РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП. 12 «Биология»
рабочая программа по биологии (11 класс)

Ольга Михайловна Воронова

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего  образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413) по профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_2_fgos_soo_rabochaya_programma_svarshchik.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   ОУП. 12 «Биология»

общеобразовательного цикла

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Воронеж 2020 г.


Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего  образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413) по профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Укрупненная группа

 

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «ВГПЭК»

Разработчик: Воронова О.М. преподаватель.

   


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        4

1.1 Нормативные основания для разработки программы  учебного
предмета
        4

1.2 Область применения программы учебного предмета        4

1.3 Место учебного предмета в структуре ППКРС         5

1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета        6

1.5 Количество часов на освоение программы учебного предмета        6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        8

2.1 Объем учебного предмета и виды учебной работы        8

2.2 Тематический план и содержание учебного предмета        10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        13

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению        13

3.2 Информационное обеспечение        13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        15


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

 ОУП. 12 «Биология»

1.1 Нормативные основания для разработки программы
учебного предмета

Рабочая программа учебного предмета Биология разработана в соответствии с требованиями:

  • федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. №413 (с изм. и доп. от 29.06.2017 г. №613);
  • федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии, 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 29.01.2016 г. № 50;
  • рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
  • примерной программы учебного предмета Химия для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии №385 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

1.2 Область применения программы учебного предмета

Программа учебного предмета Биология является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) по профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) универсального профиля профессионального образования.

 

1.3 Место учебного предмета в структуре ППКРС

Учебный предмет является частью общеобразовательного учебного цикла в соответствии с универсальным профилем профессионального образования.

Учебный предмет относится к предметной области ФГОС среднего общего образования Биология по выбору из обязательных предметных областей, предлагаемых ПОО.                        

Уровень освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС среднего общего образования: базовый.

Реализация содержания учебного предмета предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса Биологии на ступени основного общего образования.

В то же время учебный предмет для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

Рабочая программа учебного предмета имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными предметами «Химия» «Физика». 

Изучение учебного предмета Биология завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования.

1.4 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

личностные результаты:

- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

 - способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

 - способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметные результаты: 

- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

 - повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

 - способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

 - умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

 - способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметные результаты:

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

 - сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Освоение содержания учебного предмета Биология обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по профессии)

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

1.1.целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

1.2.планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

1.3.предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

1.4.контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

1.5.коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

1.6. оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

1.7.волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

2.1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2.2.поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

2.3.выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

2.4.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

2.5.смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации;

2.6.умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

2.7.постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

2.8.действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

2.9.сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);

2.10.опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

2.11.анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

2.12.синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

2.13.классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

2.14.обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

2.15.доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

2.16.подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; вывод следствий;

2.17.установление аналогий.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

3.1.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

3.2.определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

3.3.постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3.4.разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

3.5.управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

3.6.умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3.7.владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 06. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. общечеловеческих ценностей.

1.5 Количество часов на освоение программы учебного предмета:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося __70___ часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося __69__ часов;

- самостоятельная работа обучающегося ____1__ час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

ОУП. 12 «Биология»

2.1 Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

70

1. Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

69

1.1 Уроки

60

1.2 Лекции

0

1.3 Семинары

0

1.4 Лабораторные занятия

7

1.5 Практические занятия

0

1.6 Контрольные работы

2

1.7 Индивидуальный проект

0

2. Самостоятельная работа (всего)

в том числе:

1

  1. Изготовление моделей нуклеотидов.

1

Самостоятельная работа над индивидуальным проектом

0

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет

2

2.2 Тематический план и содержание учебного предмета

ОУП. 12 «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды УУД  и компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет общей биологии

2

ОК 01. – ОК 6.

Тема 1.1

Предмет общей биологии

Содержание учебного материала

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой

природы: уровневая организация  и эволюция.  Роль биологических теорий, идей, гипотез  в формировании современной картины мира. Методы познания.

Тематика учебных занятий

Урок

Предмет общей биологии

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Раздел 2. Клетка

10

Тема 2.1

Структура и функции клетки

Содержание учебного материала

Развитие знаний о клетке (Р,ГУК,Р,ВИРХОВ,К.БЕР,М.ШЛЕЙДЕН,Т.ШВАНН) Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Строение клетки. Основные части и функции органоиды клетки; доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточная форма жизни. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.).

