Использование мультимедийных технологий в процессе проведения интернет-уроков истории
статья по истории по теме

Верченко Маргарита Геннадиевна

Проведение Internet-урока требует от учителя определенных затрат времени, но результаты не заставят себя долго ждать. Здесь и повышение мотивации учащихся, их интереса  к предмету, развитие дивергентного мышления, навыков оперативной работы в сети по отбору, анализу и применению полученной информации. Проведение уроков такого типа создает условия для развития творческого потенциала учащихся и позволяет осуществлять личностный подход в процессе обучения, способствует формированию информационно-коммуникационной компетенции учащихся, что так актуально в современном мире. Интернет-урок надолго запоминается ученикам не только оригинальной формой организации учения, но и в качестве яркого образа тем, что они на практике убеждаются в пользе и эффективности ресурсов Internet для своего совершенствования, видят новые перспективы своего образования и индивидуально-творческого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet-urok.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных технологий в процессе проведения интернет-уроков  истории

Основной формой организации учебной работы  в школе по-прежнему остается урок, классно-урочная система, провозглашенная  в XYII  веке Я.А. Коменским. Вместе с тем интенсивное развитие новых форм представления информационных ресурсов, широкое распространение информационно-коммуникационных технологий с вариативными возможностями, включая мультимедиа средства и Internet,  актуализирует проблему оптимальной реализации в деятельности учащихся и  педагогов потенциала современных средств информационных технологий, направленных на достижение целей образования. При этом претерпевает изменения и система работы учителя, дидактические и технологические основы организации учебных занятий.

Современное обучение невозможно представить без использования мультимедийных технологий. Системное использование мультимедийных средств, как показывает практика, повышает качество и эффективность обучения, способствует более интенсивному развитию навыков учебной деятельности. Многофункциональность компьютера, комплексная направленность мультимедиа ресурсов на различные анализаторы информации позволяют удовлетворить множество познавательных потребностей учащихся, обеспечить полноту усвоения содержания материала. Вместе с тем яркость образов, их многофункциональное представление формирует у школьников положительную мотивацию к учению, устойчивые образы и ассоциативные связи.  На уроках истории и обществознания нами широко  используются мультимедийные технологии, содержание материала и характер представленной информации варьируется учителем и учащимися в зависимости от образовательных целей и направленности интересов обучаемых. При подготовке к урокам и внеаудиторным, дополнительным занятиям в системе обращаюсь к страницм различных объединений в сети Internet. Требования современного общества таковы, что важным ставятся  информационно-коммуникационная компетентность учителя и учащихся. Современная школа создает условия, при которых каждый ученик может научиться работать с предоставляемой учителем информацией и находить ее самостоятельно, обрабатывать полученную информацию, овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями. В последнее время, наряду с обычным применением информационных технологий, активно нарабатывается во взаимодействии с учащимися опыт проектирования и организации интернет-уроков.   На таких учебных занятиях при организации работы учащихся с ресурсами сети Internet осуществляю как контролирующие функции за результатами и процессом  обучения (роль тьютора), так и оказываю консультационную поддержку.  С дидактической точки зрения специфика проведения Internet-урока такова, что  в процессе выполнения заданий  учащиеся работают с поисковыми программами, составляют различного рода таблицы, кроссворды, пользуясь при этом различными известными им редакторами, составляют презентации,  формируют ресурсы под личные образовательные интересы и потребности. Internet-урок, на наш взгляд,  -  одна из эффективных форм проведения современного урока при условии его нацеленности на освоение учащимися ключевых компетенций и полноту усвоения предметных знаний по той или иной теме  учебного материала.

При организации  и проведении Интернет-уроков  истории следуем выработанному алгоритму действий:

1.    Определяем тему урока, при изучении материала которого  Internet -ресурсы впишутся в образовательный процесс.

2.    Составляем план Internet-урока.

3.    Отбираем  ресурсы сети Internet по выбранной теме урока, составляет список ссылок на эти ресурсы, отбирает материалы сети, которые помогут учащимся при выполнении домашнего задания.

4.    Объясняем подготовленный материал урока, непосредственно работая с учащимися. Задания урока и домашнее задание выполняются учащимися самостоятельно (ученики используют составленный список ссылок и самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в сети Internet). Указываем на уровень сложности задания, сроки выполнения, этапы и особенности работы с  заданиями и критерии их оценивания.

6.    Задания, выполняемые в течение урока, и домашнее задание учащиеся представляют классу.

7.    По окончании урока проводится мониторинг усвоения учебного материала.

8.    Домашнее задание  носит творческий, вариативный характер.

Internet-урок в структурном отношении состоит из теоретической части (изучение материала урока), практической части (выполнение задания учителя по ходу урока и, основываясь на материалах урока, творческой части (домашнее задание), контроля полученных знаний (выполнение тестового задания по теме урока) и рефлексии.

