Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
статья по биологии

Демещенко Ирина Владимировна

Статья на тему "Формирование функциональной грамотности  на уроках биологии" с примерами заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности

на уроках биологии

Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение им таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Современное образование – это воспитание функционально грамотной личности, способной повысить конкурентную способность государства среди развитых стран мира.

Впервые понятие функциональной грамотности было внесено ЮНЕСКО в 1957 году. Но тогда функциональная грамотность включала в себя только умение читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.

Согласно PISA функциональная грамотность включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотности, креативное мышление и глобальные навыки.

Результаты исследования PISA показывают, что в России около пятой части выпускников основной школы не достигают порогового уровня функциональной грамотности. Российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям.

В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование, и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. 

Задача учителя заключается в формировании у школьников чувства необходимости самообразования и самостоятельного добывания знаний. Но большая часть учащихся не способны самостоятельно добывать знания, следовательно, необходимо разработать задания, которые будут направлять работу учащихся, и тем самым у них будет развиваться функциональная грамотность.

Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели. Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.

Покажем, как могут выглядеть задания по формированию функциональной грамотности по биологии.

Задание 1. Внутри каждого плода находятся семена этого растения. Объясните, почему семена фруктовых и ягодных растений окружены вкусной мякотью.

Задание 2. Вы посадили на подоконнике лук, но не знаете, каким количеством воды его поливать, чтобы он лучше рос. Как бы вы спланировали исследование, которое даст ответ на этот вопрос?

Задание 3. Катю прочитала об одном опыте с растениями, когда растение накрывали стеклянным колпаком и из-под колпака насосом выкачивали весь воздух. Сквозь стекло к растению поступал солнечный свет, а в почву в нужном количестве подавалась вода. Катя задумалась, может ли растение существовать в таких условиях? Ответьте на этот вопрос и объясните свое решение.

Задание 4. Сладкая газировка, гамбургеры, чипсы относят к продуктам, вредным для здоровья детей. Употребление этих продуктов приводит к развитию диабета, болезням сердца и сосудов, ожирению.

Рядом с вашей школой планируют открыть кафе быстрого питания, в котором будут продавать мороженое, чипсы, гамбургеры и газировку. Некоторые учащиеся радуются. Другие считают, что иметь такое кафе неподалеку от школы плохо: в нем будет продаваться вредная еда.

Какое мнение поддержите вы? Поясните, почему вы так считаете.

Предположите, что могли бы возразить вам одноклассники, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Задание 5. На экскурсии в одном из зоопарков группа школьников заметила, что на некоторых вольерах и клетках есть таблички: «Компания «ХХХ» опекает амурскую соню», или «Группа YYY в социальных сетях опекает белобрюхого ежа», или «Иван Иванович опекает белого медведя». Школьники заинтересовались информацией и узнали о добрых делах опекунов. Они помогают зоопарку заботиться о животных, перечисляя деньги на содержание подопечных, а также собирают и распространяют информацию о них.

Основываясь на информации из текста, укажите, почему люди становятся опекунами животных в зоопарке, который посетили школьники. Выберите верный ответ, поставьте  около него.

№ п/п

Утверждение

1

Опекуны помогают зоопарку, который находится в бедственном положении.

2

Опекуны защищают природу и заботятся о животных.

3

Опекуны разводят животных, исчезающих в дикой природе.

4

Опекуны осваивают правила и способы ухода за животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятий на уроках биологии

Чтобы научится формировать понятия на уроках биологии можно использовать следующие методы и приёмы....

Формирование УУД на уроках биологии.

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии возможно только в условиях развивающего обучения и воспитания. В связи с этим можно выделить следующие аспекты успешного урока биол...

формирование ууд на уроках биологии

В сообщении предлагаются  различные формы организации учебной деятельности ,направленные на формирование личностных,ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫЙ УНИ/ВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ...

Формирование УУД на уроках биологии

Работа по ФГОС нового поколения на уроках биологии. Научить детей учиться....

выступление на РМО учителей биологии " Методы и приемы формирования УУД на уроках биологии"

Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельнос...