Элективные курсы по вопросам биологии экологии. Методические разработки.
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Наш район экологически неблагополучный в отношении загрязнений химическими веществами. Это завод по производству химических удобрений. В воздух выделяются газообразные вещества, которые соединяются парами воды и выпадают на землю, в воду, на поверхность домов в виде кислотных дождей. Газообразные вещества соединясь в воздухе между собой образуют вещества, которые не может ращеплять природа. они являются наиболее опасными для окружающей среды и для человека. Поэтому тпк важно знакомить детей с окружающей обстановкой. Учить методам защиты, Учить думать, анализировать, делать выводы. Понимать, что мы все ответственны за будущее свое, своих детей.Учить жить не одним днем, а думать о будущем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_2.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленская обл.
Дорогобужский район
МОУ Верхнеднепровская СОШ №3
Элективный курс
«Экология – здоровье – будущее человека»
Вид курса: межпредметный.
Учитель биологии:
Шпакова Елена Васильевна.
2018г.
Введение
В настоящее время – время глобальных экологических подвижек и перемен, а порой даже и катастроф – как никогда ранее остро стоит вопрос «быть или не быть» и Человеку и Природе. Сохранится ли природа для наших потомков зелёной, цветущей, благоухающей, населённой мириадами живых существ, слагающих многоголосьем своим гимн Великой Жизни?
Человечество вплотную подошло к той черте, за которой ничего живого, ныне существующего, может уже не быть. После перехода этого Рубикона, возможно, останется на земле нечто иное, неприемлемое для жизни. Наша голубая планета по-прежнему будет вращаться вокруг Солнца, но её завораживающая глубина, чарующая сегодня космонавтов, поблекнет, так как не станет её творцов - живого населения, создающего это сказочное покрывало...
Настал критический момент и для Человека и для Природы. Судьба Жизни в их руках. Всё зависит от того, сумеет ли самое здравомыслящее существо Земли - Человек - хотя бы остаться на достигнутом, а главное, сумеет ли он изменить весь строй, систему своего бытия, чтобы превратить силы природоразрушающие в природосберегающие природовостановляющие. Сумеет ли он не только не выбрасывать в отравленную им и уже хронически больную биосферу - жизненную среду Земли, миллиарды тонн многочисленных ядов, не создавать иных разрушений биосферы Земли радиационными, электромагнитными и другими вредностями, но сумеет ли он реально помочь Природе - нейтрализовать эти, уже привнесенные им загрязнения? Вот основные задачи человека сегодня! Задачи выживания!
У человека есть шансы выжить. Нужно только каждому из нас понять причину назревшей катастрофы и, создав, реализовать общечеловеческую систему выживания.
Живя согласно законам природы, а не вопреки им, используя огромный опыт выживания, исходящих от наших предков, через природу, благодаря ей вызвать к жизни колоссальные, ещё почти не реализованные ресурсы природы, укрепляющие здоровье человека, предотвращающие болезни и лечащие их с помощью различных факторов и, прежде всего растений – неиссякаемого кладезя здоровья человека – одна из важнейших задач человечества, и медицина в первую очередь, главный резерв повышения здоровья людей, повышение уровня профессиональной деятельности врачей. Поставить на службу здоровья современного человека все блага нашей родной природы – нет задачи для медиков более важной.
Задача природы не менее сложна - устоять в создавшейся критической ситуации, сохранив жизнеобеспечивающие структуры и системы, нейтрализовав привнесённые человеком многочисленные загрязнения, помех, чуждые гармонии жизни. Только это гарантирует выживание человека и всего живого на земле.
Сначала поговорим о небесных знамениях. Так называли наши предки необычные небесные явления.
Предки-язычники, не отдавая себе отчета, не зная причин действия природных сил, со страхом смотрели на молнию или наводнение, извержение вулкана - на стихию огня, воды, поглощающую всё живое. Они в животном страхе уповали на столь же сверхъестественные силы - неба - своих богов, в надежде, что те спасут их. Они верили в чудо, ждали его. И боги спасали их. Нас же не спасут наши боги от наших собственных, рукотворных чудес.
