Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи
план-конспект

Ускова Ольга Николаевна

Конспект фронтального логопедического занятия

для детей с ОНР 3 уровня  по формированию связной речи

 

Тема: Дикие животные зимой

Цель: развитие навыка связной речи при описании картины.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

 

·        Обучение  детей самостоятельному высказыванию 

·        Формирование  умения передавать впечатление об увиденном

·        Последовательное изложение содержания картины

·        Составление рассказ-описание по картине

Коррекционно-развивающие:

  • Формирование умения регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела
  • Формирование длительность и плавность речевого выдоха
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование положительной мотивации к занятиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

для детей с ОНР 3 уровня  по формированию связной речи

G:\мой КУРГАН\П.Р\Практикум по организации индивидуальной и фронтальной форм коррекционно-педагогической работы\hello_html_m656f56f8.jpg

Тема: Дикие животные зимой

Цель: развитие навыка связной речи при описании картины.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Обучение  детей самостоятельному высказыванию  
  • Формирование  умения передавать впечатление об увиденном
  • Последовательное изложение содержания картины
  • Составление рассказ-описание по картине

Коррекционно-развивающие:

  • Формирование умения регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела
  • Формирование длительность и плавность речевого выдоха
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование положительной мотивации к занятиям

Оборудование: легкие предметы (пушинки из ваты), носовые платочки, салфетка для суши, решётка для раковины, иппликатор, массажные мячи, листы картона голубого цвета с нарисованным контуром снеговика, пластилин белый.

Этапы

Содержание

1. Орг. момент

Сегодня мы с тобой будем путешествовать по зимнему лесу и посмотрим, как живут  дикие животные зимой.

Повторяй за мной.

Пришла зима

Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно.   Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы.    Стукнуть правым кулаком по левой ладони 

Реки покрылись льдом.   Руки ладонями вниз соединить и развести в разные стороны

Пошел снег.     Руки поднять вверх,

Он падал белыми,    а затем плавными, 

Пушистыми хлопьями   зигзагообразными движениями.

На землю       не спеша, опускать их вниз

На дома,    Соединить руки у себя над головой, чтобы получилась «крыша»

На деревья,  Поднять руки вверх, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева

На людей.      Положить руки себе на голову

Основная часть

2. Общая моторная зарядка

3. Речевая зарядка

Формирование нижне-диафрагмального дыхания

Это упражнение длится в среднем 2 - 3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

  • Сдувание и поддувание легких предметов с ладони

«Снежинка»

Ладонь находится на расстоянии около 10 см от губ.  предлагается медленно и тихо подуть на ладонь, чтобы снежинка слетела с ладони. Обязательно отмечает, что ребёнок долго дул на «снежинку».

Работа над голосом

Работа с решеткой, салфеткой из бамбука или иппликатором.

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки

И катались на горе

От хвоста и к голове

«Прыгаем» всеми пальцами по коврику из аппликатора

Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев

  • Только волк ничего не боится и даже показывает свои клыки

«Волк»:

Рычит: «Ы-Ы-Ы…»

Изобразить серого волка. Предварительно показать, как надо тянуть звук «Ы», оскалив зубы.  Важно при этом «Рассердиться» - нахмурить брови и крепко сжать кулаки.

  • Убегает от волка только зайчик

«Добрый и злой»: попросить показать волка и зайчика. Спросить, кто из них добрый, а кто злой.

Кто рычит: «Ы-Ы-Ы…», а кто пищит: «И-И-И…»? Изобразить каждого из этих животных.

Голосовое упражнение «Вьюга воет»

  • Вдохните и выдохните, контролируя рукой живот, затем на выдохе произносите звук -у-
  • Поочередно тянуть гласные -а-, -о-, -у-, без паузы один звук переходит в другой
  • громко, тихо,  умеренно произносим звук а.

4. Координация речи с движениями

«Наступили холода» М.Картушина

Да-да-да-да – наступили холода (потереть ладошками друг о друга).

Да-да-да-да – превратилась в лед вода (мягко провести большими пальцами по шее вверх и вниз).

Ду-ду-ду-ду – поскользнусь я на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа).

