Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края 5 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (5 класс) на тему

Швенк Светлана Михайловна

Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края . разработана на основе программы АГИПКРО, состоит из 34 часов, программа адаптированна на возрастную группу 5 классников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_altaya_5_klass.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Комитет по образованию администрации города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №___6______

от «_28_»__мая_____2014г.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

протокол №_________

«___» _____________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 62»

_____Вологодская Е.В.

Приказ №___________

от «____»____________ 2014 г.

Рабочая программа по истории  и культуре Алтайского края.

II ступень

5 класс

Срок реализации программы 2013/2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы регионального компонента содержания образования «История и культура Алтайского края» авторского коллектива И. А. Жерносенко – доцента центра гуманитарно-эстетического образования АКИПКРО, Л. В. Золовкина – директора научно-методического центра начального профессионального образования, А. А. Пережогина – старшего преподавателя центра гуманитарно-эстетического образования и др. – г. Барнаул: АКИПКРО, 2006г. Допущена комитетом образования Алтайского края.

Составитель: Швенк С.М., учитель истории и обществознания

                                                         Барнаул

2014гг.

Пояснительная записка.

Реализуется за счет компонента образовательного учреждения учебного плана.

 Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы регионального компонента содержания образования «История и культура Алтайского края» авторского коллектива И. А. Жерносенко – доцента центра гуманитарно-эстетического образования АКИПКРО, Л. В. Золовкина – директора научно-методического центра начального профессионального образования, А. А. Пережогина – старшего преподавателя центра гуманитарно-эстетического образования и др. – г. Барнаул: АКИПКРО, 2006г.

Допущена Коллегией комитета Алтайского края по образованию. Приказ № 5\6 от 28.10.2005

. Современное школьное образование акцентирует внимание на проблему гуманитаризации обучения в школе, выделяя роль предметов гуманитарного цикла. Необходимо создать условия для становления личности ребенка.  Развитие личностных качеств человека: духовность, патриотизм, толерантность, гражданское самосознание, способность к самореализации, социальность невозможны без знания истории и культуры Алтайского края. Понятие «малая Родина» приобретает значение структурирующего элемента в формировании содержания исторического, гуманитарно-филологического и культурологического образования. Эта программа посвящена проблемам формирования содержания и методов изучения исторических процессов в Алтайском крае. Рассматривается Алтайский край как территориальный, историко-культурный и этногенетическое образование, сформировавшееся на территории русского и российского государства с древнейших времен до Великой Отечественной войны, сыгравшего значительную роль в евразийских историко-культурных процессах. Современное административно-территориальное образование «Алтайский край» органично входит в границы концепта «Алтай».

Программа предусматривает реализацию содержания регионального компонента в 5 классе основной школы в пределах 1 час в неделю.

Задачи:

          Выявление общих закономерностей в историко -культурном развитии края.

Изучение особенностей историко культурного процесса на Алтае.

Знакомство с основными историко культурными памятниками и именами.

Углубление аналитических способностей учащихся.

Развитие творческих способностей и интереса к истории и культуре малой родины.

Приобщение к поисковой и исследовательской работе.

Предлагаемое логическое содержание курса по хронологии вписывает прошлое                Алтая в российскую и всемирную историю и соответствуют программам Федерального компонента историко -культурного образования.

Принципы

Концентрический (содержание программы структурировано по основным разделам, которые должны быть отражены с учетом возрастных особенностей учащихся в учебных планах)

Хронологический (материал выстроен в соответствии с хронологией историко-культурного процесса)

Интегративный (предлагается единый курс, основанный на целостном представлении об историко-культурных процессах на Алтае)

Принцип соответствия психолога возрастным особенностям развития учащихся.

Принцип избыточности.

Принцип системности ( курс это целостное системное образование, содержание программы соотносится с основным предметным содержанием )

Аксиологический(отбор материала производился с учетом общепризнанной и общезначимой ценности)

Типологический(типология культуры дана в рамках логики историко-культурного развития)

Методы обучения:

Урок, проектная деятельность, поисковая, экскурсии.

Данная программа пополняет список имеющихся программ, учебных и методических пособий по проблемам изучения истории и культуры Алтая.

Учащиеся должны знать:

-основные этапы историко-культурного процесса на Алтае,

-основные виды и жанры искусства, получившие развитие на Алтае.

-основные направления и стили художественной культуры на Алтае.

-выдающихся деятелей истории и художественной культуры Алтая, наиболее значимые события и произведения.

-особенности языка различных видов народного и профессионального искусства на Алтае.

Уметь:

-соотносить исторические процессы на Алтае с историческими процессами  отечественной и мировой истории,

-узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением региональной культуры,

-устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов регионального и отечественного искусства.

-пользоваться различными источниками информации о региональной культуре.

-выполнять учебные и творческие задания.

Использовать, осуществлять и реализовывать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

-выбирать путь своего культурного развития,

-организовывать личный и коллективный досуг,

-выражать собственные суждения о явлениях алтайской культуры прошлого и современности,

-осуществлять личностную историко-культурную самоидентификацию

Содержание программы:

№ раздела.

Название раздела.

Кол-во

Час.

1

Природные и климатические условия развития культуры Алтая.

2

2

Древний Алтай.

5

3

Средневековый Алтай.

5

4

Алтай в 18 веке.

5

5

История Алтая в 19 веке.

5

6

Алтайский край в 20 веке.

8

7

Алтай на рубеже тысячелетий.

4

Природные и климатические условия развития культуры Алтая(2часа)

Границы Алтайского региона на разных этапах истории его народов и истории российского государства. Современные границы Алтайского края. Климат, растительный и животный мир, плодородие почв, природные ресурсы- естественные предпосылки возникновения и высокого уровня художественной жизни древних обитателей региона.

Основные историко-культурные эпохи. Исторические и культурные памятники, исторические деятели Алтая, явления художественной культуры Алтая.

Древний Алтай(5часов)

Древнейшие люди Хозяйство древних охотников и собирателей, их быт и жилище. Находки на Улалинке  Денисова пещера

.Изменение климата, исчезновение мамонтовой фауны .Новые формы хозяйственной деятельности. Изменение форм хозяйствования  .Древнейшие погребения. Могильники Усть-Иша , Усть-Алейка.

Большемысцы и афанасьевцы -роль местного и пришлого населения в их формировании. Первые металлические изделия. Появление производящего хозяйства   Могильник Большой мыс.

Население края в бронзовом веке. Хозяйство и быт  .Бронзолитейное производство .Комплексный характер хозяйственной деятельности .Поселение и жилища.

Население края в раннем железном веке . Каменцы, староалейцы, кулайцы.  Начало великого переселения народов.

Хозяйство и быт. Железоделательное производство .Появление городищ.

Общественные отношения, искусство, религия.

Первые упоминания о скифах греками и китайцами. Пазырыкская  культура  .История открытия .Государственное устройство .Торговые связи .Скифо-сибирский звериный стиль.

Произведения из дерева,,, , войлока, кожи, кости, железа ,золота, серебра. Погребальная обрядность  . Мумификация.

Средневековый Алтай(5)

Великое переселение народов. Гунны, тюрки, миф о Ашине. Тюркский каганат. Государственное устройство, Этнокультурная ситуация на территории Алтая.

Армия, дипломатические отношения и завоевания  .Культура тюрков на Алтае .Руническая письменность .Музыкальное творчество тюрков.

Монгольское время   .Алтай в составе Золотой и Белой Орды. Погребение воинов и обычных  дружинников.

Образование Джунгарского  ханства. Появление Западных монголов на Алтае. Подчинение алтайских племен джунгарам  .Северные и южные алтайцы.

Особенности мифологических представлений кочевых племен Алтая  .Культурно-бытовые традиции.

Художественно-поэтические образы в сказаниях.

Алтай в 18 веке(5)

Джунгарское ханство, взаимоотношение с Россией.

Первые русские деревни на территории края  .Сельскохозяйственные занятия, промыслы первопоселенцев.

Заселение края после 1747 г «пришлые « и добровольные поселенцы.

Гибель Джунгарского ханства и принятие южными алтайцами русского подданства. Создание Колывано-Кузнецкой оборонительной линии.

Открытие русскими медных руд. Становление Демидовских предприятий  .Колывано-Воскресенский и Барнаульский заводы.

Начало промышленной добычи . Открытие рудного золота на Змеиной горе.

Социальный состав русского населения, система управления, военно-горный строй.