Тематика учебных занятий

Урок

Структура и функции клетки

2

ОК 01. – ОК 6.

Лабораторное занятие

Лабораторная работа №1 по теме «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом» Лабораторное занятие

Лабораторная работа №2 по теме «Сравнение строения клеток, растений, животных по готовым микропрепаратам»

2

ОК 01. – ОК 6.

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Тема 2.2

Химический состав клетки

Содержание учебного материала

Химический состав  клетки.  Органические  вещества клетки. Роль  органических  и неорганических  веществ  в  клетке и организме человека. ДНК – носитель наследственной информации. Строение и функции хромосом.

Биосинтез белка. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Тематика учебных занятий

Урок

Химический состав  клетки.  ДНК – носитель наследственной информации.

2

ОК 01. – ОК 6.

Лабораторное занятие

Лабораторная работа №3 по теме «Ферментативное расщепление перекиси водорода в клетках клубня картофеля»

1

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Тема 2.3

Обеспечение клеток энергией

Содержание учебного материала

Организм – единое целое. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ. Обмен веществ и превращение энергии - свойства живых организмов. Энергетический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Пластический  обмен.

Тематика учебных занятий

Урок

Обеспечение клеток энергией

1

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Тема 2.4

Наследственная информация и реализация ее в клетке

Содержание учебного материала

Генетическая информация. Генная и клеточная инженерия.

2

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Тематика учебных занятий

Урок

Наследственная информация и реализация ее в клетке

1

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Лабораторные занятия

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа обучающихся

Изготовление моделей нуклеотидов.

1

Раздел 3. Размножение и развитие организмов

8

Тема 3.1 Размножение организмов

Содержание учебного материала

Образование половых клеток. Оплодотворение . Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Митоз-деление соматических клеток. Мейоз. Развитие половых клеток. Гаметогенез.

Тематика учебных занятий

Урок

Образование половых клеток. Оплодотворение. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

2

ОК 01. – ОК 6.

Урок

Митоз. Мейоз. Развитие половых клеток. Гаметогенез.

2

ОК 01. – ОК 6.

Лабораторные занятия

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов

Содержание учебного материала

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Постэмбриональное развитие. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие  зародыша человека

Тематика учебных занятий

Урок

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Причины нарушений в развитии организмов.

2

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Урок

Индивидуальное развитие человека. Постэмбриональное развитие. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие  зародыша человека

Лабораторное занятие

Лабораторная работа №4 по теме «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства»

2

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Лабораторные занятия

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Раздел  4. Организм

16

Тема 4.1

Основные закономерности явлений наследственности.

Содержание учебного материала

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая  терминология символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.  Первый и второй законы Г.Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Решение генетических задач. Сцепленное наследование генов. Взаимодействие генов. Хромосомная теория наследственности.  Генетика пола. Современные представления о гене и геноме.

Тематика учебных занятий

Урок

Наследственность и изменчивость . Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.  Первый и второй законы Г.Менделя.

2

ОК 01. – ОК 6.

Урок

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Дигибридное скрещивание.

2

ОК 01. – ОК 6.

Урок

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.

2

ОК 01. – ОК 6.

Урок

Генетика пола. Современные представления о гене и геноме. Практическое занятие

2

ОК 01. – ОК 6.

Лабораторные занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Тема 4.2 Закономерности изменчивости

Содержание учебного материала

Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для селекции и медицины Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

Тематика учебных занятий

Урок

Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для селекции и медицины Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

2

ОК 01. – ОК 6.

Лабораторное занятие

Лабораторная работа №5 по теме «Анализ фенотипической изменчивости».

Лабораторная работа №6 по теме «Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм»

2

ОК 01. – ОК 6.

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Тема 4.3

Генетика и селекция

Содержание учебного материала

Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии (клонирование человека).

Тематика учебных занятий

Урок

Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

2

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Урок

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии (клонирование человека.)

 Контрольная работа за 1 семестр

2

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Лабораторные занятия

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Раздел 5. Эволюция

18

Тема 5.1

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции

Содержание учебного материала

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Доказательства эволюции. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции.

