Рабочая программа "Экология Алтайского края"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Табакаева Татьяна Кирилловна

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-географических научных дисциплин Алексеенко Н.А., старший преподаватель кафедры естественно-географических научных дисциплин Рымарь Т.И.) ,г.Барнаул 2006г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_7.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

«Рассмотрено»

          Руководитель МО

___________/Панова Н.В../

                                   

Протокол № __ от ______2014

«Согласовано»

          Педагогический совет

_____________/Новикова Т.В./

                                   

Протокол № __ от________2014

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 34»

____________/Т.И.Никитина/

Приказ № __ от ________2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Табакаевой Татьяны Кирилловны,

учителя первой квалификационной категории

по экологии Алтайского края в 7-х классах

Бийск

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

В связи с выдвижением идеи устойчивого развития как определяющей идеологию XXI века, возникло понятие «Образование для устойчивого развития», ядром которого становится экологическое образование. Оно предполагает формирование и развитие у школьников не только определенных знаний, но и ценностных ориентации, а также системы надпредметных умений. В условиях совершенствования работы общеобразовательной школы возникла необходимость нового подхода к организации краеведческого образования, которое должно быть обязательным, доступным, комплексным, ориентированным на профессиональную деятельность и гражданскую активность в региональном пространстве.

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-географических научных дисциплин Алексеенко Н.А., старший преподаватель кафедры естественно-географических научных дисциплин Рымарь Т.И.) ,г.Барнаул 2006г

 Данной программой на модуль  «Экология Алтайского края» выделяется следующее количество часов:

Региональный компонент

5          5     класс

    6

класс

        7

класс

8

класс

9

класс

Краеведение

в неделю

2,5

2,5

1,5

1

1

Экология Алтайского края

в год

14

14

8

6

6

Резервное время в год

3,5

3,5

4,5

-

-

Исходя из того, что в базисном учебном плане МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» выделено на данный предмет 17,5 часов, в 5,6,7 классах.

В 7 классе изучение направлено на экологию животных.

 «Экология животных» изучается в седьмом классе параллельно изучению дисциплины «Биология. Животные» и способствует расширению и углублению знаний по данному предмету. Актуальность этого курса обусловлена нарастающей значимостью экологических проблем и осознанием роли человека в охране окружающей среды.

Учащиеся овладевают  знаниями по  экологии животных на примере фауны Алтайского края.   В процессе изучения программы раскрывается  взаимодействие животных с представителями всех царств живой природы, с абиотическими и антропогенными факторами окружающей среды, выявляются специфические особенности экологии  Алтайского края.

На уроках экологии продолжается формирование экологической культуры школьников,  развивается  интерес к познанию животного мира, природоохранной и исследовательской деятельности.

     Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования     и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо  для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах  во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения        и преодоления. 

 Программа предусматривает реализацию межпредмстных связей с дисциплинами: ботаника, зоология, гигиена, география, физика. Формами организации занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, экскурсия.

 В распределение материала  в 7 классе внесены следующие изменения:  

в 7 классе добавлена тема «Влияние природных условий на живую природу и человека» (4,5ч), т.к. содержание этой темы является пропедевтическим для усвоения остальных тем курса, позволяет расширить представление учащихся о природе родного края, способствует формированию диалектического мировоззрения учащихся, помогая осмыслить единство всего живого и неживого в природе;

 резервное время отводится  на проектную и исследовательскую деятельность, обобщение знаний учащихся;

Основными принципами отбора и построения содержания данного предмета являются обще дидактические: преемственность, доступность, наглядность, опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося. Один из главных принципов построения данной программы - вычленение причинно-следственных связей между компонентами природы, а также между природой и человеком.

Основными формами контроля знаний и умений являются:  

  • беседа
  • фронтальный опрос  индивидуальный опрос    
  •  самостоятельная подготовка вопроса по теме  
  • подготовка творческих работ
  • отчет по практической   работе

Практическая деятельность является частью урока.

 

                

 сачир


                                      Календарно-тематическое планирование по  экологии Алтайского края в 7 классах

количество недельных часов 0,5, годовых  часов 17,5

        № урока  

Дата

Тема раздела, урока

Объект и форма контроля (контрольные работы, контроль ключевых  компетентностей)

Практическая часть программы (развитие речи, лабораторные, практические работы, экскурсии)

Пречень учебно-методического обеспечения (применение ИКТ, учебно-дидактического, раздаточного материала)

Примечания

7 а 7б 7в

                                                                                      Тема1.Экология организмов (4 часа).

