Рабочая программа по биологии в 7 классе
рабочая программа по биологии (7 класс)

Надежда Михайловна Кудинова

Рабочая программа по биологии разработана к учебнику В.И. Сивоглазова, 

В.Б.Захарова "Биология. Многообразие живых организмов".

Расчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_bio_7.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Сосновской средней общеобразовательной школы №1  

 в с. Ольхи Сосновского района Тамбовской области

 

      Рассмотрена и рекомендована                                                     Утверждена  приказом

      к утверждению   педагогическим советом                                 МБОУ Сосновской сош №1                                            

      МБОУ Сосновской сош  №1                                                        от                          г      №                        

      протокол  №                                                                                    Директор  школы:  

                                                                                                                 

Рабочая программа

по   биологии

для 7 класса

2019 - 2020 учебный год

Пояснительная записка

 Статус документа

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Фундаментального ядра содержания общего образования; Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования, примерной программы по биологии и учебника «Биология: Введение в биологию» для 7 класса авторского коллектива в составе: В.И. Сивоглазова, В.Б. Захарова, входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа разработана   в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Сосновской СОШ №1, Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) основного  общего образования.

 

Цели обучения:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений:  за  природными явлениями        и живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • освоение знаний о живой природе и присущих им закономерностям; строении,   жизнедеятельности;   методах познания  природы;  
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

              Задачи:

применять  знания для объяснения процессов и явлений живой   природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за природными    явлениями и выполнять  биологические эксперименты;   

воспитывать позитивное ценностное отношения к живой природе; культуру поведения в природе;

иcпользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для    ухода за растениями и животными,  оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.  

Формы организации образовательной деятельности:    
индивидуальная, групповая, коллективная.

Место предмета в учебном плане
        Учебный план МБОУ Сосновской СОШ № 1 отводит на обязательное изучение биологии в 7 класс   34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии в 7 классе:

Личностные результаты:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  Метапредметные результаты:    

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

     Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение,   классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

        Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

    Предметные результаты:

Обучающийся научится:

* понимать смысл биологических терминов;

* характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов:   бактерий, грибов, растений, животных;

*различать   основные царства живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные), основные отделы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые), типы животных;

*определять основные органы растений, системы органов животных, (части клетки);
*пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных;

*пользоваться увеличительными приборами; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;  

* объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;

*приводить примеры приспособления организмов к среде обитания и объяснять их значение;  

*объяснять значение живых организмов в природе и жизни   человека;

*использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

      *сравнивать биологические объекты (клетки,   органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
     *определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
     *приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей,  общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных)   на примере своей местности, объяснять их значение;
      *использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями, укусах животных;
     *находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
     *анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,   влияние собственных поступков на живые организмы;
     *характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.

 

Содержание программы

                       Раздел 1.  Многообразие живого и наука систематика.  (1 час)

    От клетки до биосферы.  Ч. Дарвин и происхождение видов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. 


                     Царство Прокариоты
 (1 час)
   Царства живой природы. Бактерии. Строение и систематика прокариот.  Существенные признаки, особенности жизнедеятельности,   их роль в природе и жизни человека.
 
                   

                      Царство Грибы (2 часа).
   Общая характеристика грибов. Строение, питание, размножение.
 Систематика грибов. Шляпочные грибы. Низшие и высшие грибы. Значение грибов в природе и жизни человека. Микориза. Плесневые грибы. Грибы-паразиты.    Лишайники. Симбиоз.  

Демонстрации:

  •   Съедобные и ядовитые грибы.
  •  Лишайники.

                     

                      Царство Растения (8 часов).
    Общая характеристика растений. Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
  Происхождение и общая характеристика высших растений.   Отдел Моховидные. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение.  Отделы Плауновидные,  Хвощевидные, Папоротниковидные. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Отдел Голосеменные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных растений. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Размножение цветковых растений. Систематика и многообразие покрытосеменных растений.

Контрольная работа №1 по теме «Царство Растения».

Демонстрации

  • Водоросли.
  • Папоротники, хвощи и плауны.
  • Хвоя и шишки голосеменных растений.
  • Строение цветкового растения.

 Лабораторные   работы

1.   Внешнее строение водорослей

2.   Внешнее строение папоротника.  

3.   Строение  и многообразие голосеменных растений.

                   Царство Животные (21 час). 

     Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории.

    Простейшие животные   их значение и многообразие.  Особенности простейших животных,  их роль в природе и жизни человека.
  Беспозвоночные. Тип Кишечнополостные. Особенности организации кишечнополостных. Внешнее и внутреннее строение. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
  Тип Плоские черви.  Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
  Тип Круглые черви. Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
  Тип Кольчатые черви. Особенности организации кольчатых червей. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
  Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
  Тип Членистоногие. Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах.  

   Позвоночные.   Тип       Хордовые. П/тип Бесчерепные, Черепные. Класс Ланцетники.
  Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
  Класс Земноводные. Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки.   Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
 Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.    Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

   Класс Птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.   Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
  Класс Млекопитающие.   Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки.   Основные отряды  млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы. Биологические и экологические особенности. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека.    Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Контрольная работа №2  по теме «Царство Животные».

Демонстрации

  • Медуза.
    Беззубка.
  • Раковины моллюсков.
  • Коллекции членистоногих.
  • Ланцетник.
  • Внутреннее строение лягушки.
  • Скелет кролика.

Лабораторные   работы

4.  Внешнее строение дождевого червя.

5.  Внешнее строение моллюсков.

6.  Изучение внешнего строения членистоногих.

7.  Особенности внешнего строения рыб связанные с   образом жизни.

8. Особенности внешнего строения лягушки, связанные с    образом жизни.

9. Особенности внешнего строения птиц, связанные с  образом жизни.

10. Распознание животных, определение их систематического положения

                         

                           Вирусы (1час).
      Общая характеристика вирусов. Вирусы — неклеточная форма жизни. Строение вирусов.   Бактериофаг и его жизненный цикл. Вирусные болезни растений, животных и человека. Многообразие и роль вирусов в природе.

 

 Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во

часов

1

Многообразие живого и наука систематика.

1

2

Царство Прокариоты

1

3

Царство Грибы

2

4

Царство Растения

8

5

Царство Животные

21

6

Вирусы

1

Итого

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

В.И. Сивоглазов, В.Б. Захаров. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2017.

Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология.  Многообразие живых организмов. 7 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2017.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков:   «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

 6. Экранно-звуковые средства:  видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

     1) Мультимедийное приложение к учебнику А. Электронное учебное издание.

     2)  Сайты: www.it-n.ru,   www.zavuch.info,   www.1september.ru,                http://school-collection.edu.ru 

 8. Электронно-программное обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Презентационное оборудование
  3. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)

Литература для обучающихся

1. Бабенко В.Г. Экология животных. - М.: Вента – Граф. 2005.

2. Былова А.М. Экология растений. - М.6 Вента – Граф. 2005.

   3. Дронов О.Н. Хрестоматия по биологии растений. - Саратов.: Лицей. 2002.

4. Дронов О.Н. Хрестоматия по биологии  животных. - Саратов.: Лицей. 2002.

5. Молис  С.А. Книга для чтения по зоологии. - М. Просвещение.: 1986.

6. Скалдина О. Красная книга России. - М.: Эксмо. 2014.

7. Флинт В.Е. Редкие и исчезающие животные. - М.: Педагогика. 1985.

8. Фионова Л.А. Экология животных. - Тамбов.: Юлис. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....