система работы по выявлению и развитию одаренности
рабочая программа по биологии

Островская Елена Ивановна

Цель:

- повышение уровня творческой активности и познавательного интереса  обучающихся как на уроках биологии, так и во внеурочное время.

 

Задачи:

- определить уровень творческих способностей обучающихся до начала реализации проекта;

- определить формы и методы  работы на уроках, помогающие обучающимся  выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения биологии;

- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.

- создать условия для развития креативности.

- решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;

- формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.

- содействовать профессиональному самоопределению обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сафоново, Смоленской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/____________/

ФИО

Протокол №_____

От «___»________2017___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №6»        

________/____________/

ФИО

От «___»________2017___г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ «СОШ №6»

________/____________/

ФИО

Приказ №_____

От «___»________2017___г.

Программа работы

по выявлению и развитию одаренности учащихся

учителя биологии

Островской Елены Ивановны

2018

Цель:

- повышение уровня творческой активности и познавательного интереса  обучающихся как на уроках биологии, так и во внеурочное время.

Задачи:

- определить уровень творческих способностей обучающихся до начала реализации проекта;

- определить формы и методы  работы на уроках, помогающие обучающимся  выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения биологии;

- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.

- создать условия для развития креативности.

- решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;

- формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.

- содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.  

1 этап – Подготовительный.

Задачи:

-определить уровень творческих способностей обучающихся до начала реализации проекта; (использовались методика Н.П. Капустиной «Определение уровня воспитанности обучающихся», тест исследования интеллекта Р.Амтхауэра, тесты Торренса).

Результаты диагностики:

Уч.год/

класс

2017-18 уч. год

2018-19 уч. год

2019-19 уч. год

диагностика

способностей:

первичная

итоговая

первичная

итоговая

первичная

итоговая

к научной (интеллектуальной) деятельности

В-15%

С-62%

Н-23%

В-19%

С-66%

Н-15%

В-19%

С-66%

Н-15%

В-26%

С-62%

Н-12%

В-25%

С-65%

Н-10%

В-30%

С-65%

Н-5%

к творческой деятельности

В-12%

 С-69%

 Н-19%

В-15%

С-70%

Н-15%

В-15%

С-70%

Н-15%

В-19%

С-69%

Н-12%

В-20%

С-70%

Н-10%

В-25%

С-70%

Н-5%

- определить формы и методы  работы на уроках, помогающие обучающимся  выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения биологии.

- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.

2 этап – Основной.

Задачи:

- Создать условия для развития креативности.

- Решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;

- Формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.

3 этап – Итоговый.

Заключительный этап  включает в себя  рефлексию объективного  осознанного   выбора школьниками творческой деятельности.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

Обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

• креативности;

• настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу.

Познавательный интерес - это глубокий внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.

Отсутствие интереса у школьников - показатель серьезных недостатков в организации обучения.

Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активными для достояния школьников.

Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче - обучение, умственное развитие и воспитание личности - интерес является связывающим звеном. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

Все это подводит к мысли о том, что «корень» учения не обязательно должен быть «горек», ибо еще Ушинский отмечал, что «учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов.

Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при максимальной активизации мышления учащихся. Поэтому большое значение имеет умение учителя активизировать, побуждать, стимулировать, направлять мышление своих учеников.

Как правило, учитель использует различные формы урока, однако в каждом конкретном случае он должен стремиться выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие творческой активности учащихся.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза стала традиционной.

Но ее нельзя понимать упрощенно и однобоко, так как обычный школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества.

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков.

Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский.

Главное на уроке - учебный труд учеников. Активизировать познавательную и в целом учебную деятельность школьников, придавая ей характер творческой, исследовательской работы, - такая задача стоит сейчас перед всеми учителями.

«К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества» (К.Э. Циолковский).

Одной из важнейших педагогических проблем является развитие у учащихся глубокого интереса к теоретическим и практическим знаниям по биологии, обладать которыми, несомненно, должен каждый человек.

Известно, что усвоение учебного материала - сложный, многоступенчатый процесс. Первоначальное ознакомление сменяется запоминанием, освоением темы.

