Использование природных ресурсов эвенками
методическая разработка по биологии (8 класс)

Коваль Галина Александровна

         Природа в жизни эвенков Северобайкальского района». Заседание экологического кружка с использованием исследовательской работы учащихся. Сценарий внеклассного мероприятия «Природа в               жизни эвенков Северобайкальского района»предназначен для обучающихся 5-7 классов. Мероприятие направлено на формирование экологической культуры, бережного отношения и культурного п               оведения в природе. Сценарий мероприятия включает материал экологической направленности, памятку о правилах поведения в природе. Экологические проблемы лучше воспринимаются и о                     сознаются через творческие и практические задания, в которых раскрываются конкретные проблемы, дети имеют возможность как бы взглянуть, на себя со стороны, что даёт им возможность понять, о       сознать и оценить свои поступки, поступки своих друзей и родственников. При выполненииисследовательскихзаданий, дети понимают, что нельзя рвать цветы, ловить животных, загрязнять водоёмы, о       ставлять мусор. Нужно помогать животным, особенно если они попали в беду. Задумываются над тем, что они могут сделать для улучшения экологии в своём селе, поселке.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiyaevenki.pptx2.13 МБ
Файл metodich_razrabotka_evenki.docx60.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа в жизни эвенков Северобайкалья Работу выполнила: учитель биологии I квалификационной категории Коваль Галина Александровна МБОУ « СОШ №36 » п. НовыйУоян Северобайкальского района республики Бурятия

Слайд 2

Эвенки-коренное население Бурятии

Слайд 4

Оленеводство

Слайд 5

Национальная одежда Кафтан - сун

Слайд 6

Национальная одежда

Слайд 7

Народные промыслы Меховая мозаика Рога оленей

Слайд 8

Кумаланы Нарядные коврики из разноцветных кусочков меха

Слайд 9

Традиционная пища

Слайд 10

Оленье молоко

Слайд 11

Чум-жилище эвенков

Слайд 12

Л етний чум эвенков

Слайд 13

Шаманизм

Слайд 14

Берестяная утварь

Слайд 15

Охота и рыболовство Байкальский омуль Баргузинский соболь

Слайд 16

Зимовье охотника

Слайд 17

Благодарю за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

заседания  кружка «Биолог»

Тема «Использование природных ресурсов эвенками»

работу выполнила

учитель биологии

I квалификационной категории

Коваль Галина Александровна

МБОУ «СОШ №36» п. НовыйУоян

Северобайкальского района республики Бурятия

2020 г.

Аннотация

Разделы: Внеклассная работа. Экология. Этнография.

Название и форма проведения: «Природа в жизни эвенков Северобайкальского района». Заседание экологического кружка с использованием исследовательской работы учащихся. Сценарий внеклассного мероприятия «Природа в жизни эвенков Северобайкальского района»предназначен для обучающихся 5-7 классов. Мероприятие направлено на формирование экологической культуры, бережного отношения и культурного поведения в природе. Сценарий мероприятия включает материал экологической направленности, памятку о правилах поведения в природе. Экологические проблемы лучше воспринимаются и осознаются через творческие и практические задания, в которых раскрываются конкретные проблемы, дети имеют возможность как бы взглянуть, на себя со стороны, что даёт им возможность понять, осознать и оценить свои поступки, поступки своих друзей и родственников. При выполненииисследовательскихзаданий, дети понимают, что нельзя рвать цветы, ловить животных, загрязнять водоёмы, оставлять мусор. Нужно помогать животным, особенно если они попали в беду. Задумываются над тем, что они могут сделать для улучшения экологии в своём селе, поселке.

Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстрированный.

Назначение данной методической разработки: Материал методической разработки может быть использован организаторами по внеклассной работе, учителями начальных классов, учителями биологии,экологии для урочной и внеурочной, внеклассной работы, библиотекарями, руководителями кружков.

Пояснительная записка

Введение

В настоящее время проблема экологии Земли стоит на первом месте среди всех остальных проблем. Стали активно уничтожаться запасы пресных вод, вырубаться леса, загрязняться атмосфера. Человечество уже столкнулось с последствиями своей деятельности – озоновые дыры, перепады температуры, таяния ледников, различного рода болезни и многочисленные эпидемии. Сейчас нужно твердо ставить вопрос о восстановлении экологического равновесия планеты Земля. И это должны понять все люди, каждый человек. И в первую очередь начать необходимо с экологического воспитания детей.

Внеклассное мероприятие по экологии «Природа в жизни эвенков Северобайкальского района» предназначено для учащихся 5-7 классов.

Мероприятие носит название эколого-этнографического, так как занятие кружка посвящено знакомству детей с этнографией – особенностями творчества разных народов, проявляющимися в легендах и сказаниях, образе жизни, экологическом сознании и отношению к природе.

Для проведения мероприятия необходима подготовка участников эколого-этнографического кружка, с выполнением  исследовательских заданий,  между которыми распределены роли: почувствуй себя этнографом, экологом и т.д. Остальные учащиеся могут присутствовать в качестве участников и, если это потребуется, помощников. Ведущие – 2 человека, приглашаются учителя истории, ИЗО.

Оформление помещения, в котором будет проводиться мероприятие, выбирается по желанию.

Методическая разработка «Природа в жизни эвенков Северобайкальского района»на этнографическую и экологическую тему. Мероприятие предназначено  для обучающихся общеобразовательных учреждений в качестве самостоятельного внеклассного мероприятия или в рамках недели биологии.

Заседание кружка«Природа в жизни эвенков Северобайкальского района»рассчитано на детей среднего школьного возраста (5-7 классы). Учащихся 10-11 класса можно задействовать при проведении мероприятия в качестве ведущих  и помощников. Заседание проводится с использованием звукового, музыкального и мультимедийного сопровождения.  Используемый материал, в т.ч. исследуемый соответствуют возрасту участников. Для поддержания интереса участников  мероприятия учителем предусмотрено красочное оформление зала или учебного кабинета на соответствующую тематику.

Цели:

1.Воспитание бережного и нежного отношения, любви к живой  природе; формировать ответственность за принимаемые экологические решения и уверенность в преодолении экологической опасности, убеждение во всесторонней ценности природы для человека и общества;

2.Формирование и расширение знаний  о живой природе, ее разумности, способностях и  «человечности»; обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды; привлечь внимание школьников к экологической проблеме;

3.Совершенствовать и развивать умения: мыслить логически, делать этические и эстетические выводы; закрепить знания детей о растениях и животных; закрепить знания и навыки поведения в природе;

4.Способствовать развитию экологического кругозора; развивать творческую активность, организаторские качества обучающихся, посредством участия в массовых мероприятиях; привлечение ребят к проблемам охраны окружающей среды; развитие мышления и сообразительности, воспитание уважения  друг к другу.

5. Формирование у школьников экологического мышления, овладение правилами грамотного поведения в природе;        развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;

6.Экологическое образование призвано формировать у детей доброе и почтительное отношение ко всем объектам живой и неживой природы, осознание ценности всех ее проявлений, независимо от того, представляет ли это существо или явление практический интерес или нет.

Задачи:        

Образовательные:

        - обобщить, закрепить и углубить экологические и этнографические  знания учащихся, полученные на уроках биологии, истории идр.;

               - способствовать углублению знаний обучающихся по экологии, этнографии;

               - показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;

        - способствовать формированию знаний о природе;

        - обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

        - развивать речь учеников, познавательную активность учащихся к изучению природы родного края; активизировать познавательную деятельность учащихся;

             -  развивать  творческие способности ребят, эмоциональную монологическую речь, предоставляя ребятам возможность импровизировать;                                                    

        - развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации; развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;

        - развивать умения рационально относиться к компонентам неживой природы.

- развитие интереса к исследовательской деятельности.

- развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

        - формировать культуру поведения в природе;

        - воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

        - прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, воспитание чувства любви к родному краю и  своей стране, воспитывать бережное отношение к природе;

             -  побуждать  детей  к  участию  в  природоохранных  мероприятиях,  к  пропаганде  экологических  идей;

             -  воспитывать активную жизненную позицию, стремление не нарушать природной гармонии и помнить, что человек – сам часть природы.

- сохранить культурное, социальное и ландшафтно-экологическое многообразие;

-  способствовать укреплению чувства идентичности и

дальнейшему сохранению культуры региона, на котором проживает та

или иная этническая группа;

- способствовать возрождению местной кухни, местных способов

изготовления традиционных предметов быта и ремёсел;

- сохранение, преумножение и передача потомкам историко-культурного наследия.

Общая характеристика методической разработки.

Актуальность мероприятия:

Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество  разнообразных форм деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях. Исследовательская работа всегда вызывают интерес учащихся к подлинной жизни народов, к знакомству с культурой, традициями, обрядами и творчеством народа. В современном стандартизированноммире человек стремится к самоопределению, изучая свои этнические корни, чтобы выделить себя на фоне других, обладать персональной историей и собственными, особенными для каждого культурными традициями. Знакомство с этническими особенностями других культурпозволяет составить единую картину многостороннего мира с уникальными в своей индивидуальности народами и народностями, способствует толерантному отношению к представителям разных этносов.

Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, логически и критически мыслить; развивать ИКТ - компетенции учащихся. Рассматривается сущность процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание биологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения, закономерностях взаимоотношений живых организмов с окружающей средой.

Воспитание гуманной личности, духовно богатой, умеющей ценить прекрасное, беречь  и охранять природу.

Обоснование выбора темы: возрождение нравственности, душевности, внутренней красоты человеческой души, отрицание современной жестокости.

Ожидаемые  результаты

В ходе мероприятия учащиеся закрепят и углубят знания о природе родного края, бережном  отношении к ней;  осознают необходимость заботиться об окружающей среде, значение личного участия в  природоохранных  мероприятиях.

Повышение уровня экологических знаний и практических умений у учащихся.

Освоение школьниками приемов исследовательской работы: эколога, этнографа, культуролога и других специалистов.

Привитие навыков экологической культуры на примере коренного местного населения- эвенков.

Умение ребят работать в коллективе, ощущать себя как частицу великого народа и природы.

Большое место в подготовке занятия уделено исследовательской работе детей. Задачей этого направления является обучение детей основам исследовательской работы: умению работать с литературой, классифицировать, обобщать разрозненные сведения, умению формулировать общие положения, представлять результаты своих исследований, как в виде оформленного реферативного обзора, так и в виде доклада на конференции, различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к  самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического  качества окружающей среды;

- выражать отношение к случаям экологического вандализма и пр.

Метапредметные  результаты:

    - выполнять проект;

    - называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании   её   действий;

   - представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

   - пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

Предметные результаты:

 -  устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного  потребления.

 - называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

- приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Приобретаемые навыки детей: при реализации целей и задач мероприятия дети учатся навыкам работы в коллективе, самостоятельности, ответственности за принимаемые решения.

Технологические особенности.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, колонки, декорации, карандаши, кисти, краски, цветная бумага, клей, чистый лист формата А1, презентации учащихся, Красная книга,  плакаты на экологическую тему: «Маленькие тайны природы»; памятки с правилами экологии; записи  песен  об  охране  природы; памятки  по  охране  природы; красочно оформленный кабинет или зал; художественное сопровождение (DVD – демонстрация фрагментов из фильмов); учебное пособие «Поддержка курса биологии. Ботаника. Зоология», изд. « Интерактивная линия»,2008 www.intline.ru ili@intline.ru

Организация работы на мероприятии:

Предполагаемое количество участников внеклассного мероприятия – от 10 до 30 человек.

Данное мероприятие проводится в школе в рамках проведения недели естественно - географического цикла после уроков среди учащихся 5 – 7 классов.

Требования к месту проведения: актовый зал или классные комнаты.Участники встречаются в общем актовом зале, где их приветствует ведущий с информацией о целях и задачах  мероприятия, объясняет план мероприятия, рассаживает участников, приглашенных.

Продолжительность: 45-60 минут

Действующие лица:

Возраст участников: 11-13 лет.

Ведущим традиционно  может быть учитель, а также старшеклассники - ученики 9-11 классов. Учащиеся в роли специалистов: этнограф, этнолог, эколог, культуролог, религиовед.

Исследовательские задания подбираются согласно возрасту учащихся, их интересов и личного желания. Некоторые задания носили творческий характер, другие требовали практических навыков.

После проведения занятияотмечается вклад каждого участника, самые активныенаграждаются грамотами и сладкими призами.

Методические советы на подготовительный период: учащиеся обсуждают и выбирают исследовательские задания по изучению жизни эвенков с. Уоян, собирают материал из разных источников, в т. ч. у местных жителей.

Подготовить творческую работу на эколого – этнографическую тему (подготовка проекта, реферат, презентация и др.)

План мероприятия:

Организационный момент.

Основные этапы мероприятия:

  1. Вступление (ведущий)
  2. Выступление этнографа. Оленеводство
  3. Выступление культуролога. Быт, одежда эвенков.
  4. Выступление этнолога. Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство
  5. Шеф повар. Традиционная пища
  6. Религиовед. Религия, верования Шаманизм. Одежда шамана.
  7. Этнограф. Культура
  8. Биолог охотовед. Промыслы. Охота
  9. Эколог. Экологическое сознание эвенков
  10. Врач гомеопат. Народная медицина
  11. Лингвист. Язык
  12. Заключение
  13. Рефлексия

Ход занятия:

Природа в жизни эвенков

 «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» (М. Ломоносов)

««Плох тот народ, который не помнит, не ценит  и не любит своей истории» (В.М.Васнецов)

Вступление

Ведущий: Актуальность проблемы природоохранного характера сегодня очень актуальны. Речь, конечно, не идет о полном возврате к традиционным формам ведения хозяйства. Но вернуться к духовному позитивному опыту взаимодействия человека и природы весьма полезно для формирования современной экологической культуры.

Информационная справка от ведущего

(Слайд 2) Начнем мы сегодня с того, что выясним кто такие эвенки?

Эвенки вошли в состав российского государства в XVII в. Для обозначения эвенков до начала XX в. использовался этноним «тунгусы».  Ставшее официальным в 1931они сегодня употребляется как синоним. Где и когда появился народ, называемый эвенками, до сих пор неясно. Это объясняется в какой-то степени тем, что по сравнению с соседними этносами, ведущими оседлый образ жизни, эвенки были менее доступны для исследователей, и их культура стала объектом серьезного изучения довольно поздно. Первые контакты эвенков с русскими относятся к 1605-1607 гг. (Приложение 1).

Довольно многочисленный род чильчагиров к моменту прихода русских осваивал верхнее и среднее течение реки Верхняя Ангара на севере Байкала. Северобайкальские эвенки называют себя эвенками и тунгусами. Проживали они в поселениях Иркана, Ченча, Уоян,Кумора.

В зависимости от типа хозяйственной деятельности они делятся на орочонов или оленных  (в переводе с эвенкийского  «орон» – олень). За оленными эвенками в литературе закрепилось название «орочён» или «орочон» в переводе «оленевод», «оленный». В среднем на семью приходилось 12 оленей.

Основой хозяйства эвенков было сочетание трех видов деятельности, а именно: охоты, оленеводства, рыболовства, которые тесно связаны и взаимно дополняли друг друга. Весной эвенки подходили к рекам и до осени промышляли рыболовством, осенью уходили вглубь тайги, и в течение всей зимы занимались охотничьим промыслом. Охота имела двойное значение:

а) давала пищу, материал для одежды и жилища

б) приносила продукт, обладающий высокой стоимостью при обмене

Ведущий предоставляет слово специалистам.

Этнограф. Оленеводство

(Слайд 3, 4) Оленеводство в хозяйственном комплексе эвенков играло подсобную роль. Олени, в основном, использовались как транспортное средство. На них эвенки совершали перекочевку внутри тайги к месту зимнего промысла и обратно, к месту летней стоянки. Важенок доили. Оленей очень берегли и старались не забивать на мясо.Оленеводство в недалеком прошлом играло у эвенков-орочонов значительную роль. Олень помогал охотнику на промысле и был полезен в быту. За века использования оленя в производственной деятельности и в повседневной жизни эвенки выработали необходимые навыки обращения с этим животным, в его сохранении и размножении. Сохранение оленеводства является основой сохранения коренного малочисленного народа эвенков. Именно оленеводы являются носителями культуры своего народа. Они сохраняют язык, национальную культуру.  Оленеводство имеет значение не только как основа выживания народов Севера, в том числе и эвенков, но и создает сферу приложения исторически сложившихся трудовых навыков коренного населения региона.

Ведущий. Все необходимое для жизни в тайге эвенки делали сами.

Культуролог. Одежда

(Слайд 5, 6) В качестве головного убора использовали плотную шапку в виде чепца, которую делали из шкуры, снятой с головы оленя. Иногда на ней оставляли ушки олененка.

Обувью для эвенков служили олочи из кожи, сукна или ровдуги летом и оленьего меха зимой. Самой же распространенной обувью эвенков являлись и являются унты, от эвенкийского унта обувь, или иное название торбасы , меховая обувь у народов Севера и Сибири. Обувь короткую (унтал – отсюда русский термин «унты») и длинную (хэвэри, бакари) изготавливали из камуса.. Зимние унты украшали амиями с национальным орнаментом. Для этого использовали  белый волос и шерсть оленя, кусочки меха нерпы.

Материалом для одежды и обуви прежде сего служили шкуры парнокопытных животных. Из оленьих шкур изготавливали тонкую замшу ровдугу  (выделанная шкура оленя), которую красили в коричневые тона отваром коры ольхи или осины. Летний и осенне-весенний комплект одежды шили из оленьей ровдуги. Весь костюм имел большое количество украшений – бахрому, конский волос, обшивки из длинного козьего меха и бисерные вышивки. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины — с игольницей, трутницей и кисетом.

Традиционная одежда: состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус, гуруми), распашного кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Женский нагрудник (нэлли) украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской (хэлми) — углом. В холода поверх кафтана надевали глухой меховой сокуй с капюшоном.

Этнолог. Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство

Меховая мозаика

(Слайд 7)  В искусстве меховой мозаики эвенки достигли большого совершенства.

Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Эвенкийский орнамент строго ясен по структуре и по форме, сложен и по своей композиции. Он состоит из простейших полос, дуг или арок, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур. Разнообразие применяемых при орнаментации материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей тщательно обогащают этот, простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым предметам весьма нарядную внешность. Из ровдуги эвенкийские мастерицы искусно вырезали узоры для унтов, кафтанов, рукавиц, кисетов, а также для вьючных сумок, недоуздков и других предметов оленьей упряжи. Все ровдужные предметы эвенков орнаментировались жгутиковыми прямыми швами с белым подшейным волосом оленя, обметанным сухожильной ниткой. Пространство между этими жгутиками-швами окрашивали красной, бурой, черной краской.

Для украшений кроме узких полосок меха различных животных, пользовались ровдужной бахромой, конским волосом.

Кумаланы

(Слайд 8) Кумаланы — нарядные коврики из разноцветных кусочков меха, специфические тунгусские произведения искусства. Кумалан настолько отражает национальные особенности эвенков, что даже на флаге эвенкийского национального округа он находит себе место, имеет вид восьми лучевого солнца. Кумаланы имеют, как хозяйственное назначение, ими покрывают вьюки при транспортировке на оленях, укрывают вещи, их подстилают в чумах, так и ритуальное - шаманские коврики, необходимые в семейных обрядах эвенков. Кумаланы эвенки шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя. Размеры кумаланов имеют от 60-80 сантиметров в ширину до 130-170 сантиметров в длину.

Шеф повар. Традиционная пища.

(Слайд 9, 10) Охота и рыболовство эвенков определяли рацион питания. Для пропитания эвенки нечасто использовали мясо домашних оленей. В основном их забивали для ритуальных жертвоприношений, в случае какой-нибудь травмы, во время камланий.Основа пищи эвенков - мясо (диких животных) и рыба. Мясо и рыбу ели в свежем, вареном или жареном виде и заготавливали впрок - вялили, сушили. От русских, эвенки научились готовить мучные изделия – лепешки, заменявшие хлеб. Летом потребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук,очень активно употреблялись в пищу произрастающие на данной территории ягоды: голубика, смородина, жимолость, брусника, черёмуха и др. В большинстве случаев ягоды елисырыми. Основной напиток — чай, иногда с оленьим молоком или солью. Позже в него стали добавлять пережаренную на масле, жире муку (затуран). Из оленьего молока готовили масло. Для этого молоко наливали в берестяной туесок и привязывали к оленьему седлу. В процессе передвижения оленя молоко само по себе сбивалось до состояния масла.

Весной эвенки собирали берёзовый сок. Если молока было достаточно, то его использовали в качестве лакомства, смешивая с размятой голубицей (манты), что по вкусу напоминает современный йогурт. На зиму сушили черёмуху, остальную ягоду чаще всего замораживали и хранили на лабазах.

Из других дикоросов эвенки собирали орехи кедрового стланика и грибы. Последние жарили, варили, сушили.

Традиционное жилище

(Слайд 11, 12) Основное жилище тунгусов (охотников и оленеводов) – конический чум (дю). Чум (дю) имел конический остов из жердей на каркасе из шестов, покрытый покрышками-нюками. Различают летний и зимний варианты чума.  Чум покрывали зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестойили корой лиственницы (летом). При перекочёвках каркас оставляли на месте,а материал для покрытия чума брали с собой. В центре чума устраивали очаг, над ним — горизонтальную жердь для котла.

Религиовед. Религия, верования Шаманизм. Одежда шамана.

(Слайд  13) Традиционной религией эвенков является шаманизм. Слово “шаман” имеет эвенкийское происхождение. Особой ритуальной одеждой у всех народов Сибири были шаманские костюмы. Шаман, посредник между миром духов и людьми, носил ритуальную одежду только во время камлания. Шили ее из ровдуги, украшали вышивкой подшейным оленьим волосом, массой металлических подвесок, жгутами из ткани, крыльями птиц, пучками перьев, колокольчиками.

Связь с духами-предками отразилась и в самом костюме шамана – наплечной одежде с многочисленными подвесками и причудливом головном уборе. Некоторые шаманские костюмы воссоздавали образ зверя-птицы. У эвенкийского шамана  на плечах  мог укрепляться зубчатый железный рог «небесного оленя», а на голове – железная «корона» с выкованными рогами. В религии эвенков сохраняются культы духов, промысловые и родовые культы. Существовали элементы Медвежьего праздника – обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Следует заметить, что верования северных народов Сибири не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно читать, получая определенную информацию в результате расшифровки.

Этнограф. Культура:

 Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания и др.

Из музыкальных инструментов известны бубен, варган, охотничий лук и др.,

Были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).

Производили разнообразные поделки из дерева, рога, кости, изготовляли лодки, лыжи, нарты. Женщины обрабатывали бересту, шкуры животных и шили из них разные вещи.

Эвенки с особым умением выделывали из дерева тонкие доски  (для лыж, полозьев охотничьих нарт, луков, коробов, колыбелей и др.), придавая им самую различную форму.

Утварь.

(Слайд 14) Эвенки в основном пользовались берестяной утварью, реже –  деревянной. В изготовлении утвари было характерно шитье сосудов, коробок, а также колыбелей из бересты или из одной двух досок, поняги , потки, гаяуны , битки для сбора ягод, туеса и туески для хранения продуктов. Изделия украшались вырезкой,орнаментом с использованием фольги, цветной ткани.

Основа ее шилась из одного куска бересты или из тонкой деревянной доски. Коробки имели квадратное, прямоугольное или шестиугольное дно с округлыми углами и крышку, накладываемую сверху.

Биолог -охотовед. Промыслы.Охота

( Слайд 15, 16) Вплоть до 19 века некоторые группы эвенков охотились при помощи лука и стрел. В 19 веке кремневое ружье стало важнейшим охотничьим оружием. Из охотничьего инвентаря следует отметить такие предметы, как пальма - палка с широколезвенным ножом, поняга - деревянная доска на лямках для переноски тяжестей за плечами, нарта-волокуша.

Охотились эвенки в специальной промысловой одежде, передвигались на лыжах, обычно без палок. Обязательно присутствовала собака.

Рыболовство было в основном летним промыслом, хотя эвенки знали также и зимний подледный лов. Ловили при помощи морд , сетей, били острогой, сохранялся архаический способ охоты на рыбу с помощью лука и стрел. Лодки изготавливали из дерева, гребли обычно одним веслом с широкой лопастью.

У эвенков совершенно отсутствовала борьба с хищниками - медведями и волками. Никаких средств для их уничтожения или даже отпугивания не применялось. Волк, по поверью эвенков, считался священным животным. Бить его строго запрещалось. "Волк все равно, что сам орочон..., волк - это божья собака", - говорили охотники» .Волки уничтожали сотни голов молодняка и взрослых оленей. Чтобы хищники не тревожили стадо, эвенки отгоняли их вечером костром или криками, выстрелами в воздух - ночью.

Эколог. Экологическое сознание эвенков

Кору лиственницы для устройства чума разрешалось снимать именно тогда, когда это могло нанести наименьший ущерб для дерева, — во время появления листвы . Использование коры было рациональным: из нее делали небольшие летние чумы, на покрытие которых понадобилось бы коры не более чем с трех деревьев. «Наша тайга деревом бедная, шибко тихо дерево растет. Если ветками шалаш строить, сколько дерева погубим, а? Чум  поставим, кору надерем — три елины, не больше, на него уйдет. Понятно? Из елины я потом нарты сделаю, шибко легкие нарты получатся» - так рассуждали эвенки. Из приведенного отрывка видно, что использование эвенками лесного богатства было не только рациональным, но еще и безотходным.

Эвенки никогда не разоряли птичьих гнезд. Во избежание пожара всегда тщательно тушили костер, разведенный в лесу. Они не разводили костер на лесных тропах, чтобы находящийся вблизи зверь не сменил место обитания.Эвенки, осваивая просторы тайги, менее других народов нанесли ущерб природе. Сосредоточенная в фольклоре и религиозных верованиях народа совокупность табу, запретов и предписаний представляется нам как одно из условий гармонизации отношений человека и природы. «Законы предков», регулирующие поведение человека в природе, в решающей степени базируются на тысячелетнем опыте освоения практически неизменных экологических ниш.

Жизнь эвенка напрямую зависела от состояния природы. Поэтому у народа существует множество обычаев из культа природы, направленных на ее сохранность. Ценность этих обычаев заключается в том, что, «во-первых, они являются самыми древними и мало изменились с приходом русскоязычного населения. Во-вторых, в связи с изменением отношений, обычное право эвенков подверглось сильнейшей деформации и сегодня существует лишь в остаточном цикле, а обычаи природоохранного действия сохраняются до сих пор и передаются не только в среде населения, занимающегося традиционным образом жизни».

Общий смысл экологических обычаев сводится к стремлению нанести наименьший ущерб природе. Причем у древних эвенков обычаи соблюдались не только во время выхода на промысел, они претворялись в жизнь начиная с быта. Например, независимо от обстоятельств стойбище должно было быть чистым, а именно — все отходы жизнедеятельности необходимо закапывать. Объеденные кости крупных животных (медведей, оленей) складывались отдельно на лабаз, а рога и черепа животных вывешивались на ветках деревьев. Чтобы не загрязнять таежный воздух, нельзя было в процессе подготовки к приготовлению пищи бросать в костер лапы, хвосты, перья боровой дичи. Кости животных и рыб в костер также не выбрасывались. Рядом с огнем нельзя было проливать кровь боровой птицы.

Существовали строгие сроки охоты на отдельных животных. Всегда было запрещено убивать стельных важенок и молодняк, хотя и допускались некоторые отклонения в безвыходных ситуациях. Строго-настрого запрещалось упускать в тайгу раненое животное. Эвенкийская поговорка гласит: «Если раненый зверь побежит — преследуй!» Ловушки устанавливали так, что они мгновенно убивали и зверь не мучился.

Сейчас остро стоит проблема сохранения редких ценных животных и растений. Одним из шагов, предпринятых современным человечеством для сохранения окружающей природы, животного мира, было создание заповедников. У эвенков же с незапамятных времен существовали подобные мини-заповедники. К примеру, у Николая Калитина — эвенкийского писателя — есть рассказ «Осургинат». Осургинат в переводе с эвенкийского — дерево счастья и изобилия. Обычно это лиственница, которой в округе нет равных по красоте и мощи. «На этой лиственнице ведут весной свои любовные игры белки, собираясь с ближних притоков речки. Видно и белкам не чуждо чувство красоты. По тому, сколько собиралось тут белок, эвенки умели очень точно определять их урожай на будущий год. По их законам весной нельзя было даже подходить к Осургинату, а в любую другую пору года — стрелять в сидящих на нем птиц или зверьков. Нарушение считалось тягчайшим из грехов». Во всем этом больше народной мудрости, чем суеверия. «Осургинат и подобные ему деревья были как мини-заповедники, где те же белки могли без боязни заводить семейства и размножаться, чтобы потом пополнять окрестную тайгу».

Поскольку эвенки-охотники вели преимущественно бродячий образ жизни, заготовка запасов на длительные периоды для них не была характерной. Поэтому они не добывали зверя и рыбы больше того количества, которое могло потребоваться для пропитания семьи в ближайшее время. В таком отношении к животному и водному миру угадывается забота о благосостоянии будущих поколений. На этот счет существует следующая эвенкийская поговорка: «Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам». Также не занимались ловлей идущей на нерест рыбы.

Существовал запрет на загрязнение воды отбросами.

Существовали определенные сроки и сбора березового сока, дикоросов и коры. Березовый сок эвенки собирали весной, а по окончании его сбора надрез, для сохранения дерева, замазывали глиной.

Исходя из сказанного, постараемся выделить главную черту природоохранных обычаев эвенков — разумность в использовании природных ресурсов.

Врач гомеопат. Народная медицина

Какими средствами эвенки излечивали себя от недугов и болезней?

Тайга — самая лучшая аптека. От всех болезней имеет она лекарства: отвар чаги помогает заболевшему желудку, глубокая рана не затягивается — кедровая или еловая живица, перемешанная с медвежьим салом и толченой хвоей, — незаменимая мазь. Успокоит нервы кедровый орех. Понадобится вата — рядом белый мох. Вытопленное филиновое сало помогает при ожогах. Если охотник не мог достать рукой больное место — на помощь приходила собака. Каждый эвенк знает, что рана или ожог, зализанные собакой, быстрее заживают и не гноятся. Высушенным змеям отрубали головы и из яда и печени готовили мазь от суставолома.

До сих пор эвенки используют каменное масло. Каменное масло — вещество минерального происхождения.   Оно очень хорошо помогает при переломах, быстрее сращиваются кости. Места его образования редки, в большинстве случаев разбросаны на большой высокогорной территории безо всякой видимой закономерности в расположении. Образуется в виде наростов на стенах трещин, пещер и гротов. Оно представляет собой естественные квасцы с большим содержанием металлов (кальций, железо, медь, цинк, магний, хром и другие элементы, включая редкоземельные), в составе двойных солей, большинство из которых легкорастворимы. Каменное масло добывается высоко в горах, в труднодоступных местах. Охотники отстреливали из ружья куски этих желтых по цвету наростов. Оно очень ценилось среди местного населения.   В народной медицине известно как средство, которое можно применять для лечения всех болезней. При болезни в суставах применяют березовые листья (чалбанниавданнал).

Раньше эвенки вместо чая применяли чагу (березовый нарост) или иван-чай. Чага также используется как мочегонное средство, а иван-чай содержит много витаминов, в основном его давали пить детям. Чай из листьев брусники обладает мочегонными и вяжущими свойствами. Настой из них используют при мочекаменной болезни, ревматизме, при недержании мочи у детей. Отвар из коры осины добавляли в ванночку для купания детей с проблемами кожи.

Эвенки никогда не чистили зубы и тем не менее до старости имели полный рот здоровых зубов. Это объясняется тем, что наши предки жевали древесную серу, которая спасала их от пародонтоза и цинги.

При язвах и чирьях эффективна заячья шкура (туксакикса). Её же привязывали к больному уху  у детей мездрой внутрь. В лечебных целях используется медвежий жир и медвежья желчь.

Лингвист. Язык

Обратимся к словарю эвенкийского языка.

Познакомимся с лексикой животного и растительного мира. (Приложение 2).

Чтобы и в дальнейшем развивать эвенкийский язык, необходимы усилия как государственных органов власти, так и самих представителей эвенкийского народа. Пока жив этот древний народ, будет жить и эвенкийский язык.

Заключение

Уважаемые участники, есть ли у вас вопросы к нашим специалистам и консультантам? Если нет, тогда мне бы хотелось знать: Какую самую главную мысль вы сегодня сформулировали на занятии?

Человек становится человеком, осваивая культуры прошлого и настоящего, заботясь о будущем.

Каждый из нас должен задуматься о том: Кто я, зачем я пришел в этот мир, каково мое место в нем, каков смысл моей жизни? На основании каких ценностей я должен сделать выбор своего жизненного пути, определить цели и  смысл своей деятельности, выбрать средства для их достижения и оценить ее результаты? На что я могу опереться в оценке этих результатов, по каким критериям и как возможно усовершенствование моей личности, обретение духовной культуры?

Сегодня мы попробовали объединить экологию, этнографию и другие науки и профессии с тем, чтобы поговорить о нашей малой родине, где мы родились, учимся, работаем, живем, восхищаемся красотой ее природы, богатством, многоликостью, народом. Как это сохранить для будущих поколений?

Спасибо за продуктивную исследовательскую работу, за память и любовь к своей родной земле.

Ведущий.

 Два чувства дивно бли́зки нам.

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле Бога самого́,

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Без них душа была б пуста.

Без них наш тесный мир — пустыня,

Душа — алтарь без божества.

(А.С. Пушкин)

Рефлексия

Ведущий. Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего занятия.

Если вы будете рассказывать кому- либо о сегодняшнем занятии, то какие слова вы бы сегодня использовали? (Отвечают по очереди разные специалисты и приглашенные)

 На слайде выведены предложения, закончите их.

1.Сегодня на занятиия узнал (-а)

2.Мне было интересно узнать…

3.Для меня самым трудным сегодня было…

4.Я сегодня поняла, что…

Учитель: Заседание нашего кружка подходит к концу, но нас ждет дальнейшая исследовательская работа по изучению родного края.

Задание на следующее заседание кружка: подобрать материал для создания группового проекта «Памятка поведения в природе»

Всем спасибо за работу! До свидания!

Список использованных источников:

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.

2. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990.

3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Симонова Л.В. Экологическое воспитание в базовой школе. Методическое пособие/ Под. общ. ред. Алексеева С.В. СПб.: Специальная литература,1999.

4.Харитонов Н.П.Основы проведения школьниками исследовательских работ. Методический сборник.- М.; Народное образование,2005

5.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе.-М.; Просвещение,2003

6.Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.- М.;Народное образование,2001

www.pribaikal.ru/talci-item/article/11513.html

artifact.isu.ru/wp-content/uploads/2017/05/Turov_M_G_Evenki.pdf

https://ru.wikipedia.org/.

nazaccent.ru/geo/evenk/

https://cyberleninka.ru/.../o-traditsionnom-prirodopolzovanii-i-perspektivah-vozrozhd..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рациональное использование природных ресурсов Восточно - Европейской равнины.

Разнообразие природных ресурсов Восточно - Европейской равнины. Охрана природных ресурсов....

Рациональное использование природных ресурсов

презентация урока, красочная информация о природных ресурсах, рекркационных ресурсах своей местности с.Черкассы....

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины 8 класс

Данная тема изучается в 8 классе. Учебник И.И.Бариновой "География. Природа России" Самостоятельная работа....

Своя игра по теме "Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы" (8 класс)

Игра позволяет в интересной и нетрадиционной форме обобщить усвоение учащимися  основного понятийного материала по разделу «Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурс...

Рациональное использование природных ресурсов. (8 класс)

Вопросы о роли природы в жизни человеческого общества стали очень актуальны. Люди давно знают, что разрушать природу невыгодно, ведь человек зависим от природы. Зачем они это делают? Что подлежит охра...

Урок географии по теме: «Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины» 8 класс

·       Формирование знаний о природных ресурсах Русской равнины...