Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Борисова Любовь Викторовна

Данная рабочая программа составлена к учебнику авторского коллектива Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_8_kl.docx84.99 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644,от 31.12.2015 N 1577), основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Верхнедонской гимназии на 2015-2020 г.г. (срок реализации 5 лет).

    Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по биологии (одобрена решением от 8 апреля 2015 г. протокол №1/15), с учетом авторской программы Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. по биологии.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Порядковый номер учебника

в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Название

учебника

Класс

Издательство

1.2.4.2.2.4

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.

Биология

8

АО «Дрофа»

Общие цели и задачи преподавания биологии в 8 классе

Цели изучения биологии в 8 классе:

- формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей; - приобретение новых знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека как представителя органического мира;

- овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами и справочниками; проводить наблюдения за организмом;

- развитие познавательных качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения особенностей анатомии, физиологии и гигиены человека, проведения наблюдений и экспериментов;

- воспитание позитивного ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

- создание условий для осознанного присвоения обучающимся правил и норм здорового образа жизни;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья;

- развитие представлений о жизни, как величайшей ценности;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.

Задачи:

- познакомить обучающихся с основами анатомии, физиологии, психологии  и гигиены человека;

- систематизировать знания обучающихся о строении органов и систем органов организма человека;

- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- научить обучающихся применять полученные знания в повседневной жизни;

- развить у обучающихся устойчивый интерес к изучению особенностей организма человека;

- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения предмета «Биология» при получении основного общего образования у выпускников 8 класса будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У выпускника 8 класса будут сформированы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

Выпускник 8 класса научится:

Пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам,  процессам,  явлениям,  закономерностям,  их роли в жизни организмов и человека;  проводить наблюдения за живыми объектами,  описывать биологические объекты,  процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;   сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;   работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навык и использования научно-популярной литературы по биологии,    справочных материалов    (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

        Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

3. Содержание учебного предмета «Биология»

п/п

Название раздела

(блока)

Кол-во часов

на изучение

раздела

(блока)

Из них кол-во часов, отведенных на контроль

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные

работы

тематические

1

Введение. Науки, изучающие организм человека

2

2

Происхождение человека

3

1

3

Строение организма

4

1

4

Опорно-двигательный аппарат

8

1

1

1

5

Внутренняя среда организма

3

1

6

Кровеносная и лимфатическая системы организма

7

1

1

7

Дыхание

4

1

8

Пищеварение

6

9

Обмен веществ и энергии

4

1

10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4

11

Нервная система

6

1

1

12

Анализаторы. Органы чувств.

5

1

13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

14

Эндокринная система

2

15

Индивидуальное развитие организма

7

1

Итого

70

5

3

6

4. Тематическое планирование

Тема,

количество часов

Содержание

Характеристика основных

 видов учебной деятельности

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека(2ч)

Науки о человеке. Здоровье и его охрана. (1ч)

Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Основные направления (проблемы) биологии 8 класса, связанные с изучением организма человека.

Определение понятий: «анатомия», «физиология», «психология», «гигиена», «здоровье», «факторы, сохраняющие здоровье», «факторы риска». Объяснение места и роли человека в природе.

Выделение существенных признаков организма человека, особенности его биологической природы. Определение значения знаний о человеке в современной жизни. Выявление методов изучения организма человека.

Становление наук

о человеке (1ч)

Основные этапы развития анатомии, физиологии и гигиены человека.

Объяснение связи развития биологических наук и техники с успехами в медицине

Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)

Систематическое положение человека. (1ч)

Входная контрольная работа

Биологическая природа человека.

Определение понятий: «таксоны», «рудименты», «атавизмы».

Объяснение места человека в системе органического мира. Приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными.

Определение черт сходства и различия человека и животных.

Историческое прошлое людей. (1ч)

Происхождение и эволюция человека

Определение понятий: «австралопитек», «человек умелый», «древнейшие люди (питекантропы, синантропы)», «древние люди (неандертальцы)», «современные люди (кроманьонцы)».

