Урок-обобщение по теме: "Сравнение клеток прокариот и эукариот"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Урок-обобщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx45.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по общей биологии в 9 классе

на тему: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот».

Задачи: изучить строение ядра как важнейшем компоненте эукариотической клетки; охарактеризовать важнейшие структуры ядра; раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава; сформировать знания о хромосомах как носителях наследственности.

Элементы содержания: прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, гаметы.

1.

2.

3.

4

Оборудование:

  1. таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки»;
  2. Рисунки с изображением органоидов цитоплазмы клетки;
  3. Схема строения бактериальной клетки;
  4. Микроскоп, микропрепарат растительной ткани;
  5. Индивидуальные карточки – задания;
  6. Дополнительная литература.
  1. Организационный момент.

2Актуализация знаний.

Чтобы опредилить тему урока вам надо разгадать кроссворд:

1. Гипотеза, которая была проверена и оказалась соответствующей фактам и способной служить основой для верных предсказаний. То же самое, что и закон (теория)

2. Группа жироподобных веществ, нерастворимых в воде (липиды)

3. Цепь, состоящая из многочисленных звеньев, мономеров (полимер)

4. Углевод, входящий в состав РНК (рибоза)

Все ли клетки имеют ядро?

Сформулируйте цель урока

Цель:

- сформировать представление учащихся о примитивных чертах прокариот (их строении и основных органах);

- закрепить и обобщить знания учащихся о строении эукариотических клеток и выполняемых функциях органоидов цитоплазмы;

Изучение нового материала

Объяснение учителя, самостоятельная работа

Обобщение Игра «Третий лишний».

На листе написано три слова из которых одно лишнее.

Учащиеся должны назвать лишнее слово и объяснить выбор.

Задание

Ответ

1лист

ЭПС

Митохондрии

Кольцевая хромосома

Лишнее слово – кольцевая хромосома, так как речь идет об эукариотической клетке.

2 лист:

Жгутик

Пластиды

Клеточная стенка

Лишнее слово – пластиды, так как речь идет о прокариотической клетке.

3 лист:

Амеба

Бактерия

Инфузория - туфелька

Лишнее слово – бактерия, так как это прокариот, а амеба и инфузория эукариоты.

Обобщение

Дать ответы на вопросы:

  1. Почему клетки, из которой удалено ядро, не может долго существовать?
  2. Почему ядро не способно к самостоятельному существованию?
  3. Какие функции выполняет ядро?

  Итог урока

  1. Подведем итог урока. Цели, которые ставили в начале урока, достигли?
  2. (Выставление оценок с комментарием, а так же выставлю оценки за тестовые задания)

Рефлексия

Рефлексивный экран

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…

Домашнее задание.

  1. Знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке используйте при выполнении домашнего задания.

Карта урока ученика________________________________(ФИО ученика)

Задание 1 Изучитете текст параграфа 2.3, вставьте пропущенные слова.

Большинство клеток одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержат ядро. Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют _________________, а а имеющие ядро – эукариотическими.

Организмы

                                  ________________                                                 прокариоты

         Растения, животные, грибы                                       бактерии, цианобактерии

Одна клетка может содержать одно или несколько ядер, это зависит от степени активности клетки. К многоядерным клеткам относятся, например, клетки костного мозга, печени, мышечной ткани.

  1. Ядро – обязательный органоид эукариотической клетки (искл. эритроциты млекопитающих, ситовидные трубки флоэмы растений)

Функции:

  1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Строение ядра

Ядерная оболочка

Состоит из _____________ мембран: внутренней гладкой и наружной шероховатой;

Функции: обмен веществ между цитоплазмой и ядром; синтез белка; отграничивает содержимое ядра.

Ядерный сок (нуклеоплазма, кариоплазма) -  внутренняя полужидкая среда, где находятся ________________________ и хромосомы. Состав: аминокислоты, белки, ферменты.

Ядрышко (состоит из РНК и белка). Ядрышки формируются и видны только в _________________________________ клетках, а во время деления разрушаются.

Функции ядрышек: _______________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                  

Хромосомы (хроматин - нити ДНК)

Функции: хранение и передача наследственной информации.

Хромосомы – носители наследственности, особенности строения и химического состава, хромосомный набор.

Хромосома – спирализованный хроматин делящихся клеток, состоит из ДНК, РНК, белков гистонов – нуклеопротеид. Содержит гены.

