Модернизации логопедической коррекции с использованием мультимедийных технологий. автор Козуб Л.В.
статья по теме

 

На протяжении ряда лет ведется работа по модернизации содержания логопедической коррекции. В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повысит эффективность направленного воздействия. Современные информационно-компьютерные технологии способны служить универсальным средством, построенным с учетом психологических законов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladmo_kozub.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

На протяжении ряда лет ведется работа по модернизации содержания логопедической коррекции. В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повысит эффективность направленного воздействия. Современные информационно-компьютерные технологии способны служить универсальным средством, построенным с учетом психологических законов.

Пути реализации задач с использованием информационных технологий волнует  ученых многие годы, первые попытки были предприняты в 70-е годы отечественными учеными О.И. Кукушкиной, Т.К. Королевской, а об необходимости использования отмечали ведущие исследователи Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Л.С. Волкова. Технология позволяет мотивировать дошкольника на выполнение, какого – то действия; воспринять на более высоком уровне и в максимальном объеме любую направленную информацию.

Логопедическая коррекция сочетает в себе методическую избирательность и гибкость со скорпулезностью и требовательностью. Средств современного персонального компьютера   вполне достаточно, на одновременное решение задач и обработки звуков речи и занимательного диалога с логопатом в виде анимации на экране, что позволяет воздействовать на всю анализаторную систему в целом (визуальную, тактильную, аудиальную).

Структура логопедического занятия в своей основе индивидуальна и осуществляется с опорой на наглядность (карточки, натуральные вещи и модели). Арсенал компьютерных средств в обучении дошкольников достаточно широк, использование цветов, рисунков, анимации изображения.

Компьютеризация возможна на всех этапах коррекционного воздействия: на подготовительном этапе (артикуляционная гимнастика, уточнение артикуляционных укладов) фото, картинки. Обычно работа ведется длительный период и отмечается снижением интереса или полное не желание выполнять действия, артикуляционные уклады наглядно детьми воспринимаются не точно, не верно, долгосрочная память не удерживает образы. В специально разработанных программах гимнастика представлена динамично, интересно и красочно, сюрпризные моменты и мотивирующие персонажи, использование специальных цветов повышает восприятие предлагаемого материала, шрифты, расположение на экране рабочего материала, звуковые сигналы и мелодии (активирующее работу мозга) позволяют длительное время поддерживать интерес дошкольника.

На этапе автоматизации полученных навыков и умений использование специально разработанной компьютерной программы стимулируют возникает непроизвольного восприятия и запоминания материала.

Компьютерные программы реализуют следующие:

1. Повышение мотивации детей

2. Возможность самореализации детей с наиболее тяжёлой речевой патологией (сенсомоторная алалия, тяжёлая степень дизартрии).

3. Индивидуализация (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития).

4. Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроя ребёнка.

5. Сокращение сроков реабилитации.

6. Дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек, перфокарт и другого дидактического материала).

      Информационные технологии в логопедической коррекции могут использоваться в любой части индивидуального занятия: в начале – для включения в работу; в середине для подачи базового материала; в конце – для закрепления полученных знаний.

С помощью компьютерных программ мы решаем следующие задачи логопедической работы:

  1. коррекция речевого дыхания, силы голоса, устранение назального оттенка;
  1. коррекция произношения гласных и согласных звуков;
  2. работа над звукобуквенным составом, слоговой структурой, морфологическим значением слов;
  3. отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных, согласных по твёрдости – мягкости;
  1. формирование обобщённого лексического значения слова, лексико–грамматической стороны речи и расширение словарного запаса в рамках различных морфологических категорий.

В настоящее время разрабатываются и совершенствуются компьютерные программы для логопедической коррекции.

Известна программа «Видимая речь 3» Комплекс построен на базе четырнадцати модульной системы. Модули адаптируются в зависимости от возрастного параметра. Комплекс активно используется в логопедии, сурдопедагогике, афазиологии.  

Компьютерная программа «Учимся говорить правильно. Развитие речи» направлена на формирование фонематической системы и связной речи. Программа красочно и интересно может дополнить коррекционный процесс.    

Абсолютно простая в использовании коррекционно-логопедическая программа «Игры для Тигры». Программа представляет собой готовый набор для использования специалистом в нескольких коррекционных направлениях, что позволяет задействовать всю анализаторную систему, организовать дифференциальный подход к обучению.

Программа «Домашний логопед», красочно представляет артикуляционную гимнастику, дает подробную характеристику звуков, персонажи мотивируют,  легко и доступно дают знания ребенку.

Программа Профессор Хиггинс - это полный фонетический и лексический мультимедийный справочник-тренажер, предназначенный для желающих (независимо от их начального уровня знаний) научиться говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением, являющимся нормой речи.

Особенности программы:

  1. Система распознавания речи.
  2. Наглядные графики произношения звуков.
  3. Уроки фонетики (гласные, согласные, сочетания, ударения).
  4. Тренировка на слух: поиск слов.
  5. Диалоги, пословицы, скороговорки.
  6. Словарь с примерами произношения и функцией автопроигрывания в фоновом режиме.

Принципиальное отличие данного пособия от других возможность максимально точно выявить и устранить ошибки произношения в процессе тренировки. Обучение основано на сравнении собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по графику на экране монитора, что стало возможным благодаря оригинальным технологиям выделения и распознавания звуковых частей слова - фонем. Программа составлена по принципу «от простого - к сложному» (звуки, слова, фразы, аудиотренинг, пословицы, скороговорки, стихи и рассказы), словари (общий словарь и словарь омонимов) и руководство пользователя.

Подводя итог мы можем сказать, что компьютерные технологии значительно повышают эффективность коррекционного процесса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проектной работы по теме: "Война и мир" с использованием мультимедийных технологий.

Предложенный сценарий проектной работы(урока-презентации) является готовым учебным материалом и обладает широкой практической направленностью, может быть использован как на уроках, так и во внеклассно...

Использование мультимедийных технологий для повышения качества обучения

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Использование мультимедийных средств обучения д...

Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

Использование мультимедийных технологий на уроках.

Использование современных мультимедиа и гипермедиа - технологий в преподавании позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью видеоуроков (му...

Использование мультимедийных технологий в процессе проведения интернет-уроков истории

Проведение Internet-урока требует от учителя определенных затрат времени, но результаты не заставят себя долго ждать. Здесь и повышение мотивации учащихся, их интереса  к предмету, развитие дивер...