Педагогический проект «Формирование и развитие правильной осанки под средством физических упражнений у учащихся младшего школьного возраста»
проект по физкультуре на тему

Взаимосвязь здоровья учащегося младшего школьного возраста  с физической активностью  определяет поиск  оптимальных  вариантов повышения биологической надежности, что в настоящее время можно рассматривать как социальный заказ общества. Исследование физического развития и функционального состояния организма, выявление резервных возможностей позволяют учителю использовать различные средства физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_invariantnyy_blok.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование и развитие  правильной осанки под средством физических упражнений у учащихся младшего школьного возраста»  

Актуальность проекта

 В Современном Толковом словаре Ефремовой, осанка – манера держаться. Так обычно говорят о стройности и представительности. Здесь же мне вспомнились слова из другой сказки, которую написал А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 Взаимосвязь здоровья учащегося младшего школьного возраста  с физической активностью  определяет поиск  оптимальных  вариантов повышения биологической надежности, что в настоящее время можно рассматривать как социальный заказ общества. Исследование физического развития и функционального состояния организма, выявление резервных возможностей позволяют учителю использовать различные средства физической культуры в профилактике заболеваний и укреплении здоровья.

  Стремление  человека к  улучшению  своего состояния  является его естественной потребностью. Вполне закономерен  в связи  с  этим и возросший интерес к  сущности здоровья не только медиков, но и всего населения. Поэтому возрастает и потребность в определении, оценке уровня здоровья.

  В настоящее  время  жизнь и учебная деятельность  учащихся младшего школьного возраста с  каждым годом  становится интенсивнее, требуя рационального расходования времени и сил. В этих условиях одним  из средств повышения умственной и физической работоспособности становится физическое воспитание. Физическая культура и спорт являются мощным фактором воздействия на физическое и духовное развитие человека.

  Нельзя  не отметить, что в общеобразовательных учреждениях, достаточно младших школьников, имеющих отклонения в позвоночнике. Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию таких учащихся имеет свои особенности и заслуживает большого внимания.

  Осанкой называется непринужденная привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке он без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развернуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей. К дефектам осанки относятся сутулость, круглая, плоская и кругловогнутая спина.  При нарушениях осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен. При сутулости – слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза. При круглой спине – плечи свисают вперед, грудь сужена, живот слегка выпячен. При кругловогнутой – равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад. Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребенок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве.

    Цель 

-разработать модуль системы работы для формирования и развития  правильной осанки посредством физических упражнений у учащихся младшего школьного возраста.

   Задачи

-изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по  теме: «Формирование и развитие  правильной осанки»;

-проанализировать формирование и развитие правильной осанки посредством физических упражнений у учащихся младшего школьного возраста.

Методы.
1. Теоретические:  изучение различной литературы по теме: «Формирование и развитие  правильной осанки».

2. Практические:

-сбор материала и его анализ;

-разучивание физических упражнений, способствующих формированию правильной осанки.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

 Проект поможет выработать правильную осанку.
 Используя полученные знания по врачебному контролю, совместно с медицинской сестрой провели соматометрию и антропометрию среди учащихся первых классов. Исследования показали, что 40% учащихся имеют отклонения в опорно-двигательном аппарате. Поэтому при планировании уроков я большое внимание уделяла включению в число общеразвивающих упражнений в подготовительной части урока коррегирующих упражнений на позвоночник и стопу. Проводила воспитательные беседы о необходимости занятий физическими упражнениями, о их влиянии на осанку.

Ниже приведены примеры комплексов корригирующей гимнастики для профилактики нарушения осанки для учащихся 1-ых классов

Комплекс №1 корригирующей гимнастики при сколиозах 1–3-й степени

Исходное положение

Выполнение упражнения

Дозировка

Методические указания

1. Лежа на спине.

Руки под головой

Отдых

2 мин.

Лежать прямо,

расслабленно

2. Лежа на спине,
руки вверху
чуть шире плеч

Продолжительные потягивания
руками вверх
в чередовании с кратковременными
расслаблениями

6–8 раз

Во время потягивания стопы разгибать (на себя).

Дыхание произвольное, не задерживать

3. Лежа на спине, руки вдоль туловища чуть шире плеч ладонями вперед

1 – кисти к плечам, пальцы сжать в кулак,
поднять левую ногу вперед, согнутую
в коленном и тазобедренном суставах.
2 – и.п. 3–4 – то же с правой ногой

6–8 раз

В и.п. – вдох, на счет 1–2 – выдох, дыхание неглубокое, обычное

4. То же

1 – поднять левую прямую ногу под углом
45 градусов над полом, руки вперед.
2 – и.п. 3–4 – то же с правой ногой

6–8 раз

В и.п. – вдох.

На счет 1–2 – выдох

5. Лежа на спине, руки на поясе

1–2 – скользя по полу, развести ноги врозь
шире плеч. 3–4 – скользя по полу соединить ноги

6–8 раз

Дыхание произвольное

6. Лежа на спине, руки под головой

1 – поднять левую прямую ногу под углом
45 градусов над полом.
2 – поднять правую ногу,
согнутую под углом 90 градусов
в коленном и тазобедренном суставах.
3–4 – и.п. 5–8 – то же начиная с правой ноги

6–8 раз

Строго соблюдать симметричность.

