Репортаж "Учат не рассказом, а работой и показом"
статья по биологии

Бывают дни рабочей недели в МОУ-гимназия №1, когда  после уроков учащиеся не торопятся расходиться по домам. Спешат в кабинет биологии непоседливые пятиклассники, торопятся занять удобное место ребята постарше, а десятиклассники снисходительно, но с интересом наблюдают за этой  суетой. Собравшиеся  внимательно  рассматривают оформление кабинета: презентация о полезных продуктах, на столах микролаборатории и красочные пакетики чипсов, кириешек, коробочки с соком, упаковки с йогуртом и многие другие вкусные, часто с удовольствием используемые в повседневной жизни продукты питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reportazh_uchat_ne_rasskazom_a_rabotoy_i_pokazom.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мишарина Ольга Иннокентьевна

учитель биологии МОУ-гимназия №1

г. Петровска-Забайкальского

репортаж

Учат не рассказом, а работой и показом

Бывают дни рабочей недели в МОУ-гимназия №1, когда  после уроков учащиеся не торопятся расходиться по домам. Спешат в кабинет биологии непоседливые пятиклассники, торопятся занять удобное место ребята постарше, а десятиклассники снисходительно, но с интересом наблюдают за этой  суетой. Собравшиеся  внимательно  рассматривают оформление кабинета: презентация о полезных продуктах, на столах микролаборатории и красочные пакетики чипсов, кириешек, коробочки с соком, упаковки с йогуртом и многие другие вкусные, часто с удовольствием используемые в повседневной жизни продукты питания.

Постепенно кабинет заполняется детьми, здесь скоро начнется разновозрастная игра «Я предпочитаю натуральное…», которая является  одним из мероприятий   декады естественных наук.

Идея разновозрастного сотрудничества учащихся в гимназии  реализуется не первый год, чаще такое взаимодействие организуется   на  внеклассных мероприятиях, но есть и первый опыт проведения уроков, и как выяснилось,  такие встречи  для ребят являются самыми яркими и запоминающимися.

Вот и сегодня игра   собрала учащихся 5-10 классов, пришедших по     собственному  желанию, а не по выбору  учителя. Этот момент очень  важен для самого ребенка, но вызывает некоторое опасение со стороны учителя: вдруг в команде не окажется того самого сильного ученика, который всякий раз берет на себя большую ответственность и выводит команду на определенный уровень. В начале игры команды формируются  учителем стихийно, главное, чтобы в ней оказались по одному ученику от  каждой параллели. Оптимальное число команд – четыре. Итак, учитель объявляет о начале мероприятия, знакомит участников с планом игры. «Твоё здоровье – в твоих руках», а помогут  это здоровье сохранить знания о лекарственных растениях, умение определять в домашних условиях качество продуктов и распознавать опасные добавки. Слаженная работа в команде обеспечит ваш успех в игре. Для этого нужно познакомиться, определить для себя свою роль в общем деле.

  Изначально  роли всех участников «размыты», старшие ребята, ощущая ответственность за ход игры, мобилизуют весь свой учебный опыт, младшие  немного переживают, смогут ли они пригодиться в игре. Поэтому  игра  начинается  с заданий, которые могут объединить интересы и возможности  всех участников: ребусы, пазлы, головоломки по заданной тематике. В процессе этой работы идет  более тесное знакомство участников команды, постепенно в процесс работы вступают все и что самое важное – идет взаимообогащение школьников разных возрастов.

Следующим этапом игры является проведение исследования  качества повседневных продуктов питания в лабораторных условиях школы. Командам предлагается исследовать:

  • йогурт на наличие белка и крахмала;
  • яблочный сок на наличие витамина «С»;
  • мёд на наличие примесей крахмала и мела;
  • качество сливочного масла.