Существуют разные способы, средства, приемы активизации мышления учащихся. Перед учащимися нужно ставить задачи, которые побуждают учащихся рассуждать, предпринимать поиски.

Одной из форм, направленных на повышение одаренности учащихся, являются олимпиады и конкурсы.

Школьная олимпиада позволяет улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала определенной группой школьников. Олимпиада дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризовать биологические знания.

Олимпиада является одной из форм внеклассной работы. В последние годы внимание к предметным олимпиадам возросло. В статье 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников принимаются без вступительных испытаний в средние и высшие учебные заведения по направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады. Результаты выступления школьников на олимпиадах являются важной составляющей портфеля учебных достижений учащихся (портфолио), который в настоящее время достаточно широко используется в педагогической практике. Участие в олимпиаде помогает школьникам лучше подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

Уже в VI - VII классе я определяю, чьи способности превышают среднестатистические. Для этого всему классу предлагаю выполнить определенного типа задания:

● «Биологи пишут правильно» - ученику предлагаю термин с пропущенными буквами, которые необходимо вставить. Его можно использовать следующими способами: как одно из заданий при проверке знаний, более сложный вариант – самостоятельно найти в предложенном справочнике написание слова по его определению. Третий вариант для высокомотивированных и заинтересованных детей – найти не только правильное написание, но и определение слова и поделиться результатом с классом. Использую это задание во всех классах.

● «Угадай кто?» - учащиеся по предложенному описанию определяют, о каком растении, животном идет речь или же о каком органе человека и т. д. Например: Это животное умеет избавляться от блох совершенно изумительным образом: возьмет в зубы клочок шерсти и входит в воду, но не сразу, а осторожно и постепенно, шаг за шагом. Блохи воду не любят, перебираются с лап на живот, спину, голову. Животное уже погрузилось в воду, только клочок шерсти в зубах над водой торчит. Блохи перебираются на него. Животное выпускает шерсть из зубов, и она со всем «блошиным народом» уплывает. Что это за хитрое млекопитающее?

● «Найди ошибку» - найти в тексте ошибки и исправить их.

● «Заполни пропуски» - в тексте пропущены слова. Они даются после текста, их необходимо поставить в логическом порядке.

Так же начинаю развивать у учащихся VI – VII классов интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укреплять в них уверенность в своих силах.

На первом этапе моей работы я ставила перед собой задачу – развития познавательного мотива - интереса к предмету и любознательности. Строя учебный план, я столкнулась с необходимостью согласования его с интересами учащихся, мой учебный план должен включать в себя “картину мира” ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом. Существует множество способов узнать интересы школьников, я выбрала наиболее простой: напрямую спросить самих учеников, как они проводят свое свободное время, в какие моменты урока у них возникает повышенный интерес, внимание.

Зная интересы своих учеников, я применяю их в учебном процессе. Преподаватель обязан знать интересы учеников, чтобы дополнять свою учебную программу. Все, что повышает любознательность, может быть включено в мое занятие: новые необычные факты, которые ученики находят самостоятельно. Их собственные взгляды на события, яркие наглядные пособия и изготовление поделок. Вот так я работала с одаренными детьми на первом этапе своей деятельности.

На втором этапе работы со своими учениками я заметила их способность легко приспособиться к новым требованиям при различных условиях и в различных областях наук. Если талант можно назвать материальной способностью, то умственная одаренность будет тогда формальной способностью. Это заставило меня пристальней присмотреться к своим ученикам, проанализировать их индивидуальные особенности. Таким образом, может быть, я приду к более правильной оценке успехов своих учеников и буду в состоянии дать им добрый совет при выборе профессии.

Особое внимание уделяю творческим заданиям. И может сложиться так, что ученик, обладающий образным мышлением, высоким уровнем знаний и хорошо развитой письменной речью добьется неплохих результатов на олимпиаде.

Выполнение вышеуказанных заданий и наблюдение за работой учеников в классе позволяет мне уже в середине учебного года выявить группу одаренных детей, которым требуется особый подход и отдельные типы заданий. С этого момента все задания дифференцированы. Например, при выполнении задания «Заполни пропуски» даю усложненный текст или указываю количество слов, больше, чем пропусков или же вообще не указываю слова.