 

1.

01.09-06.09

Взаимоотношение организма с окружающей средой.

Презентация «Экологические факторы»

2.

15-09-

20.09

Экологические

 факторы

1С:Школа.Эколоия.

Учебное пособие, Москва,

 Министерство образования РФ, под редакцией А.К. Ахлебинина, В.И.Сивоглаз

3.

29.09-

04-10

Экологические

 факторы

 

4.

13.10-

18.10

Экосистемы

Алтайского края

 

Тема 2.

Животные Алтая и Сибири (4 ч)

5.

03.11-

08.11

Среда обитания и особенности

 существования в условиях

умеренно- континентального

климата.

 

Презентация

«Среды обитания

животных»

6.

17.11- 22.11

Сезонные изменения в жизни

 животных края  (спячка,

 оцепенение, миграции).

Практикум1.

Проведение сезонных

 наблюдений за животными

 родного края. Составление

фенологических

таблиц

Результаты

Практической

работы

Практикум:1.

Проведение

сезонных наблюдений за

 животными родного края.

Составление фенологических

таблиц (оценочный)

Учебное электронное пособие.

Экология. М,2004г.,

«Дрофа»

7.

01.12-

06.12

Жилища животных

 

Презентация

«Жилища

животных»

8.

15.12-

20.12

Популяции животных

Алтайского края, их

численность  (как и почему

меняется численность

животных)

 

Тема 3.

Взаимосвязь взаимозависимость животных с другими организмами в биоценозах (4 ч)

9.

12.01-

17.01

Пищевые связи в местных

 биоценозах.

Практикум 2.

Изучение и описание

природных экосистем

 Алтайского края

Результаты

практической рабо-

ты

Практикум 2.

Изучение и описание

природных экосистем

 Алтайского края

(оценочный)

10.

26.01-

31.01

Пищевые связи

 в местных биоценозах.

Практикум:3.

Изучение трофических свя

зей и составение пищевых

цепей в экосистемах Алтайского

 края            

Результаты практической

 работы

Практикум:3.

Изучение трофических связей

и составление пищевых цепей

 в экосистемах Алтайского

 края             (оценочный)

1С: Школа.

Экология. Учебное пособие,М,

Министерство образования РФ, под редакцией А.К.Ахлебинина,

В.И.Сивоглаз

11.

09.02-

14.02

Влияние человека на

жизнь местных

биоценозов.

 Результаты

практической работы

Презентация «Водные

биоценозы края»

12.

23.02-

28.02

Влияние человека

на жизнь местных

 биоценозов.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Практикум:4.

Изучение результатов

воздействия человека

  на природные экосистемы

Алтайского края.

    (творческий)

Тема 4.

Редкие и истребленные человеком животные  Сибири (5,5ч)

13.

10.03-

14.03

Дикие и домашние животные, их взаимоотношения с человеком.

Результаты

практической

работы

Практикум:4.

Изучение результатов

воздействия человека

  на природные экосистемы

Алтайского края.

    (творческий)

14.

01.04-

04.04

Охрана животных

Алтайского края.

Заповедники. Заказники. Питомники. Охотничьи хозяйства.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Презентация

«Территориальные

формы охраны

природы»

15.

13.04-

18.04

Красная книга

 Алтайского края.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Презентация

«Красная Книга

Алтайского края

16.

27.04-

30.04

Воспроизведение

ценных видов

животных в Сибири.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Презентации учащихся

 по изученному курсу.

17.

11.05-

16.05

Повторение.

«Экология животных»

Индивидуальный, фронтальный опрос.

18.

25.05-

30.05

Повторение.

«Экология животных»

Индивидуальный, фронтальный опрос.


Содержание тем учебного курса

п/п

Тема

Всего часов

1.

Экология организмов

4

2.

 Животные Алтая и Сибири

4

3..

Взаимосвязь взаимозависимость животных с другими организмами в биоценозах

4

4.

Редкие и истребленные человеком животные Сибири

5,5

Итого:

17,5

 

 


Требования к уровню подготовки учащихся и критерии оценки

В результате изучения предмета  учащиеся  должны

знать/понимать:  

  • редкие и охраняемые  виды  животных своего региона, своей местности;
  • меры по охране животных, наиболее распространенные виды и породы  
  • животных        своего региона,  своей местности;
  • вымершие и реликтовые виды, виды – эндемики;
  • редкие и охраняемые  виды  животных своего региона, своей местности;
  • меры по охране животных.

       

  уметь:

  • наблюдать влияние факторов среды на организм животных;
  • объяснять взаимосвязи животных  и окружающей среды; роль биологического  разнообразия в сохранении биосферы; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия видов, сообществ  в  природе;
  • наблюдать за животными своего края, сезонными изменениями в жизни животных;
  • распознавать и описывать наиболее распространенные виды животных своей местности, домашних  и сельскохозяйственных животных;
  • приводить примеры редких и охраняемых животных;
  • сравнивать экологические группы животных и делать выводы на основе этого сравнения;
  • проводить самостоятельный поиск экологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных экологических групп; в словарях                           и справочниках значения экологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных  (в том числе с использованием информационных технологий);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на животных;
  • оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
  • формулировать выводы на основе собранного материала;
  • прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое                       разнообразие животных.                                                                                                                                                  

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • обоснования мер охраны видов и природных сообществ.
  • выращивания домашних  и сельскохозяйственных животных  и  ухода за ними;
  •    оценки  последствий деятельности человека по отношению к природной  среде,

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 

Оценка устных ответов учащихся

 «5» - ответ полный, правильный, раскрыто содержание понятий и закономерностей, правильно использована карта; ответ самостоятельный, опирающийся на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

«4» - выставляться за ответ, удовлетворяющий ранее названным требованиям, но при наличии неточностей в изложении географического материала, которые легко исправляются при помощи дополнительных вопросов учителя.

Согласно требованиям «пятерочный» ответ отличается от «четверочного» степенью самостоятельности. Если ответ учащегося — монолог, то это «пять»; если диалог, при удачных ответах на дополнительные вопросы, то — «четыре».

  «3» - характеризуется следующими критериями: ответ правильный; учащийся обнаруживает понимание материала, но неточно определяет понятия и закономерности; материал излагается непоследовательно; имеются ошибки в использовании карт.

  «2» - неправильный ответ, в котором не раскрыто основное содержание материала, отсутствуют     ответы на дополнительные вопросы; имеются грубые ошибки в определении понятий и закономерностей и в использовании карты или  «ответ отсутствует».

Оценка практических работ

Оценка «отлично» ставится в том случае, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения наблюдений; самостоятельно и рационально использует источники экологической информации; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, графики, схемы.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «отлично», но было допущено 2-3 недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод, если в ходе проведения наблюдения или исследования были допущены ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильных выводов, а также, в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Список литературы (для учителя и ученика).

1.Дзагоева Е.А. Петрищева Г.С., Цехановская Н.А., Бакланова С.Л. Особо охраняемые природные территории г.Бийска6справочное издание.Бийск,1999

2.ЕрдаковЛ.Н. ,О. Н. Чернышова Задачи и вопросы по экологии 5-8 Новосибирск: «Книжица»,1996.

3. Патрушева Л.И., Белякова Г.Н., Губарева Т.К. Экологические задачи(практикум для учащихся начальной и средней общеобразовательной школы0Барнаул,1997)

4. Ревякин В.С. География Алтайского края: учебник 8,9кл/Гл. редактор А.Ю. Муравьёв; науч. редактор В.А. Рассыпнов – Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры «21 век»,2004(с.119 -179)

Интернет ресурсы

1.Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической

культуры на базе Российской государственной юношеской библиотеки (ВЦЭК)

http://www.ecoculture.ru

  2.География и природные ресурсы

http://www.irigs.irk.ru/gipr/journal.html

3.Заповедники и национальные парки : [Сайт] / Благотворительный фонд «Центр ОхраныДикой Природы». .- М., 2000-2011. - URL : http://www.biodiversity.ru/publications/zpnp/index.html. - (28.12.11).

Лист корректировки

Тема урока

Дата

Причина

план

факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОР "Рабочая тетрадь по курсу "География Алтайского края""

Задания тетради направлены на то, чтобы учащиеся лучше узнали географические особенности своей малой Родины - Алтайского края. Выполнение заданий предполагает высокий уровень самостоятельности и эруди...

Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края

В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме "Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс...

Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края 5 класс

Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края . разработана на основе программы АГИПКРО, состоит из 34 часов, программа адаптированна на возрастную группу 5 классников....

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...