«Осанка, методика её формирования и коррекции у детей школьного возраста».
методическая разработка по физкультуре по теме

Майлат Юрий Григорьевич
Актуальность данной методической разработки  состоит в том, что состояние здоровья школьников, отрицательная динамика уровня здоровья в образовательной среде заставляют пересмотреть педагогические и медицинские подходы к этой проблеме. Научные данные последнего десятилетия о роли двигательной активности свидетельствуют о том, что без достаточного объёма двигательной активности достижение высоких интеллектуальных и жизненных целей оказалось невозможным  
 Пособие состоит из  трех глав: 1. Изучение и исследование  научной - методической литературы; 2. Профилактика нарушений осанки и  методы ее коррекции; 3. Организация эксперимента и рекомендации по методике работы с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья в СМГ.Новизна настоящей  методической  разработки  заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания, направленные на оздоровление школьников и воспитание у них сознательного интереса к своему физическому развитию
Отличительной особенностью данной работы является  то, что она представляет собой подборку практических материалов, основанных на экспериментальных исследованиях и дает возможность использовать рекомендованную методику в практической работе всех заинтересованных лиц. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»

                Методическая разработка по теме:

«Осанка, методика её формирования и коррекции у детей школьного возраста».

учителя физической культуры

Майлата Юрия Григорьевича

                           Утверждена на заседании

                                              методического объединения учителей

                                 физической культуры и ОБЖ

                                Протокол №_____________

                                                           Руководитель МО_______ Шукалина Л.Э.

                                                 Рекомендовано к использованию в ОУ

Севастополь

2014 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.Изучение и исследование в научной-методической                  литературе…………………………………………………………………..6

1.1.Понятие осанки…………………………………………………………6

1.2. Виды нарушений осанки………………………………………….…..8

1.3. Причины нарушения осанки……………………………………….…11

Глава 2.Профилактика нарушений осанки и методы ее коррекции   ………………………………………………………………..………........14

2.1. Методы  профилактики нарушения осанки…………………………14

2.2. Методы коррекции осанки…………………………………………..17

Глава 3. Организация эксперимента и рекомендации  по методике работы с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья в СМГ ……………………..………………………………………………………..24

3.1. Организация исследования…………………………………………....24

3.2. Результаты исследования……………………………………………..26

Заключение……………………………………………….………………...27

Список литературы…………………………………………………….…28

Приложения…………………………………………………………….…30

Введение

Школьный возраст в развитии ребенка - время, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Анализ имеющихся данных показывает, что состояние здоровья детей в настоящее время далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества, так как заболеваемость детей, посещающих школьные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.

Актуальность данной методической разработки обусловлена задачей поиска эффективных средств предупреждения, выявления и коррекции нарушений осанки у детей школьного возраста, так как по данным ряда исследований различные формы нарушения осанки составляют 70% от числа всех заболеваний [12; 26].

Дефекты осанки ухудшают функцию внутренних органов. Уменьшение амплитуды движений грудной клетки диафрагмы нарушает функцию органов дыхания (уменьшается жизненная ёмкость лёгких, затрудняется работа лёгких), ухудшаются условия для работы сердечнососудистой системы (затрудняется работа сердца); уменьшение колебаний внутрибрюшного давления оказывает неблагоприятное влияние на желудочно-кишечный тракт [16, c. 146]. Одними из последствий неправильной осанки могут быть снижение обмена веществ, появление головных болей, повышение утомляемости, падение аппетита, ребенок становиться вялым, апатичным, избегающим подвижных игр.

Таким образом, нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Выше приведённые факты обуславливают то, что физическая подготовка и профилактика нарушения осанки - одни из самых важных и актуальных проблем государства. Здоровье нации - это залог ее процветания, это тот решающий потенциал, который в конечном итоге определяет судьбу любых реформ.

Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста невозможна без правильно организованного, управляемого процесса физического воспитания, цель которого конкретизируется следующими оздоровительными задачами: профилактикой нарушения осанки; гармоничным развитием всех физических качеств с учетом сенситивных периодов; достижением должного уровня физического состояния, обеспечивающего высокий уровень физического здоровья.

Главным компонентом физического воспитания являются физические упражнения. При выборе управляющих воздействий и составления физкультурно-оздоровительных программ следует учитывать особенности применения средств, методов и форм организации занятий в различные возрастные периоды, связанные с закономерностями развития в онтогенезе и индивидуальными особенностями организма детей.

Объектом данного исследования является осанка, предметом –  методика её формирования и коррекции у детей школьного возраста. Целью работы была выработка и внедрение в практику новых методов формирования и коррекции осанки у детей школьного возраста. Задачами – выработка комплексов упражнений, направленных на формирование и коррекцию осанки, их апробация на практике; подтверждение или опровержение гипотезы о том, что формирование и коррекция осанки у младших школьников будет проходить заметно эффективнее, если в классический урок оздоровительной гимнастики будут добавлены специально подобранные упражнения способствующие формированию и укреплению осанки.

Новизна работы обусловлена тем, что её автором были составлены 9 комплексов специально подобранных упражнений, рассчитанных на профилактику и коррекцию осанки; эти комплексы были апробированы на практике, доказана их эффективность.

Данная методическая разработка предназначена для учителей ФГКОУ «СОШ № 8» с целью внедрения в педагогическую практику, оказания консультативной помощи родителям.

Работа выполнена в рамках разработки проблемной темы ФГКОУ «СОШ № 8» «Управление качеством образования на основе внедрения современных информационных образовательных технологий» и методического объединения учителей физической культуры: «Реализация новых образовательных стандартов, ориентированный на результат в процессе учебно-воспитательного и внеклассного обучения учащихся».

Глава 1

Изучение и исследование в научной-методической  литературе

  1. Понятие осанки.

Осанка – привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника [26, c. 8]. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки. Она определяется следующими характеристиками: вертикальное положение головы (подбородок слега приподнят, линия, соединяющая нижний край орбиты глаза и козилок уха, горизонтальна); шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и над плечом, одинаковы; плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены; грудная клетка симметрична и немного выступает, живот подтянут, лопатки прижаты к туловищу, расположены на одной горизонтальной линий [10, c.35].

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба [Приложение 1].

При нормальной осанке плечи у школьника расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Физиологические изгибы выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища симметричны. Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, плечи опущены и находятся на одном уровне. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны, находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут, по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей – грудной кифоз [6, c. 26].