Хромосомы являются носителями наследственной информации. Но большую часть своего существования они  имеют вид тонких нитей, которые очень трудно изучать. Эти нити конденсируются и образуют четко очерченные хромосомы только во время клеточного деления. Наиболее удобным этапом для исследования хромосом является метафаза митоза. Для того чтобы задержать клетки на этой стадии, исследователи хромосом добавляют к культуре клеток колхицин - вещество, которое разрушает микротрубочки веретена деления и останавливает деление именно на стадии метафазной пластинки.

На стадии метафазы почти все хромосомы имеют Х-образную форму. Это связано с тем, что в этот момент каждая из хромосом состоит из двух хроматид, соединенных в месте первичной перетяжки. В хромосоме можно выделить плечи. Эти плечи могут быть примерно одинаковыми или иметь разную длину. В таком случае выделяют длинное и короткое плечо хромосомы. В месте соединения двух хроматид в хромосоме расположена первичная перетяжка. В некоторых хромосом на плечах можно найти и вторичные перетяжки.

Каждая из хромосом метафазной пластинки имеет парную ей гомологичную хромосому. Гомологичные хромосомы дублируют одна одну. В каждой из хромосом такой пары находятся участки, которые кодируют одинаковые гены. Но в разных гомологичных хромосомах могут находиться различные варианты (аллели) одного гена.

Хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие одинаковые гены, ____________________________________________ хромосомы.

Для каждого из видов эукариотичных организмов характерен определенный набор хромосом, который можно увидеть на метафазных пластинках клеток представителей этого вида. Этот набор хромосом называется кариотипом, и он является важным систематическим признаком. Важными характеристиками кариотипа является число, размер и форма хромосом, которые его составляют.

Кариотип – _____________________________________, содержащийся в клетках одного организма.

Следует отметить, что количество хромосом в определенных тканях и органах одной особи может отличаться от характерной для определенного вида. Например, в большинстве клеток организма позвоночных животных или цветочных растений все хромосомы представлены в виде гомологических пар. А вот в половых клетках этих организмов все хромосомы представлены только в одном экземпляре без своей гомологичной пары. Такой набор хромосом называется гаплоидным, а хромосомный набор обычных клеток - диплоидным. Это связано с особенностями полового размножения. В ходе этого процесса новый организм образуется в результате слияния двух половых клеток родителей. Если бы в половых клетках не происходило уменьшение числа хромосом, то каждое следующее поколение имело бы вдвое больше хромосом, чем их родители.

Все клетки организма делятся на соматические и половые  (показать в виде схемы)

Соматические (клетки тела) – 2n, половые - n

У человека 2n = 46 хромосом в соматической клетке, а в половых  n = 23 хромосомы. Половые клетки содержат вдвое меньше хромосом, чем соматические. В этом заключается их биологический смысл: во время полового процесса происходит обмен генетической информацией и восстановление диплоидного набора: n + n =2n

Задание 2.  1.вариант

На листе написано три слова из которых одно лишнее.

 Назовите лишнее слово и объясните свой выбор.

Задание

Ответ

1лист

ЭПС

Митохондрии

Кольцевая хромосома

Карта урока ученика________________________________(ФИО ученика)

Задание 1 Изучитете текст параграфа 2.3, вставьте пропущенные слова.

Большинство клеток одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержат ядро. Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют _________________, а а имеющие ядро – эукариотическими.

Организмы

                                  ________________                                                 прокариоты

         Растения, животные, грибы                                       бактерии, цианобактерии

Одна клетка может содержать одно или несколько ядер, это зависит от степени активности клетки. К многоядерным клеткам относятся, например, клетки костного мозга, печени, мышечной ткани.

  1. Ядро – обязательный органоид эукариотической клетки (искл. эритроциты млекопитающих, ситовидные трубки флоэмы растений)

Функции:

  1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Строение ядра

Ядерная оболочка

Состоит из _____________ мембран: внутренней гладкой и наружной шероховатой;

Функции: обмен веществ между цитоплазмой и ядром; синтез белка; отграничивает содержимое ядра.

Ядерный сок (нуклеоплазма, кариоплазма) -  внутренняя полужидкая среда, где находятся ________________________ и хромосомы. Состав: аминокислоты, белки, ферменты.

Ядрышко (состоит из РНК и белка). Ядрышки формируются и видны только в _________________________________ клетках, а во время деления разрушаются.

Функции ядрышек: _______________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                  

Хромосомы (хроматин - нити ДНК)

Функции: хранение и передача наследственной информации.

