Тип Кишечнополостные.
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Марышева Екатерина Александровна

 

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 7 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи –  история (история открытия гидры).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_kishechnopolostnye.docx109.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тип Кишечнополостные.

1 урок- 40минут

Учитель: Марышева Екатерина Александровна (Высшая квалификационная категория, стаж 12 лет)

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный урок

Класс: 7

Технологии: Урок с использованием интерактивного оборудования (биологические микролаборатории, световые микроскопы).

 Аннотация: Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 7 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи –  история (история открытия гидры).

Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности (выделение главного, выявление причинно-следственных связей), опора на образы (наглядный показ внешнего строения Кишечнополосных, Пресноводной гидры), использование полученного практического опыта.

Методы:
- наглядный
- словесный
- репродуктивный

- практический
- частично-поисковый

- проблемно-исследовательский
Формы организации урока:
- индивидуальная
- фронтальная

Конспект урока:

Цели урока:

 Образовательные: 1. Обеспечить расширение знаний о биологической систематике

                                 2. Формирование умения классифицировать представителей животного мира, выделять основные признаки таксонов.

                            3. Приобретение знаний об  особенностях внешнего и внутреннего строения Кишечнополостных на примере пресноводной гидры в связи со средой обитания.

Развивающие:  Создать у школьников условия развития:

  1. Исследовательской культуры:  умения использовать научные методы познания (наблюдение, сравнительный  анализ )
  2.  логического мышления ( на основе сравнительного анализа, поиска причинно-следственных сведений.)
  3.  элементов творческой деятельности

     Воспитательные:    Создать условия воспитания у школьников

  1. Желания и умения преодолевать трудности.
  2. Интересу самостоятельной познавательной деятельности.
  3. Объективной самооценки

Планируемые результаты: (предметные)

1. Ученик приобретает навыки учебной исследовательской деятельности

2. Ученик приобретает навыки безопасной работы во время исследовательской и экспериментальной деятельности при использовании специального оборудования

3. Ученик получит возможность анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщить научную информацию, что послужит основной для формирования целостной научной картины мира

Личностные

  1. Ученик развивает способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познаванию
  2. Ученик получит возможность вести диалог с преподавателем  и достигать в нем взаимопонимания (т.е. сможет идентифицировать себя как полноправного субъекта  общения)
  3. Ученик продолжит формировании основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
  4. Ученик продолжит формирование целостного мировоззрения, соответствующего  современному уровню развития науки и общественной практики

УУД: регулятивные УУД

  1. Совершенствование  умения самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  2. Развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебы и познавательных  задач

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с учителем; Формулировать , аргументировать  и отстаивать свое мнение.
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
  3. Формирование и развитие компетентности в области информационно-коммуникативных технологий.

Познавательные УУД

  1. Развитие умения определять понятия, создавать обобщения,  устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить выводы, логическое рассуждение, умозаключение
  2. Формирование  и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
  3. Развитие навыка смыслового чтения
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного поиска информации.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1 мин)

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я проведу урок биологии в вашем классе.

Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний) (2 мин)

Ребята. Сегодня на столах у вас лежат интеллект-карты урока. В   течение сегодняшнего урока вы будете работать с ними.

На прошлом уроке вы изучали тему «Инфузории».

3. Повторение пройденного материала на прошлом уроке. (5 мин)

Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом?

Мембрана, цитоплазма, ядро (малое и большое), вакуоли

Клетка саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система

Назовите органеллы простейших. Какие функции они выполняют?

Мембрана – защита и ограничение клетки, обмен веществ, цитоплазма- транспорт веществ внутри клетки, ядро (малое и большое)- хранение и передача информации, вакуоли- хранение питательных веществ, удаление продуктов распада

Какими способами размножаются простейшие? Кратко охарактеризуйте эти способы.

Половое(слияние ядер с обменом наследственной информации) и бесполое(прямое деление - митоз)

Назовите известных вам одноклеточных животных?

Саркодовые, Жгутиковые, Споровики, Инфузории.

Вспомните, на какие два подцарства делят царство животных?

Подцарства Одноклеточные и Многоклеточные.

Чем одноклеточные животные отличаются от многоклеточных?

Ребята. Сегодня мы начнем изучать  первое многоклеточное животное.