Начало камнерезного дела на Алтае. Религиозные обряды русского населения .Бытовая культура русских крестьян.

Горнозаводские школы, училища, система подготовки инженерно-технических и медицинских кадров..Горнозаводские лечебные учреждения.

И.И.Ползунов., К.Д .Фролов.

История Алтая в 19 веке(5часов)

Территория Колывано-воскресенского горного округа. Развитие казенной золотопромышленности. Положение приписных крестьян  .Подготовка и обучение «горной элиты»

Влияние заводских порядков на развитие крестьянского общества Роль старообрядцев.

Социальные и экономические последствия реформы .Кризис промышленности. Состояние путей сообщения на Алтае. Пароходство на Алтае. Характер торговли.

Влияние реформы 1861 года на сельское хозяйство .Возникновение предпринимательства в сельском хозяйстве.

Самовольные переселенцы .Особенности и условия переселения в 60-80е годы 19 века.

Место Алтая в географических открытиях .Создание географической карты Алтая.

Развитие системы образования. Типы начальной школы на Алтае, роль ссыльных в общественной жизни.

Роль церкви. Развитие миссионерских школ. Деятельность Алтайской духовной миссии.

Литературная жизнь Алтая(Гуляев) Ядринцев- поэт и публицист .Театральная жизнь Барнаула .Художники Алтая .Традиции градостроительства на Алтае. Деревянное зодчество.

Алтайский край в 20 веке(8)

Экономические и социальные изменения в промышленности в начале 20 века. Монополизация. Иностранный капитал в промышленности. Завершение сибирской землеустроительной реформы.

Строительство новых железных дорог .Развитие торговли и банковское дело на Алтае. Крупнейшие предприниматели.

Общественно-политическая жизнь в начале 20 века. Рабочее движение.

Установление Советской власти и Гражданская война. Формирование «красного и белого» лагерей на Алтае. Правление Белополяков и Колчака. Партизанское движение. Крестьянские восстания 1920-1922годов.

Новые условия и новые веяния. Возникновения образования.

Особенности Нэпа на Алтае. Восстановление экономики, Кооперативное движение.

Коллективизация, индустриализация. Раскулачивание .Трудовой энтузиазм. Создание промышленности на Алтае.

Культура и искусство Советского Алтая: Бажов, Гребенщикова, Егоров…

Коммунистическая партия на Алтае. Противоречия в общественной жизни.

Строительство. Развитие народного образования .Шишков, Низовой, Казанский.

Алтай в годы Вов. Эвакуация промышленных предприятий. Патриотизм народа. Движение Тысячников . Герои ВОВ- наши земляки.

Восстановление послевоенной промышленности, развитие сельского хозяйства, транспорта, пароходства.

Алтай в жизни русских писателей.

Алтайский край в 1950-1980хгодах. Внутриполитические изменения.»Оттепель».Освоение целины. Научно-техническая политика.

Творчество Шукшина.

Творчество Юдалевич, Дворцов, Квин, Башунов…

Алтай на рубеже тысячелетий(4часа)

Алтайский край во второй половине 1980-начале 2000х годов. Современная социально-экономическая  , политическая и культурная ситуация в стране.

Постсоветский период развития Алтая, изменение социальной структуры общества. Промышленность, сельское хозяйство, фермерство, образование, наука, культурная жизнь.

Реставрация религиозных исканий на Алтае  :восстановление и открытие православных храмов. Реставрация религиозно-политического движения в Горном Алтае проблема сектантства  и религиозной интервенции.

Алтайская краевая писательская организация. Страницы истории и современность. Алтайская литературная периодика и их литературно-художественная и социальная роль в развитии культурных и литературных традиций на Алтае.

                           Поурочно- Тематическое планирование:

Предмет-история и культура Алтая.

Классы-5а,5б..

Учитель- Швенк С.М.

Кол-во час-34 часа ( 1 час в неделю)

№ урока

Тема урока

Кол-во

час

Контр.

Раб.

Лабор.

Раб.

другое

Природные и климатические условия развития культуры Алтая

2

1

Границы Алтайского региона. Климат, растительный и животный мир.

1

2

Основные историко-культурные эпохи. Исторические деятели Алтая.

1

Древний Алтай

5

3

Древнейшие люди. Изменение климата, форм хозяйствования.

