ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ. ЦЕПИ ПИТАНИЯ. |
1. | Линия 18 Установите соответствие между организмами и типами их взаимодействия: ОРГАНИЗМЫ | ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | А) заяц - лиса Г) берёза - подберёзовик Б) человек-кишечная палочка Д) клевер - шмель В) актиния – рак-отшельник Е) листовой опад – дождевой червь | 1) выедание 2) симбиоз |
| 122221 |
2. | Р-19 Линия 17 Выберите три верных ответа. Какие из перечисленных организмов участвуют в разложении органических остатков до минеральных? 1) крот 4) пеницилл 2) заяц – беляк 5) хламидомонада 3) бактерии – сапротрофы 6) мукор | 346 |
3. | Р-19 Линия 17 Выберите три верных ответа. В экосистеме смешанного леса первый трофический уровень занимают: 1) зерноядные млекопитающие 4) ольха серая 2) берёза бородавчатая 5) кипрей узколистный 3) тетерев - косач 6) стрекоза - коромысло | 245 |
4. |
Р-19 Линия 18 Установите соответствие между организмами и функциональными группами: ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | А) мятлик луговой Г) полевая мышь Б) пырей ползучий Д) серобактерии В) пчела медоносная | 1) продуценты 2) консументы |
|
| 11221 |
5. | Р-19 Линия 18 Установите соответствие между природными объектами и веществами биосферы: ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ | ВЕЩЕСТВА БИОСФЕРЫ | А) глина Г) торф Б) известняк Д) каменный уголь В) кварцевый песок | 1) биогенное 2) косное |
| 21211 |
6. | Р-19 Линия 18 Установите соответствие между организмами и функциональными группами, которые они занимают в экосистеме степи: ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | А) суслик Г) шалфей Б) ковыль Д) тюльпан В) шакал Е) степной орёл | 1) консументы I 2) консументы II 3) продуценты |
| 132332 |
7. | Р-19 Линия 18 Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | А) серобактерии Г) почвенная бактерия Б) цианобактерии Д) мукор В) бактерия брожения Е) ламинария | 1) продуценты 2) редуценты
|
| 112221 |
8. | Линия 11 Установите правильную последовательность передачи энергии в пищевой цепи, используя все названные объекты. 1) инфузория-туфелька 3) чайка 5) моллюск 2) сенная палочка 4) рыба 6) ил | 621543 |
9. | Линия 11 Установите правильную последовательность передачи энергии в пищевой цепи. 1) лягушка 3) нектар 5) стрекоза 2) уж 4) ястреб 6) бабочка
| 365124 |
10. | Линия 17 Выберите три организма, которые выполняют роль редуцентов в экосистемах: 1) трутовый гриб 4) аспергилл 2) гиена 5) аммонифицирующие бактерии 3) опёнок 6) крот | 345 |
11. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Среди перечисленных грибов выберите сапротрофные: 1) опёнок 4) спорынья 2) головня 5) пеницилл 3) трутовик 6) шампиньон | 156 |
12. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Выберите цепи выедания из предложенных: 1) сок растения – тля – божья коровка – паук – насекомоядная птица 2) кора дуба – гусеница – синица – сокол 3) листовой опад – дождевой червь – дрозд – ястреб-перепелятник 4) мёртвое животное – муха – лягушка – уж 5) навоз – муха – насекомоядная птица 6) нектар клевера – шмель – мышь - ястреб | 126 |
13. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Выберите детритные цепи питания: 1) лист дуба – тля – божья коровка – синица - сокол 2) листовой опад – дождевой червь – дрозд – ястреб-перепелятник 3) лишайник – северный олень - волк 4) мёртвое животное – муха – лягушка – уж 5) навоз – муха – насекомоядная птица 6) фитопланктон – рачки - кит | 245 |
14. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Укажите консументов в экосистеме: 1) паукообразные 4) хемосинтезирующие бактерии 2) древесные растения 5) насекомые 3) цианобактерии 6) растения-паразиты | 156 |
15. | Линия 2 Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин. Уровень организации | Пример | Клеточный | Строение цианобактрий |
| Озеро как место обитания озёрной лягушки |
| Экосис темный |
16. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Численность консументов I порядка в пресноводном водоёме может сократиться вследствие: 1) увеличения численности ракообразных 2) проявления действия стабилизирующего отбора 3) сокращения численности щук 4) увеличения численности серой цапли 5) глубокого промерзания водоёма зимой 6) увеличения численности налима и окуня | 456 |