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1–2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед, угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28є, у девочек – 31є. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10–12 годам [16, c. 87].

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной, горизонтальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков. Необходимо обращать внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой. Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет прямую линию. При патологических состояниях позвоночника, возможны искривления как переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз) [12, c. 39].

  1.  Виды нарушений осанки.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передней-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника: а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника; в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области; г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение  поясничного лордоза;  д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Обычно различают 3 степени искривления позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, ребенка просят выпрямиться. При деформации 1 степени искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении; деформации 2 степени - отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке; деформации 3 степени - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиоз – это заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, сочетающееся с торсией позвонков [16, c. 189]. Наличие торсии  является главным отличительным признаком сколиоза – по сравнению с нарушениями осанки во фронтальной плоскости. Торсия (torsio) – скручивание позвонков вокруг вертикальной оси, сопровождающееся деформацией их отдельных частей и смещением; позвонков относительно друг друга в течение всего периода роста позвоночника [10, c. 93].

В верхней половине дуги искривления остистые отростки изгибаются в выпуклую сторону, в нижней – в вогнутую. На вогнутой стороне сколиоза мышцы и связки укорочены, на выпуклой – стянуты. Растянутые мышцы на выпуклой стороне развиты значительно слабее, чем укороченные мышцы на вогнутой стороне позвоночной дуги. Ребра повернуты; грудина смещена и наклонена в сторону вогнутости. Грудная клетка более всего деформируется сколиозом в области грудных позвонков, смещение ребер вызывает изменение ее формы. На выпуклой стороне ребра направлены косо – вниз – вперед, промежуток между ребрами расширен.

На вогнутой стороне ребра менее наклонены спереди и располагаются близко друг к другу. Лопатки находятся на разной высоте; в случае сколиоза в грудной части позвоночника лопатки также имеют торсию. Таз наклонен с торсией вокруг крестца [20, c. 62].

   Эти структурные изменения приводят к нарушению сердечнососудистой деятельности и дыхательных систем, желудочно-кишечного тракта, других систем организма. Поэтому правильно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.

По форме искривления и степени сложности сколиозы делятся на две группы: простые и сложные. Простые сколиозы характеризуются простой дугой искривления. При этом позвоночный столб напоминает букву «С» и отклоняется в одну сторону. Такие сколиозы могут быть локальными (поражающими один отдел позвоночника) и тотальным (поражающим весь позвоночник) [16,  с. 220]. Сложные сколиозы характеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в разных направлениях. Это так называемые S-образные сколиозы.

По направлению дуги искривления сколиозы делятся на правосторонние и левосторонние. Сложные сколиозы образуются из простых: основная, первичная дуга искривления компенсируется вторичной дугой искривления. Тип сколиоза определяется локализацией первичной дуги искривления [5, c. 117].

Этиологически различают сколиозы врожденные (они встречаются у 23%) и приобретенные. К приобретенным сколиозам относится: 1) ревматические, возникающие внезапно и обуславливающие мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита; 2) рахитические – рано проявляется различными деформациями опорно-двигательного аппарата, проявлению и прогрессированию которых благоприятствуют мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе; 3) паралитические, возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях; 4) привычные, возникающие на почве привычной плохой осанки (часто их называют «школьными», так как в этом возрасте они получают наибольшее выражения). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и т.д. [16, c. 145].

Различают три степени нарушения осанки. Первая степень характеризуется изменением тонуса мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Нарушение легко исправляется при систематических занятиях корректирующей гимнастикой [23, c. 15]. Вторая - изменениями в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корректирующей гимнастикой под руководством медицинских работников [23, c. 15]. Третья - стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Изменения не исправляются корректирующей гимнастикой, а требует специального ортопедического лечения [23, c. 16].

  1. . Причины нарушения осанки.

Осанка развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. В младшем школьном возрасте осанка ребенка только формируется. Этот процесс происходит под влиянием многих факторов: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве.

Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5–7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Одними из причин, которые могут привести к нарушению осанки в школьном возрасте, являются неправильное положение тела при занятиях и во время сна.

В частности, причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа «калачиком», когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.

В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др.).

В основе нарушений осанки часто лежит и недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Таким образом, нарушения чаще всего возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают «ошибочные» условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. При нарушениях в сагиттальной плоскости широко применяют различные виды физической реабилитации.

Глава 2

Профилактика нарушений осанки и методы ее коррекции  

2.1. Методы профилактики нарушения осанки.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать: а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;  б) правильная и точная коррекция обуви, устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость); в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.); г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.; ж) плавание [2].

Основными средствами профилактики нарушений осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статистических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика) [11, c. 37].

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сидя (темп выполнения 15 - 16 раз в мин.). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз, а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек. и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И. п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе [12].

Таким образом, физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Лечебно-физическая культура показана на всех этапах развития сколиоза, но более успешные результаты она дает при начальных формах его развития.

Уровень двигательной активности в школьном возрасте в значительной мере обусловлен не возрастной потребностью в ней (кинезифилией), а организацией физического воспитания в школе, привлечением детей к организованным и самостоятельным занятиям в неучебное время.

Комплексная профилактика нарушения осанки, принятая в России, помимо трех обязательных уроков в неделю предусматривает дополнительные и факультативные занятия и физические упражнения в режиме дня. Дети должны ежедневно заниматься физическими упражнениями около двух часов. Но даже при самых благоприятных условиях на практике общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить необходимый объем двигательной активности, поэтому фактически специально организованная двигательная активность ограничивается 3-4 часами в неделю у основной массы школьников, что составляет 30% гигиенической нормы.

Дети, посещающие ДЮСШ, заняты тренировками от 8 до 24-28 ч в неделю, что в несколько раз выше недельной нагрузки занимающихся в общеобразовательных школах. Ранняя спортивная специализация, создающая гиперкинезию (чрезмерную двигательную активность), в последнее время распространена в спорте. Исследования ряда авторов показали, что при этом возникает специфический комплекс функциональных нарушений и клинических изменений, обозначаемых как состояние гипокинезии. Такое состояние сопровождается опасными изменениями со стороны центральной нервной системы и нейро-регуляторного аппарата детей. Отмечается истощение симпатоадреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета организма.

При общности теоретических положений о критериях возрастных норм двигательной активности детей и подростков разные авторы приводят разные показатели, характеризующие эти нормы.

2.2. Методы коррекции нарушений осанки.

В большинстве случаев одной профилактики недостаточно. Обычно заниматься своим здоровьем или здоровьем своих детей мы начинаем не заранее, а тогда, когда уже поставлен более или менее серьезный диагноз. Диагноз «плохая осанка» можно не глядя ставить любому, но все-таки желательно обратиться к ортопеду и врачу лечебной физкультуры. Точный диагноз и квалифицированные советы специалистов помогут правильно организовать лечение.

В младшем школьном возрасте почти все физические качества ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. При этом возраст 6-9 лет особенно плодотворен для создания координационной базы, 9-11 лет - для развития быстроты и "быстрой" силы. Если в этот период не сосредоточить педагогические усилия на этих составляющих физического потенциала ребенка, то будет безвозвратно упущено самое подходящее время, самые благоприятные условия для формирования физиологической основы будущих физических кондиций человека.

Поэтому организация правильного тренировочного режима ребенка с целью обеспечения скоростных качеств его общей физической подготовки и преимущественной направленности на развитие широкого спектра двигательных координаций оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период его жизни.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

Под управлением в физическом воспитании понимают процесс целенаправленного, контролируемого и регулируемого изменения двигательных возможностей человека. Уровни здоровья, физической работоспособности и социальной активности населения являются критериями эффективности этого процесса.

Физическое воспитание как процесс целенаправленного изменения форм и функций организма специфическими и не специфическими для него средствами представляет собой совокупность организационных педагогических средств, направленных на улучшение физического состояния человека. В сфере физического воспитания все большие распространения имеют идеи и принципы системного подхода.

Система рассматривается как совокупность взаимодействующих компонентов, связей и отношений, объединенных единством цели. Достижение цели является главной задачей управления. В педагогике управление осуществляемо при наличии: конкретной цели управления; объекта и органов управления; способности управляемого объекта переходить из одного состояния в другое; возможности управляемого объекта создавать управляющие воздействия; возможности управляющего объекта воспринимать эти воздействия; возможности выбора управленческого решения из некоторого набора или множества решений; определенных материальных ресурсов управления; сведений о текущем состоянии объекта управления;  возможности оценивать качества управления и др.

Самое главное средство профилактики и самый необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника — это выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это очень трудная задача, не столько для ребенка, сколько для родителей. Сама по себе хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях, у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично физически развитого ребенка [9].

Даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата, причем в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые мы хотим тренировать, на другие мышечные группы. Перед тем как приступать к собственно тренировке, необходимо научиться правильно, выполнять упражнения. Это также является одной из основных задач начального этапа.

Общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки выполняют независимо от индивидуальных особенностей нарушений осанки. Специальные упражнения для укрепления и растягивания мышц, увеличения подвижности позвоночника подбирают индивидуально, с учетом типа нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб.

При типичных нарушениях осанки нарушения мышечного тонуса более или менее одинаковы, и при их коррекции следует использовать одинаковые группы упражнений.

При сутуловатости и круглой спине следует уделить больше внимания укреплению мышц спины и плечевого пояса, расслаблению и растягиванию мышц груди, осторожно увеличивать подвижность грудного отдела позвоночника.

При кругло-вогнутой спине необходимо укреплять мышцы живота, спины, задней поверхности бедер, плечевого пояса и растягивать мышцы груди, поясницы и передней поверхности бедер. Следует избегать укрепления мышц поясницы и усиления поясничного лордоза. Для этого при тренировке мышц живота в положении лежа на спине надо прижимать поясницу к полу и выше поднимать ноги (лордоз при этом уменьшается); при упражнениях для мышц спины в положении лежа на животе поднимать только голову и плечи, а под живот можно подкладывать небольшую подушку.

При плоской спине следует укреплять все группы позных мышц, мышцы плечевого пояса и ног, осторожно развивать подвижность грудного отдела позвоночника и избегать излишнего увеличения поясничного лордоза.

При плосковогнутой спине необходимо укреплять все группы мышц, кроме мышц поясницы (их надо растягивать, чтобы уменьшить поясничный лордоз), обратить особое внимание на укрепление мышц задней поверхности бедер и брюшного пресса.

При асимметричной осанке надо особенно осторожно относиться к упражнениям, увеличивающим подвижность позвоночника, а при выполнении упражнений особое внимание обращать на симметричное положение тела [21].

В частности, при сколиозе грудной отдел позвоночника значительно чаще бывает изогнут, выпукл остью вправо, а позвонки при взгляде сверху — закручены против часовой стрелки. Такой тип нарушения осанки иногда называют школьным сколиозом — именно так изгибается и поворачивается позвоночник в обычной удобной, но неправильной позе при письме правой рукой. Одно из старинных синонимичных названий юношеского кифоза — кифоз подмастерьев. Подмастерьям портных и сапожников приходилось сутулиться за работой, в отличие от подпасков, принцев и нищих, которые чаще вырастали прямыми и стройными. А горбится ребенок круглые сутки за верстаком у злого хозяина или за компьютером у добрых родителей — позвоночнику все равно [9].сальник позвоночник коррекция

 Как первоклассник сидит, когда делает уроки? Чаще всего — в полумраке, за обеденным или письменным столом, рассчитанным на взрослого, и на взрослом стуле. Столешница при этом находится на уровне подбородка, плечи — выше ушей, спина, чтобы опереться на спинку стула, выгибается так, что смотреть на нее больно, и в поясничном отделе формируется кифоз вместо лордоза. Или ребенок сидит боком на краешке стула, формируя себе классическую сколиотическую осанку. Или держит книгу на коленях, формируя себе... И так далее. Тоже самое происходит и в школе — старинных удобных парт теперь не делают, и школьники от первого до одиннадцатого класса сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста. На ситуацию в школе, тем более при кабинетной системе, вы повлиять не можете. Но можете (и должны!) организовать рабочее место школьника дома.

Современный человек ведет сидячий образ жизни, поэтому необходимой и полезной является привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник.  В.М.Постникова приводит следующие правила правильной посадки [17]:

1. Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. Для этого к спинке обычного стула можно привязать толстый-толстый слой пенопласта или поролона, прикрепить на нужном расстоянии лист фанеры и т. д.

2. Чтобы сидеть было еще удобнее, на уровне вершины поясничного лордоза к спинке стула следует прикрепить небольшой мягкий валик. Тогда при опоре на спинку стула спина сохраняет естественную форму.

3. Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз — 30—35 см. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза. Какие ножки у мебели при этом подпиливать, а какие и как удлинять и что подложить на сиденье стула, думайте сами.

4. Можно не пилить мебель и не возиться с листами фанеры, а купить дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах — вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки.

5. Под ноги  подставьте скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямым углом, бедра — лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела.

6. Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вы тянутой руки от глаз. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости. Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.

7. Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна быть почти вплотную приближена к столу, локти — располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть примерно на 30°, чтобы ребенку не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Можно, и даже желательно, по возможности опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок.

8. Время от времени ребенок должен немного менять позу (в пределах правильной). Через каждые 30—45 минут занятий следует встать и подвигаться 5—10 минут.

9. Следите за тем, чтобы у ребенка не возникала привычка сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть, боком к столу и т. п.

Таким образом, здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если приходится дольше нескольких минут находиться в одной и той же позе, ребенок обвисает, вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски — и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки.

Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора и компьютера, ежедневная физкультура) — необходимое условие нормального развития опорно-двигательного аппарата. Гиподинамия, неправильное физическое воспитание, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки — все это ухудшает ситуацию.

Глава 3.

Организация эксперимента и рекомендации  по методике работы с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья в СМГ

3.1 Организация исследования.

 Исследование проводилось с учащимися 4-Б класса. В экспериментальную группу вошли 10 учащихся в возрасте 9–10 лет, имеющие незначительные нарушения осанки. Занятия проводились с ноября 2013 г. по январь 2014 г, 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница).

На первом этапе исследования был проведен анализ медицинских карт детей по данным медосмотра за 2011, 2012, 2013 учебный год.

Также было проведено тестирование для выявления нарушений осанки по С.Н. Поповой [Приложение 2]. При проведении данного теста для определения или отсутствия нарушений осанки получились следующие результаты: с нормальной осанкой - 2 школьника, с незначительным нарушением - 8 детей, с выраженным нарушением - 2 школьника.

На втором этапе проводилось определение уровня развития физических качеств. Для определения уровня развития физических качеств были использованы следующие тесты:

1. Для оценки гибкости применялся тест "наклон туловища вперёд".

Схема тестирования: Испытуемый становится на скамейку и наклоняется до предела вперёд - вниз, руки тянет к носкам, не сгибая ноги в коленях. Преподаватель при помощи линейки измеряет расстояние от края скамейки до 3-го пальца руки. Если при этом пальцы не достают края скамейки, то величина подвижности обозначается со знаком "-", если опускается ниже со знаком "+".

2. Для оценки силы мышц брюшного применялся тест "поднимание туловища".

Схема тестирования: Для оценки силы мышц спины обследуемый выполняет поднимание туловища из и. п. лежа на спине, руки за головой за 30 сек. Подсчитывается максимальное количество раз.

3. Для оценки силы мышц спины применялся тест "удержание туловища".

Схема тестирования: Для оценки силы мышц спины обследуемый должен поднять и удерживать туловище из и. п. - лежа на животе, руки за голову. Фиксируется время удержания туловища до полного утомления мышц. Результат фиксируется в секундах.

4. Для определения способности к сохранению равновесия применялась проба Ромбегра " Пяточно-носочная".

Процедура тестирования. Эта проба выполняется следующим способом. Испытуемый принимает позу: ноги на одной линии, правая впереди левой, носок левой ноги упирается в пятку правой ноги, глаза закрытые, руки в стороны. Отчет времени начинается после принятия им устойчивого положения и прекращается в момент потери равновесия, результат засчитывается в секундах.

5. Также было проведено измерение ЖЕЛ (при помощи воздушного шарика ). Результаты обследования показали, что ЖЕЛ у детей с нормальной осанкой приближен к возрастной норме, ЖЕЛ у детей с незначительными нарушениями осанки снижен до 10 %, у детей с выраженными нарушениями 10-15%.

На третьем этапе исследования была выработана методика для коррекции нарушения осанки, основанная на комплексе специальных физических упражнений. Комплекс упражнений выполнялся учащимися 3 раза в неделю по 40 мин (Приложение 3) При подборе комплексов лечебной гимнастики учитывались: пол, возраст, степень локализации поражения, степень подготовленности детей.

На четвертом этапе проводилось сравнение полученных результатов, до и после педагогического эксперимента.

3.2 Результаты исследования

В результате проведенного исследования получены улучшения показателей физического развития, таких как ЖЕЛ (результаты более приближены к возрастной норме).

Наиболее эффективны результаты развития физических качеств в тесте "наклон туловища вперед" (темп прироста коэффициента 50-55%).

В тесте "поднимание туловища", после проведения эксперимента также наблюдается положительная динамика (темп прироста 45%).

В тесте "удержание туловища", отражающим уровень развития силы мышц спины прирост показателей после исследования - 47%.

В тесте "проба Ромберга" - 34%.

При повторном обследовании отмечено: дети с нормальной осанкой-  5 чел., с незначительными нарушениями – 3 чел., с серьезными нарушениями-2 чел.

Также было замечено снижение частоты респираторных заболеваний участников исследования.

Таким образом, использование предложенной методики формирования и коррекции осанки показало её эффективное и положительное влияние на физическое состояние испытуемых.

                                                    

   

Заключение

Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников, причиной снижения общей работоспособности и нарастания психофизической нагрузки. Результаты данного исследования показали, что предложенные комплексы физических упражнений способствуют не только формированию правильной осанки, но и предотвращают нарушение осанки у детей школьного возраста.

Практическая значимость данной методической разработки обусловлена доказанной эффективностью применения предложенной в ней методики формирования  и коррекции нарушений  осанки у школьников. Предложенные методические комплексы могут быть использованы специалистами физической культуры в общеобразовательной школе.

Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми.

Поэтому важное значение в профилактике нарушений осанки отводиться лечебно-физической культуре, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Учебная работа по физической культуре рассчитана на три часа в неделю в каждом классе, поэтому формировать и следить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительный часы здоровья.  На дополнительных часах, а также в домашних условиях, можно использовать комплексы упражнений, представленные в данной методической разработке.                                                                                                                          

Список литературы

1. Бобырь А.И., Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза. – Уфа, 1999.

2. Большая медицинская энциклопедия. - М.: АСТ, 2007. – 736с.

3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1996.

4. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: ФиС, 1999.

5. Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000, № 3, с. 38-42.

6. Евсеев С.П., Шипицина Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры. - М. Советский спорт, 2004.

7. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. - М. Гэотар-мед. 2002.

8. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение: (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. - М.: Медицина, 1999.

9. Котешева И.К.Оздоровительная методика при Сколиозе. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002 — 240 с.

10. Куничев Л.А. Лечебный массаж. - Л.: Медицина, 1999.

11. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии. - Л. 1992.

12. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - Л.: Медицина, 1998. - 143 с.

13. Лубышеаа Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов. //Теория и практика физической культуры, 2003, №З.

14. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие. — М.: Книжный Дом, 2004. — 320 с. — (Домашний доктор).

15. Плаксунова Э. В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии // Физическая культура. 2008. № 2.

16. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиоза у детей. - К.: Здоров’я, 1990.

17. Постникова В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. - М. 1997.

18. Потапчук А.А. Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Санкт- Петербург.: Речь, 2004.

19. Рыжова С. П. Оздоровительная гимнастика для детей с нарушением осанки с использованием гимнастических мечей, разработанных Джоан Познер-Мейер. - М. Советский спорт, 1997.

20. Сидоров С.П. Различные нарушения осанки у детей и подростков и занятия физкультурой и спортом. – М., 2008.

21. Спирин В.К., Городничев Р.М. Развитие теории оздоровительной физической культуры индивидуальной направленности для детей разного возраста // Матер. V Российского национального конгресса с международным участием. - СПб., 2004, с. 208 - 209.

22. Справочник по детской лечебной физической культуре / Под. ред. М.И.Фонарева. - Л.: Медицина, 1999.

23. Фонарев М.И. Справочник по детской ЛФК. - М., 1998.

24. Фридланд М.О. Статические деформации стопы у взрослых и детей. // Ортопедия и травматология. № 8. 1990.

25. Хрущев, С.В. Компьютерные технологии мониторинга физического здоровья школьников / С.В. Хрущев, С.Д. Поляков, А.М. Соболев // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. - №4. - С.4-8.

26. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы.- М.: Медицина, 1995.

27. Яковлев Э. Спорт не просто увлечение // Социальное обеспечение. 1991.№6.

Приложения

Приложение 1

Нарушения осанки у юношей и их коррекция средствами физической культуры

Формы спины: а - нормальная, б - круглая, в - плоская, г - кругло-вогну

Приложение 2

Тестовая карта для выявления нарушений осанки (по С.Н.Поповой)

1. Явное повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью

Да  Нет

2. Голова, шея отклонены от средней линии: плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично

Да  Нет

Грудная клетка “сапожника", “деформированная”

Да  Нет

4. Чрезмерное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза

Да  Нет

5. Чрезмерное отставание лопаток

Да  Нет

6. Чрезмерное выпячивание живота

Да  Нет

Нарушение осей нижних конечностей

(О-образное, Х-образное)

Да  Нет

8. Неравенство треугольников талии

Да  Нет

9. Вальгусное положение пятки или обеих пяток

Да  Нет

10. Явное отклонение в походке

Да  Нет


1) нормальная осанка - все отрицательные ответы;

2) незначительные нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7.3) выраженное нарушение осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9,10.

Приложение  3

Комплексы упражнений для коррекции осанки.

Комплекс №1

Части занятия

Содержание упражнений

Дозировка

Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с мешочком гречки на голове в коридоре (ширина - 1 м., длина - 10 м.).

20 с

упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

2.И. п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе.

1 - поворот туловища вправо, правую руку в сторону;

2 И. п.

3 - то же в лево

4 - и. п.

4-6 раз

ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лёжа на животе, принять правильную осанку (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии).1-Перевести кисти рук вперёд, 2 - положить их друг на друга под подбородок.3-4 одновременно приподнять руки, грудь не отклоняя в сторону, удерживать туловище в данном положении 3-5 сек.

4-6 раз

симметричные упражнения, корригирующие осанку.

4.И. п. - лёжа на животе, руки под подбородком.

1 - отвести правую ногу в сторону;

2 - приподнять голову и грудь с одновременным вытягиванием рук вверх;

3 - 4 - возвратиться в и. п.

То же с левой ноги.

4-6 ра3

асимметричные упражнения, корригирующие осанку.

5.И. п. лежа на спине, согнуть руки в локтях с упором на локти, согнуть ноги в коленях с упором на стопы.

1-2 опираясь на стопы и локти, прогнуться, приподнять таз.

3-4 вернуться в и. п.

4 раза

Упражнения для мышц брюшного пресса

6.И. п. - лёжа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Приподнять голову и плечи,

руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение 3-7 счетов.

4-6 раз

Упражнения для мышц спины

7.И. п. - О.С., руки в стороны.

1 - движение прямой ногой вперёд;

2 - в сторону;

3 - назад;

4 - и. п.

4-6 раз

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. ИГРА "Пингвины".

Дети строятся в 2 колонны. У каждого играющего по одному мешочку с горохом. По сигналу педагога первые игроки зажимают между колен мешочек и прыгают на двух ногах до финишной черты на расстояние 5 м. Затем они берут мешочек в руки и бегут к игрокам второй пары и т.д. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

3-5 мин.

Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

Заключительная часть

9.И. п. лежа на спине, дыхание спокойное, ноги согнуты в коленях.

1 - Расслабить правую руку и предплечье, и кисть свободно поднять вдоль туловища.

2 - То же, с левой рукой;

3 - Расслабить правую ногу;

4 - То же, с левой ногой.

4 раза

Упражнения в расслаблении, способствующие

формированию правильной осанки.

10.И. п. сидя на полу, ноги скрестно, спина прямая.

1-2 Руки вверх над головой, голову откинуть назад, сделать вдох;

3-4 Руки опустить вниз на пол перед собой, туловище согнуть, сделать выдох.

4 раза

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

11.И. п. - стоя на четвереньках с опорой на кисти и колени. Ходьба на четвереньках по ковру, гимнастической скамейке.

30 сек.

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

Комплекс №2

Части занятия

Содержание упражнений

Дозировка

Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с мешочком гороха на голове в полуприсяде в коридоре - 1 м., длина - 10 м.

20 сек.

Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

2.И. п. - О.С. круговые движения туловища.

1 - наклон вперед;

2 - вправо;

3 - назад;

4 - влево.

4-6 раз

ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лёжа на животе, руки вдоль туловища. Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки и ноги (положение рыбка). Удерживать данное положение, не задерживая дыхание, 5-7 сек.

4-6 раз

симметричные упражнения, корригирующие осанку.