1

4

Население края в бронзовом веке. Хозяйство и быт.

1

5

Население края в раннем железном веке. Начало Великого переселения народов.

1

6

Скифо-сакский период. Пазырыкская культура.

1

7

Искусство древнего Алтая.

1

Средневековый Алтай.

5

8

Великое переселение народов. Роль кочевников в истории Европы.

1

9

Культура тюрков на Алтае. Армия  и завоевания тюрков.

1

10

Монгольское время. Алтай в составе Орды.

1

11

Образование джунгарского ханства. Северные и южные алтайцы.

1

12

Искусства и культура средневекового Алтая.

1

Алтай в 18 веке

5

13

Джунгарское ханство, его территория и население. Россия и Джунгария.

1

14

Заселение края после 1747г. Состав русского населения, система управления, военно-горный строй.

1

15

Открытие алтайских медных руд. Начало промышленной добычи

1

16

Начало камнерезного дела на Алтае. Горнозаводские школы и училище.

1

17

Религиозные обряды русского населения. Бытовая культура русских крестьян.

1

История Алтая в 19 веке.

5

18

Колывано -Воскресенский горный округ.

1

19

Социально-экономические, политические и религиозные последствия реформы 1861 года.

1

20

Самовольные переселенцы 60-80е годы. Особенности и условия переселения.

1

21

Духовная жизнь Алтая в 18 веке. Роль старообрядцев. Деятельность духовной миссии.

1

22

Культура и искусство Алтая 19века.

1

Алтайский край в 20 веке

8

23

Экономические и социальные изменения в начале 20 века.

1

24

Общественно-политическая жизнь в начале 20 века.

1

25

Установление Советской власти и Гражданская война на Алтае.

1

26

НЭП, коллективизация и индустриализация на Алтае

1

27

Алтай в года Великой отечественной войны.

1

28

Алтай в послевоенный период.

1

29

Алтай в 1960-1980х годах.

1

30

Культура и искусство Алтая в 20 веке.

1

Алтай на рубеже тысячелетий

4

31

Алтайский край во второй половине 1980-2000годов.

1

32

Постсоветский период в развитии культуры Алтая. Изменения в обществе.

1

33

Реставрация религиозно-философских исканий на Алтае.

1

34

Культура и искусство современного Алтая.

1

 

Список литературы:

  1. А. А. Худяков «История Алтайского края». Учебное пособие для средней школы. – Барнаул. Алтайское книжное издательство, 1976 г.
  2. История Алтая. Часть I, II: Учебное пособие. – Барнаул: Издательство Алтайского университета, 1995 г.
  3. Земля сибирская, алтайская…: Учебное пособие по регионоведению\Сост.:Г.И.Витовтова, А.Р.Ивонин, Н.С.Цивина.-Барнаул:ОАО»Алтайский полиграфический комбинат»,1999.-Часть1.Древний период-первая половина x1xвека.-264с.:ил.
  4. Энциклопедия Алтайского края. – Барнаул: Алт. Издат., 1995 г.
  5. И. А. Жерносенко, М.Л. Шалобод, С.Я. Щеброва «Лекции по истории культуры Алтая». Учебные материалы для учителя, преподающего региональный компонент в общеобразовательной школе. – Барнаул: АКИПКРО, 2004 г. ИКТ. Визуальный ряд к учебным материалам для учителя. Традиционный фольклор народов Горного Алтая.
  6. Булыгин Ю. С. «Первые крестьяне на Алтае». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1974 г.
  7. В.Ф. Гришаев «Сыны Алтая и Отечества» III. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989 г.
  8. Бородкин «Исторические рассказы о Барнауле». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1963 г.
  9. И. К. Галкина «Искусство Алтая». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989 г.
  10. Н. Я. Савельева «Сыны Алтая и Отечества». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1988 г.
  11. М. Ф. Розен «Очерки об исследователях и исследованиях Алтая (XVIII – начало XX вв.)». – Барнаул: День. 1996 г.
  12. Т. М. Степанская. «Служили Отечеству на Алтае». – Барнаул: Пикет, 1998 г
  13. Пшеничный А.Г. История Алтая (древнейший период)5-6класс.

.

  1. Интернет.

Лист

 корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс  2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 5 класс ФГОС

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс ФГОС

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края предназначена для 6 класса ФГОС...