17. | Линия 20 Рассмотрите рисунок и заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Функциональная группа | Трофический уровень | Характер питания | _________________ (А) | __________________ (Б) | _________________ (В)
|
| Список терминов и понятий: 1) консумент I порядка 2) консумент II порядка 3) продуцент 4) хищничество 5) травоядность 6) первый уровень 7) второй уровень 8) третий уровень |
| 175 |
18. | Линия 17 Выберите три верных ответа. К продуцентам биоценозов относят: 1) гриб - пеницилл 4) белую планарию 2) молочнокислую бактерию 5) верблюжью колючку 3) берёзу повислую 6) серобактерию | 356 |
19. | Установите соответствие между организмами и типами их взаимодействий: ОРГАНИЗМЫ | ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | А) заяц - лиса Б) человек – кишечная палочка В) актиния – рак-отшельник Г) берёза - подберёзовик Д) листовой опад – дождевой червь Е) клевер - шмель | 1) выедание 2) симбиоз |
| 122212 |
20. | Линия 18 Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | А) капуста листовая Г) чёрный хорь Б) голый слизень Д) обыкновенный крот В) сурепка обыкновенная Е) серая жаба | 1) консументы 2) продуценты
|
| 212211 |
21. | Линия 18 Установите соответствие между организмами и функциональными группами, которые они занимают в экосистеме степи: ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | А) карп Г) спирогира Б) рдест Д) фитопланктон В) окунь Е) толстолобик | 1) консументы I 2) консументы II 3) продуценты |
| 132331 |
22. | Линия 18 Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме: ОРГАНИЗМЫ | ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | А) растительноядные животные Б) использование растительной пищи в качестве источника энергии В) синтез первичного органического вещества Г) плотоядные животные и паразиты Д) преобразуют энергию солнца в энергию химических связей Е) начинают пастбищные цепи питания | 1) продуценты 2) консументы
|
| 221211 |
ЭКОСИСТЕМЫ. СУКЦЕССИИ. ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ. |
23. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Коралловому рифу как устойчивому сообществу свойственны: 1) богатое разнообразие видов организмов 2) очень высокая биологическая продуктивность 3) изъятие части зообионта человеком 4) преобладание в сообществе кораллов одного вида 5) сбалансированный круговорот веществ 6) короткие цепи питания | 125 |
24. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Дубраве как устойчивому сообществу свойственны: 1) разветвлённые пищевые сети 2) богатое видовое разнообразие 3) необходимость в дополнительных источниках энергии 4) сбалансированный круговорот веществ 5) отсутствие редуцентов и паразитов 6) сезонные изменения температуры и влажности
| 124 |
25. | Линия 17 Выберите три верных ответа. В экосистеме пойменного луга: 1) разнообразный видовой состав трав 4) сбалансированный круговорот веществ 2) преобладание продуцентов одного вида 5) действие искусственного отбора велико 3) отсутствие консументов и редуцентов 6) разветвлённые пищевые цепи | 146 |
26. | Линия 17 Выберите три верных ответа. При резком сокращении численности насекомых-опылителей на лугу со временем: 1) сокращается число насекомоопыляемых растений 2) возрастает численность хищных птиц 3) увеличивается количество травоядных животных 4) увеличивается численность ветроопыляемых растений 5) изменяется водный горизонт почвы 6) уменьшается численность насекомоядных птиц | 146 |
27. | Линия 17 Выберите три верных ответа. В экосистеме смешанного леса первый трофический уровень занимают: 1) зерноядные млекопитающие 4) ольха серая 2) берёза бородавчатая 5) кипрей узколистный 3) тетерев – косач 6) стрекоза коромысло | 245 |
28. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Ко второму трофическому уровню экосистемы относятся: 1) русская выхухоль 4) северный олень 2) тетерев – косач 5) куница европейская 3) кукушкин лён 6) мышь полевая | 246 |