Небо для язычников было высшим божеством, которое оживляет, питает, оплодотворяет землю в весеннюю пору, постоянно обновляя её жизнь.
Для нас же, так называемых цивилизованных людей, небо - это полигон для всевозможных всё более немыслимых для рассудка обычного человека экспериментов и таких же, уже ставших обычными, деяний. Тысячи ракет с натужным рёвом устремляются в космос, прожигают в неведомой оболочке Земли дыры, разрывая каждый раз жизнеохранящие покровы планеты. Тысячи космических кораблей бороздят космическое пространство. Человек побывал на Луне, на Марсе. А сколько летает ежедневно самолетов и прочих объектов в непосредственной близости от земли - сотни тысяч, если не больше, и все они дымят, пожирают невероятное количество кислорода, которым дышит человек и без которого не может прожить и нескольких минут, а выбрасывают взамен непотребные, в большинстве своем опасные для жизни вещества.
То же мы видим и на земле. Ведь чтобы все это летало, передвигалось по земле, воде (самолеты, автомобили, поезда, корабли) с бешеной скоростью, нужно горючее, металл и многое другое. Вот и коптят ежесекундно небо миллионы труб заводов, шахт, добывающих и перерабатывающих сотни миллионов тонн нефти, угля, миллиарды кубометров газа и так далее. И вот устремляются в небо миллионы тонн природного и переработанного человеком газа, миллионы тонн всевозможных, в большинстве своем токсических веществ. Уже сейчас в биосферу выброшено свинца – в шесть раз, ртути - в шестьдесят восемь, а мышьяка - в сто десять раз больше, чем их имеется в природе, что, безусловно, отразится на всем живом крайне отрицательно. Содержание токсических веществ в биосфере приближается к пороговому уровню, и живые организмы находятся в состоянии хронической болезни.
Святыня древнего человека - небо (огнедышащее, питающее и оплодотворяющее землю дождями) превратилось в свалку токсичных отбросов – нечистот человеческой «цивилизации». Все это вместе взятое в бесчисленных и абсолютно непредсказуемых вариациях-реакциях и создает во все больших масштабах те явления всеобщей катастрофы, о которых с нескрываемой тревогой говорят во весь голос ученые-экологи. Они разнообразны до бесконечности. Это и утончение, и разрывы озонового жизнеохранящего слоя атмосферы над Антарктидой и Арктикой, так называемые озонные дыры, достигающие огромной площади и постоянно увеличивающиеся. Это и нарушение электрических и магнитных полей Земли и различные атмосферные явления, их сопровождающие. Это и дожди «оплодотворяющие» землю различными кислотами и несущие все яды, известные и неизвестные, и убивающие все живое. Это и радиоактивные облучения, заражения всего пространства. Это и многое другое, убивающее жизнь на Земле... Неудержимым потоком все это летит по воздуху, больше и больше заражая почву и воду, все больше отравляя нашу жизнь.
«По оценкам специалистов, в биосферный круговорот втянуто более миллиона тонн хлорорганических токсических соединений (ДЦТ, ольдрина и др.). Эти соединения распределились в различных частях биосферы в среднем следующим образом: на одну их часть в воде приходилось 1000 частей в водорослях и 20 000 частей в рыбах. А такие соединения, как полихлорбифенилы (ежегодное их поступление в биосферу составляет более 100 тысяч тонн), накапливаются в рыбах в сто тысяч раз больше, чем их содержится в воде. Поступление в биосферу созданных человеком злостных токсических веществ сейчас превышает 40 миллионов тонн в год. Сюда входят, кроме хлорорганических соединений, и полихлорбифенилы, органические летучие соединения - дихлорэтан, фреоны и т.п. Общее же годовое поступление искусственных веществ, никогда не встречающихся в биосфере, достигает 100 миллионов тонн. Со стоком с суши в Мировой океан ежегодно поступает 13-14 миллионов тонн нефти, способной загрязнить 13-14 тысяч кубических километров воды и покрыть пленкой две трети его поверхности, а их атмосферы выпадает до 90 миллионов тонн нефтепродуктов – бензина и других летучих фракций нефти и продуктов неполного сгорания и деструкции. Если учитывать, что в дождях оказывается теперь в сотни и тысячи раз больше серной, соляной и азотной кислот, то некогда благодатная влага облаков и туч становится фактором снижения плодородия почв и угнетения всего живого»
Страшна «месть природы» - живая рыба, до предела насыщенная ядами!
Уже сейчас дают о себе знать отравленные реки и моря, воздух и почва. На очереди проявления отдаленных последствий близорукой деятельности человека, захоронившего в океане или в ином месте отходы химической промышленности, в частности нервнопаралитических газов, радиоактивные отходы и другие. Похоже, ученые-химики не думали о законах природы, когда создавали свои чудовищные по действию на природу препараты, вещества, не заботясь о последствиях.
И вот в чем парадокс - «экологическое чудо», сделавшее реальной смерть всего живого на Земле, произошло на глазах у всех не только простых людей, многие из которых до сих пор не имеют об этом представления, а на глазах огромной армии ученых: философов, физиков-ядерщиков, математиков, на глазах писателей, артистов, художников, других деятелей культуры всего мира. Более того, страшно сказать, но во всем этом именно научная армия и принимала участие.
Спустимся теперь из космоса на нашу матушку-землю. Какие опасности ее подстерегают?
Большие, неотвратимые! Как уже говорилось выше, промышленность, создающая все новые и новые блага для человека, выбрасывает в воздух все больше и больше отходов производства, в основном токсичных, распыляя их по всей Земле. Раньше считали – чем дальше, тем лучше, а потому все обезвреживание этих ядов состояло в том, чтобы их дальше выбросить. Стали строить трубы до полукилометра высотой (кажется, была бы возможность – в космос выбросили бы, как будто недостаточно того, что отравили атмосферу). Чтобы совсем не задушить газами людей, живущих в городе, рядом с заводом, выбрасывали подальше, в окрестные поля и леса. Так и до сих пор делаем, живя по принципу: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». И вот спустя несколько десятилетий интенсивного развития промышленности «гром» наконец-то «грянул» - появились признаки глобального загрязнения, а стало быть, отравления природы. Беду принесли кислотные дожди, соленые и пыльные бури, а позднее и радиоактивное заражение почвы, растительности, воды.
Но тут нагрянула новая беда - неуправляемая химизация. Это уже совсем доконало кормилицу нашу - матушку-землицу, совсем захирела и зачахла она.
В последствии нарушения многих основополагающих принципов культурного земледелия мы не только не получаем нужных урожаев, но и приводим почвы к деградации и гибели - прежде всего за счет неправильного, избыточного орошения, ведущего к подтоплению земель и их засолении.
Начиная разговор о химизации, нельзя не упомянуть о том, что наша земля уже сейчас перенасыщена ядами гербицидного и иного происхождения. Немецкий профессор Лотар Финке также утверждает, что «аккумуляция отрицательных факторов в почвах продолжается, если даже прекратить вносить химические вещества...
Говоря проще, даже одноразовое внесение в почву химического вещества вызывает в ней длительный отрицательный процесс.»
Около 25 процентов детей в стране в той или иной степени страдают от аллергии в результате перенасыщения продуктов химикатами.
Нельзя без «химии» в сельскохозяйственном производстве? Хотелось бы спросить: как же можно производить пищу, которая вызывает болезни и смерть человека? Кому это нужно и выгодно?
Можно выращивать безвредную для здоровья пищу. И доказывать здесь совершенно ничего не нужно, эта технология была известна нашим предкам и способна творить чудеса изобилия продуктов. Это проверено временем. Производить же пищу, заведомо зная, что она несет людям болезни, – преступление.
Это и есть та экологическая преступность, которая страшнее атомной бомбы.
Удивительная картина вырисовывается в связи с химизацией почвы. Учеными подсчитаны огромные количества вредных химических веществ, попадающих в почву из атмосферы. Плюс радиоактивное загрязнение, электромагнитные и другие поражения, вплоть до космической радиации, проникающей в расстроенный озоновый слой атмосферы. Всего этого достаточно, чтобы умертвить землю, а не только отравить ее плоды – наши продукты питания.
Как будто не веря тому, что почва будет мертвой уже от выброшенного в атмосферу и вернувшегося на землю, похоже, прикладывают все силы для того, чтобы собственноручно и наверняка убить ее окончательно...
Подобная ситуация сложилась и в медицине. Вместо того чтобы всячески выводить из организма те вредные вещества, которые постоянно поступают в него из окружающей среды (всю ту смертоносную «химию», что обрушилась на человека не в малой степени и за счет отравления продуктов питания), чтобы спасать организм человека от них, медики-фармакологи, несмотря на заповедь Гиппократа «не навреди», продолжают наводнять организм синтезированными токсичными лекарствами, уверяя при этом, что без них человечество погибнет! Что это? Невежество или сознательное преступление?
«Экологическая преступность - страшнее атомной бомбы, атомной войны». Прежде всего, потому, что большинство ее проявлений не воспринимаются человеком как непосредственная опасность. Экологическая катастрофа нарастает исподволь, незаметно и так же, как любая злокачественна зараза, не определяется человеком ввиду отсутствия соответствующего биологического механизма. Как радиация - она неосязаема для человека. Он тянется по-прежнему к цветку, который убивает его, как пушкинский анчар, действуя в тысячу раз сильнее. Смертельно опасно наливное яблочко для ребенка (ну чем не сюжет из сказки о «Мертвой царевне и семи богатырях»?), как смертельно опасен ломоть пшеничного хлеба для каждого из нас. Так смертельно опасен глоток зараженного воздуха или святой, в воображении наших предков, родниковой воды.
Вдумайтесь в это, люди! Вот в чем опасность, и вот почему она страшнее атомной бомбы. Люди генетически не способны противостоять подобной опасности. Ни врожденные инстинкты, ни воспитанные привычки не предупреждают людей об этих опасностях. Не способствуют их устранению и так называемый туман таинственности, пелена официальной лжи, с которой мы встречаемся на каждом шагу, лжи официальных лиц, обязанность которых как раз предотвращать смертельную опасность, уводить беду от людей... Вот почему так легко замыкается порочный круг и свободно находится один виновник - народ, «невежественный и безалаберный», «недисциплинированный» и прочее.
Каждый из нас должен быть сопричастен происходящему, а поскольку каждый в ответе перед природой и собой, он обязан решить все сам, чтобы не решили за него другие, часто не в пользу его.
До сих пор не решена проблема уничтожения радиоактивных отходов. Ведь не надо быть специалистом, чтобы с убежденность сказать: где бы энергетики ни прятали зловещие атомные отходы, рано или поздно от них радиоактивными будут земля и вода.
Чернобыль - это предупреждение темных сил современному человечеству, потерявшему рассудок, волю и разум, человечеству, утратившему чувства меры и опасности, катящемуся в пропасть собственного небытия.
Чернобыль - это предупреждение всем нам, свидетельствующее о том, что так жить дальше нельзя. Это требование очнуться от спячки, пассивности и апатии, встряхнуться, прозреть, чтобы затем воскреснуть.
Действительно, беззащитна на первый взгляд перед всем злом, сотворенным человеком, природа, но это кажущаяся, ложная беззащитность природы и ложное могущество человека. Природа всемогуща и уничтожит всех людей - и правых, которых, к сожалению, 99 процентов, и тех истинных виновников, которых всего лишь 1 процент, а то и того меньше. Уничтожит раньше, чем эти люди (1 процент эксплуататоров и грабителей в человеческом образе) уничтожат природу. Она уже делает это, что каждый здравомыслящий человек ощущает на самом себе. Месть природы неотвратима. Жалко, что падает она на головы невинных: детей, тех людей, которые не сделали ей ничего плохого. Грядет кара природы, потом всем нам, ныне живущим людям, нужно помнить об этом и не допускать ни под каким предлогом насилия над ней.
Природа сделала трагическую ошибку, вложив разум в это двуногое существо, и теперь сама, стона, плача, корчась в муках, судорогах, не в силах ни сдержать, ни исправить деяния своего выродка, так и не обуздавшего в себе первобытного дикаря.
В. А. Астафьев.
Здоровье, экология, будущее.
В Смоленской области так же, как и в других регионах страны сложилась непростая санитарно-экологическая ситуация. Сама по себе она могла бы рассматриваться как довольно спокойная, если бы не 2 обстоятельства:
а) ухудшающееся социально-экономическое положение общества;
б) тотальное загрязнение не только всех элементов среды обитания - воздуха, воды, почвы и пищевого сырья, но и внутренней среды всех живых систем.
Оба эти обстоятельства подрывают защитные силы организма. Ухудшающееся социально-экономическое положение отражается, с одной стороны, на состояние здоровья населения. С другой стороны, с ним связано сокращение объема работ по охране и восстановлению природной среды.
В общем, общую санитарно-экологическую ситуацию можно представить в следующем виде. Загрязнители включились во все звенья природного круговорота веществ. Идет процесс накопления их в организме человека, животных, растений. Гак как эволюционный процесс протекает в сроки, значительно превышающие продолжительность жизни человека, адаптационные механизмы могут сложиться только в последующих поколениях. И для сохранения здоровья остается только один путь - использование защитных сил организма, его физических резервов.
Сохранить и укрепить здоровье даже в наших непростых условиях - задача вполне реальная. Для этого необходимо сбалансированное питание и физическая культура. Такой подход позволит человеку противостоять химическим загрязнителям.
Потери уже налицо. Падает рождаемость, растет число уродств, число детей с дефектами в физическом и умственном развитии, все меньше детей достигает взрослости с хорошим уровнем здоровья.
В условиях современной жизни достичь высокого уровня здоровья без поддержки социальной структуры невозможно. В такой поддержке нуждаются дети, нуждается семья, ведь именно в ней формируется здоровый образ жизни будущего гражданина.
Нужно обратить внимание на необходимость понимания здорового образа жизни (ЗОЖ) как поведения в соответствии с правилами гигиены. Обратить внимание на раскрытие всех его природных дарований, откорректировать все его врожденные недостатки. Здоровье ребенка начинается со ЗОЖ его матери, ее поведения во время беременности, и подкрепляется поведением близких людей. Система управления здоровьем матери и ребенка включает комплекс мер по гигиеническому обеспечению семьи. В этот комплекс входят административные меры, меры общественного характера, медицинские меры.
Особое место среди этих мероприятий занимает гигиеническое просвещение, гигиеническое воспитание. Но просвещение надо начинать с воспитания детей на всех уровнях: с создания условий для занятий физической культурой; закаливанием в семье, в школе и во дворе; обеспечением на льготных условиях экологически чистыми продуктами питания, которые освобождали бы организм от загрязнителей и повышали его устойчивость.
Общество должно признать в качестве двух своих главных идеалов нравственно, духовно и физически здоровую семью и экологически разумную деятельность. Другой альтернативы нет.
В водные объекты выбрасываются около 1,4 тыс. т. загрязняющих веществ. Столь интенсивные сбросы приводят к загрязнению водоемов.
В районе нет полигона по захоронению хозбытовых отходов. Захоронение производится примитивным методом на заводе по переработке хозбытовых отходов.