Объяснение современной концепции происхождения человека. Выделение основных этапов эволюции человека.

Расы человека. Среда обитания(1ч)

Расы человека и их формирование.

Определение понятий: «европеоидная раса», «монголоидная раса», «негроидная раса», «природная и социальная среда».

Объяснение возникновения рас. Доказательство несостоятельности расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими

Раздел 3. Строение организма (4 ч)

Общий обзор организма.(1ч)

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов.

Выделение уровней организации человека.

Выделение существенных признаков организма человека. Сравнение строения тела человека со строением тела млекопитающих животных.

Отработка умений пользования анатомическими таблицами, схемами.

Клеточное строение организма. (1ч)

Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки.

Установление различий между растительной и животной клеткой. Установление единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении. Раскрытие строения и функций клеточных органоидов.

Ткани. (1ч)

Лабораторная работа № 1

Выявление особенностей строения клеток разных тканей

Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная.

Выделение особенностей биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов человека. Сравнение клеток, тканей организма чело века, формулирование выводов на основе сравнения. Наблюдение и описание клеток и тканей на готовых микропрепаратах.

Сравнение увиденного под микроскопом с приведенным в учебнике изображением.

Работа с микроскопом.

Рефлекторная регуляция. (1ч)

Нервная ткань. Строение нейрона. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор.

Выделение существенных признаков процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Объяснение согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека.

Объяснение особенностей рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека.

Проведение биологических

исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов

Раздел 4. Опорно-двигательный аппарат (8 ч)

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. (1ч)

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные.

Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы (кости).

Вы деление существенных признаков опорно-двигательной системы человека.

Скелет человека. Осевой скелет(1ч)

Лабораторная работа № 2

Выявление особенностей

строения позвонков.

Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решетчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища.

Объяснение особенностей строения скелета человека.

Объяснение зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника. 

Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов.

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных

конечностей. Соединение

костей. (1ч)

Скелет конечностей и их поясов. Соединения

костей. Сустав.

Распознавание на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Определение типов соединения костей.

Строение мышц. (1ч)

Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты.

Объяснение особенностей строения мышц.

Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов.

Работа скелетных мышц и их регуляция. (1ч) 

Работа мышц и ее регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц.

Объяснение особенностей работы мышц.

Объяснение механизмов регуляции работы мышц.

Осанка. Предупреждение

плоскостопия. (1ч)

Практическая работа № 1

Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия

Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие.

Объяснение условий нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определение гармоничности физического развития, нарушения осанки и наличия плоскостопия.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. (1ч)

Травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них

Приведение доказательств (аргументация)

необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Освоение приемов

оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата

Контрольная работа по теме «Опорно-двигательный аппарат» (1ч)

Проверка усвоения базовых понятий

Выполнение заданий контрольной работы

Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды

организма. (1ч)

Лабораторная работа № 3

Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки

Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Состав внутренней среды организма и ее функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свертывание крови.

Сравнение клеток организма человека, умение делать выводы на основе сравнения. Выявление взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучение готовых микропрепаратов и на основе этого описание строения клеток крови. Закрепление знаний об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объяснение механизма свертывания крови и его значение. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. (1ч)

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушение иммунной системы.

Выделение существенных признаков иммунитета. Объяснение причин нарушения иммунитета.

Иммунология на службе здоровья. (1ч)

Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергия. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент.

Объяснение принципов вакцинации и действия лечебных сывороток, переливания крови и его значение

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы (7 ч)

Транспортные системы

организма. (1ч)

Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы.

Объяснение строения и роли кровеносной и лимфатической систем.

Различение на таблицах органов кровеносной и лимфатической систем.

Круги кровообращения. (1ч)

Органы кровообращения. Сердечный цикл. Сосудистая система, ее строение. Круги кровообращения.

Выделение особенностей строения сосудистой системы и движения крови по сосудам.

Освоение приемов измерения пульса, кровяного давления. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов.