29. | Линия 17 ****** Выберите три верных ответа. К каким последствиям может привести сокращение численности высших хищников в экосистеме? 1) увеличится численность консументов I и II порядков 2) сократится численность продуцентов вследствие выедания 3) изменится видовой состав редуцентов 4) почва будет деградировать вследствие загрязнения 5) вырастет конкуренция среди консументов I порядка 6) увеличится антропогенный стресс | 125 |
30. | Линия 18 Установите соответствие между характеристиками экосистем и их видами: ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ | А) устойчив во времени Б) необходимость в дополнительной энергии В) сбалансированный круговорот веществ Г) богатое видовое разнообразие Д) короткие цепи питания Е) преобладание монокультуры | 1) биоценоз 2) агробиоценоз
|
| 121122 |
31. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Пшеничное поле характеризуется как неустойчивая экосистема, так как: 1) имеет продуцентов, консументов, редуцентов 2) часть продукции изымается человеком 3) требует внесения дополнительных источников энергии 4) имеет сбалансированный круговорот веществ 5) характеризуется разветвлёнными цепями питания 6) преобладает монокультура | 236 |
32. | Линия 17 Выберите три верных ответа. К отличительным особенностям вторичной сукцессии относят следующие характеристики: 1) роль редуцентов выполняют только анаэробные бактерии 2) пищевые цепи никогда не имеют больше трёх уровней 3) экосистема развивается на месте уже существовавшей 4) лишайники – единственный продуцент в экосистеме 5) новая экосистема развивается на месте, где присутствует почва 6) в результате образуется экосистема с довольно разветвлёнными сетями питания | 356 |
33. | Линия 17 Выберите три верных ответа. К отличительным особенностям первичной сукцессии относятся следующие характеристики: 1) поселяются древесные растения 2) экосистема развивается на скалах без почвы 3) лишайники выполняют роль продуцентов 4) пищевые сети очень разветвлённые 5) в составе лишайников присутствуют только цианобактерии 6) почва формируется при перегнивании талломов лишайников | 236 |
34. | Линия 19 Установите последовательность этапов восстановления елового леса после пожара: 1) зарастание пожарища светолюбивыми растениями 2) образование верхнего яруса взрослыми елями 3) развитие молодых елей под пологом лиственных деревьев 4) появление кустарников и лиственных деревьев 5) формирование мелколиственного леса | 14532 |
35. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Какие из перечисленных сообществ относят к природным биоценозам? 1) пшеничное поле 4) ковыльная степь 2) вишнёвый сад 5) заливной луг 3) смешанный лес 6) мхи на коре дерева | 345 |
36. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Устойчивость влажного экваториального леса определяется: 1) большим видовым разнообразием 2) колебанием численности популяций 3) отсутствием смены холодного периода тёплым 4) сбалансированным круговоротом веществ 5) высоким плодородием почвы 6) разветвлёнными пищевыми сетями | 146 |
БИОСФЕРА, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ. |
37. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Газовая функция живого вещества в биосфере состоит в: 1) разрушении и гниении отмерших организмов 2) образовании железных руд 3) образовании органических веществ в процессе фотосинтеза 4) выделении кислорода при фотосинтезе 5) связывании атмосферного азота нитрифицирующими бактериями 6) выделении углекислого газа в процессе дыхания аэробов
| 456 |
38. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Концентрационная функция живого вещества в биосфере состоит в: 1) повышении концентрации угарного газа в результате работы двигателя автомобиля 2) образовании органических веществ в процессе фотосинтеза 3) накоплении крахмала в клубнях картофеля 4) образование серы в результате деятельности бактерий 5) образовании фосфорных отложений в местах гибели рыбы 6) концентрация тумана у поверхности земли в безветренную погоду
| 345 |
39. | Линия 18 Установите соответствие между веществами и их происхождением: ВЕЩЕСТВА | ПРОИСХОЖДЕНИЕ | А) ил Г) природный газ, нефть Б) песок Д) глина В) почва Е) каменный уголь | 1) газовая 2) окислительно-восстановительная 3) концентрационная |