Для оценки степени техногенного загрязнения территории Дорогобужского промузла проведено эколого-геохимическое изучение состояния окружающей среды и здоровья населения. Установлено, что территория промузла подвержена довольно интенсивному техногенному загрязнению, которое распространяется на все виды исследованных природных сред: почвенный покров, водные объекты (донные отложения и поверхностные воды), атмосферный воздух.
Наиболее распространенными элементами-загрязнителями являются: стронций, никель, медь, иттрий, цинк, хром, лантан, фосфор, иттербий, бериллий, висмут, церий, фтор.
Комплексное загрязнение почвенного покрова охватывает территорию площадью более 50 кв.км. Выявлено 18 геохимических аномалий, в том числе с сильным уровнем загрязнения по величине суммарного показателя концентрации на площади около 1,5 кв.км.
Отмечено стабильное присутствие основных элементов - загрязнителей (хром, никель, сурьма, скандий, торий) в п. Верхнеднепровский, г. Дорогобуже, совхозе «Ставково» и некоторых других населенных пунктах. (Данные приведены на основании отчетов Московского института минералогии, геохимии, кристаллохимии, Московского медицинского научно-производственного центра «Элемент», Смоленского областного Госсанэпиднадзора, Смоленского государственного мединститута, Смоленского сельскохозяйственного института, университета экологических знаний).
Изучение микро – и макроэлементного состава питьевой воды выявило также повышенное содержание стронция и кадмия по отдельным водозаборам.
Многие токсичные элементы обнаружены и в атмосфере.
Результаты исследования сельскохозяйственной растительности свидетельствуют о существенной агро- и техногенной нагрузке. Травы концентрируют в близтоксичных и токсичных количествах элементы: никель, медь, хром, цинк, свинец, стронций, молибден, марганец, селен. В картофеле, овощах, фруктах зафиксировано содержание меди, цинка, свинца, никеля на уровне 1-1,2 ПДК. Содержание отдельных элементов, относящихся к 1 классу опасности, превышает фоновые показатели в 10-20 раз. Повышенное содержание загрязнителей обнаружено и в животноводческой продукции.
Изучение микроэлементного состава биосред (волос) населения района, по сравнению с фоном, свидетельствует о накоплении в организме детей и женщин, не имеющих профессиональных нагрузок, таких токсичных элементов, как хром, никель, алюминий, титан, медь, стронций. По сравнению с контрольным среднее значение ряда микроэлементов в волосах этих групп выше по меди в 4 раза, хрома - в 3 раза, свинца и никеля - в 3-3,5 раза, алюминия - в 2 раза. У 50% женщин обнаружен титан, в то время как в контрольной группе титан не обнаружен. Наблюдается повышенное содержание комплекса химических элементов.
Пояснительная записка.
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
Всестороннее изучение человеком его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье это – не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Тема «Экология и здоровье человека» в наши дни является наиболее актуальной.
Вопрос охраны и укрепления здоровья людей – это дело первостепенной важности.
Здоровье складывается из многих аспектов жизни.
Это и:
- образование
- семейное положение
- одиночество
- потеря семьи
- профессия человека
- отношение государства к проблеме здоровья.
- И, наконец, экология окружающей среды.
Имеет значение плохая организация труда и отдыха, неумение организовывать досуг, отсутствие жизненных интересов и многое другое.
В связи с проблемой здоровья можно говорить и об алкоголизме, табакокурение, наркомании.
Молодые люди о своем здоровье не думают. Это понятно. Ведь молодость и здоровье сопутствуют друг другу.
Но чем старше становиться человек, тем больше начинает понимать, какое это благо – здоровье, и тем больше начинает его ценить. Возникает много вопросов.
Как сохранить свое здоровье?
Как удержать прекрасное ощущение молодости, силы, радости жизни?
И вообще, можно ли все это сделать реально ли это?
С древних времен врачи задумывались над такого рода вопросами и предлогами различные рецепты продолжения молодости, оздоровления организма. Эти рецепты менялись по мере развития научных знаний об организации человека и о природе его заболеваний.