4.И. п. - лёжа на спине изобразить всем телом букву "Х".

1-2 - по диагонали оттягивается пятка правой ноги и левая рука, при этом левая нога и правая рука расслаблены;

3-4 - то же подругой диагонали.

4-6 раз

асимметричные упражнения, корригирующие осанку.

5. и. п. - лёжа на спине.

1 - Согнуть обе ноги;

2 - Разогнуть их;

3-4 - Медленно опустить.

4-6 раз

Упражнения для мышц брюшного пресса

6.И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 - Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх;

2 - в стороны;

3 - к плечам;

4 - и. п.

4-6 раз

Упражнения для мышц спины

7.И. п - О. С.,

1 - согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки вперёд,

2 - вверх,

3 - в стороны,

4 - и. п.

Тоже левой ногой.

4-6 раз

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. Игра. "Черепахи"

Дети ползают на животе. Передвигая вперед одновременно правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Дети - "черепахи" ползают по площадке под натянутыми веревками, стараясь не задеть их. Задевший веревку считается пойманным в "капкан" и выходит их игры.

3-5 мин.

Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

9.И. п. - лежа на спине.

1-согнуть правую ногу в колене, покачать вправо - влево,

2 - расслабить ногу.

3-4 - то же, с левой ногой.

4-6 раз

Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.

Заключительная часть

10.И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях.

1-2 - на вдохе прогибаем спину вверх,

с опорой на плечи и копчик;

3-4 - на выдохе вернуться в и. п.

4-6 раз

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

11.И. п. - стоя на четвереньках с опорой на предплечье и колени. Ползание по ковру, гимнастической скамейке.

20-30 сек.

Способствует увеличению подвижности средне - и нижнегрудного отделов позвоночника.

Комплекс №3

Части занятия

Содержание упражнений

Дозировка

Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба на носках, руки за голову по залу.

20 сек.

Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

И. п. стоя на четвереньках.

1-2 - сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника. Слегка продвинуть корпус вперед.

3 - локти выпрямить.

4 - вернуться в и. п.

3-4 раза

ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

И. п. лёжа на животе, руки вдоль туловища.

1-2 - Приподнимая голову и плечи, одновременно отвести назад прямые руки - вдох;

3-4 - вернуться в и. п. - выдох.

4-6 раз

симметричные упражнения, корригирующие осанку.

4. Ходьба по гимнастической скамейке с полуприседанием на правой ноге и опусканием левой ноги вниз.

20-30 сек.

асимметричные упражнения, корригирующие осанку.

5.И. п. - лёжа на спине. Поочерёдно согнуть и разогнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах.

4-6 раз

Упражнения для мышц брюшного пресса

6.И. п. - лежа на спине.

1-2 - руки упираются в пол у головы, ноги согнуть в коленях, расставив их на ширине плеч - вдох;

3-4 - опираясь руками и ногами сделать "мост" на выдохе

3-4 раза

Упражнения для мышц спины

7.И. п. - О.С., руки в стороны

1 - движение прямой правой ногой вперёд;

2 - в сторону;

3 - назад;

4 - и. п., то же левой ногой.

4-6 раз

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. ИГРА "Котята и щенята"

Играющих делят на две группы: "котят" и "щенят". "Котята" находятся около гимнастической стенки, "щенята" на другой стороне зала за скамейками, в "будках". По сигналу педагога "котята" начинаю бегать легко. Мягко произнося "мяу". В ответ на это "щенята" лают: "ав-ав!", перелезают через скамейки, на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. "Щенята" возвращаются в свои "будки".

Игра повторяется 2-3 раза, после этого дети меняются ролями.

3-5 мин.

Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

9.И. п. - сидя на стуле, руки опущены вниз вдоль туловища.

1-2 - Поднять руки вверх, потянуться, откинувшись назад;

3-4 - Наклоняясь вперёд, расслабить мышцы шеи, спины, груди, свободно уронить расслабленные руки вдоль туловища.

3-4 раза

Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.

Заключительная часть

10.И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе - вдох;

1-2 - Наклон назад, разводя локти, прогибаясь в грудном отделе - выдох;

3-4 - и. п. Темп медленный

4-6 раз

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

11.И. п. - стоя на коленях, спина прямая, руки вдоль туловища.

1-2 - наклон туловища вперёд с вытянутыми вперёд прямыми руками, опора на кисти вытянутых рук.

3-4 - и. п.

3-4 раза

увеличивается подвижность позвоночника в шейном и верхнегрудном отделах.

Комплекс №4

Части занятия

Содержание упражнений

Дозировка

Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с высоким подниманием бедра, с хлопками над головой.

20 сек.

Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

2.И. п. - О. С.

1-2 - поднять руки вверх, посмотреть на руки, отставить правую ногу на носок, живот подтянуть - вдох;

3-4 - и. п. - выдох.

То же с левой ноги.

4-6 раз

ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, принять правильную осанку.

1-2 - Проверить её, приподнимая голову и плечи.

3-4 - Руки перевести на пояс, медленно перейти в положение сидя, сохраняя правильную осанку.

3-4 раза

симметричные упражнения корригирующие осанку.

4.И. п. - основная стойка.

1-2 - Поднять гантели вверх до горизонтального положения;

3-4 - приводя правую лопатку к средней линии, левую руку поднять вверх с поворотом внутрь.

То же другой рукой.

4-6 раз

асимметричные пражнения, корригирующие осанку.

5. и. п. лёжа на спине. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги на весу (велосипед).

20-30 сек

Упражнения для мышц брюшного пресса

6.И. п. - лежа на животе, руки вдоль туловища.

1-2 - поднять голову, плечи, руки, ноги слегка приподнимая от пола развести в стороны - вдох;

3-4 - и. п.

3-4 раза

Упражнения для мышц спины

7.И. п. - О.С., руки в стороны.

1 - согнуть правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки к плечам;

2 - руки за голову;

3 - вверх;

4 - и. п.

То же левой ногой.

3-4 раза

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. ИГРА "Учения спасателей"

Дети делятся на 2 команды. Становятся в две колонны лицом к гимнастической стенке. Первые в колоннах стоят перед чертой на расстоянии 4-5 м. от гимнастической стенки. На каждом пролете стенки, на одинаковой высоте подвешивается колокольчик. По сигналу педагога, дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз, затем возвращаются к своей колонне и встают в ее конец. Потом снова дается сигнал и бежит следующая группа детей и т.д. В конце игры отмечается та команда, дети которой быстрее справились с заданием.