| 313212 |
40. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Эрозия почвы вызывается: 1) посевом культурных растений 4) смывом удобрений в водоём 2) распашкой полей поперёк холма 5) вырубкой лесов 3) чрезмерным применением удобрений 6) чрезмерным выпасанием скота
| 356 |
41. | Линия 18 Установите соответствие между характеристиками и функциями живого вещества в биосфере: ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ ЭКОСИСТЕМ | А) выделение кислорода в процессе фотосинтеза автотрофами Б) высокое содержание солей кальция в раковинах моллюсков В) окисление органических веществ в процессе дыхания Г) восстановление углекислого газа до углеводов в процессе фотосинтеза Д) выделение метана в атмосферу в результате деятельности денитрифицирующих бактерий Е) накопление соединения кремния в клетках хвоща | 1) газовая 2) окислительно-восстановительная 3) концентрационная
|
| 132213 |
42. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Попадание в водоём с талыми водами удобрений с полей может привести к: 1) увеличению популяции цветковых растений 2) росту количества травоядных рыб 3) увеличению численности цианобактерий 4) увеличению численности популяции одноклеточных водорослей 5) увеличению численности популяции бактерий-редуцентов 6) росту количества ракообразных и моллюсков
| 345 |
43. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Вследствие каких мер могут сокращаться выбросы парниковых газов в атмосферу? 1) использование только бензинового транспорта 2) использование альтернативных источников энергии 3) сокращение поголовья крупного рогатого скота 4) уменьшение использования аэрозолей 5) уменьшение использования удобрений в сельском хозяйстве 6) использование только бетона в строительстве
| 234 |
44. | Линия 18 Установите соответствие между примерами и видами источников парниковых газов: ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ | А) извержения вулканов Б) весенний пал травы В) таяние вечной мерзлоты Г) сжигание природного газа Д) анаэробное гниение органики в болотах Е) растопка каминов | 1) природные 2) антропогенные
|
| 121212 |
45. | Линия 19 Установите последовательность процессов круговорота углерода в биосфере, начиная с атмосферного углерода: 1) поедание растений травоядными животными 2) поступление углекислого газа в атмосферу 3) гибель животных 4) поедание травоядных животных хищными 5) дыхание почвенных гнилостных бактерий 6) фотосинтез
| 614352 |
46. | Линия 19 Установите последовательность процессов круговорота азота в биосфере, начиная с атмосферного азота: 1) синтез белков растениями 2) поедание растений животными 3) азотфиксация 4) поступление нитратов в корни растений 5) насыщение почвы нитратами 6) выделение аммиака в почву
| 354126 |
47. | Линия 19 Установите последовательность процессов круговорота воды в биосфере, начиная с атмосферной воды: 1) выпадение осадков 2) испарение воды с поверхности водоёмов 3) конденсация воды в атмосфере 4) поступление грунтовых вод к водоёму 5) впитывание воды почвой 6) поступление воды в водоносный слой | 315642 |
48. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Что может произойти на Земле вследствие избытка углекислого газа в атмосфере? 1) повышение температуры воздуха 2) увеличение численности животных 3) таяние ледников 4) прекращение фотосинтеза 5) разрушение озонового слоя 6) усиление парникового эффекта | 136 |
49. | Линия 17 Выберите три верных ответа. Биосфера как биологическая система: 1) поддерживает устойчивость за счёт антропогенного фактора 2) представлена совокупностью биоценозов 3) включает в себя живые и неживые тела 4) не изменяется во времени 5) появилась одновременно с образованием Солнечной системы 6) сформировалась с появлением жизни на Земле | 236 |
50. | Линия 19 Установите последовательность этапов круговорота азота в природе, начиная со свободного азота атмосферы: 1) поглощение атмосферного азота бактериями 2) превращение свободного азота в связанные формы 3) потребление связанного азота животными 4) денитрификация связанного азота бактериями 5) усвоение соединений азота растениями | 12534 |