Элективный предмет "Регуляция физиологических функций человека"
рабочая программа по биологии (11 класс)

В рабочей программе отражены цель, задачи и концепции предмета, содержание, учебно-тематический план с видами деятельности обучающихся, основные требования к занниям и умениям обучающихся.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 3» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 3»)

«РАССМОТРЕНА»

Протокол № 1

от «26» августа  2016 г.

Руководитель ШМО

Ракитская Н.А./_____________/  

«ПРИНЯТА»

Педагогическим советом

Протокол №  8

от «28» августа  2016 г.

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ от «31» августа  2016 г. №  64/4

Директор  

                      ____________./Морозова О.В./

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования

по элективному предмету          

                                                       

«Регуляция физиологических функций человека».

11 класс

                                                           Составитель:

                                                                                           Ракитская Наталья Афанасьевна

«Согласовано»

Заместитель директора

_________________/Гращенкова Л.А./

«____»  августа 2016 г.

  1. Пояснительная записка

         Элективный предмет «Регуляция физиологических функций человека» предназначен для учащихся 10-11 классов средних школ, для профильных классов гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, медико-биологического и других направлений. Рабочая программа элективного предмета составлена на основе авторской программы А.А. Каменского «Регуляция физиологических функций человека».

Выпускники школ при сдаче ЕГЕ по биологии испытывают серьезные затруднения при ответе на вопросы  курса биологии человека.  Как правило, курс биологии человека в школе изучают в 8 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знание которых является обязательным для абитуриентов, в основной школе рассматриваются упрощенно или вообще опускаются. Особую сложность для учащихся при подготовке к экзаменам представляет самостоятельное изучение разнообразия тканей организма человека, способов регуляции функций организма, протекание физиологических процессов, проблемы высшей нервной деятельности. Это связано с тем, что в 8 классах учащиеся еще не владеют достаточными знаниями по вопросам состава, строения и обмена веществ в клетке, у них отсутствуют необходимые базовые знания по вопросам генетики и эволюции. Все это приводит к поверхностному изучению многих важных вопросов курса «Человек». При подготовке к единому государственному экзамену, учащимся для ответа на вопросы по разделу «Человек» необходимо использовать знания курса общей биологии. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную на уроках по общей биологии, на те знания основ анатомии и физиологии человека, которые они изучали в восьмом классе. Представляемый предмет — это, по сути, анатомия и физиология человека на уровне старшей школы. Элективный предмет «Регуляция физиологических функций человека» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития  организма человека..

Цель предмета: углубление и систематизация знаний учащихся по физиологии человека на базе  понятий обшей биологии, формирование у учащихся понимания того, что все регуляторные системы организма человека тесно взаимосвязаны и работают как единое целое.

Задачи предмета:

            1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в   области физиологии, углубление знаний учащихся о принципах и конкретных механизмах управления физиологическими функциями;

             2. ознакомление учащихся с причинами возникновения некоторых расстройств нервной, эндокринной и иммунной систем, а также с опасностями употребления наркотиков, алкоголя, токсических веществ;

3. создание условий для развития логического мышления, монологической письменной и устной речи, для развития творческих способностей учащихся, для ориентации познавательного процесса на общечеловеческие ценности.

Основные концепции элективного предмета:

- комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного), необходимость формирования понятия о единстве происхождения организмов, о единстве их строения на клеточной основе;

- сравнительно-эволюционная направленность предмета, обеспечивающая формирование у обучающихся эволюционного мышления на   основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток;

- историко-патриотический акцент, подчеркивающий не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандирующий достижения отечественных ученых, которые внесли исключительный вклад в развитие биологии;

- экологическая направленность предмета, обеспечивающая формирование твердого убеждения у обучающихся, что неблагоприятные факторы среды, стрессы, вредные привычки нарушают психоэмоциональный фон и затрагивают самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток.

2. Содержание элективного предмета. 34 часа.

Элективный предмет изучается в течение всего учебного года (1 час в неделю).

Введение. 1 час.

Физиология наука о принципах работы клеток, органов, систем органов и организма в целом. Понятие о нейроэндокринной и иммунной системах как основе гомеостаза.

Физиология возбудимых клеток. 4 часа.

Возбудимость как основа жизни. Строение и свойства плазматической мембраны.

Ионные насосы мембран клеток и их роль в поддержании возбудимости.        

Проводимость. Различные способы проведения возбуждения.

Аксонный транспорт и его роль в обеспечении нормальной работы нервных клеток.

Общая физиология нервной системы.  6 часов.

Строение нейрона. Виды нейронов. Нейроглия.

Понятие о синапсе. Электрические и химические синапсы.

Понятие о медиаторах. Основные медиаторы и рецепторы к ним. Нарушение синаптической передачи.

Пресинаптическое и синаптическое торможение. Тормозные медиаторы.      

Дивергенция и конвергенция нервных импульсов. Взаимодействие между возбуждением и торможением в нервной системе.

 Рефлекс и рефлекторная дуга. Моно и полисинаптические рефлексы.

Частная физиология нервной системы. 5 часов.

Строение и функции спинного мозга.

 Ствол мозга. Мозжечок. Черепно-мозговые нервы.

Средний мозг. Ретикулярная формация. Промежуточный мозг. Гипоталамус. Лимбическая система как центр эмоций.

Кора БП. Ассиметрия в деятельности полушарий коры.

Вегетативная нервная система. Симпатический и парасимпатический отделы ВНС.

Эндокринная регуляция физиологических функций. 6 часов.

 Железы внутренней секреции. Гормоны. Механизмы действия гормонов.

Гипоталамо-гипофизарная система.  

Щитовидная железа. Тимус. Эпифиз.

Надпочечники. Поджелудочная железа.

Эндокринология размножения.

Системы регуляторных пептидов.

Высшая нервная деятельность. 6 часов.

Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова.  Понятие о безусловных и условных рефлексах.

Образование и торможение условных рефлексов.

Бодрствование и сон. Фазы сна.

Память. Виды памяти.

Эмоции и их биологическая роль. Основные типы ВНД.

Сознание и мышление.

Иммунная система и принципы ее деятельности. 4 часа.

Иммунитет. Виды иммунитета. Антигены и антитела.

Фагоцитоз.

Пути стимуляции и подавления иммунного ответа.

Иммуннодефициты и аутоиммунные болезни.

Заключение. 2 часа.

Взаимосвязь регуляторных систем организма.

3. Учебно-тематический план

Тема

Содержание

Виды деятельности учащихся

Введение.

1 час.

Физиология наука о принципах работы клеток, органов, систем органов и организма в целом. Понятие о нейроэндокринной и иммунной системах как основе гомеостаза.

Определяют предмет, задачи и методы исследования физиологии как науки. Характеризуют содержание учений по нейроэндокринной системе как основе гомеостаза.  Объясняют вклад ученых — исследователей нервной и иммунной систем в развитие биологической науки.

Физиология возбудимых клеток.

4 часа.

Возбудимость как основа жизни. Строение и свойства плазматической мембраны.

Ионные насосы мембран клеток и их роль в поддержании возбудимости.        

Проводимость. Различные способы проведения возбуждения.

Аксонный транспорт и его роль в обеспечении нормальной работы нервных клеток.

Приводят доказательства (аргументацию)

причинно-следственных связей между строением и свойствами нервных клеток и их частей,  в частности, мембраны.  

Приводят примеры ионных насосов, различных способов проведения возбуждения.  Характеризуют аксонный аппарат и его роль в обеспечении нормальной возбудимости и проводимости. Выделяют существенные признаки строения нервных  клеток различных типов.

Общая физиология нервной системы.  

6 часов.

Строение нейрона. Виды нейронов. Нейроглия.

Понятие о синапсе. Электрические и химические синапсы.

Понятие о медиаторах. Основные медиаторы и рецепторы к ним. Нарушение синаптической передачи.

Пресинаптическое и синаптическое торможение. Тормозные медиаторы.      

Дивергенция и конвергенция нервных импульсов. Взаимодействие между возбуждением и торможением в нервной системе.

 Рефлекс и рефлекторная дуга. Моно и полисинаптические рефлексы.

Характеризуют состав, строение, функционирование нейрона, электрическую и химическую природу синапса, свойства медиаторов, функционирование нейронов, виды торможения, нарушения синаптической передачи. Объясняют взаимосвязь строения и функций нейронов и клеток нейроглии. Характеризуют нарушения синаптической передачи, пресинаптическое и синаптичнское торможение, взаимодействие возбуждения и торможения. Классифицируют рефлексы и рефлекторные дуги, характеризуют составные элементы рефлекторных дуг, объясняют рефлекторный принцип работы нервной системы.

Частная физиология нервной системы.

5 часов.

Строение и функции спинного мозга.

 Ствол мозга. Мозжечок. Черепно-мозговые нервы.

Средний мозг. Ретикулярная формация. Промежуточный мозг. Гипоталамус. Лимбическая система как центр эмоций.

Кора БП. Асимметрия в деятельности полушарий коры.

Вегетативная нервная система. Симпатический и парасимпатический отделы ВНС.

Объясняют взаимосвязь строения и функции спинного мозга, его отделов.