При подготовке и проведении Internet-уроков по истории нами используются перечисленные ниже ресурсы сети Internet:

Энциклопедии

  1. http://www.encyclopedia.ru - самый известный сайт энциклопедий
  2. http://russia.agama.com/bol/ - энциклопедия Брокгауза и Эфрона
  3. http://www.km.ru/news - энциклопедия Кирилла и Мефодия
  4. http://heraldy.hobby.ru/frame/empire.html - гербы всех губерний Российской империи и их краткое описание

Всеобщая история

  1. Древняя Месопотамия – http://members.tripod.cjm/`sesna/oldeast/ 
  2. Древний Египет – http://history.mtu.ru 
  3. Древний Рим – www.lgg.ru/`rome 
  4. Боги и герои Древнего мира – http://members.xoom.com/foox/index/html 
  5. Античная мифология – http://prcnit.ssu.runnet.ru/windows/ant 
  6. Боевая техника древности – http://xlegio.enjoy.ru/ 
  7. Первые американцы –http://www.first.americans.spb.ru/   
  8. История Средних веков – http://tgorod.go.ru/ 
  9. Великая Французская революция – http://chat.ru/`kaar/index.html 
  10. Архив К.Маркса и Ф.Энгельса – http://csf.colorado.edu/psn/marx 
  11. Истории военных кораблей – www.batterships.spb.ru/ 
  12. Вторая мировая война: - http://eru.tubank.msk.su/mif/reich/cp1251/titul.htm 
  13. «Энциклопедия III рейха» , http://www.machaon.ru/hist/ 
  14. «Пыль веков», http://www.stalingrad.com.ru/index_rus.htm 

История России

  1. Династия Романовых – www.online.ru/sp/cominf/romanov 
  2. Правители России – http://rnd.rostelemail.ru/data/Users/Andry/history/html таблица с указанием годов правления от Рюрика до Путина
  3. Древнерусское искусство – www.netcity.ru:8101/`lubameln разделы
  4. Российское дворянское собрание – www.rds.org.ru/ история дворянских родов
  5. Отечественная война 1812 г.: – www.lgg.ru/`borodino , www.museum.ru/museum/1812 , http://kulichki.rambler.ru/gusary/kruzhki/istoriya/ 
  6. Виртуальный музей декабристов – http://decemd.hobby.ru/ 
  7. Русско-японская война – www.chat.ru/`rus_japan/ 
  8. Новейшая история Отечества: - www.russ.ru/antolog/1991/ 

Библиотеки и музеи

  1. Государственная Публичная Историческая библиотека http://www.shpl.ru
  2. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
  3. Государственный Исторический музей http://www.shm.ru/
  4.  Сайт «Музеи России» http://www.museum.ru
  5. Сайт Эрмитажа www.hermitage.ru
  6. Сайт музея Кижи (http://www.soros.karelia.ru/projekt/1998/Kizhi) :

Проведение Internet-урока требует от учителя определенных затрат времени, но результаты не заставят себя долго ждать. Здесь и повышение мотивации учащихся, их интереса  к предмету, развитие дивергентного мышления, навыков оперативной работы в сети по отбору, анализу и применению полученной информации. Проведение уроков такого типа создает условия для развития творческого потенциала учащихся и позволяет осуществлять личностный подход в процессе обучения, способствует формированию информационно-коммуникационной компетенции учащихся, что так актуально в современном мире. Интернет-урок надолго запоминается ученикам не только оригинальной формой организации учения, но и в качестве яркого образа тем, что они на практике убеждаются в пользе и эффективности ресурсов Internet для своего совершенствования, видят новые перспективы своего образования и индивидуально-творческого развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проектной работы по теме: "Война и мир" с использованием мультимедийных технологий.

Предложенный сценарий проектной работы(урока-презентации) является готовым учебным материалом и обладает широкой практической направленностью, может быть использован как на уроках, так и во внеклассно...

Использование мультимедийных технологий для повышения качества обучения

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Использование мультимедийных средств обучения д...

Модернизации логопедической коррекции с использованием мультимедийных технологий. автор Козуб Л.В.

На протяжении ряда лет ведется работа по модернизации содержания логопедической коррекции. В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является по...

Использование мультимедийных технологий на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Систематическое использование компьютера на уроке приводит к ряду последствий:резко возрастает уровень использования наглядностей на уроке;повышается производительность труда учителя и обучающих...

Традиции и современность: к вопросу использования мультимедийных уроков в процессе обучения и воспитания.

Традиции и современность: к вопросу использования мультимедийных уроков в процессе обучения и воспитания....

Статья на тему «Особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы»

В данной статье описывается сущность понятия «медиасредства» в психолого-педагогической литературе, определяются особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе нача...