С одаренными детьми провожу индивидуальные занятия. Работаем не только с заданиями, но и с другими учебниками, дополнительной литературой, словарями, справочниками. На наших встречах я создавала проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель. Вместо объяснения как решить проблему, я или творческая группа учеников представляют необходимые материалы, поощряя учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. На этом этапе я задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе помогаем подтвердить или опровергнуть эти догадки при систематическом анализе проблемы. Так как все мои ученики в конечном итоге пишут рефераты или научно-исследовательские труды, этот этап работы обращен к написанию введения, экспериментирования, обдумывания, применения и проверки. Этот этап работы называется “метод проектов”. В моем случае “Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, и является итогом работы члена НОУ.

Работая с дополнительной литературой рассматриваем занимательные вопросы и факты, которые раскрывают неожиданные, новые аспекты жизни растений, животных, человека. Занимательные вопросы и факты рассказывают ребятам не только о малоизвестных организмах, но и отражают новые, необычные факты биологии и экологии даже хорошо известных животных, растений и др. Используемый дополнительный материал при изучении основных разделов программы, а также вопросы проблемного характера, позволяют по новому взглянуть на уже известные явления и законы, создают мотивацию к изучению биологии. Использую проблемные вопросы и задания непосредственно на уроках при изучении программного материала в 6 классе, по темам «Прорастание семян», «Корень» и др., в 7 классе «Простейшие», «Цепи питания», в 8 классе – «Пищеварительная система», «Анализаторы. Органы чувств». В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация.

Использование проблемных биологических задач позволяет существенно повысить интерес школьников к биологии и максимально способствует раскрытию творческого потенциала личности ребенка.

Каждый год в школе проходит неделя биологии. Проведение недели повышает интерес учащихся к предмету, стимулирует их к поиску дополнительных материалов по изучаемым темам, привлекает талантливых детей к проведению биологических исследований и участию в олимпиадах.

Сегодня в общеобразовательных учреждениях стали активно освещать вопрос развития исследовательских навыков учащихся. Человек, обладающий элементарными  навыками решения проблем, сможет применить и развить их в различных областях деятельности. Навыки научно-исследовательской деятельности – это большое подспорье при поступлении в ВУЗы, участии в научных конференциях, семинарах, олимпиадах. Однако, к сожалению, не все учащиеся владеют навыками исследовательского подхода в решении различных вопросов, многие не умеют писать рефераты, доклады, проекты, составлять тезисы и т.д.

Исследовательские работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных и городских, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые мета.

Хотелось бы с коллегами поделиться плюсами “метода проектов”:

  • Развиваются познавательные интересы;
  • Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, сбор эмпирической информации и т.п.;
  • Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда;
  • Отсутствует формализм знаний;
  • Устанавливается связь с жизненным опытом;
  • В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать;
  • Развивается метапозание и саморегуляция в деятельности умственно одаренных детей.

Выводы:

  1. повышение интереса со стороны обучающихся к предмету биологии;
  2. творческий подход к изучению тем;
  3. возрастание активности работы как на уроках, так и во внеурочное время среди обучающихся разных возрастов;
  4. развитие самостоятельного приобретения новых знаний обучающимися;
  5. положительный элемент соревновательности между обучающимися;
  6. при систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

Для учителей рекомендации по работе с одарёнными детьми

  1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка
  2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
  3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.
  4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
  5. На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
  6. Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
  7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
  8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
  9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
  11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
  12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
  16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
  17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.
  18. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей

Творческая работа, содержащая как теоретический так и практический материал по выявлению иразвитию одаренных детей на примере предметной недели по английскому языку...

Система работы по выявлению и развитию у обучающихся творческих и познавательных способностей

Система работы по выявлению и развитию у обучающихся   творческих и познавательных  способностей на уроках географии...

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Развитие способностей одаренных детей одно из наиболее приоритетных направлений работы  с обучающимися в свете современных требований к образованию. .В данной статье рассматриваются наиболее эффе...

План работы по выявлению и развитию одаренных учащихся

План работы по выявлению и развитию одаренных учащихся...

Творческая работа по теме: Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.

Предметная неделя - это не только традиционное внеурочное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими идеологически...

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ....