ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МОРСКИХ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ ЖИВОТНЫХ.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Маградзе Татьяна Николаевна

Аннотация: Программа общеобразовательного учреждения рекомендована  Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской  Федерации. Урок «Тип Кишечнополостные». Многообразие и значение морских кишечнополостных животных» изучается в 7 классе  предмета «Биология. Многообразие живых организмов». Авторы учебника: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.  

Данный материал помогает обеспечивать учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязях кишечнополостных со средой, осуществляет эстетическое воспитание при ознакомлении учащихся с разнообразием форм и окраски морских кишечнополостных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tip_kishechnopolostnye._mnogoobrazie_i_znachenie.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «ТИП  КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ.  МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

МОРСКИХ  КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ  ЖИВОТНЫХ».

7класс  « Биология. Многообразие живых организмов»

Авторы учебника: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин

Учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Татищево»

Маградзе Татьяна Николаевна

УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА:

1.   Образовательные – обеспечивать учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде, значении кишечнополостных в природе и жизни человека.

2   Развивающие – продолжать обучение учащихся умениям распознавать на таблицах, рисунках, слайдах виды кишечнополостных, сравнивать кишечнополостных между собой, составлять общую характеристику типу; в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять план рассказа.

3.   Воспитательные – продолжать формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях кишечнополостных со средой, осуществлять эстетическое воспитание при ознакомлении учащихся с разнообразием форм и окраски морских кишечнополостных.

4.   Здоровье сберегающие – смена видов деятельности во время урока; правильность осанки во время  урока.

5.   Эстетическое воспитание – показать красоту окружающего мира; многообразие организмов; развивать наблюдательность детей.

                                         

ТИП УРОКА: Изучение нового материала.

ВИД УРОКА: Комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков, моделей.

СТРУКТУРА УРОКА: Приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Словесный, наглядный.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: Беседа,  рассказ, наглядные объекты.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:  Учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой);  экспериментально-познавательные; индивидуальная работа.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Таблица  « Тип Кишечнополостные».

                                     2. Влажные препараты «Актиния», «Медуза»

                                     3. Демонстрационный материал -  Известковая ветвь коралла

                                 

                                            ПЛАН   УРОКА:

      I.  Организационный момент.

      II. Изучение нового материала.

III. Закрепление знаний.

IV. Подведение итогов.

                                       ХОД  УРОКА:

I. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок, определение

    задач урока).

                                             

                                              « Было около десяти часов утра. Солнечные лучи, падая

                                              под острым углом, преломлялись в воде, словно в призме,  

                                              и окрашивали  края скал, полипы, растения во все семь

                                              цветов солнечного спектра. Яркие краски - фиолетовая,

                                              синяя, голубая, зеленая, желтая, оранжевая и красная, -

                                              разбросанные в воде, словно на палитре художника, были

                                              настоящим праздником для  глаз».

Учитель:

     Все это увидел профессор Аронакс  на дне океана около острова Креспо , путешествуя с капитаном Немо в произведении Жюль Верна «Двадцать тысяч лье под водой».

     Наш урок-путешествие по подводному царству мы совершим на корабле «Наутилус» и познакомимся с многообразием и значением морских кишечнополостных животных.

 

В тетрадь записывается  число, тема урока.        

1. Повторение  изученного материала.

А) Давайте вспомним, какое царство органического мира мы изучаем?

     (Ответ: Царство Животные)

Б) На какие подцарства оно делится?

     (Ответ учащихся: 1. Подцарство Одноклеточные, или Простейшие животные.

Учитель:

Сделаем остановку. На столе перед каждым учеником лежат карточки с изображением  одноклеточных животных, на поставленный вопрос  ученики поднимают одну из карточек.

  1. У нее изменчивая форма тела (амеба обыкновенная)
  2. Тело густо покрыто ресничками (инфузория-туфелька)
  3. Ученые относят ее и к растениям и к животным (эвглена зеленая)
  4. При перетекании цитоплазмы выпячиваются псевдоподии (амеба обыкновенная)
  5. Для удаления вредных веществ и воды имеются  2 сократительные вакуоли (инфузория-туфелька)

Учитель:

Двигаемся дальше. 2. Подцарство  Многоклеточные животные.

В) Назовите типы животных относящихся к Многоклеточным животным.

    (Тип  Кишечнополостные, Тип Плоские черви, Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви, Тип Иглокожие, Тип Моллюски, Тип Хордовые животные).

Г) Представители какого типа изучаются на данном уроке?

    ( Тип Кишечнополостные животные).

За  2 недели до урока  учащимся было дано задание самостоятельно найти дополнительный материал по теме пользуясь  страничкой Интернета.

2. Изучение нового материала.

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня мы с Вами погружаемся на дно морей и океанов на корабле «Наутилус» для того, чтобы познакомиться с многообразием морских  кишечнополостных животных.

Разделимся на 3 группы, каждая  группа будет  собирать материал о своих представителях и их особенностях.

     1 группа – Свободноплавающие  кишечнополостные животные.

     2 группа  - Колониальные полипы

     3 группа  -  Практическое значение в природе и жизни человек

Рассказ учителя: Медуз, если не в море, то по телевизору или на картине видели, наверное, все. Море- среда обитания разнообразных медуз. Внешне медуза напоминает зонтик, при этом выпуклая его сторона ее колокола считается верхней, а вогнутая, где между щупальцами расположен рот, нижней. Медуза движется реактивным способом с помощью специальной мышечной системы. Колокол медузы сокращается, выталкивая из-под себя струю воды, и толкает животное выпуклой стороной вперед. В течение всей жизни медузы все время двигаются, как бы совершая кувырки, перевороты через «голову»: поднимаются выпуклой стороной вверх, затем переворачиваются на «бок», плывут  в горизонтальном направлении, а потом переворачиваются выпуклой стороной вниз, погружаясь вглубь, и  так постоянно, всю жизнь. Как и все кишечнополостные, медузы  -  хищники.

       ПРОСМОТР  ФРАГМЕНТА ВИДИОФИЛЬМА.

Сообщения учащихся (Учащиеся рассказывают о многообразии медуз, показывая места их обитания на географической карте, отмеченные разноцветными флажками, используют таблицы, рисунки, влажные препараты).      Приложение № 1.

Учитель: Путешествуя на нашем корабле, мы отметили разнообразную форму, цветовую гамму, среду обитания, значение свободноплавающих кишечнополостных животных.

     На дне водоемов встречаются  и одиночные формы. К таким представителям принадлежат Коралловые полипы.

     Актинии очень похожи на волшебные растения с удивительными раскрывшимися цветками. На многих языках мира их называют Морскими анемонами.

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ВИДЕОФИЛЬМА.

Сообщения учащихся.  Приложение №2

Учитель: Мы с вами побывали в кругосветном путешествии по морским глубинам. Пришло время сделать вывод о наиболее характерных чертах типа Кишечнополостных животных.

ВЫВОД: (записывается в тетрадь) Кишечнополостные – это двухслойные многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию и единственную полость тела – кишечную. Все кишечнополостные – хищники. Большинство кишечнополостных живут  в морях и ведут, за исключением медуз, сидячий образ жизни.

3. Закрепление знаний.

    1) Кроссворд «Тип Кишечнополостные».  Приложение № 3.

    2) Заполнение таблицы «Строение и поведение морских кишечнополостных»

Признаки

Актиния

Медуза корнерот

Симметрия тела                      

    Лучевая

Лучевая

Форма тела                  

В виде столбика

Зонтикообразная

Окраска тела

Яркая, розовая, зеленая и  др.

Голубовато-белая

Место обитания

Море, среди камней

Море, в толще воды

Корм

Мелкие животные

Мелкие животные

Способ добывания пищи

С помощью щупалец

С помощью щупалец

Передвижение

Медленно передвигаются по дну

Плавают

Место переваривания пищи

Кишечная полость

Кишечная полость

Один ученик заполняет таблицу у доски, остальные учащиеся класса в тетрадях.

После заполнения таблицы данные сверяются и исправляются ошибки.

4) Индивидуальная работа.    Приложение №4

     

Учащиеся, мало принимающие участие в работе на уроке, имеют возможность с выполнением тестового задания улучшить свою оценку, остальные ученики получить дополнительную оценку за урок.

УЧИТЕЛЬ:  Шесть тысяч лет тому назад Экклезиаст поставил вопрос: «Кто измерил когда-нибудь глубину бездны?».

Сегодня мы с вами совсем ненадолго спустились на дно океанов и морей и увидели как разнообразен, безграничен, удивителен мир бездны. Именно таким его увидел профессор Аронакс путешествуя с капитаном Немо на корабле «Наутилус».

УЧИТЕЛЬ: Озвучивание и выставление оценок за урок.

СПАСИБО  ЗА  УРОК. УРОК  ОКОНЧЕН.    

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1-й ученик: Аурелия, эта медуза встречается почти во всех морях. Ее легко узнать по розовой или лиловой окраске и четырем округлым половым железам в средней части зонтика (Ученик показывает железы на таблице с изображением медузы Аурелия). На нижней стороне зонтика расположено ротовое отверстие. По краям рта медузы  свисают длинные ротовые лопасти, напоминающие ослиные уши. За это и получила медуза свое название («аурелия» означает «ушастая») (Ученик демонстрирует влажный препарат медузы).

2-й ученик: В Баринцевом, Карском, Балтийском море, у берегов Великобринании и других северных морях обитает медуза Цианея. ЕЕ зонтик в центре желтованый, к краям – темно-красный, ротовые лопасти малиново-красные, щупальца светло-розовые. Известны особи с диаметром до 2 метров, щупальца длиной до 20-36,5 метров. «Ожоги» от стрекательных клеток поражают не только рыб, но и других морских животных.

3-й ученик: В Черном и Азовском морях широко распространена медуза корнерот, или ризостома. Ее зонтик имеет закругленную вершину, щупалец у этой медузы нет. Рот у взрослых корнеротов зарастает, и его роль выполняют многочисленные мелкие отверстия в складках ротовых лопостей. В Японии и Китае употребляют в пищу съедобную медузу Ропилему.

Дополнения учителя: Медузы одни из самых древних представителей населения земных океанов. В Сибири открыто около 30 уникальных отпечатков ископаемых медуз, которые были погребены в слое известкового ила на дне тропического моря, затоплявшего когда-то Центральную Сибирь.

4-й ученик: Характерная особенность всех кишечнополостных – наличие у них особых, стрекательных клеток, содержащих ядовитую жидкость. Этим оружием животные пользуются для защиты и для нападения. Самая красивая медуза в мире – красивая, но смертоносная австралийская морская оса. В 1880 г. Вблизи побережья Квинсленда  от ее яда сердечно-паралитического действия погибло 66 человек. При отсутствии медицинской помощи жертвы погибли от паралича дыхательных органов в течение 1-3 минут.

5-й ученик: В водах Атлантического океана обитает огромная, до 2-х метров в диаметре, медуза под названием «Морская ворвань». Она настолько ядовита для человека, что даже если медузу поместить в бочку с водой, человек ощутит ожог при одном лишь прикосновении к воде.

6-й ученик: В дальневосточных морях обитает опасная ядовитая медуза Крестовичок. Спустя 10 минут после ее «ожога» у человека наступает общая слабость,появляется боль в пояснице, затрудняется дыхание, немеют руки и ноги, грозит опасность утонуть.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

7-й ученик: Актинии принадлежат к классу коралловых полипов, но не образуют известкового скелета. Диаметр самых крупных Актиний почти метр, а самых маленьких – несколько миллиметров. Прикрепившись к скалам, камням на мелководье, образуют скопления, напоминающие разноцветный живой ковер. Актинии ведут сидячий образ жизни, хотя иногда медленно передвигаются по морскому дну. Эти животные населяют почти все моря земного шара, но больше всего встречаются в теплых водах.

8-й ученик: Актинии используют сожительство (симбиоз) с моллюсками, рыбами, крабами, раками и другими животными. Между щупальцами Актиний ловко ныряет рыбка-клоун, на которую яд Актиний не действует. Без вреда для себя  рыбка посещает кишечную полость животного, а так же служит приманкой некоторым хищникам. Противник в драке прикасается к ядовитым щупальцам и становится жертвой актинии.

Симбиоз актинии и рака-отшельника выгоден обоим животным: рак обеспечивает сожительницу пищей и перевозкой с места на место, а жгучие щупальца актинии отражают нападение хищников.