Ду-ду-ду-ду – я на лыжах иду (растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды-ды – на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу “козырьком” и энергично растереть).

Ди-ди-ди-ди – ну, заяц, погоди! (погрозить пальцем).

Игра с массажными мячами

Дети, отгадайте загадку:

 

Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (ёж)

Дети, а ёж впадает зимой в спячку?

Ёжик, спрячь свои иголки.

Мы же дети, мы – не волки.

Спрячь свои иголки, еж.

Ты колючий, ну и что ж.

Мы хотим тебя погладить.

Мы хотим с тобой поладить.

Дети, а кто ещё зимой спит? Медведь 

А как называется его дом? Берлога

А кто рождается у него в берлоге? Медвежонок

А как мы назовём медвежонка ласково? Мишутка

А сейчас поиграем с носовыми платочками.

Ударяем по платочку кулаками в такт стихотворения

Шёл мишутка, то да топ

Вдоль звериных тайных троп.

Но устал и сел на пень.

И ему подняться лень.

Д.И. «Назови детёныша»

Ребята, назовите детёнышей животных, которые изображены на картине.

Игра с мягким пластилином.

Снежок

Раз, два, три, четыре,              Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,       «Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,                    Чертим руками круг 

Очень гладкий,                        Одной рукой гладим другую 

И совсем, совсем не сладкий.       Грозим пальчиком

Раз – подкинем,

Два – поймаем.

Три – уроним

 И сломаем!

Или читается стихотворение и отбивается ритм карандашом по столу.

5. Речевая работа

Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов.

  • С чего вы начнёте рассказ?
  • Мы начнём рассказ с описания времени года.
  • О чём вы расскажите?
  • Мы расскажем о том, где лежит снег. Расскажем о деревьях.
  • О чём вы будете рассказывать дальше?
  • Потом мы расскажем о животных, кто есть на картине, о том, что они делают.
  • О ком вы ещё расскажите?
  • Мы расскажем о птичках.
  • Чем вы закончите рассказ?
  • Мы закончим рассказ описанием  настроения от картины.
  1. Обдумывание плана рассказа детьми.
  2. Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом одним ребёнком полностью.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях. Все деревья без листьев.

По тропинке бежит лиса. Она рыжая и красивая.

Некоторые животные спят в своих домах. У них спячка. У мышки домик называется нора, у медведя берлога. У мышки домик маленький, у медведя – большой. На деревьях сидят птицы. Это снегири, потому что у них красные грудки. Зимой птицам есть нечего. Поэтому мы каждый день насыпаем корм в кормушку и ждем птиц.

Ребята, наш язычок сегодня очень хорошо потрудился.

Может, сделаем ему подарок?

Я хочу предложить  смастерить снеговика.

Аппликация способом налепа «Снеговик»

Повторяй за мной.

Раз рука, два рука – лепим мы Снеговика 

(имитируют руками лепку).

Мы скатаем снежный ком – вот какой! 

(гладят себя по бедрам).

А потом поменьше ком – вот какой! 

(растирают ладонями грудь).

А потом скатаем мы маленький комок 

(поглаживают щеки)

Вот и вышел Снеговик – Снеговик-снеговичок! 

(руки в бока – повороты корпуса вправо-влево).

А сейчас я хочу дать  картон и пластилин.

Давайте мастерить снеговика.

Заключение

Все хорошо мы с сегодня занимались, снеговики получились красивые.

Наш язычок будет очень рад такому подарку.

Мы дальше будем учиться аккуратно выполнять поделки, и помогать друг другу.

Спасибо, что поиграли сегодня со мной. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНРсредняя возрастная группа, первый год обучения...

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

методическая разработка - "ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ - I - период"

В данной методической разработке перспективного плана формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  представлена система работы в 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) с у...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по обучению связной речи

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин с элементами театрализованной деятельности. Обучение пониманию скрытого смысла пословиц. Подбор родственных слов....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Грамматики»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей  подготовительной к школе группы«Путешествие в Страну  Грамматики»...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи с ОНР 3 уровня (лексическая тема: «Одежда»).

Активизировать словарь по теме «Одежда», обучить составлению описательного рассказа по схеме....