Конспект урока "Строение и функции ядра"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Гонтар Ольга Сергеевна

Конспект урока ориентирован на использование линии УМК "Сферы",  на  учебник  «Биология  10 - 11  класс. Сухорукова  Л.Н.,  Кучменко  В.С.,  Иванова  Т.В.  Биология  (базовый  уровень)  – М.:Просвещение,2014».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_yadra.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока:  13                       Класс: 10                                          Дата:____________

Тема урока: Строение и функции клеточного ядра

Урок биологии в 10 классе

Учитель: Гонтар Ольга Сергеевна

Учебник: Сухорукова Л.Н., Кучменко, Иванова Т.В.

Цели:

--     образовательные:

охарактеризовать строение ядра как важнейшего и обязательного компонента эукариотических клеток, раскрыть роль ядра в связи с особенностями его строения и химического состава, сформировать знания о хромосомах, их уникальном строении и функциях.

  • развивающие:

развивать навыки анализа рисунков, схем и текста учебника; развивать навыки составления схем и таблиц по тексту; развивать навык выявления затруднений при выполнении учебных заданий;

  • воспитательные:

воспитывать практические навыки учащихся. Применяя знания о строении клетки

Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Ход урока

Приветствие. Организационный этап

Вопросы по д/з. Анализ самостоятельной работы

Мотивация учебной деятельности

Какой орган управляет работой организма? А что контролирует жизнедеятельность клетки?

Актуализация опорных знаний

  1. Основой любой мембраны клетки является двойной слой фосфолипидов.
  2. Постоянные структурные компоненты клетки – это органоиды.
  3. Основой цитоплазмы клетки является цитоплазматический сок – гиалоплазма.
  4. Главной функцией гранулярной ЭПС является синтез белка.
  5. «Орудия самоубийства» клетки – это лизосомы.
  6. Основная функция этих органоидов – синтез АТФ. Митохондрии.
  7. Зелёные пластиды растительной клетки. Хлоропласты.
  8. Субмикроскопические немембранные органоиды, состоящие из большой и малой субъединиц. Рибосомы.
  9. Крупный мембранный пузырёк с клеточным соком. Вакуоль.
  10. Клеточный центр состоит из двух центриолей.

Чем отличаются одно-, дву- и немембранные клеточные структуры?

Изучение нового материала

Термин «ядро» впервые был применен Броуном в 1833 г. для обозначения шаровидных постоянных структур в клетках растений. В 1831—1833 гг., шотландский путешественник и физик (открывший «броуновское движение») Роберт Броун (1773—1858) обнаружил ядро в растительных клетках. Он дал ему название «Nucleus», или «Areola». Первый термин стал общепринятым и сохранился по настоящее время, второй же распространения не получил и забыт. Весьма важно, что Броун настаивал на постоянном наличии ядра во всех живых клетках. Роль и значение клеточного ядра не были в то время известны. Полагали, что оно представляет собой «конденсированную в комочек слизь, а возможно, и запасное питательное вещество». Позднее такую же структуру описали во всех клетках высших организмов. Их ядра построены сложным образом и довольно резко отличаются от «ядерных» образований, нуклеоидов прокариотических организмов.

Клеточное ядро, обычно одно на клетку , но есть примеры и  многоядерных клеток. 

 

Обобщение и систематизация знаний. Заполнение пропусков таблицы

Ядро. Строение и функции.

Структуры

Особенности строения

Выполняемые функции

Ядро

Шаровидное или овальное

 Ядерная оболочка

Ограничивает ядро от цитоплазмы; дает возможность осуществляться обмену между ядром и цитоплазмой

 

Полужидкое вещество, раствор белков, нуклеиновых кислот, углеводов

Среда, в которой находятся ядрышки и хроматин

 Хроматин

Нити ДНК, в период деления закручиваются в спираль, образуя плотные образования, называемые хромосомами

 

Плотное  округлое тельце.

В нём  синтезируются р- РНК и белки, из которых формируются рибосомы.

Оценивание

Итог урока. Рефлексия

Работа со слабоуспевающими

Ответьте письменно на вопросы:

1. Что такое ядро?

2. Чем окружено ядро?

3. С помощью чего цитоплазма и ядро обмениваются веществами?

4. Что такое ядерный сок? Каковы его функции?

5. Какова роль ядра в клетке?

6. Сравните хроматин и хромосомы.

7. Что такое гистоны?

Домашнее задание: § 11 – прочитать, выучить конспект, подготовиться к КР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Строение и функции ядра. Хромосомы"

Урок "Строение и функции ядра. Хромосомы " включает  план урока, презентацию "Строениеядра. Хромосомы." Материал можно использовать в курсе 9, 10 классов.  Учебник любой....

Конспект урока "Физика атомного ядра" 11 класс

Разработка плана урока «Повторение.Физика атомного ядра»с использованием мультимедийных средств предназначена для проведения урока – повторения, обобщения, систематизации знаний.Структура урока:...

Конспект - урока "Графики функций"

Современный образовательный процесс немыслим без использования информационно - коммуникационных  технологий в преподавании математики в школе. Одно из направлений использования компьютера н...

Конспект урока "Линейная функция и её график"

урок закрепления и углубления знаний учащихся, конспект, элементы игры, сказка,......

Конспект урока "Строение атомного ядра. Ядерные силы"

Урок разработан с применением сингапурских обучающих структур...

Разработка урока по биологии "Строение и функция ядра", 10 класс

Тип урока – урок-исследованиеМетоды - Объяснительно – иллюстративный,  поисковыйЦели и задачи урока:  сформировать у учащихся знания об основном органоиде клетке, показать морфологичес...

Тема урока: Строение и функции ядра клетки.

Цель урока: продолжить изучение клеточного уровня организации жизни; рассмотреть особенности строения и выполняемые функции ядра.Задачи:Образовательные:1.     Продолжить изучение к...