Главные вкладки

    Урок географии по теме: «Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины» 8 класс
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Голдырева Елена Валерьевна

    Предварительный просмотр:

    8 класс. Урок географии  по теме:

    «Рациональное использование природных ресурсов                            Русской равнины»

    Разработан учителем географии

    МАОУ «Лицей №8» г. Перми

    Голдыревой Е.В.

    Цели:

    • обучающая: формирование знаний о природных ресурсах Русской равнины;
    • развивающая: продолжение формирования информационной и коммуникативной  компетентностей у учащихся;
    • воспитывающая: развитие экологического мышления.

    Задачи: 

    -  познакомиться с видами природных ресурсов, проблемами их использования

    -  определить пути решения данных проблем

    -  продолжить формирование умения работать в группе

    -  повысить мотивацию к изучению географии через использование

       информационных технологий.

    Оборудование: «мобильный класс» с подключенным Интернетом, ноутбук,

                                 видеопроектор, экран, презентация учителя

    Ход урока:

    Учитель: Доброе утро! Садитесь! (учащиеся сидят по  рабочим группам). Перед началом нашей работы выполним традиционное упражнение – помассируем  мочки ушей. Зачем мы это делаем?

    Учащиеся: Для того, чтобы кровь прилила в голову и это способствовало  активизации мыслительной деятельности.

    Учитель: Итак, готовы? Молодцы!

                     Перед вами карта (слайд №1). Назовите территорию, свой ответ аргументируйте. Какие географические объекты скрываются под знаками вопроса?

    Учащиеся: Русская равнина (границы, площадь территории, показатель протяженности с севера на юг).

    Учитель: Проверяем (слайд №2). Молодцы!

                     А сейчас я предлагаю вам оформить в виде слайда выполненный группой синквейн на тему «Русская равнина». Для работы  используйте Интернет – ресурсы (7-10 минут). Руководителям групп необходимо презентовать ассоциации группы на заданную тему.

    Руководители групп комментируют слайды (приложение 1).

    Учитель: Спасибо. Сейчас я хочу вам представить свой синквейн (слайд №3). Как вы думаете, какие вопросы, проблемы вызвали у меня такие ассоциации на заданную тему?

    Совместно  формулируем тему урока:

    Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины

    (слайд №4),

    Учитель: Какова цель нашего сегодняшнего занятия?

    Совместное формулирование:

    - определение видов природных ресурсов, проблем их использования, поиск путей решения этих проблем.

    Учитель:  По представленным иллюстрациям определите виды природных ресурсов:

    - водные (слайд №5)  

    - лесные (слайд №6)

    - минеральные (слайд №7)

    - почвенные (слайд №8)

    - рекреационные (слайд №9)

    Учитель: Каждая группа будет специализироваться на определенном виде ресурса.

    Задания для групп (слайд №10):

    1. Разгадайте кроссворд (приложение 2) (при правильном разгадывании кроссворда в выделенной вертикальной колонке вы увидите слово, характеризующее проблему, возникающую при использовании данного вида ресурса).

    2. Предложите пути решения данной проблемы

    Источники получения информации: учебник (&29), карты атласа,  Интернет.

    Расслабляющая пауза «прочистим ум». Прежде чем приступить к данному виду деятельности, выполним следующее упражнение: сожмите кисти рук в  кулачки, поднесите их к ушам, прочистите вашу голову, сбросьте весь мусор.

    Проверка  правильного выполнения кроссвордов осуществляется при помощи слайдов:

    слайд 11 – водные (загрязнение), слайд 12 – лесные (вырубка лесов),            слайд 13 – почвенные (истощение), слайд 14 – рекреационные (слабое освоение), слайд 15 – минеральные (истощение).

    Представители группы предлагают пути решения проблемы.

    Учитель: Итак, какой общий вывод мы можем сделать? Достигли ли мы цели нашего занятия?

    Учащиеся: Человек использует в своей деятельности большое количество природных ресурсов, это приводит к проблемам. Поэтому необходимо рационально использовать ресурсы.

    Учитель: Для того, чтобы узнать мнение каждого о нашем сегодняшнем уроке, я вам предлагаю заполнить карточки, которые находятся на ваших столах. Руководители оценивают работу группы  в бланках (приложение 3).

    Учитель: Урок окончен, всем спасибо.

    Домашнее задание: &29,  составить презентацию- обобщение материала урока.

                                                                                                                                                               

                     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Учитель географии Голдырева Е.В. МАОУ «Лицей № 8»

    Слайд 2

    S = 3 млн.км2 ? ? ? ?

    Слайд 3

    S = 3 млн.км2

    Слайд 4

    1. Русская равнина 2. Разнообразная, сильноизмененная 3. Истощается, загрязняется, вырубается 4. Длительная история освоения 5. Природный район

    Слайд 5

    Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины

    Слайд 6

    Водные ресурсы

    Слайд 7

    Лесные ресурсы

    Слайд 8

    Минеральные ресурсы

    Слайд 9

    Почвенные ресурсы

    Слайд 10

    Рекреационные ресурсы

    Слайд 11

    Задания для групп: 1. Разгадайте кроссворд (при правильном разгадывании кроссворда в выделенной вертикальной колонке вы увидите слово, характеризующее проблему, возникающую при использовании данного вида ресурса). 2. Предложите пути решения данной проблемы Источники получения информации : учебник (&29), карты атласа, Интернет.

    Слайд 12

    ГРУППА «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ». а З о в с к о е о к А в о л Г А с Р е д н е р у с с к а я п у с т ы н Я в о З в ы ш е н н о с т ь м о р е Н а е н и с Е й о Н е ж с к о е с е л И г е р п Е ч о р а

    Слайд 13

    В о л г а т а й м Ы р д Р е в е с и н а п У ш н и н а о Б ь К о л ь с к и й А м у р Л а д о ж с к о е л Е н а С а х а л и н я м А л ГРУППА «ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ»

    Слайд 14

    у р а л ь с к И е С е в е р н ы е а л Т а й п л а т ф О р м а Щ и Т ч Е л ю с к и н а Н г а р а т И м а н с к и й ч Е р н о з е м ГРУППА «ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ»

    Слайд 15

    С р е д н е р у с с к а я Л е н А у р А л ь с к и е о Б Ь О к а б Е р и н г о в ч е р н О Е к а С п и й с к о е В о л г а в О з в ы ш е н н о с т Ь у м Е р е н н ы й т у Н д р а И р т ы ш б а р Е н ц е в о ГРУППА «РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

    Слайд 16

    п р И к а с п и й с к а Я С о л ь Т а й г а у г О л ь Щ и т н Е ф т ь т у Н д р а т И м а н с к и й б Е л о е ГРУППА «МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ»



    Предварительный просмотр:

    Кроссворд для группы «Почвенные ресурсы»

    1. Горы, являющиеся восточной границей Русской равнины.

    2. Увалы, расположенные вдоль 60 градусов с.ш.

    3. Горная система Сибири, высшей точкой которой является гора Белуха.

    4.  Тектоническая структура, находящаяся в основании Восточно-Европейской равнины.

    5. Часть кристаллического фундамента, не перекрытая осадочным чехлом.

    6. Мыс – крайняя северная материковая точка России.

    7. Река, вытекающая из озера Байкал.

    8. Кряж, расположенный в северной части русской равнины.

    9. Самая плодородная почва России.

       

    Кроссворд для группы «Минеральные ресурсы»

    1. Низменность, сформировавшаяся вдоль одного из водных объектов на юге Русской равнины.
    2. Крупнейшие залежи этого полезного ископаемого расположены в Предуралье, озерах Баскунчак и Эльтон.
    3. Зона хвойных лесов.
    4. Подмосковный и Печорский бассейны известны этим полезным ископаемым осадочного происхождения.
    5. Часть кристаллического фундамента, не перекрытая осадочным чехлом.
    6. Полезное ископаемое, обнаруженное в Волго-Уральском, Тимано-Печорском и Каспийском бассейном.
    7. Северная безлесная природная зона Русской равнины.
    8. Кряж, расположенный в северной части Русской равнины.
    9. Внутреннее море, являющееся северной границей Русской равнины.

    Кроссворд для группы «Водные ресурсы»

    1. Мелководное море бассейна Атлантического океана, омывающее южное побережье России
    2. Правый приток Волги.
    3. Крупнейшая река Русской равнины, относящаяся к бассейну внутреннего стока.
    4. Возвышенность, расположенная вдоль юго-западной границы Русской равнины
    5. Южная безлесная зона Русской равнины.
    6. Равнина, высоты которой находятся в пределах от 200 до 500 м.
    7. Рыхлые, глинистовалунные ледниковые отложения.
    8. Крупная сибирская река, находящаяся на границе между Западной Сибирью и Восточной.
    9. Одно из крупнейших озер ледникового происхождения, расположенное на северо-западе Русской равнины.
    10. Уникальное озеро, расположенное на Валдайской возвышенности.
    11. Одна из крупнейших рек русской равнины, впадающая в Северный Ледовитый океан.

       

       

         

     

     

    Кроссворд для группы «Рекреационные ресурсы»

    1. Возвышенность, расположенная вдоль юго-западной границы Русской равнины.                                                                                    

    2. Крупнейшая река Сибири, впадающая в море Лаптевых.

    3. Горы, являющиеся восточной границей Русской равнины.

    4. Крупнейшая сибирская река, протекающая по Западно-Сибирской равнине.

    5. Правый приток Волги.

    6. Пролив между Россией и США.

    7. Одно из самых загрязненных морей России, омывающее южное побережье государства.

    8. Море-озеро, на побережье которого сформировалась низменность с одноименным названием.

    9. Крупнейшая река Восточно-Европейской равнины, относящаяся к бассейну внутреннего стока.

    10. Равнина, высота которой находится в пределах от 200 до 500 м.

    11. Самый большой по площади климатический пояс России.

    12. северная безлесная природная зона Русской равнины.

    13. Крупный приток реки Обь.

    14. Окраинное море Северного Ледовитого океана, являющееся северной границей русской равнины.  

    Кроссворд для группы «Лесные ресурсы»

    1. Крупная река русской равнины, относящаяся к области внутреннего стока.
    2. Полуостров России, на котором находится крайняя материковая точка государства.

    3-4. Основные виды лесных ресурсов.

    5. Крупная сибирская река, протекающая по Западно- Сибирской равнине.

    6. Полуостров, в основании которого находится балтийский щит.

    7. Крупная река Дальнего Востока, впадающая в Охотское море.

    8. Одно из крупнейших озер Русской равнины ледникового происхождения.

    9. Крупная река Сибири, впадающая в море Лаптевых.

    10. Остров, отдаленный от материковой территории России Татарским проливом.

    11. Полуостров России, название которого говорит о его величине.

     



    Предварительный просмотр:

    Полезен урок           7 6 5 4 3 2 1 0      бесполезен урок

    Я был активен на уроке                     я был не активен на уроке                                  7 6 5 4 3 2 1 0

    Результативность работы группы

    Фамилия, имя

    оценка

    Комментарии оценки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рациональное использование природных ресурсов Восточно - Европейской равнины.

    Разнообразие природных ресурсов Восточно - Европейской равнины. Охрана природных ресурсов....

    Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины 8 класс

    Данная тема изучается в 8 классе. Учебник И.И.Бариновой "География. Природа России" Самостоятельная работа....

    План-конспект урока по теме "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"

    Конспект урока может быть использован при изучении темы "Основы рационального природопользования" в 11 классе или как обобщающий урок после прохождения  раздела "Основы экологии". На данном ...

    Открытый урок по теме "Рациональные числа" по математике 6 класс

    Рациональные числа1. Цель  обучающая: систематизировать, обобщить  знания  и  умения  применения рациональных чисел при сложении, вычитании, умножении, делении, при раск...

    Своя игра по теме "Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы" (8 класс)

    Игра позволяет в интересной и нетрадиционной форме обобщить усвоение учащимися  основного понятийного материала по разделу «Природные комплексы России. Рациональное использование природных ресурс...

    Рациональное использование природных ресурсов. (8 класс)

    Вопросы о роли природы в жизни человеческого общества стали очень актуальны. Люди давно знают, что разрушать природу невыгодно, ведь человек зависим от природы. Зачем они это делают? Что подлежит охра...

    Конспект урока по теме: « Рациональное использование природы и ее охрана»

    Конспект урока по биолгии для 9 класса.Изучение причин основных глобальных экологических проблем.  Пути развития челеовеческой цивилизации. Законы Б.Коммонера....