Организм одноклеточных животных состоит из одной единственной клетки, выполняющей функции целостного организма. А организм многоклеточных животных состоит из групп клеток, специализированных на выполнении разнообразных функций: защитной, пищеварительной, двигательной и др.

4. Актуализация учебного материала(2 мин)

Ребята! Я сейчас прочту легенду древних греков.

«В мифологии древних греков страшная лернейская Гидра упоминается при перечислении подвигов Геракла . Она описывается, как прожорливое змееобразное чудовище с девятью головами, наводящее ужас на всю округу и остающееся неуязвимым. Потому что на месте отрубленной головы у неё сразу же вырастала новая. Один только Геракл сумел справиться с грозным чудовищем, вооружившись, кроме меча, ещё и горячей головнёй, которой он прижигал обезглавленные шеи Гидры.»

Как вы думаете каких животных мы будем изучать?

 Может кто- то знает к какому типу относятся гидры?

– Где обитают эти животные?

Слушают легенду.

Тип Кишечнополостных. Гидра

Среда обитания: вода

Записывают тему в интеллект-карту

5. Изучение нового материала (15 мин)

В озерах, речках или прудах с чистой прозрачной водой на стеблях водных растений встречается маленькое полупрозрачное животное – полип Гидра (“полип” – “многоног”. Настоящую известность гидра приобрела благодаря швейцарскому ученому Абрааму Трамбле в 1740 г. 

Тело гидры цилиндрической формы, на переднем конце тела на околоротовом конусе расположен рот, окружённый венчиком из 5—12 щупалец.

Эти щупальца как лучи расходятся во все стороны. Такая симметрия тела называется «лучевой» (когда через центральную ость можно провести несколько плоскостей (и они все будут одинаковые). Она характерна для малоподвижных форм животных.

На заднем конце тела расположена подошва, с её помощью гидра передвигается и прикрепляется.

Слушают объяснение учителя. Работа с рисунком

https://www.biorepet-ufa.ru/wp-content/uploads/2017/08/gidra.jpg

Возьмите ваши интеллект – карты и подпишите строение тела гидры.

Теперь рассмотрим клеточное строение Кишечнополостных. Их тело состоит из двух слоев: Эктодермы и энтодермы. Наружный слой их клеток называется эктодермой (экто - наружный, дерма - кожа), а внутренний – энтодермой (энто - внутренний). Эктодерма выполняет покровную и защитную функции, а энтодерма – функции переваривания пищи.

В ваших интеллект – картах есть таблица. По ходу нашего урока вы должны отметить функции клеток эктодермы и энтодермы.

Строение эктодермы:

-эпителиально-мускульные клетки, имеющие у основания отростки и мускульные волоконца. Соприкасаясь, эти клетки создают покров гидры, а при сокращении волоконец тело ее сжимается, а при расслаблении вытягивается; Если сокращаются волоконца только на одной стороне тела, то в эту сторону гидра нагибается. Благодаря работе мускульных волоконец гидра может медленно передвигаться с места на место, поочередно ступая то подошвой, то щупальцами. Такое движение можно сравнить с медленным кувырканием через голову.

-стрекательные клетки, которые служат гидре для защиты и для нападения. Каждая стрекательная клетка имеет капсулу, внутри которой свернута стрекательная нить. Наружу из клетки торчит чувствительный волосок. Как только рачок, малек рыбы или другое маленькое животное коснется чувствительного волоска, стрекательная нить стремительно распрямляется, ее конец выбрасывается наружу и вонзается в жертву. По каналу, проходящему внутри нити, из стрекательной капсулы в тело добычи попадает яд, вызывающий гибель мелких животных. Как правило, выстреливает сразу много стрекательных клеток. Затем гидра щупальцами подтягивает добычу ко рту и заглатывает.

-нервные клетки, имеющие звездообразную форму.  Отростки соседних нервных клеток соприкасаются между собой и образуют нервное сплетение, охватывающее все тело гидры. Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворенных веществ и другие раздражения. От этого ее нервные клетки возбуждаются. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, то возбуждение от раздражения одной из нервных клеток передается по отросткам другим нервным клеткам, а от них к кожно-мускульным клеткам. Это вызывает сокращение мускульных волокон, и гидра сжимается в комочек. На этом примере мы знакомимся со сложным явлением в организме животного – рефлексом.

