Суд над человеком
методическая разработка по биологии (5 класс)

Урок биологии по теме "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы"

Цель урока: Воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.  Воспитание чувства ответственности перед своими потомками за происходящее в природе, экологии, космосе.  Побудить детей к стремлению сделать все необходимое, чтобы сохранить нашу планету живой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_5_klass_sud_nad_chelovekom.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

                        Урок по географии  5 класс

                                         Суд над человеком

ЦЕЛЬ:

Воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.

Воспитание чувства ответственности перед своими потомками за происходящее в природе, экологии, космосе.

Побудить детей к стремлению сделать все необходимое, чтобы сохранить нашу планету живой.

Ход урока:

_Встать, суд идет!

Учитель( судья): Добрый день уважаемые участники судебного процесса. У нас сегодня непростое заседание суда по делу истца: планеты Земля, которая увы, на заседание прийти не смогла из-за своих размеров, ее представляет  государственный обвинитель, прокурор( ФИО ученика). Скажите пожалуйста, все ли заявленные вами свидетели явились в зал заседания?

Ученик: да (если нет, то называет фамилии тех, кто не пришел)

Учитель( судья): Государственный защитник – адвокат( ФИО ученика). Все ли свидетели с вашей стороны пришли на заседание?

Ученик: да ( нет)

Учитель ( судья) :Довожу до Вашего сведения, что каждая сторона может вызвать свидетелей, подтверждающих правоту его слов.

Дамы и господа, сегодня рассматривается дело №1 «Земля против человечества». Человек обвиняется в преднамеренном уничтожении Земли и ее созданий, разрушении биосферы, и пренебрежении природными законами во имя собственной выгоды.

И так, начнем заседание. Слово предоставляется обвинителю ( прокурору),

Выступление ученика сопровождается презентацией ( подготовленной заранее). В презентации показаны слайды, которые доказывают пагубное влияние человека на природу: например загрязнение Планеты бытовым мусором, загрязнение воды нефтяными пятнами, слайды о вредных выбросах в атмосферу.

Заслушиваются выступления свидетелей, которые могут сопровождать свои выступления слайдами:

Ученик №1  - Браконьерство

Пример:

Ежегодно в России убиваются амурские тигры( которые обитаютна Дальнем Востоке), численность катастрофически уменьшается ежегодно!!! Прежде всего, высокий спрос в традиционной китайской медицине на кости животных и их внутренности провоцирует российских браконьеров.

Браконьерство в Московской области:

В Московской области, браконьерство идет чаще всего на рыбу, которую часто вылавливают варварским способом. Существуют законы, которые нарушаются почти каждым третьим охотником и рыболовом:

- для того чтобы заниматься охотой, нужно иметь охотничий билет либо разрешительные документы, оформленные в соответствии с установленными правилами;

- существуют определенные места и способы охоты, которые запрещены;

- некоторые виды животных находятся в Красной книге и охотиться на них нельзя;

- нельзя самовольно заниматься сбором яиц, разорять гнезда и норы; использовать запрещенные способы.

Однако, человек забывает о законах и опять же получается, преследует только свои цели, не заботясь о природе.

Ученик №2 Вырубка лесов

Пример: Проблема вырубки лесов в Московской области

Проблема массовой вырубки леса является крайне актуальной. Иногда люди спрашивают: почему сначала всё съел жук-короед, а потом на этом месте начинается строительство? Это большая проблема, и на мой взгляд, основная причина — стоимость земли в Московской области, которая побуждает чиновников на необдуманные шаги по распределению и использованию лесного фонда!!! В регионе наблюдается массовая волна обращений граждан, связанная с нарушениями природоохранного законодательства, и проблема варварской вырубки лесов стоит очень остро.

Подмосковные власти развернули массовую кампанию по борьбе с жуком-короедом и в результате сплошной вырубки были уничтожены тысячи гектаров лесов. Надо отметить, что биологической особенностью жука-короеда является атака на больные деревья и сплошные вырубки приводят к ликвидации абсолютно здоровых деревьев. Зачастую на местах борьбы с жуком-короедом вырастают целые микрорайоны!!!! Следовательно, в данной ситуации, человек преследует именно свои корыстные цели!!!

Ученик №3 Загрязнение воды

Загрязнение воды

Основные причины современного загрязнения воды в Москве и Подмосковье: промышленные стоки, транспортные и промышленные выбросы в атмосферу, фермы, удобрения, пестициды, бытовые сбросы в населенных пунктах, строительство по берегам рек, распашка и выпас скота в водоохранной зоне, вырубка лесов.

В настоящее время через очистные сооружения области проходит менее 50 % стоков. В Москву-реку еще до Москвы ежегодно попадает около 135 млн. м3 сточных промышленных и хозяйственно-бытовых вод, причем более половины из них — недостаточно очищенные, а стоки, поступающие с сельскохозяйственных объектов без всякой очистки, содержат до 7 млн. тонн/год загрязняющих веществ.

В результате почти все крупные подмосковные реки и озера загрязнены фосфором, азотом, кислотами, органическими веществами (ксилол, толуол, хлорбензол и др.), диоксинами, нефтепродуктами и тяжелыми металлами (никель, кадмий, медь, хром, свинец, мышьяк и др.).

Ученик №4 Загрязнение атмосферы

Пример: Загрязнение атмосферы

Причины плохого воздуха - это выбросы загрязняющих веществ от ТЭЦ, ГРЭС и предприятий коммунального хозяйства (очистных сооружений, полигонов ТБО, котельных), самолеты столичных аэропортов и локомотивы, перемещающиеся по железным дорогам области, четвертая часть которых работает на мазуте.  Еще причина загрязнения атмосферы в Московской области - высокая концентрация промышленных предприятий. Современные высокоэффективные очистные системы и промышленное оборудование в Подмосковье улавливают и обезвреживают около 87% вредных выбросов. И хотя это - один из самых высоких показателей в ЦФО, этого недостаточно. Но основной загрязнитель атмосферы Московской области - автотранспорт. По расчетам специалистов транспортные средства, потребляя в год 4 миллиона тонн бензина, выбрасывают в атмосферу Подмосковья 1 миллион тонн вредных веществ! Загрязнение воздуха в Московской области вызывает треть заболеваний ее жителей: ОРВИ, ангины, бронхо-легочные заболевания, многочисленные аллергии, конъюнктивиты и неврозы.

Учитель ( судья): Суд выслушал сторону обвинения. Есть ли вопросы у защиты?

Тогда слово предоставляется государственному защитнику всего человечества на Земле .

Выступление ученика ( защитника) сопровождается презентацией, которая показывает как человек защищает природу, как заботится о животных, как контролирует экологическую обстановку.

Заслушиваются выступления  свидетелей защиты:

Ученик №1 – приют для бездомных животных

Пример: Приют для бездомных животных

В 2011 году на содержание беспризорных собак в муниципальных приютах и их корм правительство Москвы выделило 780 миллионов рублей, что в пересчете на одну бездомную собаку составляет 26 000 рублей

С 2014 года 13 городских муниципальных приютов были переданы в ведение бюджетного учреждения. Правительство города Москвы приняло решение собак не усыплять, а содержать пожизненно. По состоянию на март 2015 года, в них содержатся 16 000 собак и менее 1000 кошек.

Еще в декабре 2010 года мэр Москвы Сергей Собянин, отвечая на вопросы, заданные на странице РИА Новости в сети Facebook, сообщил, что «Правительство Москвы уделяет пристальное внимание вопросам содержания бесхозных животных. В городе действует программа гуманного регулирования численности животных, принимаются меры по предотвращению заноса в город бешенства и других опасных заболеваний, строятся приюты для содержания бесхозных кошек и собак.». Также мэр отметил, что в приютах «большую работу по уходу за бесхозными животными ведут гражданские активисты и волонтеры»

С Осени 2009 года в Москве началась кампания «Возьми меня», призывающая жителей Москвы и Московской области взять себе домой собак из приюта. Рекламные плакаты, на которых в обнимку с животными изображены популярные актёры Александр Лазарев-младший, Алексей Серебряков и Дмитрий Певцов, размещаются в вагонах московского метрополитена. Акцию поддерживает Правительство Москвы.

Ученик №2 ГРИНПИС

Пример:  Гринпис - Это путешествие в защиту жизни и мира

Гринпис руководствуемся принципами, сформулированными основателями:

Независимость. Гринпис существует только на пожертвования граждан и частных благотворительных фондов, не принимает денег от государственных, коммерческих структур и политических партий. Мы ответственны за эффективное использование выделяемых нам средств и тратим их только на природоохранные проекты.

Ненасильственность. Гринпис не приемлет никаких форм насилия в качестве метода достижения целей. Все наши акции — выражение мирного протеста, даже если наши действия выглядят неоднозначными. Мы никогда не отвечаем на агрессию тем же, даже когда сталкиваемся с запугиванием или угрозой.

Протест действием. Мы верим в протест, который приносит результаты. Мы верим в то, что наши акции смогут вдохновить людей и организации и изменить их  отношение к природе. Это далеко не единственный, но, пожалуй, самый заметный способ привлечь внимание к экологической проблеме и добиться нужных изменений.

Волонтеры — главная сила Гринпис. Они — обычные люди, готовые действовать, чтобы защитить природу. За 40 лет существования Гринпис некоторые из них попадали в заключение, получали угрозы, подвергались политическим преследованиям. Но они проводили только мирные акции, не отступали от своих убеждений и почти всегда достигали цели.

Ученик№3 Заповедники

Пример: Заповедники являются образцами дикой и нетронутой природы, а также некими природными лабораториями. Сегодня они нам жизненно необходимы, так как важно понять изменения, происходящие в природе под агрессивным воздействием человека и найти самые бережные способы использования ее бесценных богатств.

Такие образцы важно умело и вдумчиво выбирать. Места для российских заповедников находили матерые знатоки природы. Эти люди отдали любимому делу всю жизнь и проделали огромную работу для создания заповедников. Наши заповедники поистине прекрасны, они никого не оставляют равнодушными и в них хочется возвращаться снова и снова.

Главная роль заповедников заключается в восстановлении и сохранении наиболее редких растений, ландшафтов и животных. Благодаря тому, что заповедники существуют стали промысловым некоторые виды ранее редких животных. Они дают людям лекарственное сырье, пушнину и многое другое.

Сотрудники заповедников трудятся в снег, дождь, в жару, они постоянно находятся в условиях далеких от комфортных, ведь там нет отелей. Благодаря их работе появляется ценный научный материал, без которого нет развития вперед. Самые интересные и яркие исследования были проведены именно в заповедниках.

Значение заповедников принимает глобальные масштабы. В развитых странах наблюдается довольно быстрый рост охраняемых территорий, на которых проводятся различные научные работы.

В Московской области, неподалеку от нас находится Приокско-Террасный биосферный заповедник на юге Московской обл., близ Серпухова, в долине р. Ока. Основан в 1945. Площадь 4945 га. Сосновые, березовые и осиновые леса; участки реликтовой степной флоры. Бобр. Центральный зубровый питомник Российской Федерации.

Ученик №4 Зоопарки

Пример: Исходно зоопарки (точнее — зверинцы) создавались как коллекции диких животных для удовлетворения любопытства публики. Сохранение видов, включая разведение их в неволе, — относительно новое направление их деятельности. Главная цель таких программ разведения — поддерживать поголовье исчезающих животных с целью реинтродукции их в природу, когда для этого сложатся подходящие условия. Следовательно, важно одновременное восстановление естественного местообитания или хотя бы устранение факторов, ставящих там данный таксон на грань вымирания.

Ученик №5 Заказники

Пример: Зака́зник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. Для обеспечения неприкосновенности охраняемых объектов в заказниках запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности, например такие как охота, в то время как другие виды деятельности, не влияющие на охраняемые объекты, могут быть разрешены (сенокос, выпас скота и т. д.).

По состоянию на 2015 год на территории России действовало 70 государственных природных заказников федерального значения, суммарная площадь территории которых составляла 13,05 млн га, в том числе 2,9 млн га акваторий

Например, в Московской области есть заказник «Болото Гумениха» Расположен на северо-востоке Московской области России, в северной части Щёлковского района. Заказник по типу комплексный, зоологический, гидрологический[7] , является местом гнездования и местом скопления водоплавающих и околоводных птиц во время весенних и осенних миграционных перелетов, местообитанием животных, в т.ч. занесенных в Красную книгу Московской области.

Ученик № 6 Бесплатная ветеринарная помощь:

Все государственные ветеринарные клиники, проводят такие бесплатные манипуляции, как прививка от бешенства всем домашним животным. Все знают, что такое Бешенство и как оно опасно как для человека, так и для животных. Поэтому государство взяло на себя обязательство привить бесплатно всех домашних животных от  этой страшной болезни, дабы она не имела распространения.

В ходе выступлений учащихся, ученики могут дополнять сообщения.

Учитель ( судья) : Уважаемые участники суда, прошу вас обратить внимание на видеообращение Планеты Земля( Учитель показывает видеоролик «Сохраним планету»)

Учитель ( судья): Прошу суд присяжных вынести свой вердикт: «Виновен человек или Нет»

И так, мы заканчиваем судебное заседание. Суд учел все заявления и постановил:

  1. Признать человека виновным по статье : «разрушение природного баланса»
  2. Признать человека виновным по статье «загрязнение атмосферы и уничтожение животных и растений, в том числе и редких видов.

В отношении человечества избрать особую меру наказания:

Лишить человечество Земли, Воды, Воздуха. В связи с замечательной защитой адвоката обвиняемого меру пресечения отложить на 100 лет. Поясняю: Если через 100 лет человек не исправит ситуацию, если  он не остановит экологическую катастрофу, то людской народ лишится природных благ и погибнет в страшных муках, ибо без воды, земли и воздуха человеку не выжить.

Судебное заседание объявляю закрытым! Всем спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ  по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами,   для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....