Рабочая программа по биологии в 8 классе
рабочая программа по биологии (8 класс)

Мухаметшина Лайсян Гайнелгилемовна

Программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Рятамак и Учебного плана МОБУ СОШ с.Рятамак на 2020-2021 учебный год (принят решением педагогического совета Протокол № 1 от 20.08.2020г.)

Используемый учебно-методический комплект: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 288 с.: ил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.programma_biol_8_klass.docx54.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Рятамак Муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан

   

    РАССМОТРЕНО                               СОГЛАСОВАНО                             УТВЕРЖДАЮ

на заседании ММО

учителей биологии и химии          зам. директора по УВР               директор МОБУ СОШ с.Рятамак протокол № _____                        _____   /Н.Х.Исламова/               _______/И.Н.Сафиуллина /

руководитель ММО                        «_____» _______ 20__г.                           «____»  ________20__г.                                                                                                                      

        ______/Мухаметшина Л.Г./

«_____»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  курсу «Биология»

Класс 8

                                                                                          Программа разработана

                                                                                          учителем высшей  квалификационной категории

Мухаметшиной Лайсян Гайнелгилемовны

             

Рятамак 2020

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с.Рятамак и Учебного плана МОБУ СОШ с.Рятамак на 2020-2021 учебный год (принят решением педагогического совета Протокол № 1 от 20.08.2020г.)

Используемый учебно-методический комплект: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 288 с.: ил.

ЦЕЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

   Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

   С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

ЗАДАЧИ  КУРСА БИОЛОГИИ

   Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

   Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает: 

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология в 8 классе

   Личностными результатами изучения предмета являются следующие универсальных учебных действий :

● Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.

● Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

 ● Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

● Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.

● Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

● Осознавать современное многообразие типов мировоззрения, с учетом этого многообразия вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт

 ● Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения

● Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью ● Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих

   Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

 Регулятивные УУД:

● Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

● Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели.

 ● Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы

● Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

● Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.

● В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

● Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)

 Познавательные УУД:

● Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

● Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала

● Осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений

● Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом

● Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков

● Выявлять причины и следствия простых явлений.

● Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

 ● Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

● Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

● Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

 ● Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания

● Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму

фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата

● Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

 Коммуникативные УУД:

● Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

● Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

● В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль

● Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.

● Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией

   Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих универсальных учебных действий:

● Характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека

● Объяснять некоторые наблюдаемые процессы, происходящие в собственном организме

● Объяснять, почему труд и спорт благотворно влияют на организм

● Использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться

● Выделять основные функции организма и объяснять их роль в его жизнедеятельности

● Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки

 ● Объяснять биологический смысл разделения органов и функций

● Характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;

● Объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;

● Характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;

● Объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;

 ● Характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);

● Объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;

● Характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;

● Объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;

● Объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);

● Характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).

● Называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

● Понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);

● Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

● Оказывать первую помощь при травмах;

● Применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;

● Называть симптомы некоторых распространенных болезней;

● Объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание тем учебного курса

   1.Общий обзор организма человека. (5 ч)

   Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

   Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

   Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

   Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

   Демонстрация: разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторная работа № 1 «Действие ката лазы на пероксид водорода»

Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»

Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения».

Виртуальная экскурсия «Происхождение человека»

   2. Опорно-двигательная система. (9 ч)

   Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

   Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

   Демонстрации:

Cкелета, распилов костей, позвонков, строения сустава, мышц и др.

Лабораторная работа№ 3 «Строение костной ткани».

Лабораторная работа№ 4 «Состав костей»

Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

Практическая работа №3 «Изучение расположения мышц головы»

Практические работы  №4 «Проверка правильности осанки»,

Практические работы  №5 «Выявление плоскостопия»,

Практические работы №6 «Оценка гибкости позвоночника»

   3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (8 ч)

   Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

   Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

   Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации:

Торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.

Лабораторная работа № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Практическая работа №7«Изучение явления кислородного голодания»

Практические работы №8 «Определению ЧСС, скорости кровотока»

Практические работы №9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»

Практическая работа №10«Доказательство вреда табакокурения»

Практическая работа №11 «Функциональная сердечно - сосудистая проба»

   4. Дыхательная система. (7 ч)

   Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрации:

Торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения»

Практическая работа №12«Измерение обхвата груд ной клетки»

Практическая работа №13«Определение запылённости воздуха»

   5. Пищеварительная система. (7 ч)

   Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов.

   Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

 Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Демонстрации:

Торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).

Практическая работа №14 «Определение место положения слюнных желёз»

Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки»

   6. Обмен веществ и энергии. (3 ч)

   Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энергозатраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Практическая работа №15 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

   7. Мочевыделительная система. (2 ч)

   Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

   8. Кожа. (3 ч)

   Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

   Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Демонстрация:

Рельефной таблицы строения кожи.

   9. Эндокринная  и нервная системы. (6 ч)

   Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Демонстрации:

   Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Демонстрации:

   Модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.

Практическая работа №16 «Изучение действия прямых и обратных связей»

Практическая работа №17 «Штриховое раздражение кожи»    

Практическая работа №18 «Изучение функций отделов головного мозга»

   10. Органы чувств. Анализаторы. (6 ч)

   Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

   Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

   Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

   Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

   Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации:

Модели черепа, глаза и уха.

Практические работы №19 «Исследование реакции зрачка на освещённость»,

 Практические работы №20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»

  Практические работы  №21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»

  Практические работы  №22 «Исследование тактильных рецепторов»

   11. Поведение и высшая нервная деятельность (9 ч)

   Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

   Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

   Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

   Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

   Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Демонстрации:

Модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.

Практическая работа №23 «Перестройка динамического стереотипа»

 Практическая работа  №24 «Изучение внимания»

   12.Половая система. Индивидуальное развитие организма. (5 ч)

   Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

    Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

   Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Демонстрации: Модели зародышей человека и животных разных возрастов.   

Календарно-тематическое планирование курса биологии 8 класса

№ п\п

Наименование раздела,  темы

Кол - во часов

Дата проведения

план

факт

I.Организм человека. Общий обзор.

5

1

 Науки ,изучающие организм человека. Место человека в живой природе .

Вводный инструктаж по Т.Б.

1

02.09

2

Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки Л.р. №1. «Действие каталазы на пероксид водорода»

1

04.09

3

Ткани организма человека.Л.р. №2 «Клетки и ткани под микроскопом»

Входная контрольная работа.

1

09.09

4

 Общая характеристика систем  органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов.

Практ. работа «Изучение мигательного рефлекса и его торможение»

1

11.09

5

Обобщение и систематизация знаний по теме 

« Общий обзор организма человека.»

1

16.09

 

 II. Опорно-двигательная система

9

6

Строение, состав и  типы соединения костей.

 Л.р. №3 «Строение костной ткани»

Л.р.№4 «Состав костей.»

1

18.09

7

Скелет головы и туловища. Скелет конечностей.

1

23.09

8

Скелет конечностей.

П.р. «Исследование строения плечевого пояса и предплечья.»

1

25.09

9

Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы

1

30.09

10

Строение, основные типы и группы мышц.

П.р. «Изучение расположения мышц головы.»

1

02.10

11

Работа мышц.

1

07.10

12

Нарушение осанки и плоскостопие. П.р. «Проверка правильности осанки», «Выявление  плоскостопия?»,  «Оценка гибкости позвоночника?»

1

09.10

13

Развитие опорно-двигательной системы.

1

14.10

14

Обобщение и систематизация знаний  по теме «Опорно –  двигательная система.»

1

16.10

III. Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

8

15

 Значение крови и её состав.

Л.р. №5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

1

21.10

16

 Иммунитет. Тканевая совместимость . Переливание крови.

1

23.10

17

 Сердце. Круги кровообращения.

1

06.11

18

Движение лимфы.

 П.р. «Изучение явления кислородного голодание»

1

11.11

19

Движение крови по сосудам.

П.р. «Определение ЧСС, скорости кровотока»

П.р.«Исследование рефлекторного притока крови к мышцам включившимся в работу»

1

13.11

20

Регуляция работы органов кровеносной системы.

П.р. «Доказательство вреда табакокурения»

1

18.11

21

Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях.

П.р. « Функциональная сердечно- сосудистая проба»

1

20.11

22

Обобщение и систематизация знаний по темам:  «Кровеносная система. Внутренняя среда организма»

1

25.11

IV. Дыхательная система.

7

23

 Значение дыхательной системы. Органы дыхания.

1

27.11

24

Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях.

 Л.р. №6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

02.12

25

Дыхательные движения.

Л.р.№7 «Дыхательные движения»

1

04.12

26

Регуляция дыхания.

П.р. «Измерение обхвата грудной клетки»

1

09.12

27

Заболевания дыхательной системы.

П.р. «Определение запыленности воздуха »

1

11.12

28

Первая помощь при повреждении дыхательных органов.

1

16.12

29

Обобщение и систематизация знаний по темам: «Дыхательная система».

1

18.12

 V. Пищеварительная система

7

30

Строение пищеварительной системы.

П.р. «Определение местоположения слюнных желёз»

1

23.12

31

 Зубы.

1

25.12

32

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

 Л.р. №8 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Л.р.№9 «Действие ферментов желудочного сока на белки»

1

30.12

33

Пищеварение в кишечнике.

1

15.01

34

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав.

1

20.01

35

Заболевания органов пищеварения.

1

22.01

36

Обобщение и систематизация знаний по темам: «Пищеварительная система»

1

27.01

 VI. Обмен веществ и энергии.

3

37

Обменные процессы в организме.

1

29.01

38

Нормы питания.

 П.р. «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки ».

1

03.02

39

Витамины.

1

05.02

VII. Мочевыделительная система.

2

40

Строение и функции почек.

1

10.02

41

Заболевание органов мочевыделения. Питьевой режим.

1

12.02

VIII. Кожа

3

42

Значение кожи и её строение.

1

17.02

43

Заболевание кожных покровов и повреждение кожи. Гигиена кожных покровов.

1

19.02

44

Обобщение и систематизация знаний по темам: «Мочевыделительная система», «Кожа»

1

24.02

IX. Эндокринная  и нервная системы.

6

45

Железы и  роль гормонов в о организме.

1

26.02

 46

  

Значение , строение и функция нервной системы.

П. р. «Изучение действия прямых и обратных связей»

1

03.03

47

Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция.

П.р. «Штриховое раздражение кожи»

1

05.03

48

Спинной мозг.

1

10.03

49

Головной мозг:

 П.р. «Изучение функций отделов головного мозга»

1

12.03

50

Обобщение и систематизация знаний по темам: «Эндокринная и нервная системы»   

1

17.03

X. Органы чувств. Анализаторы.

6

 51

Принцип работы органов чувств и анализаторов.

1

19.03

52

Орган зрения и зрительный анализатор.

 П.р. «Исследование реакции зрачка на освещенность»

П.р. «Исследование принципа работы хрусталика ,обнаружение слепого пятна»

1

24.03

53

 Заболевания и повреждения органов зрения.

1

26.03

54

Орган слуха , равновесия ,и их анализаторы.

П.р. «Оценка состояния  вестибулярного аппарата»

1

07.04

55

Органы осязания, обоняния и вкуса.

П.р. «Раздражение тактильных рецепторов»

1

09.04

56

Обобщение и систематизация знаний по темам: «Органы чувств. Анализаторы».

1

14.04

XI. Поведение человека и высшая нервная деятельность

9

57

Врожденные  формы поведения.

1

16.04

58

Приобретённые формы  поведения.

П.р.«Перестройка динамического стереотипа»

1

21.04

59

Закономерности работы головного мозга

1

23.04

60

Сложная психическая деятельность :речь, память ,мышление»

1

28.04

61

 Психологические особенности личности  

1

30.04

62

Регуляция поведения

П.р. «Изучение внимания »

1

05.05

63

Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение.

1

07.05

64

Вред наркогенных веществ.

1

12.05

65

Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность»

1

14.05

XII. Половая система. Индивидуальное развитие организма.  

5

 66

Половая система человека. Заболевания наследственные, врожденные, передающиеся половым путём.

1

19.05

 67

Развитие организма человека.

1

21.05

68

Обобщение и систематизация знаний по теме : «Половая система. Индивидуальное развитие организма»

1

26.05

69

Итоговый контроль знаний по разделу

« Человек и его здоровье»

1

28.05

70

Заключительный урок.

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....