Рефлекс – ответная реакция организма на изменения внешней среды. Он состоит из трех последовательных этапов: восприятия раздражения, передачи возбуждения от этого раздражения по нервным клеткам и ответной реакции организма каким-либо действием.

Слушают объяснение учителя. Заполняют таблицу.

Покров тела и движение

Нападение и защита

Раздражимость

Вписывают  определение в интеллект -карту

Физкультминутка: закрепление знаний о функциях клетки. (1 мин)

Показываю картинку с эпителиально-мускульной клеткой – наклоняемся вправо и влево; стрекательная клетка – выбрасываем руки вверх; нервная клетка – сжимаемся.

  • Эпителиально – мускульная
  • Стрекательная
  • Нервная
  • Эпителиально – мускульная
  • Стрекательная
  • Нервная
  • Стрекательная

Продолжаем знакомиться с клетками.

   -промежуточные клетки. Эти клетки играют в жизни гидры очень важную роль. При всяком повреждении тела промежуточные клетки, расположенные вблизи ран, начинают усиленно расти. Из них образуются кожно-мускульные, нервные и другие клетки. Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называют регенерацией. У гидры способность к регенерации развита очень сильно.

Энтодерму составляют:

-пищеварительно-мускульные клетки, которые часто имеют жгутики и выросты, напоминающие ложноножки необходимые для захвата пищи, которая переваривается в их цитоплазме. Отростки этих клеток расположены поперечно по отношению к оси тела. При их сокращении тело гидры суживается, а при расслаблении расширяется. Следовательно, эти клетки выполняют три функции: покровную, сократительную и пищеварительную.

-железистые клетки – выделяют пищеварительные соки непосредственно в кишечную полость, где происходят процессы пищеварения. Пищеварение у гидр комбинированное. Сначала пища обрабатывается ферментами и измельчается в пищеварительной полости. А затем  переваривается внутри эпителиально-мускульных клеток. Такое пищеварение называется внутриполостное и внутриклеточное. Непереваренные остатки пищи гидра удаляет через рот.

Слушают объяснение учителя. Заполняют таблицу.

Формирование всех типов клеток

Вписывают  определение в интеллект –карту

Сокращение, движение, захват пищи, внутриклеточное пищеварение

Выделение пищеварительного сока

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ГИДРЫ

Слои тела

Типы клеток

Функции клеток

Эктодерма

1. Эпителиально-мускульные

 

 2.Стрекательные

 

3. Нервные

Покров тела и движение

Нападение и защита

Раздражимость

Промежуточные

Формирование всех типов клеток

Энтодерма

1. Пищеварительно-мускульные

2. железистые

Сокращение, движение, захват пищи, внутриклеточное пищеварение

Выделение пищеварительного сока

Заполнение таблицы по ходу рассказа

Лабораторная работа (7 минут)

Изучение гидры на микропрепаратах (виртуальная лаборатория)

Цель работы:

познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения гидры;

доказать принадлежность гидры к кишечнополостным животным.

Для работы необходимы:
микроскоп, микропрепарат поперечного среза гидры.

Ход работы

1. Рассмотрите поперечный срез гидры.

2. Ответьте на вопросы. Сделайте подписи на рисунках.  

  • Какое количество слоев клеток образует стенку тела гидры? Как они называются?
  • Что находится между слоями клеток?
  •  Как называется полость, ограниченная стенками тела гидры?
  • В наружном слое найдите клетки, не имеющие четких очертаний. Как называются эти клетки?
  •  Найдите стрекательные клетки. Их можно легко узнать по темноокрашенным стрекательным капсулам.
  • Местами у основания наружного слоя можно обнаружить клетки, имеющие жгутики. Как называются эти клетки? Каково их значение?

3.  Докажите, используя результаты выполненной лабораторной работы, что гидра — многоклеточное животное.

http://www.licey.net/bio/img/practicum/3_6.png

Работа с интеллект - картами

Работа с текстом

(5 мин)

Заполните пропуски в тексте.

1.Стенки гидры состоят из _____________ слоёв клеток.2. Внутри тела имеется________ полость.3. В ____________ слое располагаются различные клетки.4. Благодаря наличию мускульных волоконец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _______________ длину своего тела. 5.На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _______________ клеток.6. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринками. 7.Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы.8. Яд _________________ в добычу. 9.Стрекательные клетки ______________ гидру от рыб и крупных водных насекомых.