Вдох в и.п. и на счет  1–2–3–4 – выдох.

Согнутую ногу выпрямлять, скользя по полу

7. Лежа на спине, руки вдоль туловища

Поднимая руки вверх, потянуть их и сделать глубокий вдох. Медленно опуская руки, сделать медленный выдох

6–8 раз

Вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой

8. Лежа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 градусов в коленных суставах

1 – выпрямить левую ногу под углом
45–50 градусов над полом. 2– выпрямить
правую ногу под углом 45–50 градусов
над полом. 3 – поставить левую ногу в и.п.
4 – поставить правую ногу в и.п.
5–8 – то же начиная с правой ноги

6–8 раз

Дыхание произвольное, не задерживать

9. Лежа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 градусов в коленных суставах. Руки на животе

Диафрагмальное дыхание

3–4 раза

Вдох глубокий через нос, выдох через рот,  сложив губы   трубочкой.  Темп индивидуальный

Комплекс №2 корригирующей гимнастики при сколиозах 1–3-й степени   

у стены

   Учащейся  стает спиной к стене и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками за поясничный прогиб, должна плотно проходить его ладонь.

Учащейся, не меняя этого положения:

• сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение;

• присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;

• стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;

• поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

   После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

Целевая аудитория

 Модуль мероприятий будет освоен  в спортивном зале ГБОУ СО №2 «ОЦ» г. Нефтегорска с учащимися 1-ых классов.

Подготовительный этап. Планирование проекта

провести профилактические беседы;

провести оценку физического развития;

разработать комплекс физических упражнений.

постановка проблемы.

Основной этап.

-поиск информационных ресурсов;

-выявление учащихся с нарушениями правильной осанки

-обобщение передового опыта

Заключительный этап. Итоги

-проведение сравнительной диагностики;

-создание банка данных на каждого учащегося.

-благодарность учащимся 1-ых классов за работу в проекте, награждение грамотами.

Оценивание работы участников

-оценивание творческого подхода к проекту;

-оценивание качества работы в классе;

-оценивание умения анализировать,  делать выводы, задавать вопросы.

Основные понятия

 Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений.

Осанка - это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.

Плохая осанка - это или продление болезни, или состояние перед болезнью. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз).

При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника.

Нормативно-правовое обеспечение системы  итоговой работы

-Закон РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации».

Механизмы реализации проекта

Содержание

Сроки выполнения

Ответственные

1

Провести профилактические беседы на тему: « Правильная осанка» с учащимися 1-ых классов

Сентябрь 2013 г.

учитель физической культуры,

классный руководитель

2

Провести оценку физического развития среди учащихся

1 –ых классов с целью выявления детей с нарушением правильной осанки

Сентябрь 2013 г.

Медсестра общеобразовательного учреждения

3

Разработать комплекс мероприятий для профилактики нарушения осанки среди учащихся 1 –ых классов

Октябрь 2013 г.

учитель физической культуры

4

Учащимся 1-ых классов нарисовать рисунки, где изобразить человека с правильной и неправильной осанкой

Декабрь 2013 г.

Учащиеся 1-ых классов

5

Провести комплекс физических упражнений для профилактики нарушения осанки среди учащихся 1 –ых классов

Октябрь 2013 г.-май 2014 г.

учитель физической культуры

6

Провести повторно оценку физического развития среди учащихся 1 –ых классов с целью выявления детей с нарушением правильной осанки

Январь 2014 г.,

май 2014 г.

Медсестра общеобразовательного учреждения

7

Проанализировать полученные результаты в начале учебного года и в конце учебного года

Апрель 2014 г.

Медсестра общеобразовательного учреждения,

 учитель физической культуры

8

Создать листовки- памятки, призывающие заботиться о здоровье, об осанке

Май 2014 г.

Классный руководитель

Ресурсное обеспечение

Проект не требует серьезных вложений, финансовых средств.

Ожидаемые результаты проекта

-увеличение доли школьников младшего школьного возраста без нарушений  правильной осанки на 40 %;

-повышение уровня интереса у младших школьников к систематическим физкультурным занятиям с целью профилактики нарушения правильной осанки  с использованием данного модуля; 

Результат

-выявили факты нарушения осанки. Провели ряд мероприятий направленных на поддержание правильной осанки:
-оформлена выставка рисунков на тему:  «Красивая осанка»;
-проведены комплексы физических упражнений для поддержания правильной осанки;
-созданы листовки-памятки призывающие заботиться о здоровье, об осанке.

 Список использованной литературы

1. В.К. Велитченко «Физкультура для ослабленных детей». – 1989

2. Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья».-1991

3. Л.А Обухова «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья».-1991

4. Г.Н. Олонцева «Детям об осанке».-1999  

5. В.Н. Касаткина «Педагогика здоровья». – 1998

6. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии». - 2004



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.

Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах  деятельности человек не демонстрирует так...

«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Домашнее задание по физической культуре для учащихся младшего школьного возраста

Домашнее задание - это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных заданий. Эта работа тесно...

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста

«Игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке жизнен...

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста

                   В данной статье подробно излагается об игре – как мощном стимуле к овладению иностранным языком и эффективном  пр...