Статья "Формирование жизненно -важных компетенций старшеклассников в условиях социальной практики в Швеции"
статья (10 класс) по теме

Жукова Татьяна Владимировна

Данный материал является анализом практики, которую я придумала, спланировала и реализовала, попутно получив сама многие новые для меня компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование жизненно важных компетенций у старшеклассников в условиях  социальной практики в Швеции

Став неожиданно классным руководителем 10-го класса  мне пришлось заранее задуматься о летней практике.

Традиционно  школа устраивает творческий лагерь в лесу, но этот класс был непростой, поэтому хотелось предложить ребятам  что-то новое и интересное.

Так сложилось, что много лет я дружу с одной вальдорфской школой в Швеции, куда приезжаю каждое лето. Мне захотелось поделиться тем, что знаю и люблю. Так возникла идея «шведской практики».

Поскольку Сольвик-школа находится в Йерне, особом месте Швеции, где вокруг множество ферм, занимающихся биодинамическим земледелием и скотоводством, а также много педагогических инициатив для особых детей, несколько вальдорфских школ и детских садов, то становилось ясно: доминирующей темой станет экология природопользования и экология человека (социальные инициативы). К тому же сама школа находится в лесу у моря на границе заповедника.

Итак, целью практики можно назвать социализацию подростков и  изменение экологического сознания посредством погружения в иную социо-культурную среду и практическую деятельность.

Поездка в Швецию имела следующие задачи:

-адаптация в чужой  стране, в новом месте, принятие правил принимающей школы

-встречи с людьми, опыт коммуникативной культуры, практика языка

-сравнение разных типов вальдорфских школ

-знакомство с экологическими технологиями в с/х, ухода за растениями

-знакомство с социальными программами по работе с людьми с нарушениями

-знакомство с современным искусством  по программе МХК

  • посещение Стокгольма, Седертелье, ориентирование по карте, посещение музеев
  • творческие занятия
  • развитие навыков самообеспечения, кулинарии, финансовых расчетов
  • общение с природой, оздоровление
  • общение друг с другом

Путешествие-это способ освоения мира, адаптации к новым условиям.

Сама дорога, целые сутки в пути: автобус, пересечение границы, паром, метро, электричка и снова автобус -требовала умения быть пунктуальным, терпеливым, рассчитывать свой провиант, быть внимательным с багажом и деньгами, терпимым и корректным с окружающими.

Я проделывала этот путь в качестве руководителя группы в первый раз. Каково же было мое удивление, что для детей есть другие цены на билеты, гораздо ниже, чем у взрослых. Все это удалось выяснить на месте благодаря знанию шведского языка. О своих «открытиях»  и о нашей экономии я с радостью рассказывала ребятам- это были наши общие уроки адаптации, наши приобретенные компетенции.

Было отрадно видеть, как быстро они понимали устройство   и сервис в метро. Этому нужно было специально уделить внимание, чтобы они могли ориентироваться в обстановке, осознавали направление движения, время в пути, основные названия. Некоторые сразу стали «наматывать на ус» шведские словечки, которые чем-то напоминали английские или немецкие.

Сольвик-школа (www.solvikscolan.se),  в которой мы остановились, находится на краю леса у скалы недалеко от моря. Это единственная в своем роде школа-целое явление в педагогической жизни. В ней проходят семинары под  названием «Интуитивная педагогика». Коллеги почувствовали, что мы будем очень голодны, и встретили нас роскошным супом с лососем, вкуснейшим хлебом с сыром. Об этом гостеприимстве дети писали потом в своих отзывах.

Мы с ребятами участвовали в школьном празднике завершения года- некоем театрализованном действе на лесной поляне, где каждый классс играл определенную роль, и кое-что брали на вооружение.

Мы также посетили другую вальдорфскую школу и смогли сравнить их дух и архитектуру.

Учебный год закончился, и мы остались жить в опустевшей школе.

Питание. В дальнейшем мы должны были готовить  по очереди сами, сами покупать продукты, ориентироваться в ценах и наших аппетитах. Каждая хозяйка знает, что в «чужом» магазине ей нужно гораздо больше времени, чтобы понять, что где лежит. Ближайший магазин был в семи километрах. Нам помогли друзья с машиной. Две тележки продуктов на 4 дня мы выбирали часа два. И здесь обнаружилось, что система скидок такова, что группой питаться выгоднее. Последующие  покупки наш завхоз Ульяна совершала гораздо быстрее. Некоторые продукты со знаком «БИО» были дороже, но по словам друзей гораздо вкуснее, и мы кое-что попробовали. Очень существенные скидки были у продуктов с красными ценниками- их срок годности истекал через три дня. С истекшим сроком годности товар не продается.

Дежурным нужно было учитывать наличие продуктов, затраты времени и желания группы при разработке меню, вовремя сервировать стол. Все освоили также экономный способ мытья посуды  в двух водах (раковинах) с применением экологического средства для мытья. Хозяева школы рекомендовали нам жирную посуду сначала вытирать от жира салфеткой, так как застывший жир нарушает систему канализации сточных вод. Всем этим навыкам может учить только сама жизнь.

Знакомство с местностью. Для первых двух дней стояла задача освоения ближайшего окружения, посещение ферм, где с понедельника мы должны были работать, знакомство с природой.

Вечерами ребята восторженно рассказывали на вечернем кругу о встречах с животными: на берегу моря паслись коровы, а  из тростниковых зарослях выплывали лебеди. На камнях порой грелись змеи, а в воде плескалась -нерестилась рыба. Белки и зайцы, косули- все это изумляло городских жителей.

В округе проложена экологическая тропа длиною 5 км. В пути я рассказала, как 10 лет назад впервые шла по этой тропе со слепой девушкой, как она запоминала все по моим комментариям и обратно вывела всю группу безошибочно к дому. Мои ребята тут же стали играть в «Тропу доверия», ведя друг друга с закрытыми глазами.

В конце тропы мы посетили очистные пруды, где система фонтанов- каскадов гармонизирует и очищает сточные воды

Увидели  также способы ухода за деревьями,особенно яблонями,  и один юноша, вернувшись, применил эти знания на своей даче.

У моря можно было разводить костер только в специально отведенном оборудованном месте. Однажды мы устроили там пикникс соблюдением всех правил экологии.

Практика.

Нам удалось заранее договорится о сельскохозяйственной практике. Ребята работали в школьном саду и на двух фермах, где их готовы были принять. Их удивил энтузиазм людей, занимающихся экологическим биодинамическим  земледелием, их стиль общения, который можно назвать стратегией взаимодействия, помощь, юмор. Похоже, что «работодатели» были просто рады ребятам, в то время как мы, учителя,  порой не могли отключить внутреннего судью, который продолжал оценивать меру  трудового вклада каждого. Ребята это моментально чувствовали.

Это был большой урок для коллег: не осуждать, только принимать их такими, какие они есть. Один юноша слыл не особо трудолюбивым, отвлекающимся. Мы волновались, как бы он не «опозорил» группу. Я шепнула фермеру Крису, что ему нужно особое внимание. В результате я не поверила своим глазам и ушам. Юноша просился снова в эту группу и даже договорился  приехать туда самому в будущем!

Ребята видели, как Крис работает вместе с ними  и больше них, развлекает их разговорами, ставит на грядки приемник и угощает вкусными булочками и чаем. Мне думается, что именно в этом секрет: быть вместе с детьми, не арбитром, а помощником во всем. А с каким он энтузиазмом рассказывал, что земле не нужна химия.  Микроорганизмы в компосте сами перерабатывают сорняки и создают живую плодородную землю. Земля способна сама себя оздоровить, если ей не мешать, а по-умному помогать.

Язык.В процессе работы ребята вынуждены были активизировать свое знание языков, хотя в каждой группе был свой главный «переводчик» из числа детей, они порой спрашивали у меня какое-то слово  и уходили беседовать на грядку дальше. Желание общаться было сильнее языковых барьеров. Актуальность изучения языков была явной.

Экологический проект стран Балтийского моря BERAS

Нам удалось принять участие в международном проекте BERAS- призванного объединить страны Балтийского моря в борьбе за минимизацию органических выбросов азота. Мы возделывали опытный участок, были в самом начале эксперимента. Согласно идее проекта, при разумном землепользовании на  таких 20 сотках можно произвести все необходимое для семьи с минимальным выбросом азота в водоемы системы Балтийского моря. Руководитель проекта Ханс ван Эссен провел для нас презентацию прямо в рабочий полдень.

Социализация. Важным для нас было сравнение опыта Росии и Швеции в социальной жизни по поддержке людей с нарушениями . Мы посетили такое поселение для подростков, где на 37 детей примерно столько же педагогов и около десяти художественных мастерских, и фабрику по изготовлению флейт для «особых» взрослых. Наши школьники учатся в 1-ом классе играть именно не этих флейтах. Это впечатляет! При должном сопровождении эти люди способны делать в мастерских  настоящие шедевры! Сейчас, после паралимпийских игр в Сочи о проблемах инвалидов и задаче создать для них условия полноценной социальной жизни стали  думать и говорить чаще, но тогда для наших школьников это было откровение, так как в Швеции вопрос социализации «особых» людей находится на совсем другом уровне.

 Одна из наших экскурсий была в вальдорфский детский сад, который основал для своей маленькой дочери у себя дома ее папа. Сейчас она уже сама работает воспитателем. Ребята задавали много вопросов, вспоминали свои детские сады. Хольгер произвел на них  сильное впечатление, особенно когда заиграл на русской балалайке. Видеть увлеченность  взрослого своим делом- это лучшая  профориентация. Просто ищи, чем увлечен ты, и делай.

Творчество. Свободное время-его было не много. В такие часы мы занимались художеством: рисовали с натуры, сокращая время на зарисовку и переходя таким образом от реализма к символизму, рисовали природными красками, найденными в лепестках и листьях растений, занимались лэнд-артом. Это новое направление в искусстве, когда надо подметить что-то особенное в природе и выявить этот объект природными же средствами.  Это позволяло синтезировать наблюдения природы и ее художественное осмысление.

Незабываемым стал танцевальный вечер народных танцев с «живой» музыкой  в помещении бывшего сеновала, а ныне спортзала. Публика разных возрастов съезжалась в пятницу вечером, чтобы вот так провести свой досуг.

Культурная программа в Стокгольме была менее успешной. Город  всегда забирает силы. Возникают вопросы где поесть, где туалет, не потеряться и при этом еще что-то смотреть. Стокгольм преподал нам урок: мы решили посетить музей современного искусства Модерн-музей, так как это раздел МХК. Но там никто из нас ранее не был. Экспонаты вызвали культурный шок у ребят уже через полчаса пребывания. У них возникло множество вопросов о современном искусстве и является искусством ли  то, что они увидели. Хорошо, что далее по плану были «детские музеи»: Юни бакен, Васа, Скансен, где мы предоставили ребятам свободное время и выбор.

Финансы.В предпоследний день из фонда экономии ребята получили некоторую сумму  на карманные расходы, и теперь они могли сами выстраивать свою финансовую политику: хранить или тратить деньги.

ИТОГИ

Все путешествие заняло шестнадцать дней, и каждый день дарил новый опыт.

Одна мама поделилась с кем-то из родителей, что ей было очень трудно собрать сумму на поездку, но сын вернулся таким счастливым,  и  она рада, что приняла правильное решение.

Одна девушка, слывшая очень болезненной, испытывала большие трудности психологического характера. Она не ожидала, что будет «так много работы» и «не будет мяса». Мы же с удивлением наблюдали, что она легко справляется с нагрузками и совершенно здорова. К концу поездки она обрела друзей и написала: «У меня словно камень с души упал». Она поступила В РГПУ на ф-т коррекционной  педагогики.

Летом 2013 -го года ребята закончили. В своих посланиях учителям к Последнему звонку они написали мне: «...и спасибо за Швецию!»

Какого же было мое удивление, когда я узнала, что трое из ребят поступили в сельскохозяйственный на агро-экологию, а трое-  в лесотехническую академию.

Я же считаю, что такой синтез воспитательных задач в одном путешествии создает условия для формирования важных жизненных компетенций у старшеклассников, пробуждает интерес к жизни и миру, вдохновляет на поиск своего пути, создает условия для самопознания и самоопределения.

Татьяна Владимировна Жукова, ГБОУ СОШ №658

Кировский район г. Санкт- Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"

Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута  по теме  «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Особенности юношеского возраста для развития творческих способностей старшеклассников в условиях социально-контекстной образовательной среды

В статье рассматриваются особенности юношеского возраста для развития творческих способностей учащихся с социально-контекстной образовательной среды...

Апробация и внедрение новых механизмов вовлечения старшеклассников и студентов в активную социальную практику

В рамках исполнения обязательств по государственному контракту от «27» октября 2016 г. № 09.035.11.0078 на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Апробация и внедрение новых механизмо...