(Стрекательная нить, стрекательная клетка, наружный, двух, капсула, кишечная, изменять, защищают, проникает)

Вставляют пропущенные слова

8. Закрепление(3 мин)

Ребята. Давайте подведем итог нашего урока.  Тестирование.

1. К типу кишечнополостные относятся:

а) инфузория ;

б) вольвокс;

в) форамениферы;

г) пресноводная гидра.

Ответ: a, г.

2. Переваривание нищи в организме гидры происходит в:

а) стрекательных клетках;

б) клетках со жгутиками;

в) кишечной полости;

г) промежуточных клетках,

Ответ; в.

3. Кишечнополостные обитают:

а) в водной среде;

б) в почве;

в) в наземно-воздушной среде;

г) в живых организмах.

Ответ: а.

4. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма гидры через:

а) щупальца;

б) поры;

в) порошицу;

г) рот.

Ответ: г .

5. Рефлекс это:

а) способность организма ощущать изменение температуры;

б) способность организма ощущать изменение освещенности;

в) ответ организма па раздражение, осуществляющейся при участии нервной системы.

9. Рефлексия. (1 мин)

Глухой телефончик.

И в завершение нашего урока выскажите свое мнение об уроке, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал …

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …

10. Домашнее задание (2 мин)

Для всех Параграф Х. Закрепить знания о Кишечнополостных.

Доделать интеллект-карту и лабораторную работу

Записывают задание в дневник.

Тема: _____________________________________________________

Задание 1.

https://www.biorepet-ufa.ru/wp-content/uploads/2017/08/gidra.jpg

Задание 2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ГИДРЫ

Слои тела

Типы клеток

Функции клеток

Эктодерма

1. Эпителиально-мускульные

  2.Стрекательные

 3. Нервные

__________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Промежуточные

Энтодерма

1. Пищеварительно-мускульные

2. железистые

______________________________________________________________________________________________________

Рефлекс_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Регенерация____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Изучение гидры на микропрепаратах («виртуальная»)

Цель работы: познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения гидры; доказать принадлежность гидры к кишечнополостным животным.

Для работы необходимы:
микроскоп, микропрепарат поперечного среза гидры.

Ход работы

1. Рассмотрите поперечный срез гидры.

2. Ответьте на вопросы. Сделайте подписи на рисунках.  

  • Какое количество слоев клеток образует стенку тела гидры? Как они называются?
  • Что находится между слоями клеток?
  •  Как называется полость, ограниченная стенками тела гидры?
  • В наружном слое найдите клетки, не имеющие четких очертаний. Как называются эти клетки?
  •  Найдите стрекательные клетки. Их можно легко узнать по темноокрашенным стрекательным капсулам.
  • Местами у основания наружного слоя можно обнаружить клетки, имеющие жгутики. Как называются эти клетки? Каково их значение?

3.  Докажите, используя результаты выполненной лабораторной работы, что гидра — многоклеточное животное.

http://www.licey.net/bio/img/practicum/3_6.png

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.Заполните пропуски в тексте.

1.Стенки гидры состоят из _____________ слоёв клеток.2. Внутри тела имеется________ полость.3. В ____________ слое располагаются различные клетки.4. Благодаря наличию мускульных волоконец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _______________ длину своего тела. 5.На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _______________ клеток.6. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринками. 7.Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы.8. Яд _________________ в добычу. 9.Стрекательные клетки ______________ гидру от рыб и крупных водных насекомых.        

(Стрекательная нить, стрекательная клетка, наружный, двух, капсула, кишечная, изменять, защищают, проникает)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проверочная работа по теме "Тип кишечнополостные"

Работа предназначена для проверки знаний по теме "Тип кишечнополостные" в 7 классе...

Игра -Зачёт Тема: " Простейшие и Кишечнополостные"

Урок - зачёт проводится по игровой технологии. В ходе урока ребята отчитываются по темам: " Простейшие и Кишечнополостные". Работа идет как в группах, так и индивидуально....

Многообразие кишечнополостных и их значение

Многообразие кишечнополостных и их значение....

Задания для самостоятельной работы учащихся по теме "Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных"

Работа включает 6 заданий разного уровня сложности для проверки знаний учащихся по теме "Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных"...

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МОРСКИХ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ ЖИВОТНЫХ.

Аннотация: Программа общеобразовательного учреждения рекомендована  Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской  Федерации. Урок «Т...