Тематика учебных занятий

Урок

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Доказательства эволюции.

1

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Урок

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции.

2

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Лабораторные занятия

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Тема 5.2 .

Механизмы эволюционного процесса

Содержание учебного материала

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции.  Результаты эволюции. Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы. Главные направления биологической эволюции. Общие закономерности биологической эволюции.

Тематика учебных занятий

Урок

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

2

ОК 01. – ОК 6.

Урок

Синтетическая теория эволюции.  Результаты эволюции. Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы.

2

ОК 01. – ОК 6.

Урок

Главные направления биологической эволюции. Общие закономерности биологической эволюции.

Лабораторное занятие

Лабораторная работа № 7 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию».

2

ОК 01. – ОК 6.

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Тема 5.3 Возникновение жизни на Земле

Содержание учебного материала

Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о возникновении жизни. Отличительные признаки живого.

Тематика учебных занятий

Урок

Гипотезы происхождения жизни.

2

ОК 01. – ОК 6.

Тема 5.4  

Развитие жизни на Земле

Содержание учебного материала

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Развитие жизни на Земле в процессе эволюции с архейской по кайнозойскую эры. Классификация организмов.

Тематика учебных занятий

Урок

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2

ОК 01. – ОК 6.

Урок

Развитие жизни на Земле в процессе эволюции с архейской по кайнозойскую эры. Классификация организмов

2

ОК 01. – ОК 6.

Лабораторные занятия

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Тема 5.5 Происхождение человека

Содержание учебного материала

Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Тематика учебных занятий

Урок

Гипотезы происхождения человека

1

ОК 01. – ОК 6.

Урок

Эволюция человека

2

ОК 01. – ОК 6.

Лабораторные занятия

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Раздел 6. Основы экологии

12

Тема 6.1

Экосистемы

Содержание учебного материала

Экология как наука. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экосистемы. Видовая и пространственная структура  экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Свойства  экосистем.

Тематика учебных занятий

Урок

Экология как наука. Экологические факторы, их значение в жизни организмов

2

ОК 01. – ОК 6.

Урок

Экосистемы. Видовая и пространственная структура  экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем.

2

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Урок

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Свойства  экосистем.

2

ОК 01. – ОК 6.

Лабораторные занятия

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Тема 6.2

Биосфера. Охрана биосферы

Содержание учебного материала

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Круговорот химических элементов.

Тематика учебных занятий

Урок

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы.

2

ОК 01. – ОК 6.

Урок

Круговорот химических элементов

2

ОК 01. – ОК 6.

Лабораторные занятия

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Тема 6.3

Влияние деятельности человека на биосферу

Содержание учебного материала

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Тематика учебных занятий

Урок

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

2

ОК 01. – ОК 6.

Лабораторные занятия

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Раздел  7. Бионика

4

Тема 7.1

Бионика

Содержание учебного материала

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Тематика учебных занятий

Урок

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

1

ОК 01. – ОК 9. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5

Контрольная работа за 2 семестр

1

ОК 01. – ОК 9. ПК

Лабораторные занятия

Практические занятия

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

Форма аттестации Дифференцированный зачет              

2

ВСЕГО:

70

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП. 12 «Биология»

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета __42__

Оборудование учебного кабинета:

  • коллекции
  • таблицы
  • комплект учебно-методической документации
  • методические разработки активных и интерактивных форм проведения занятий

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска
  • компьютер
  • презентации по основным темам

3.2 Информационное обеспечение

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология 10-11 кл.М., Просвещение 2014
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2012г.
  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2010.
  4. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2012г.
  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2013г.
  6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2015г
  7. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2015г.

Дополнительные источники

  1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.      – М., 2013г.
  2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2012г.
  3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М.,  2015г.

Перечень Интернет-ресурсов

1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,   библиотека).

2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

4.  www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).

5. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

6. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7. www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология».


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
         УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП. 12 «Биология»

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.

Результаты обучения (предметные)

на уровне учебных действий

Критерии оценки

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

2.владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3.владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4.сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5.сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения

 «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

•        Компьютерное тестирование на знание терминологии;

•        Тестирование

•        Контрольная работа

•        Выполнение заданий самостоятельной работы.

•        Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента)

•        Оценка выполнения практического задания (работы)

•        Решение задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....