9-й ученик: В тропических морях некоторые виды колониальных полипов образуют на мелководье густые поселения – коралловые рифы. Твердые известковые скелеты образуют коралловые и гидроидные полипы. Каждая особь полипа помещается в собственной ячейке,  имеющей форму чашечки, размеры которой иногда не превышают булавочной головки. Обычной пищей полипа  является планктон.

    При размножении колонии путем почкования скелеты отдельных особей сливаются и образуют единый  мощный скелет всей колонии. Растут кораллы довольно быстро. Корабль, затонувший в Персидском заливе, через 20 месяцев оброс коркой кораллов толщиной 60 сантиметров.

10-й ученик: Размножаясь, кораллы сильно разрастаются и образуют рифы и острова. Знаменитый Большой Барьерный риф, тянется вдоль северо-восточного побережья Австралии на 2000 километров. Это огромный подводный зоомир площадью 120 тысяч квадратных километров, в котором поселяется большое количество разнообразных животных: иглокожих, моллюсков, червей, рыб. Все они имеют яркую окраску, иногда полосатую или волнистую, и поэтому почти не заметны среди ярких коралловых зарослей.                    

   Коралловые  острова – атоллы – представляют собой невысокие кольца, внутри которых находится водная лагуна.

   Мадрепоровые, или каменные, кораллы очень разнообразны по форме имеют вид ветвистых деревьев («Оленьи рога» - ученик демонстрирует часть коралла), скелет «оленьих рогов» достигает нескольких метров и бывает различной окраски.

11-й ученик: Скелет мадрепоровых кораллов имеет довольно широкое хозяйственное применение в качестве материала для  постройки домов, молов, мощения улиц. Очень велика их ценность как сырья для получения извести. Скелеты  мадрепоровых кораллов люди употребляют иногда для водопроводных фильтров, полировки, шлифовки деревянных и металлических изделий, а также для изготовления лекарственных препаратов, комнатных украшений.

12-й ученик: Из красного и черного кораллов изготовляют разнообразные украшения и ювелирные изделия. Красный коралл добывают в Средиземном море ( на юге Греции, вдоль северных берегов Африки), у берегов Японии и Австралии. Черный коралл добывают в Персидском заливе.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

По горизонтали: 1.Кишечнополостные, ведущие прикрепленный образ жизни.

 2.Клетки у кишечнополостных, выполняющие защитные функции.

 3.Наружный слой  двухслойных животных.        

 4.Ответная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды.

По вертикали: 5.Внутренний слой двухслойных животных.

 6. Свободноплавающие кишечнополостные.

 7. Восстановление организмом утраченных или поврежденных органов и тканей.

 8. Придатки у беспозвоночных животных, служащие для осязания или схватывания

     добычи.

 9. Вид бесполого размножения.  

     

                                                     

                                                                                                                 8)

                                                                   

7)

9)

  4)

3/5

  1)

6)

2)

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Тест: Выбери правильные ответы:        

  1. Кишечнополостные – это:

      А) одноклеточные животные,

      Б) колониальные животные,

      В) двухслойные животные,

      Г) трехслойные животные

2.  Стрекательные клетки характерны:

     А) для всех кишечнополостных,

     Б) только для актиний

     В) только для гидры

     Г) для некоторых, особо опасных для человека медуз

3.  Раздражимостью называют:

     А) действие раздражителя,

     Б) захват добычи хищником,

     В) свойство клеток и целого организма отвечать на воздействие среды изменением

     своей деятельности,

     Г) ответ на раздражение

4.  Среди коралловых полипов есть гермафродиты, т.е. животные:

     А) с признаками женского организма,

     Б) с признаками мужского организма,

     В) с признаками мужского и женского организма (обоеполые),

     Г) однополые

5.  Животные с радиальной (лучевой) симметрией:

     А) активно передвигаются,

     Б) малоподвижные или сидячие,

     В) имеют правую и левую стороны,

     Г) имеют брюшную и спинную стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».

Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

« Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»

Урок -изучение нового материала. Учащиеся изучают строение цветка, типы соцветий и плодов. Здесь же ребята знакомятся с применением цветков, плодов и соцветий как лекарственных  растений....

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.

Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.Задачи занятия:- расширить понятие о числовых функциях пут...

"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"

Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...

Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции

Материал для практической работы "Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции"...