ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ С ДЦП. Авторская методика по формированию жизненно важных физиологических функций. автор Козуб Л.В.
статья по теме

Описание авторской методики развития жизненно важных ф-й у детей с ДЦП. Сыллка http://www.tc-sfera.ru/posts/logopedicheskaya-korrekciya-u-detey-s-dcp-formirovanie-zhiznenno-vazhnyh-fiziologicheskih-0

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzp_9.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая коррекция у детей с ДЦП. Формирование жизненно важных физиологических функций.    

Козуб Людмила Викторовна, логопед-дефектолог, высшая категория, аспирант, г. Оренбург. Частный логопедический кабинет.  

Детские церебральные параличи (ДЦП) — это группа непрогрессирующих нарушений статических и двигательных функций, психического и речевого развития (нейромоторных дисфункций), возникающих вследствие поражения центральной нервной системы (ЦНС) на ранних этапах (5).

По классификации, предложенной К. А. Семеновой и соавторами (1973), выделяют шесть основных форм ДЦП:

  1. спастическая диплегия;
  2. двойная гемиплегия;
  3. гемиплегия;
  4. гиперкинетическая форма;
  5. атонически-астатическая форма;
  6. смешанная форма [5].

Для данной группы детей характерны различные логопедические проблемы. В своей статья мы бы хотели остановиться на тяжелой степени ДЦП и уделить внимание развитию жизненно важных процессов: дыхания, глотания, сосания, жевания. Формированием данных процессов занимается логопед – дефектолог, владеющий методикой работы с данной группой детей, специально подготовленный в области  логопедического массажа.

Первый этап логопедической коррекции по формированию жизненно важных функций:

Основные задачи данного этапа работы:

  1. нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата

работа направлена на изменение физиологии глотания, стимуляции мышц участвующих в глотании и запуск глотательного рефлекса; активизация процесса сосания; работа по смыканию рта (приведение нижней челюсти); собственно массаж языка, тренировка вкусовых рецепторов.

Средства: массаж, точечный массаж, упражнения на формирование новых действий, преодоление патологических рефлексов, использование искусственной локальной гипо- и гипертермии, пассивная артикуляционная гимнастика.

  1. формирование носового дыхания, увеличение силы и продолжительности выдоха.

Средства: стимуляция мышц участвующих в работе, тренировочные упражнения.  

Вспомогательные средства: использование вестибулярных пластинок.

  1. нормализация моторной активности рук. Тренировка хватательного рефлекса, манипулятивных движений, опорность предплечья.

Средства: массаж плеча, предплечья, кисти и пальцев рук. Специальные упражнения, упражнения, формирующие правильные манипуляции. Точечный массаж.

Вспомогательные средства:  мешочки с песком, щетки, прищепки, логопедические зонды, предметы с неострой колющей поверхностью, игрушки, материалы с измененной текстурной структурой. Предметы различной формой.

  1. развитие зрительной фиксации и прослеживания

Занятия, реализовывающие данные задачи,  продолжаются  от 1 часа до 1,5. Ребенок лежит на специальном массажном столе. После занятия ребенка высаживают на 30 минут. Курс 15 занятий, ежедневно.

Результаты данного этапа, полученные опытным путем (возможны индивидуальные особенности):

 - самостоятельное глотание

- носовое дыхание

- смыкание рта (самостоятельное удержание нижней челюсти приведенной к верхней)

- сосание соски

- захватывание и удержание предмета в руке

- слежение за игрушкой, слежение за взрослым

Таким образом, данная коррекционная система позволяет сформировать жизненно важные функции у детей тяжелой степени с ДЦП, в работе положительная динамика отмечена у всей группы детей.

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) Монография./ Е.Ф. Архипова.–М.: Просвещение, 1989.–80с.(5 п.л.)
  2. Архипова Е.Ф. Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича /К.А.Семенова.- Мед. реабилитация и соц. адаптация больных детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова.– Т.: Медицина, 1979.–12 с.(0,8п.л)
  3. Архипова Е.Ф. Медицинские рекомендации по коррекционно-логопедической работе с детьми, стирающими церебральным параличом, на ранней стадии болезни /К.А. Семенова.-Мед. реабилитация и соц. адаптация больных детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова.–Т.: Медицина, 1979.–14 с.(0,9п.л)
  4. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж / Книга 1. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. Часть 2 / Е.Ф. Архипова.–М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.–8с.(0,5 п.л.)
  5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. – Руководство по неврологии детского возраста. // М.: Просвещение, 1980.-425с.
  6. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н.-Детские церебральные параличи и их преодоления. // М.: Просвещение, 1969.-173с.
  7. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В.-Нарушение речи у детей с церебральным параличом. //М.: Просвещение, 1985.-192с.
  8. Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И.- Использование искусственной локальной гипотермии для коррекции двигательных и речевых нарушений при детском церебральном параличе. (Методические рекомендации)  //М.: 1989.-12с.
  9. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизации логопедической коррекции с использованием мультимедийных технологий. автор Козуб Л.В.

На протяжении ряда лет ведется работа по модернизации содержания логопедической коррекции. В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является по...

Статья "Формирование жизненно -важных компетенций старшеклассников в условиях социальной практики в Швеции"

Данный материал является анализом практики, которую я придумала, спланировала и реализовала, попутно получив сама многие новые для меня компетенции....

«Осанка, методика её формирования и коррекции у детей школьного возраста».

Актуальность данной методической разработки  состоит в том, что состояние здоровья школьников, отрицательная динамика уровня здоровья в образовательной среде заставляют пересмотреть педагогически...

Орыт работы по теме: «Формирование жизненно-важных умений и навыков по средствам физических упражнений».

Основная идея опыта: развивающее обучение, реализуемое через двигательные действия в базовых видах спорта (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол, гимнастика). Цель: попытка решить проблемы акти...

Статья "Значение спортивного туризма для формирования жизненно важных умений и навыков у школьников".

Спортивный туризм имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-волевого, патриотического воспитания подрастающего поколения.Основ...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня  по формированию связной речи Тема: Дикие животные зимойЦель: развитие навыка связной речи при описании картины.За...