные разделы.

2.

Основные законы экологии

Закон лимитирующих факторов. Закон оптимума. Эврибионты. Стенобионты. Правило взаимодействия факторов. Закон однонаправленности потока энергии. Закон равнозначности условий жизни. Закон развития окружающей среды. Закон биогенной миграции атомов. Закон внутреннего динамического равновесия. Закон константности. Закон корреляции. Закон ограниченности естественных ресурсов.

3.

Среда обитания.

Факторы среды обитания

Окружающая среда и окружающая природа. Классификация экологических факторов по природе и характеру действия: абиотические, биотические и антропогенные. Классификация экологических факторов в зависимости от характера изменения во времени, по характеру ответной реакции организма на воздействие экологического фактора, в зависимости от возможности потребления при взаимодействии с организмом.

4.

Экосистемы Земли

Основные экосистемы Земли и их особенности. Наземные экосистемы. Водные экосистемы. Агроэкосистемы. Проблема стабильности агроценозов.

5.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

Основные потребители пресной воды. Отрасли хозяйства, в наибольшей степени, загрязняющие поверхностные и подземные воды. Замкнутые технологии использования воды. Очистные сооружения.

6.

Рациональное использование и охрана недр и почвенных ресурсов

Почва – богатство природы. Структура и состояние земельного фонда в России и Курской области. Невозобновимые полезные ископаемые. Эрозия почв. Противоэрозионные мероприятия. Проблема деградации почв. Проблемы охраны земельных ресурсов. Правовые вопросы охраны почв.  

7.

Рациональное использование и охрана растительного покрова

Значение растений в природе и жизни человека. Национальные парки и заповедные участки. Красная книга России и Курской области. Виды растений, охраняемые в Курской области. Исчезающие виды растений.

8.

Рациональное использование и охрана животного мира

Значение животных в природе и жизни человека. Национальные парки и заповедные участки. Красная книга России и Курской области. Виды животных, охраняемые в Курской области. Исчезающие виды животных.

9.

Здоровье человека и среда обитания

Здоровье и факторы риска. Экологическая напряженность и генофонд человека. Возможности адаптации организма к изменяющимся факторам среды. Природно-очаговые заболевания. Экология питания. Особенности питания жителей Курской области. Экология жилища.

10.

Глобальные экологические проблемы

Современные проблемы охраны природы. Классификация природных ресурсов. Виды загрязнителей окружающей среды: механические, биологические, химические, физические, ГЭС, ТЭЦ. Современное состояние атмосферы и ее охрана. Парниковый эффект. «Озоновые дыры». Смог. Кислотные дожди.

11.

Особо охраняемые природные территории РФ

ООПТ республиканского значения. Государственные заповедники и их задачи. Национальные парки. Государственные заказники. Заповедно-охотничьи хозяйства. Памятники природы. Дендрологические парки. Ботанические сады. Лечебно-оздоровительные местности. Курортные зоны. Государственный кадастр ООПТ. ООПТ местного значения.

12

Экологическое право и профессиональная ответственность

Основы экологического права. Объекты и субъекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования. Экологический вред. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Правовой режим экологически неблагополучных территорий. Особенности правового режима природных ресурсов.

13.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Основные принципы международного сотрудничества в области окружающей среды и природопользования. Международные экологические организации и конференции по охране окружающей среды. Ответственность по международному экологическому праву. Охрана окружающей среды в экономически развитых странах.

14.

Итоговое занятие

Проекты научно-исследовательских работ, приуроченных к Году экологии в РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Экология растений" 6 класс

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...

Рабочая программа "Экология и автомобиль"

дисциплина входит в общеобразовательный цикл. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для профессий техническог...

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"  является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....

Рабочая программа «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов

Рабочая  программа (пояснительная  записка  и  календарно-тематическое  планирование)  курса  "Экология  Москвы  и  устойчивое  развития"  1...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...