Хромосомы – носители наследственности, особенности строения и химического состава, хромосомный набор.

Хромосома – спирализованный хроматин делящихся клеток, состоит из ДНК, РНК, белков гистонов – нуклеопротеид. Содержит гены.

Хромосомы являются носителями наследственной информации. Но большую часть своего существования они  имеют вид тонких нитей, которые очень трудно изучать. Эти нити конденсируются и образуют четко очерченные хромосомы только во время клеточного деления. Наиболее удобным этапом для исследования хромосом является метафаза митоза. Для того чтобы задержать клетки на этой стадии, исследователи хромосом добавляют к культуре клеток колхицин - вещество, которое разрушает микротрубочки веретена деления и останавливает деление именно на стадии метафазной пластинки.

На стадии метафазы почти все хромосомы имеют Х-образную форму. Это связано с тем, что в этот момент каждая из хромосом состоит из двух хроматид, соединенных в месте первичной перетяжки. В хромосоме можно выделить плечи. Эти плечи могут быть примерно одинаковыми или иметь разную длину. В таком случае выделяют длинное и короткое плечо хромосомы. В месте соединения двух хроматид в хромосоме расположена первичная перетяжка. В некоторых хромосом на плечах можно найти и вторичные перетяжки.

Каждая из хромосом метафазной пластинки имеет парную ей гомологичную хромосому. Гомологичные хромосомы дублируют одна одну. В каждой из хромосом такой пары находятся участки, которые кодируют одинаковые гены. Но в разных гомологичных хромосомах могут находиться различные варианты (аллели) одного гена.

Хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие одинаковые гены, ____________________________________________ хромосомы.

Для каждого из видов эукариотичных организмов характерен определенный набор хромосом, который можно увидеть на метафазных пластинках клеток представителей этого вида. Этот набор хромосом называется кариотипом, и он является важным систематическим признаком. Важными характеристиками кариотипа является число, размер и форма хромосом, которые его составляют.

Кариотип – _____________________________________, содержащийся в клетках одного организма.

Следует отметить, что количество хромосом в определенных тканях и органах одной особи может отличаться от характерной для определенного вида. Например, в большинстве клеток организма позвоночных животных или цветочных растений все хромосомы представлены в виде гомологических пар. А вот в половых клетках этих организмов все хромосомы представлены только в одном экземпляре без своей гомологичной пары. Такой набор хромосом называется гаплоидным, а хромосомный набор обычных клеток - диплоидным. Это связано с особенностями полового размножения. В ходе этого процесса новый организм образуется в результате слияния двух половых клеток родителей. Если бы в половых клетках не происходило уменьшение числа хромосом, то каждое следующее поколение имело бы вдвое больше хромосом, чем их родители.

Все клетки организма делятся на _________________________ и половые

Соматические (клетки тела) – 2n, половые - n

У человека 2n = 46 хромосом в соматической клетке, а в половых  n = 23 хромосомы. Половые клетки содержат вдвое меньше хромосом, чем соматические. В этом заключается их биологический смысл: во время полового процесса происходит обмен генетической информацией и восстановление диплоидного набора: n + n =2n

Задание 2.  2.вариант

На листе написано три слова из которых одно лишнее.

 Назовите лишнее слово и объясните свой выбор.

Задание

Ответ

2 лист:

Жгутик

Пластиды

Клеточная стенка

Карта урока ученика________________________________(ФИО ученика)

Задание 1 Изучитете текст параграфа 2.3, вставьте пропущенные слова.

Большинство клеток одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержат ядро. Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют _________________, а а имеющие ядро – эукариотическими.

Организмы

                                  ________________                                                 прокариоты

         Растения, животные, грибы                                       бактерии, цианобактерии

Одна клетка может содержать одно или несколько ядер, это зависит от степени активности клетки. К многоядерным клеткам относятся, например, клетки костного мозга, печени, мышечной ткани.

  1. Ядро – обязательный органоид эукариотической клетки (искл. эритроциты млекопитающих, ситовидные трубки флоэмы растений)

Функции:

  1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Строение ядра

Ядерная оболочка

Состоит из _____________ мембран: внутренней гладкой и наружной шероховатой;

Функции: обмен веществ между цитоплазмой и ядром; синтез белка; отграничивает содержимое ядра.

Ядерный сок (нуклеоплазма, кариоплазма) -  внутренняя полужидкая среда, где находятся ________________________ и хромосомы. Состав: аминокислоты, белки, ферменты.