Выделяют функции серого и белого вещества спинного мозга, функции отделов головного мозга и его дополнительных структур. Характеризуют функции коры БП и асимметрию в деятельности полушарий коры. Выделяют существенные характеристики соматической и автономной нервной системы, симпатического и парасимпатического ее отделов. Представляют информацию в виде сообщений и презентаций.

Эндокринная регуляция физиологических функций.

6 часов.

Железы внутренней секреции. Гормоны. Механизмы действия гормонов.

Гипоталамо-гипофизарная система.  

Щитовидная железа. Тимус. Эпифиз.

Надпочечники. Поджелудочная железа.

Эндокринология размножения.

Системы регуляторных пептидов.

Умеют пользоваться цитологической терминологией. Обосновывают меры профилактики эндокринных заболеваний. Находят информацию о эндокринных  заболеваниях в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор). Характеризуют строение всех желез внутренней секреции, механизмы действия выделяемых ими гормонов,

Высшая нервная деятельность.

6 часов.

Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова.  Понятие о безусловных и условных рефлексах.

Образование и торможение условных рефлексов.

Бодрствование и сон. Фазы сна.

Память. Виды памяти.

Эмоции и их биологическая роль. Основные типы ВНД.

Сознание и мышление.

Характеризуют особенности условных и безусловных рефлексов, их образование и торможение, приводят примеры различных рефлексов. Характеризуют биологические ритмы человека, сменяемость фаз бодрствования и сна, фазы сна. Характеризуют природу памяти и виды памяти, природу эмоций и их биологическую роль, сознание и мышление. Определяют роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии представлений о рефлексе как основе функционирования нервной системы.

Используют знания о рефлексах,  биологических ритмах, особенностях высшей нервной деятельности для ведения здорового образа жизни, о необходимости профилактических мер для сохранения нормальной жизнеспособности организма.

Иммунная система и принципы ее деятельности.

4 часа.

Иммунитет. Виды иммунитета. Антигены и антитела.

Фагоцитоз.

Пути стимуляции и подавления иммунного ответа.

Иммуннодефициты и аутоиммунные болезни.

Определяют понятие «Иммунитет», методы исследования различных механизмов иммунитета, оценивают вклад русских ученых иммунологов  в мировую науку.

Классифицируют виды иммунитета.

Характеризуют отличительные особенности видов иммунитета.

Обосновывают меры профилактики заболеваний организма человека, используя знания об иммунитете и влиянии на него факторов окружающей среды.

Умеют пользоваться специальной цитологической и гистологической терминологией.

Находят информацию в различных источниках о иммунодефицитах и аутоиммунных болезнях.

Заключение.

2 часа.

Взаимосвязь регуляторных систем организма.

Характеризуют взаимосвязь нервной и эндокринной систем в регуляции функций организма.

Объясняют механизмы работы гипоталамо-гипофизарных структур.

Основные требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

- принципы работы нервной системы и отдельных ее структур;

- причины наиболее  распространенных расстройств работы ЦНС;

- об устройстве и работе основных эндокринных желез человека;

- механизмы некоторых эндокринных расстройств;

- строение и физиологию основных эндокринных желез;

- виды иммунитета и механизмы его формирования;

- взаимосвязь деятельности нервной, эндокринной и иммунной систем организма человека;

- опасность употребления веществ,  дезорганизующих работу регуляторных систем организма.

Обучающиеся должны уметь:

- объяснять механизмы работы регуляторных систем организма;

- ориентироваться в научно-популярной информации по физиологически-активным веществам;

- осуществлять реферативную работу с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями;

- работая над содержанием курса, составлять планы, схемы, конспекты, таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ТЕМЕ «ВЛИЯНИЕ РИТМА СТИХОТВОРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Методические рекомендации к исследовательской работе, которая заняла первые места на городской и региональной НПК в секциях "Литература", "Валеология", "Психология" и даже "Физиология"....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ С ДЦП. Авторская методика по формированию жизненно важных физиологических функций. автор Козуб Л.В.

Описание авторской методики развития жизненно важных ф-й у детей с ДЦП. Сыллка http://www.tc-sfera.ru/posts/logopedicheskaya-korrekciya-u-detey-s-dcp-formirovanie-zhiznenno-vazhnyh-fizi...

Урок 27.Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте. (7 класс)

Презентация иллюстрируют материал из учебника  «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (Стресс, его влияние на человека). Согласно календарн...

Интерактивный тест по теме"Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций"

Программированный опрос с использованием интерактивной доски SMART...

Возрастные особенности развития физиологических функций и систем организма ребёнка.

Информация для тренера о развитии организма ребёнка, физиологических функций и систем организма...

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"...

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Рассмотрим в чём заключаются особенности развития человека в подростковом возрасте, каково значение личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья....