Рабочая программа по биологии для 7 класса. УМК "Сферы"
рабочая программа по биологии (7 класс)

Гонтар Ольга Сергеевна

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по разделам курса и содержит перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, а так же требования к уровню подготовки учащихся. Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебник «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2014. – 159, с.: ил. – (Сферы)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii._7_klass._umk_sfery.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с:

­ Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

­ Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;

­ Примерной программой по биологии основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

- Рабочей программой по биологии 7 класс (70 и 35 часов), для образовательных

учреждений Республики Крым. Авторы: Терехова  А.В.,  Дризуль А.В.,  Бурлака Н.В., Капралова Н.М.

­ Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

       Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по разделам курса и содержит перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, а так же требования к уровню подготовки учащихся. Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебник «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2014. – 159, с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

       Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на

достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

       Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми в 7 классе выделен блок содержания «Многообразие и эволюция живой природы». Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа за год.

Планируемые результаты освоения курса биологии 7 класса

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры, воспитание любви к природе;

- признание права каждого на собственное мнение;

- умение отстаивать свою точку зрения;        

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

- средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов;

- преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения;

Предметные результаты:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Основное содержание курса биологии 7 класса

(34 часа за год, 1 ч/нед.)

Введение – 2 ч.

Признаки живых организмов. Уровни организации живых систем. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема.  Пищевые связи в экосистеме.

Демонстрации:  портреты  ученых;  гербарные  экземпляры  растений,  чучел  и  рисунки  животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы  (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.

I. Эволюция живой природы - 2 ч.

Ч.  Дарвин  —  основоположник  учения  об  эволюции.  Эволюционное  учение.  Движущие  силы  эволюции: наследственная  изменчивость,  борьба  за существование,  естественный  отбор.  Результаты  эволюции:  многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Система и эволюция органического мира. Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки,

зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды. Эволюция органического мира.  Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы. Основные  события  в  историческом  пути  развития  живой  природы:  от  архея  к  кайнозою. Многообразие растений  и  животных,  принципы  их  классификации.  Отличительные  признаки  представителей  разных царств живой природы. Система растений и животных  –  отображение эволюции. Вид как систематическая единица. Признаки вида

Демонстрации:  портреты  ученых;  гербарные  экземпляры  растений,  коллекции  насекомых,  репродукции  картин,  схемы,  рисунки,  слайды,  таблицы,  видеофильмы  (в  том  числе  цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов,

их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.

II. Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции – 10 ч.

Царство Растения, общие признаки. Растения -  производители  органического вещества. Жизненные формы  растений.  Современный  растительный  мир  –  результат  эволюции.  Низшие  растения.  Водоросли. Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.

Многообразие водорослей. Водоросли Чѐрного и Азовского морей. Выход растений на сушу. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной  среды.  Происхождение  высших  растений.  Первые  наземные  растения  –  псилофиты. Моховидные.  Главные признаки отдела.  Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Разнообразие мхов. Мхи Крыма. Значение мхов в природе и жизни человека. Биосферное значение болот. Папоротниковидные,  Хвощевидные,  Плауновидные.  Главные  признаки  отделов.  Усложнение строения  папоротников  по  сравнению  со  мхами.  Цикл  развития  папоротников,  зависимость  от  условий среды  обитания.  Вымершие  древовидные  формы  папоротниковидных,  хвощей  и  плаунов,  их  роль  в образовании  каменного  угля.  Разнообразие  современных  папоротников,  хвощей,  плаунов  и  их  значение. Папоротники и хвощи Крыма. Голосеменные. Главные признаки отдела Голосеменные.  Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны  обыкновенной.  Разнообразие  современных  хвойных. Голосеменные  Крыма.  Роль  голосеменных  в экосистемах, в том числе в экосистемах Крыма. Биосферное значение хвойных лесов. Покрытосеменные. Главные признаки отдела Покрытосеменные. Черты более высокой организации

по сравнению с Голосеменными. Происхождение. Своеобразие жизненного цикла покрытосеменных. С.Г. Навашин  –  выдающийся  отечественный  ботаник.  Двойное  оплодотворение.  Приспособленность покрытосеменных к жизни в различных экологических условиях. Систематика покрытосеменных растений

(классы и семейства). Класс  Двудольные.  Общая  характеристика  класса.  Семейства:  Крестоцветные,  Бобовые, Пасленовые. Дикорастущие виды и культурные растения, их значение; представители крымской флоры. Класс Однодольные. Общая характеристика класса. Семейства: Лилейные и Злаки.  Дикорастущие виды  и  культурные  растения,  их  значение;  представители  крымской  флоры.  Роль  злаков  в  луговых  и степных экосистемах. Сельскохозяйственные  растения.  Значение  покрытосеменных  для  развития  земледелия.  Создание сортов из дикорастущих видов. Селекция. Зерновое хозяйство  –  основа земледелия. Пшеница  –  основная  хлебная  культура.  Особенности  выращивания  пшеницы.  Овощеводство.  Сельскохозяйственные  растения Крыма.  Важнейшие  отрасли  растениеводства  Крыма  –  садоводство,  виноградарство,  овощеводство, выращивание эфиромасличных культур.

Демонстрации:  портреты  ученых,  микропрепараты,  живые  и  гербарные  экземпляры,  таблицы, схемы,  рисунки,  репродукции  картин,  слайды,  видеофильмы  (в  том  числе  цифровые  образовательные ресурсы),  иллюстрирующие  морфологические  особенности  отдельных  растений,  их средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.

Лабораторные работы:

1. Изучение внешнего строения водорослей.

2. Изучение внешнего строения мхов (на примере кукушкина льна).

3. Изучение внешнего строения папоротника.

4. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Голосеменные Крыма.

Практические работы:

1. Распознавание  растений  разных  отделов  на  примере  распространенных  растений  своей местности. Выявление приспособлений растений к среде обитания.

2. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур на региональном материале.

3.  Определение покрытосеменных растений

Контрольная работа № 1

III. Многообразие животных – результат эволюции - 13 ч.

Царство  Животные,  общая  характеристика.  Одноклеточные  и  многоклеточные  животные. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты.

Подцарство  Одноклеточные,  или  Простейшие.  Общие  признаки.  Роль  простейших  в  экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника. Простейшие – возбудители болезней человека. Подцарство  Многоклеточные.  Происхождение  многоклеточных  животных  от  колониальных  жгутиковых.  Беспозвоночные  животные,  их  роль  в  экосистемах.  Тип  Кишечнополостные.  Общая характеристика,  разнообразие.  Значение  кишечнополостных  в  водных  экосистемах.  Роль  коралловых полипов  в  образовании  морских  рифов  и  атоллов.  Кишечнополостные  Крыма.  Ядовитая  медуза  Черного моря – корнерот.  Черви. Особенности организации Плоских, Круглых и Кольчатых червей, их значение в природе и жизни  человека.  Усложнение  организации  кольчатых  червей.  Приспособление  к  паразитическому  образу жизни у плоских и круглых червей. Меры профилактики гельминтозов. Тип Моллюски, общая характеристика типа. Разнообразие.  Значение моллюсков в природе и жизни

человека. Моллюски Крыма. Тип  Членистоногие.  Общая  характеристика  типа.  Происхождение.  Разнообразие.  Характерные особенности  строения  классов  Ракообразные,  Паукообразные,  Насекомые.  Значение  членистоногих  в

природе и жизни человека.  Членистоногие Крыма. Членистоногие, занесѐнные в Красную книгу Крыма.

Тип  Хордовые,  общие  признаки.  Ланцетник  –  примитивное  хордовое  животное.  Надкласс  Рыбы, особенности  внешнего  и  внутреннего  строения  в  связи  с  обитанием  в  водной  среде.  Класс  Земноводные.  Особенности  строения, связанные  с  выходом  на  сушу.  Размножение  и  развитие.  Связь  с  водной  средой  в  период  размножения.  Многообразие  земноводных.  Роль  в  экосистемах.  Земноводные  Крыма.  Земноводные,  занесѐнные в Красную книгу Крыма. Класс  Пресмыкающиеся.  Общие  признаки  как  типичных  обитателей  суши.  Происхождение. Прогрессивные  черты  организации  по  сравнению  с  земноводными.  Многообразие.  Роль  в  экосистемах  и жизни человека. Пресмыкающиеся Крыма. Пресмыкающиеся, занесѐнные в Красную книгу Крыма. Класс  Птицы,  особенности  внешнего  и  внутреннего  строения  в связи  с  полетом.  Происхождение. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие птиц. Выводковый и птенцовый типы развития. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц (на примере птиц Крыма). Птицы, занесѐнные в Красную книгу Крыма. Класс  Млекопитающие.  Основные  признаки  класса.  Происхождение.    Прогрессивные  черты организации.  Значение  в  экосистемах  и  жизни  человека.  Млекопитающие  различных  экосистем  Крыма. Млекопитающие Черного и Азовского морей. Млекопитающие, занесѐнные в Красную книгу Крыма. Сельскохозяйственные  животные.  Развитие  животноводства.  Скотоводство.  Породы  крупного

рогатого  скота:  молочные,  мясные  и  мясомолочные.  Коневодство.  Овцеводство.  Свиноводство. Птицеводство. Сельскохозяйственные животные Крыма.

Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, влажные препараты, рисунки, репродукции  картин,  коллекции,  видеофильмы  (в  том  числе  цифровые  образовательные  ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов и классов

животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.

Лабораторные работы:

5. Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни

6. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и средой обитания

7. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету

Практические работы

4. Определение представителей разных классов типа Членистоногие

5. Многообразие млекопитающих. Распознавание домашних животных на региональном материале

6. Распознавание животных разных классов на региональном материале

IV. Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, лишайники - 4 ч.

Царство  Бактерии,  особенности  строения  и  жизнедеятельности.  Разнообразие.  Бактерии  -возбудители  инфекционных  заболеваний  человека.  Значение  и  особенности  применения  антибиотиков. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека. Царство  Грибы.  Общая  характеристика.  Многообразие  грибов,  их  роль  в  природе  и  жизни человека.  Роль  грибов  в  круговороте  веществ.  Съедобные  и  ядовитые  грибы.  Грибы  Крыма.  Грибы,

занесѐнные в Красную книгу Крыма. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Лишайники.  Компоненты лишайников и их взаимоотношения. Организация таллома лишайников (накипные, листоватые, кустистые). Роль лишайников в природе и жизни человека. Лишайники Крыма.  

Демонстрации: схемы,  таблицы,  репродукции  картин,  коллекции,  слайды,  видеофильмы  (в  том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и многообразие бактерий, грибов,  лишайников,  съедобные  и  несъедобные  грибы,   правила  сбора  грибов,  оказание  первой  помощи  при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.

Лабораторные работы:

8. Изучение строения плесневых грибов на примере мукора

Практическая работа

7.Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Грибы Крыма

Контрольная работа № 2

V. Биологическое разнообразие и пути его сохранения – 3 ч.

Видовое  и  экосистемное  разнообразие  –  компоненты  биологического  разнообразия.  Сокращение видового разнообразия в результате хозяйственной деятельности человека. Видовое разнообразие  –  основа устойчивости  экосистем.  Экосистемное  разнообразие  –  основа  устойчивости  биосферы.  Сохранение

видового разнообразия. Красная книга. Красная книга Крыма. Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории Крыма.

Демонстрации: схемы,  модели,  рисунки,  таблицы,  гербарные  экземпляры,  коллекции,  слайды, видеофильмы  (в  том  числе  цифровые  образовательные  ресурсы),  иллюстрирующие  охраняемые  виды растений, животных, грибов, заповедные территории.

Экскурсия  «Многообразие животных и растений своей местности, их роль в природе и жизни человека»

Тематическое планирование рабочей программы в 7 классе

№ п/п темы

(раздела)

Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

Рабочая программа

Контр.

раб.

Практические, лабораторные работы

Введение

Организм. Вид. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме.

2

-

-/-

Глава 1

Эволюция живой природы

Эволюционное  учение.  Движущие силы и результаты эволюции. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

2

-

-/-

Глава 2

Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции

Особая роль растений в жизни нашей планеты, как  производителей  органического  вещества.  Жизненные  формы  растений.  Современное многообразие растительного мира – результат эволюции.

10

1

3/4

Глава 3

Многообразие животных – результат эволюции

Одноклеточные  и  многоклеточные животные. Позвоночные и беспозвоночные животные. Роль животных в жизни планеты. Редкие и исчезающие виды животных.

13

-

3/3

Глава 4

Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, лишайники

Особенности  строения  и  жизнедеятельности бактерий, грибов. Лишайники как симбиотические организмы.

4

1

1/1

Глава 5

Биологическое разнообразие и пути его сохранения

Видовое разнообразие  –  основа устойчивости экосистем. Экосистемное разнообразие  –  основа устойчивости  биосферы.  Сохранение  видового  разнообразия. Красная  книга Крыма.  

3

-

-

Итого:

34

2

7/8

Лист корректировки рабочей программы

Дата внесения изменений

Раздел, тема

Содержание изменений

Подпись

Согласовано с зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....