Это задание предоставляет возможность  старшим школьникам выполнять роль взрослого, взять на себя ответственность по соблюдению учащимися  правил техники безопасности  при проведении эксперимента. «При  этом действуют различные механизмы, активирующие совместную деятельность учащихся и проявление ими положительных качеств: когда ученик во взаимодействие включается как старший, действует механизм «социального взросления». Активность младших школьников также возрастает и становится более организованной, поскольку они признают ведущую роль старших, их авторитет как организаторов совместной работы. Это обстоятельство усиливает стремление младших к сотрудничеству через старших со всеми членами группы. Перестройка поведения младших школьников в значительной степени происходит в результате подражания» [1].

Выполнение задания дополняется исследовательской деятельностью участников команды по определению содержания в предоставленных продуктах добавок «Е». Учащимся нужно  установить  по   информационным материалам опасные для здоровья добавки в наборе самых распространенных в повседневной жизни продуктов питания.

Кульминацией игры служит создание рекламного проспекта  для выявленного качественного продукта и антирекламы для продукта, содержащего опасные добавки.

В ходе  игры «широк диапазон социальных ролей, так как в зависимости  от ситуации, контактов ребенка изменяется его позиция в группе, и он вынужден перестраивать своё поведение, выступая то старшим, то младшим во взаимодействии. Это способствует повышению эффективности социализации личности».  Если продиагностировать функционально-ролевые позиции участников команды по тесту  Белбина, то можно видеть, что в ходе игры учащиеся  выполняют  разные роли: творца, генератора идей, исследователя, реализатора, эксперта, исполнителя.  Это может быть постоянная роль в процессе игры, но  наиболее  ценным  и интересным является смена ролей в зависимости от задач, поставленных в группах. При этом предоставляется возможность проявить максимально свои  лучшие качества,  использовать внутренние резервы. Взаимное дополнение возможностей старших и младших школьников повышает результативность их совместной деятельности, совместного творчества.

Результатом  совместной деятельности  явилось создание рекламы качественных продуктов, и вот уже в ходе работы царит дружеская атмосфера, настоящее сотворчество, в некоторых командах  можно было наблюдать, как младшие ребята активно берут инициативу в свои руки.

Яркие проспекты реклам, радостные лица, удовлетворение от проделанной работы, взаимовыручка при защите проспекта – вот далеко не полный перечень положительных моментов игры. Жюри, состоящее из старшеклассников,  подводит  итоги игры.  Эти ребята - постоянные участники научно-практических конференций разных уровней, неоднократно испытавшие на себе  строгое судейство, поэтому   их оценки аргументированы и справедливы.  

Победители определены, но  проигравших нет, ведь самое ценное, что получили все участники – это опыт взаимодействия, который определяется не соперничеством, а сотрудничеством, доверием, поддержкой, опытом социального становления личности.

До новых интересных встреч, до новых успехов!

Литература:

  1. Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Ярославль. Академия развития, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Нужно учить не рассказом, а работой и показом"

В центре работы стажировочной площадки «Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО» – организация таких условий индивидуализации образовательног...

Тематический показ учащихся класса преподавателя Мельничук Елены Иосифовны «Работа над фортепианной миниатюрой и пьесами из циклических форм»

Цель урока - показа: привить учащимся интерес к жанру фортепианной миниатюры. Развить мышление, ассоциативные связи, воображение, фантазию, формировать находчивость, сообразительность, изобретат...

Практический показ опыта работы учителя географии и истории Справниковой Галины Гавриловны"Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока"

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными,поэтому у молодых людей искажены представления о доброте,милосердии,великодушии,нравстенности.Школа призвана создавать гражданина и вос...

Исследовательская работа "Организация внеурочной работы через олимпиады, конкурсы профессионального мастерства и демонстрационные показы"

В работе исследованы основные задачи внеурочной деятельности и организационные модели внеурочной деятельности по профессии "Парикмахер"...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Машина времени. Рассказ. Творческая работа ученика

IX Республиканская научно-практическая конференция учащихся 5-6 классов «Серебряная альфа» Номинация: Свободное творчествоТворческие работы учащихся....