Технологическая карта
план-конспект урока по биологии (8 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn-karta-krugi_krovobr-ya.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Изучить большой и малый круги кровообращения, сформировать знание об особенностях функционирования кругов.

Цели деятельности учителя

Сформировать представление о большом и малом кругах кровообращения, о значении полного разделения артериальной и венозной крови по кругам кровообращения, об обеспечении органов и тканей организма человека кислородом и питательными веществами и первичном этапе утилизации продуктов обмена веществ.

Задачи урока

Образовательные:  

- сформировать знания учащихся о большом  и малом кругах кровообращения, о понятиях «предсердие», «желудочек», «аорта», «артерия», «капилляры», «полые вены», «легочные вены и артерии», «венечные артерии»;

- научить находить взаимосвязь между особенностями строения и фукционирования органов кровообращения со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

Развивающие:

- развивать  универсальные учебные действия (УУД);

- развивать коммуникативные навыки (участие в диалоге);

- развивать информационные навыки (поиску нужной информации);

- развивать познавательный  интерес (поиск разрешения проблемных ситуаций).

Воспитательные:;

- формировать навыки здоровьесбережения;

- воспитывать культуру общения.

Образовательные ресурсы

Учебник: Д.В. Колесов Р.Д. Маш. Биология. Человек 8 класс. М. Дрофа. 2017г.

Учебные таблицы:

- «Круги кровообращения»;

- «Строение сердца».  

Муляж сердца человека.

Раздаточный материал:  таблица “Круги кровообращения».

 

Методы и формы обучения

Методы: 

- словесный;

- наглядный;

 - практический;

- проблемный.

Формы организации деятельности на уроке: 

- фронтальная (беседа, демонстрация наглядного материала, решение проблемных задач);

- работа в парах.

Формы контроля

Индивидуальный контроль (ответы на вопросы), взаимоконтроль.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

учащиеся  получают знания об особенностях строения и функционирования кругов кровообращения человека.

Познавательные: 

  1. находить и использовать нужную информацию; 
  2. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 

Коммуникативные: 

  1. учиться слушать и понимать речь другого человека; 
  2. учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе  в паре; 
  3. учиться ставить вопросы, выражать свои мысли. 

Регулятивные: 

  1. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

учиться осуществлять самоконтроль и самооценку знаний, необходимую их коррекцию. 

  1.  учащиеся развивают   коммуникационные, информационные умения, навыки здоровьесбережения;
  2. у учащихся формируется осознанное отношение к своему здоровью, потребности в ведении ЗОЖ;

3. личностное самоопределение и смыслообразование. 

Организационная структура урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся по достижению планируемых результатов

Показатели достижения

результата

1

2

3

4

5

1. Организационный этап.

Цель: подготовка к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствует учеников, организует рабочую обстановку.

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку; организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм;

создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствуют учителя.

Выполняют самооценку готовности к уроку.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. 

Класс и оборудование полностью готовы к уроку.

Обучающиеся включены в ритм работы.

Оганизовано внимание всех учеников.

2. Создание проблемной ситуации.

Целеполагание.

Цель: создание условий, в результате которых обучающиеся самостоятельно выдвигают цель и формулируют задачи урока

Создает для учащихся проблемную ситуацию.

- А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца? (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и  т.д.)

А можем ли мы так же легко определить направление движение крови в нашем организме?

Кто впервые описал круги кровообращения у человека?

Вступая в диалог с учителем выявляют проблему, проговаривают и осознают её.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны и чему им надо научиться).

Предлагают и согласовывают с учителем цель  (главный вопрос) урока.

Осознают цель предстоящей деятельности.

 Совместно с обучающимися сформулирована цель урока, определены задачи

3. Актуализация знаний.

Цель: актуализация опорных знаний, необходимых для освоения новой темы.

Таблица «Строение сердца »,

муляж сердца человека.

Повторяет с учащимися материал предыдущего урока, задает вопросы, проверяет знание терминов.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал. Формулируют тему урока.

Актуализированы знания

и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организация усвоения нового знания в результате объяснения нового материала и самостоятельной работы с  учебником.

Таблица «Круги кровообращения»,

 § 21 учебника.

Учитель побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. 
Учитель
 демонстрирует таблицы и муляж сердца, обсуждает с учащимися рисунок в учебнике.

Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы учителя, обсуждают пройденный в 7-м классе материал по данной теме, разбираются с информацией в таблицах и рисунком в учебнике.

-Организована и методически обеспечена самостоятельная работа по усвоению новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявление причин ошибок и их исправление.

Проблемный рисунок  УЭ 1.

Учитель организует работу учащихся в парах по выполнению 1-го задания  в распечатке.

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).

Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).

В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.

Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.

Выполняют задание.

Организована работа по первичному закреплению материала с помощью проблемного рисунка.

6. Первичное закрепление.

Цель: организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Таблица для заполнения УЭ 2.

Учитель организует работу учащихся в парах по выполнению 2-го задания  в распечатке.

Учащиеся, работая в парах,  заполняют таблицу.

Использованы приобретенные знания в практической деятельности;

  • заполнена таблица по кругам кровообращения.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

§ 21, лабораторная работа № 7 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

На отметку «5»:

-  ответить на вопросы учебника;

- выполнить лабораторную работу;

- подготовить сообщение «Эволюция кровеносной системы».

Озвучивает домашнее задание. 
Дома вам предлагается выполнить следующую лабораторную работу: функция венозных клапанов и изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Разбирает порядок выполнения лабораторной работы.

Обсуждают выполнение домашнего задания, разбирают порядок выполнения лабораторной работы, задают вопросы учителю, записывают домашнее задание.

Сообщены объем и содержание домашнего задания

с фиксацией в дневнике.

Произведен анализ домашнего задания; указаны трудности, с которыми могут столкнуться обучающиеся.

Объявлены критерии оценки домашнего задания.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: подведение итогов урока, оценка результатов деятельности обучающихся.

Фронтальная  беседа с учащимися.

Продолжите предложения:

«Сегодня я узнал ...»

«Было интересно ...»

«Я научился ...»

«Я понял, что ...»

«У меня получилось ...»

«Теперь я могу ...»

«Меня удивило ...»

«В жизни мне пригодится ...»

Озвучивает отметки за урок, поощряет активных учеников.

Отвечают на вопросы учителя. Проводят самооценку, определяют степень своего продвижения к цели.

Высказывают свое мнение об актуальности изученной темы, о совместной работе с одноклассниками.

Подведен итог урока.

Проведена рефлексия учебной деятельности.

Осуществлен анализ достижения цели урока, самооценки, оценки учителя.

Дата _________ Фамилия, Имя _______________________________________________

Тема: «Круги кровообращения» (§21)

Учебный

элемент (УЭ)

Содержание УЭ

Задание

УЭ-1

Круги кровообращения (§21).

Два круга кровообращения (большой и малый) начинаются артерией, а заканчиваются венами. Каждый круг кровообращения начинается в желудочке, а заканчивается в предсердии. В каждом круге есть два типа крови (артериальная и венозная). Тип крови меняется в капиллярах во время обмена О2 и СО2. 

               

  1. Найдите на рисунке схематичное изображения Мозга и Легких. Подпишите их.
  2. Закрасьте соответствующими цветами типы крови (венозная – синяя, артериальная – красная) в большом и малом кругах кровообращения.
  3. Покажите стрелочками направление движения крови по кругам кровообращения.

УЭ-2

  1. Заполнить таблицу используя текст учебника (§21).

Признаки

Большой круг

Малый круг

1. Начало круга (камера сердца).

2. Вид крови (артериальная или венозная).

3. Направление движения крови (к каким органам).

4. Газообмен (кислород, углекислый газ).

5. Вид крови (артериальная или венозная).

6. Направление движения крови (из каких органов и куда).

7. Окончание круга (камера сердца).

8. Время движения крови по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...