Строение и работа сердца. (1ч)

Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца.

Установление взаимосвязи строения сердца с выполняемыми функциями.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. (1ч)

Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.

Установление зависимости кровоснабжения органов от нагрузки.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая

помощь при заболеваниях

сердца и сосудов. (1ч)

Практическая  работа №2

Подсчет пульса в разных условиях.

Измерение артериального давления

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов.  Гиподинамия и ее последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности. 

Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Первая помощь при кровотечениях. (1ч)

Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях.

Освоение приемов оказания первой помощи при кровотечениях.

Нахождение в учебной и научно-популярной литературе информации о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформление ее в виде рефератов, докладов

Контрольная работа по темам: «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатическая системы» (1ч)

Проверка усвоения базовых понятий

Выполнение заданий контрольной работы

Раздел 7. Дыхание (4 ч)

Значение дыхания. Органы

дыхательной системы;

дыхательные пути, голосообразование. Заболевания

дыхательных путей. (1ч)

Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение.

Выделение существенных признаков процессов дыхания и газообмена. Умение различать на таблицах органы дыхательной системы.

Легкие. Газообмен в легких и других тканях. (1ч)

Газообмен в легких и тканях.

Сравнение газообмена в легких и тканях, умение делать выводы на основе сравнения.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. (1ч)

Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Объяснение механизма регуляции дыхания.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. (1ч)

Практическая работа №3

Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения

Жизненная емкость легких. Вред табакокурения. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Приведение доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Нахождение в учебной и научно-популярной литературе информации об инфекционных заболеваниях, оформление ее в виде рефератов, докладов

Раздел 8. Пищеварение (6 ч)

Питание и пищеварение. (1ч)

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

Выделение существенных признаков процессов питания и пищеварения. Умение различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.

Пищеварение в ротовой полости. (1ч)

Пищеварение в ротовой полости.

Объяснение особенностей пищеварения в ротовой полости.

Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.

Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. (1ч)

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Объяснение особенностей пищеварения в желудке и кишечнике.

Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.

Проведение биологического исследования, умение делать выводы на основе полученных результатов.

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. (1ч)

Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

Объяснение механизма всасывания веществ в кровь. Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.

Регуляция пищеварения. (1ч)

Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения.

Установление роли нервной и гуморальной регуляции пищеварения.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение

желудочно-кишечных

инфекций  (1ч)

Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции.

Доказательство (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (4 ч)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. (1ч)

Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен веды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека.

Выделение существенных признаков обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Объяснение особенностей обмена

белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей.

Объяснение механизма работы ферментов.

Объяснение роли ферментов в организме человека.

Витамины. (1ч)

Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека.

Классификация витаминов.

Объяснение роли витаминов в организме человека.

Доказательство (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов.

Энергозатраты человека и пищевой рацион (1ч)

Основной и общий обмен. Энергетическая емкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Обсуждение правил рационального питания

Контрольная работа по темам: «Пищеварение» и «Обмен веществ» (1ч)

Проверка усвоения базовых понятий

Выполнение заданий контрольной работы

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)

Покровы тела. Строение и функции кожи (1ч)

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи.

Выделение существенных признаков покровов тела, терморегуляции. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. (1ч)

Уход за кожей, волосами и ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена одежды и обуви.

Доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, необходимости соблюдения правил гигиены.

Терморегуляция организма.

Закаливание. (1ч)

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи.

Доказательства (аргументация) роли кожи в терморегуляции. Освоение приемов оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Выделение (1ч)

Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Выделение существенных признаков процесса удаления продуктов обмена из организма. Умение различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Объяснение роли выделения в поддержании гомеостаза. Приведение доказательств (аргументация)

необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

Раздел 11. Нервная система (6 ч)

Значение нервной системы. (1ч)

Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Объяснение значения нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение нервной системы. Спинной мозг. (1ч)

Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга.

Определение расположения спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознавание на наглядных пособиях органов нервной системы. Объяснение функций спинного мозга.

Строение  головного мозга.

Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. (1ч)

Лабораторная работа № 4

Изучение строения головного мозга

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.

Объяснение особенностей строения головного мозга и его отделов. Объяснение функций головного мозга и его отделов. Распознавание на наглядных пособиях отделов головного мозга.

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. (1ч)

Передний мозг: Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции.

Объяснение функций переднего мозга.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы. (1ч)

Вегетативная нервная система, ее строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Объяснение влияния отделов нервной системы на деятельность органов. Распознавание на наглядных пособиях отделов нервной системы. Проведение биологического исследования, умение делать выводы на основе полученных результатов

Контрольная работа по теме «Нервная система»

Проверка усвоения базовых понятий

Выполнение заданий контрольной работы

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

Анализаторы. (1ч)

Понятие об анализаторах.

Выделение существенных признаков строения и функционирования органов чувств.

Зрительный анализатор. (1ч)

Лабораторная работа № 5

Изучение строения и работы органа зрения

Строение зрительного анализатора.

Выделение существенных признаков строения и функционирования зри тельного анализатора.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. (1ч)

Заболевания органов зрения и их предупреждение.

Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения

Слуховой анализатор. (1ч)

Слуховой анализатор, его строение

Выделение существенных признаков строения и функционирования слухового анализатора. Умение приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха.

Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы. (1ч)

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние.

Выделение существенных признаков строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов.

Объяснение особенностей кожно-мышечной

чувствительности. Распознавание на наглядных пособиях различных анализаторов

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. (1ч)

Вклад И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.В. Ухтомского и других отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Объяснение вклада отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Врожденные и приобретенные программы поведения. (1ч)

Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека. Врожденное и приобретенное поведение.

Выделение существенных особенностей

поведения и психики человека. Объяснение роли обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Сон и сновидения. (1ч)

Сон и бодрствование. Значение сна.

Характеристика фаз сна. Объяснение значения сна.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. (1ч)

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти.

Характеристика особенностей высшей нервной деятельности человека, роли речи в развитии человека. Выделение (классификация) типов и видов памяти. Объяснение причин расстройства памяти. Проведение биологического исследования, умение делать выводы на основе полученных результатов.

Воля, эмоции, внимание (1ч)

Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания.

Объяснение значения интеллектуальных,

творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявление особенности наблюдательности и внимания

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

Роль эндокринной регуляции. (1ч)

Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции

Выделение существенных признаков строения и функционирования органов эндокринной системы.

Установление единства нервной и гуморальной регуляции.

Функции желез внутренней

Секреции (1ч)

Влияние гормонов желез внутренней секреции на человека

Объяснение влияния гормонов желез внутренней секреции на человека

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (7 ч)

Размножение. Половая система. (1ч)

Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание.

Выделение существенных признаков органов размножения человека.

Развитие зародыша и плода. Беременность

и роды. (1ч)

Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Определение основных признаков беременности. Характеристика условий нормального протекания беременности. Выделение основных этапов развития зародыша человека.

Наследственные и врожденные заболевания

и заболевания, передаваемые половым путем. (1ч)

Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Объяснение вредного влияния никотина,

алкоголя и наркотиков на развитие плода.

Приведение доказательств (аргументация)

необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек.

Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний чело-

века.

Развитие ребенка после рождения. Становление

личности. (1ч)

Рост и развитие ребенка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность.

Определение возрастных этапов развития

чело века, его темперамента и черт характера.

Интересы, склонности,

способности. (1ч)

Раскрывают суть понятий: «интересы (непосредственные, опосредованные)», «склонности», «способности», «наследственные задатки».

Итоговая контрольная работа

Проверка усвоения базовых понятий

Выполнение заданий контрольной работы

Обобщение. Человек и окружающая среда (1ч)

Адаптация организма к природной и социальной среде. Поддержание здорового образа жизни.

Приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Объяснение места и роли человека в природе. Соблюдение правил поведения в природе. Освоение приемов рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...