3-5 мин.

Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

9.И. п. - сидя.

1-2 - Приподнять обеими руками правую ногу, охватив её под коленном;

3-4 - Расслабить и раскачать правую голень.

То же, с левой ногой.

4-6 раз

Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.

Заключительная часть

10.И. п. - стоя, ноги вместе.

1-2 - Руки в стороны - вдох;

3-4 - Быстрое скрещивание рук перед грудью, хлопая ладонями по плечам, резкий выдох.

10-15 сек.

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

11.И. п. - стоя на второй рейке гимнастической скамейки, хват кистями рук перед грудью.

1-2 - Опустить таз вниз, сгибая колени;

3-4 - и. п.

4-6 раз

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

Комплекс №5

Части занятия

Содержание упражнений

Дозировка

Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба на носках, ноги в коленях не сгибать, руки вверх "в замок".

20 сек

Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

2.И. п. - ноги врозь, руки опущены вдоль туловища.

1-2 - правую руку поднять вверх, сделать наклон влево - выдох;

2 - и. п. - вдох;

3 - то же, левую руку вверх, наклон вправо - выдох;

4 - и. п. - вдох.

4-6 раз

ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.

1 - приподнять прямые ноги под углом 30-45 градусов;

2 - развести их в стороны;

3 - соединить;

4 - опустить.

4-6 раз

симметричные упражнения, корригирующие осанку.

4.И. п. - О. С.

1 - тянуть правую руку вверх до ощущения растягивания позвоночника 5-6 секунд, пятки от пола не отрывать;

2 - и. п.;

3 - то же левой рукой;

4 - и. п.

4-6 раз

асимметричные упражнения, корригирующие осанку.

5.И. п. - лёжа на спине. руки за головой, поочерёдно поднимать прямые ноги.

15-20 сек

Упражнения для мышц брюшного пресса

6.И. п. - лежа на спине. Поднять голову и плечи, руки в стороны.

Сжимать и разжимать кисти рук.

15-20 сек

Упражнения для мышц спины

7.И. п. - О.С., руки в стороны.

1 - движение прямой ногой вперёд;

2 - в сторону;

3 - назад;

4 - и. п.

4-6 раз

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. ИГРА "Удочка".

Играющие стоят в кругу, в центре - педагог. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с горохом. Педагог вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, педагог делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек. Выигрывает тот, кто не задел ни разу за мешочек.

3-5 мин

Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

9.И. п. - сидя, руки в стороны, согнуть их в локтях, покачать расслабленными предплечьями и кистями.

20-30 сек

Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.

Заключительная часть

10.И. п. - ноги врозь, на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вниз.

1-2 - плечи отвести назад - вдох;

3-4 - вернуться в и. п. - выдох;

4-6 раз

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

11.И. п. - лежа на животе, руки вытянуть вперед.

1-2 - наклоны вправо-влево, в быстром темпе 10 сек.;

3-4 - отдых 5-7 сек.;

3-4 раза

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

Комплекс №6

Части занятия

Содержание упражнений

Дозировка

Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба обычная, руки к плечам, круговые вращения рук в плечевых суставах, движение вперед, назад

20 сек

Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

2.И. п. - ноги врозь на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.

1-2 Сделать хлопок над головой - вдох;

3-4 И. п. выдох медленно

3-4 раза

ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3. Лёжа на спине, приподнять прямые ноги до угла 45 градусов, производить крестные движения ног - "ножницы".

15-20 сек

симметричные упражнения, корригирующие осанку.

И. п. - о. с.

Поднять руки вверх до горизонтального положения;

Отвести правую руку назад;

Левую вверх;

И. п.

То же в другую сторону

4 - 6 раз

асимметричные упражнения, корригирующие осанку.

5.И. п. - лежа на животе, руки вытянутые вперед

повернутся на спину через правый бок;

И. п.;

Тоже влево;

И. п.

6-8 раз

Упражнения для мышц брюшного пресса

6.И. п. - лежа на спине. Имитирование движение рук - "брасс", ног - "кроль" следить за дыханием.

20-30 сек

Упражнения для мышц спины

7.И. п. - о. с.,

1 - согнув правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки вперёд;

2 - вверх;

3 - в стороны;

4 - И. п.

То же с левой ноги

5-6 раз

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. Игра "быстро возьми"

Дети образуют круг и по сигналу педагога выполняют ходьбу или бег вокруг предмета (кубики), которых должно быть на один или два меньше. На сигнал: "быстро возьми!" Каждый играющий должен взять предмет и поднять над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется 2-3 раза

3 - 5 мин

Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

9.И. п. - о. с.

1 - Поднять руки вверх;

2-Расслабить кисти;

3-Расслабить руки в локтях - кисти к плечам;

4 - Расслабить разогнуть руки вниз вдоль туловища.

3 - 4 раза

Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.

Заключительная часть

10.И. п. - о. с.

1 - 2 полуприсед, руки положить на колени, опустить голову вниз - выдох;

3 - 4 И. п. - вдох.

3 - 4 раза

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

11.И. п. лежа на животе,руки согнуть в локтях

1-2 Разогнуть руки в локтях, поднять голову и плечи, тянутся вверх плечевым поясом;

3-4 И. п.

3-4 раза

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

Комплекс №7

Части занятия

Содержание упражнений

Дозировка

Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с мешочком гороха на голове с перешагиванием кубика через один метр, высотой 20 см в коридоре шириной один метр, длина десять метров.

20-30 сек

Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

2.И. п. - стоя на четвереньках

1 - попеременно вытягивать левую руки и правую ногу;

2 - И. п.;

3 - левую руку и правую ногу;

4 - И. п.

4-6 раз

ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3. Лёжа на спине, приподнять прямые ноги до угла 45 градусов, производить крестные движения ног - "ножницы" - 7-10 сек.

3-4 раза

симметричные упражнения, корригирующие осанку.

4. И. п. - лежа на правом боку поочередное движение ног, выпрямленных в коленных суставах, вверх - вниз "ножницы" - 5-7 сек. Тоже на левом боку.

3-4 раза

асимметричные упражнения корригирующие осанку.

5.И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища

1-2 согнуть колени, обхватить руками, прижаться головой к коленям;

3-4 - И. п.

4-6 раз

Упражнения для мышц брюшного пресса

6. И. п. - лёжа на животе, руки под живот.

1 - поднять правую ногу;

2-присоединить левую, 3-6 - держать;

7 - спустить правую ногу;

8 - опустить левую.

3-4 раза

Упражнения для мышц спины

7.И. п. - о. с.,

1 - согнув правую ногу в тазобедренном и коленном суставах, руки в стороны;

2 - И. п.;

3 - Тоже левой ногой;

4 - И. п.

4-6 раз

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. Игра "восточный насильщик".

Педагог предлагает поиграть в "восточного официанта" и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямится, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх и вниз, согнутся в поясе, расслабится - и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслаблены.

3-5 мин

9.И. п. - о. с.

1-2 при расслаблении наклонить туловище вперёд, покачать расслабленными руками;

3-4 И. п.

3-4 раза

Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.

Заключительная часть

10.И. п. - лежа на спине, руки воль туловища, ноги прямые

1-2 поднимание рук вверх - вдох;

3-4 опускание через стороны выдох

3-4 раза

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

Комплекс №8

Части занятия

Содержание упражнений

Дозировка

Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с мешочком гороха на голове правым боком - левым боком.

20 сек

Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

2.И. п. - о. с.

1 - руки вперед;

2 - вверх - вдох;

3-4 - плавно опустить через стороны вниз - выдох

4-6 раз

ОРУ - способствующие расширению грудной клетки.

Основная часть

3.И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги врозь.1 - Переход в положение сидя с поочерёдным касанием правой рукой левой стопы;

2 - И. п.

3 - левой рукой - правой стопы.

4 - И. п.

4-6 раз

симметричные упражнения корригирующие осанку.

4.И. п. - стоя на четвереньках

1-2 выпрямить правую ногу, прогнуться

3-4 тоже левой ногой

4-6 раз

асимметричные упражнения корригирующие осанку.

5.И. п. - лежа на спине

1-2 захватить стопами мешочек с горохом и удерживать его 10 сек, ноги прямые, 45 градусов;

3-4 И. п.

4-6 раз

Упражнения для мышц брюшного пресса

6.И. п. - лёжа на животе, руки под живот.

1-поднять прямые ноги;

2-развести в стороны;

3-соединить ноги;

4 - И. п.

4-6 раз

Упражнения для мышц спины

7.И. п. - о. с.

1-2 руки в стороны - поднимание на носки;

3 - повернуть голову на право;

4 - И. п.

То же голову на лево.

4-6 раз

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. Игра "сосенки"

По сигналу ведущего игроки бегут по залу. Водящий бежит за ними, пытаясь их схватить. Можно спастись, если добежать до стены и плотно прижаться к стене затылком, плечами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони - вперед, пальцы расставлены. Это "сосёнка". Тот, кто принял неправильную позу, может быть осален. Осаленный становится водящим, игра продолжается.

3-5 мин

Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

9.И. п. - лежа на спине

1-2 - потянуться руки вверх, вытянув носки ног вниз - вдох;

3-4 - расслабиться - выдох.

4-6 раз

Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.

Заключительная часть

10.И. п. - о. с.

1-2 - сделать вдох;

3-4 - резко наклониться вперед - выдох.

4-6 раз

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

11.И. п. - лежа на спине.

1-2 боковые извивающие движения к туловищам - 10 сек;

3-4 И. п. - отдых 5-7 сек

4-6 раз

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

Комплекс №9

Части занятия

Содержание упражнений

Дозировка

Направленность воздействия

Подготовительная

часть

1. Ходьба с мешочком гороха на голове с ускорением в коридоре шириной 1 метр, длина коридора 10 метров

20-30 сек

Упражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки

2.И. п. - стоя, ноги вместе, руки к плечам. Круговые вращения рук в плечевых суставах вперед, назад.

20 сек

ОРУ - способствующие расширению грудной клетки

Основная часть

3.И. п. - лежа на спине

1-2 перейти в положение сидя, сохраняя правильную осанку;

3-4 И. п.

3-4 раза

симметричные упражнения, корригирующие осанку.

4.И. п. - стоя на коленях.

1 - поднять руки вверх;

2 - отвести назад выпрямленную правую ногу;

3-4 - и. п.;

То же с левой ноги.

4-6 раз

асимметричные упражнения, корригирующие осанку.

5.И. п. - лежа на спине. Привести колени к груди и обхватить их руками, качаться на спине 5-7 сек, отдых 5-7 сек.

4-6 раз

Упражнения для мышц брюшного пресса

6. Лёжа на животе на гимнастической скамейке. Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удерживать это положение 3-5 счетов.

4-6 раз

Упражнения для мышц спины

7.И. п. - упор присев

1 - встать (выпрямиться);

2-3 подняться на носок правой ноги, левую согнуть в тазобедренном и коленном суставах;

4 - И. п.

То же с другой ноги.

4-6 раз

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

8. Игра "Кто сильнее?". Игроков разбивают попарно. На полу чертят две параллельные линии на расстоянии четырёх шагов друг от друга, в середине играющие - соревнующаяся пара - держаться за правые руки, стоя спиной друг к другу, лицом к булавам, стоящим за чертой с той и другой стороны. По команде каждый старается перетянуть "противника" на свою сторону и схватить булаву.

3-5 мин

Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам

9.И. п. - лежа на спине, руки согнуты в локтях.

1-2 - встряхнуть кисти рук;

3-4 - расслабленно уронить правую и левую руку.

3-4 раз

Упражнения в расслаблении, способствующие формированию правильной осанки.

Заключительная часть

10.И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях и слегка разведены - вдох.

1 - положить колени вправо - выдох;

2 - И. п.;

3 - влево;

4 - И. п.

4-6 раз

Дыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

11.И. п. - лежа на животе, прогибание спины

1-2 - левая рука вверх, правая назад:

3-4 - правая рука вверх, левая назад

4-6 раз

Упражнения для увеличения подвижности позвоночника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование и развитие правильной осанки под средством физических упражнений у учащихся младшего школьного возраста»

Взаимосвязь здоровья учащегося младшего школьного возраста  с физической активностью  определяет поиск  оптимальных  вариантов повышения биологической надежности, что в н...

Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья в условиях с требованиям ФГОС (пункт 3.5)

Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста,  с ограниченными возможностями здоровья в условиях           с...

Профилактика дефектов осанки и сколиозов на уроках физической культуры у детей школьного возраста

Профилактика дефектов осанки и сколиозов на уроках физической культуры у детей школьного возраста...

Формирование коммуникативной деятельности у детей школьного возраста с ОВЗ

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других...