Ядрышко (состоит из РНК и белка). Ядрышки формируются и видны только в _________________________________ клетках, а во время деления разрушаются.

Функции ядрышек: _______________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                  

Хромосомы (хроматин - нити ДНК)

Функции: хранение и передача наследственной информации.

Хромосомы – носители наследственности, особенности строения и химического состава, хромосомный набор.

Хромосома – спирализованный хроматин делящихся клеток, состоит из ДНК, РНК, белков гистонов – нуклеопротеид. Содержит гены.

Хромосомы являются носителями наследственной информации. Но большую часть своего существования они  имеют вид тонких нитей, которые очень трудно изучать. Эти нити конденсируются и образуют четко очерченные хромосомы только во время клеточного деления. Наиболее удобным этапом для исследования хромосом является метафаза митоза. Для того чтобы задержать клетки на этой стадии, исследователи хромосом добавляют к культуре клеток колхицин - вещество, которое разрушает микротрубочки веретена деления и останавливает деление именно на стадии метафазной пластинки.

На стадии метафазы почти все хромосомы имеют Х-образную форму. Это связано с тем, что в этот момент каждая из хромосом состоит из двух хроматид, соединенных в месте первичной перетяжки. В хромосоме можно выделить плечи. Эти плечи могут быть примерно одинаковыми или иметь разную длину. В таком случае выделяют длинное и короткое плечо хромосомы. В месте соединения двух хроматид в хромосоме расположена первичная перетяжка. В некоторых хромосом на плечах можно найти и вторичные перетяжки.

Каждая из хромосом метафазной пластинки имеет парную ей гомологичную хромосому. Гомологичные хромосомы дублируют одна одну. В каждой из хромосом такой пары находятся участки, которые кодируют одинаковые гены. Но в разных гомологичных хромосомах могут находиться различные варианты (аллели) одного гена.

Хромосомы, одинаковые по форме и размеру и несущие одинаковые гены, ____________________________________________ хромосомы.

Для каждого из видов эукариотичных организмов характерен определенный набор хромосом, который можно увидеть на метафазных пластинках клеток представителей этого вида. Этот набор хромосом называется кариотипом, и он является важным систематическим признаком. Важными характеристиками кариотипа является число, размер и форма хромосом, которые его составляют.

Кариотип – _____________________________________, содержащийся в клетках одного организма.

Следует отметить, что количество хромосом в определенных тканях и органах одной особи может отличаться от характерной для определенного вида. Например, в большинстве клеток организма позвоночных животных или цветочных растений все хромосомы представлены в виде гомологических пар. А вот в половых клетках этих организмов все хромосомы представлены только в одном экземпляре без своей гомологичной пары. Такой набор хромосом называется гаплоидным, а хромосомный набор обычных клеток - диплоидным. Это связано с особенностями полового размножения. В ходе этого процесса новый организм образуется в результате слияния двух половых клеток родителей. Если бы в половых клетках не происходило уменьшение числа хромосом, то каждое следующее поколение имело бы вдвое больше хромосом, чем их родители.

Все клетки организма делятся на ___________________ и половые  

Соматические (клетки тела) – 2n, половые - n

У человека 2n = 46 хромосом в соматической клетке, а в половых  n = 23 хромосомы. Половые клетки содержат вдвое меньше хромосом, чем соматические. В этом заключается их биологический смысл: во время полового процесса происходит обмен генетической информацией и восстановление диплоидного набора: n + n =2n

Задание 2.  3.вариант

На листе написано три слова из которых одно лишнее.

 Назовите лишнее слово и объясните свой выбор.

Задание

Ответ

3 лист:

Амеба

Бактерия

Инфузория - туфелька

Вопрос классу: Какие безъядерные организмы вам известны?

Сообщить тему урока и цели.

1. Прокариотические клетки.

Эукариоты – клетки имеющие оформленное ядро (ядерные).

Прокариоты – клетки не имеющие ядря и ряда органоидов (доядерные).

Прокариотические клетки очень малы (не более 10 мкм).

У них нет ядерной оболочки и единственная хромосома находится в цитоплазме.

Клетка окружена: 1) мембраной; 2) клеточной стенкой (форма).

Отсутствуют оргоноиды, окруженные мембраной.

Рибосомы мелкие.

Имеют (часть) органоиды движения.

Размножаются делением клетки надвое.

2. Индивидуальные задания по изучению нового материала.

I. Работа с дополнительной литературой.

1. Прочтите тест на стр.9 о прокариотических и эукариотических клетках.

Дайте характеристику строения и жизнедеятельности прокариотических клеток.

(Газета «Биология» - еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №17, 2000 г.).

2. Просмотрите таблицу на стр. 72 – 73. Дайте сравнительную характеристику прокариотической и эукариотической клетки по следующим признакам:

а) наличие ядра;

б) ядрышек;

в) рибосом;

г) одномембранные органоиды;

д) двухмембранные органоиды;

е) клеточный центр.

(Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. Т.Л.Богданова. «АСТ – Пресс школа» М.2003 г.).

3. Прочтите на стр.102 – 103 текст об особенностях строения клеток прокариот и эукариот. Ответить на вопрос: почему у бактерий хромосому называют условной хромосомой?

(Биология. Справочник абитуриента. Научная разработка З.А.Власовой. Из-во «Слово» М.1997 г.).

4. Прочтите текст на стр.589 и ответьте на вопросы:

- в чем сходство клеток растений, животных, грибов, бактерий?

- о чем свидетельствует сходство о строении клеток организмов всех царств?

(Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. А.С.Батуев и др. Изд.Дом «Дрофа» М. 1999 г.).

II. Работа с микроскопом.

1. Рассмотрите микропрепарат растительной ткани и ответьте на вопросы:

- Что вы рассматривали?

- Эти клетки относятся к прокариотам или эукариотам? Почему?

III. Работа по карточкам.

1. Назовите какие органоиды отсутствуют у прокариотических клеток, если известно, что у них нет мембранных органоидов.

2. Что значит выражение: «Многие прокариоты – анаэробы?» (Можно пользоваться текстом учебника на стр. 59).

IV. Работа с текстом учебника.

Прочтите текст в учебнике на стр. 59 – 60 и ответьте на вопрос:

Для чего бактериям споры?

Пока учащиеся выполняют работу по учебнику, учитель пишет на доске текст к игре «Составь пары» и проверяет письменные ответы учащихся на листочках по проверке домашнего задания.

3. Ответы учащихся на вопросы индивидуальных заданий.

Учитель дополняет ответы учащихся.

4. Рассказ учителя о значении спор у бактерий.

Рассказ учителя.

Запись в тетрадь.

Схема строения бактерии.

ЭПС. Митохондрии. Пластиды.

см. рис.30 (учебник – с.59)

Работа в группах.

Спарвочный материал.

Работа в парах.

Все учащиеся не занятые работой в парах.

Весь класс.

1. Р.кл. – 3,6.

2. Ж.кл. – 1, 4.

3. Пр.кл. – 2,5.

IV. Закрепление.

1. Игра «Составь пары».

А. Растительная клетка. а) Гликокаликс.

Б. Животная клетка. б) Кольцевая хромосома.

В. Прокариотическая клетка. в) Большая вакуоль.

г) Центриоли.

д) Мелкие рибосомы.

е) Пластиды.

2. Сравнение клеток эукариот и прокариот. (Запись в тетрадь).

Органоиды клетки.

Эукариоты.

Прокариоты.

клеточная оболочка

+

+

цитоплазма

+

+

ядро

+

-

митохондрии

+

-

ЭПС

+

-

комплекс Гольджи

+

-

V. Итог урока.

1. Оценки за урок.

2. Домашнее задание: § 27. Подготовиться к зачету по теме «Органоиды клетки» (выучить таблицу в тетради).

3. Что вы узнали нового о прокариотических клетках?

4. Вопросы к учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме: «Строение клеток прокариот и эукариот»

Урок биологии 10 класс. Учитель биологии -  Мандрусова Людмила Григорьевна МБОУ гимназия № 1. г.о. Краснознаменск.Тема: Строение клеток прокариот и эукариот.Цель: выяснить особенности...

Урок обобщения знаний по теме "Сравнение дробей" в 5 классе Дорофеев

Проводился в форме путешествия за сокровищами....

Технологическая карта урока "Строение клеток прокариот и эукариот"

Технологическая карта урока "Строение клеток прокариот и эукариот". Основные положения клеточной теории. Кто ввел в науку понятие "клетка"...

Самостоятельная работа по теме "Сравнение клеток Эукариот и Прокариот"

Данныый материал может быть использован при организации самостоятельной работы при изучении темы "Сравение клеток Эукариот и Прокариот"...