Но усилия медицины до последнего времени в основном были направлены на лечение уже имеющихся недугов. А естественные, то есть «природные» механизмы сохранения здоровья, условия препятствующие возникновению болезни изучались мало.
Почти не исследовалось состояние «предболезни», когда человек не чувствует себя больным и ему кажется, что он здоров, но его организм стал хуже справляться с привычными воздействиями различных факторов. Каждый человек имеет резервы здоровья, но у каждого они различные, свои.
Быть или не быть болезни – во многом зависит от нас самих.
Старая истина «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы».
Но хранить эту драгоценность, укреплять этот дар природы – чисто человеческое занятие и обязанность.
Данный курс дает нам возможность понять, уяснить, где искать резервы своего здоровья, что сделать, чтобы его сохранить.
В курсе много новых понятий, терминов, знание расшифровки которых имеет большое значение.
Цель курса:
Курс Человек. Экология. Здоровье. Охватывает большой объем материала из экологии, анатомии, физиологии, гигиены. Захватывает часть материала ботаники, зоологии, географии.
Развивает как общенаучные, так и «специальные» умения учащихся свойственные только каждому из них.
- Это работа с приборами.
- Умение проводить небольшие эксперименты на себе.
- Сравнивать опыты.
- Учит работать с научной литературой.
- Учит анализировать сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
- Учит проводить исследовательскую работу, наблюдать за окружающей средой.
- Учит применять полученные знания к себе.
Курс развивает коммуникативные умения, то есть умение работать в группе.
В курсе предусмотрено привлечение родителей, родственников по совместной работе, наблюдениям, экспериментам, что сближает их, учит вместе трудиться, то есть развивает коммуникативную культуру.
Некоторые задания учащиеся должны выполнять и в помещении и на природе. Это следует рассматривать как фактор, сберегающий здоровье.
Материал курса можно использовать на других уроках, как дополнительный, жизненно необходимый материал.
Его можно использовать и в подготовке к олимпиадам, экзаменам, можно использовать во время проведения региональных конкурсов экологической проблемы.
Задачи курса.
- Усвоение учащимися идей устойчивого развития природы и на этой основе сохранения здоровья человека.
- Выработать понятие, что человек и природа неразделимы.
«Человек это тоже природа.
Это тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года
И часов в нем такой же ход».
- Выработка экологически грамотного поведения учащихся.
- Усвоить экологические значения вопросов здоровья человека на определенных фактах, законах, теориях, идеях.
- Выработать умение и навыки грамотного поведения в природе поведения с другими людьми, с нашими «меньшими братьями».
- Развивать экологическое сознание, что значит здоровье;
- Здоровье кладезь – природа.
- Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже.
Народ, отлично зная, что здоровье
- Это радость жизни. Здоровье – это благополучие и счастье.
- Здоровье – это радость общения с природой, родными и близкими.
- Здоровье это радость бытия. Это торжество разума, могущества, бессмертия мысли.
- Здоровье – это порой фантастическая сказочная мечта о радостной жизни, сказочный образ бессмертия. Это фантастическая сила выживания, даруемая человеку матерью – природой.
Содержание курса.
Введение.
В настоящее время – время глобальных экологических подвижек и перемен, время катастроф – как никогда ранее остро встает вопрос «Быть или не быть и Человеку и Природе».
Сохраниться ли природа для наших потомков зеленой, цветущей, благоухающей, населенной мириадами живых существ, слагающих свой гимн Великой жизни.
Человечество вплотную подошло к той черте, за которой ничего может уже не быть.
Настал критический момент для человека и для природы.
Судьба жизни в их руках.
Может ли выжить человек в современных условиях критического состояния экологии.
«Что сегодня есть и пить, чтоб здоровым быть».
Цель: Уяснить понятия, что и для человека и для природы настал критический момент. Что судьба жизни зависит от деятельности самого человека.
Задача. Понять причины назревшей катастрофы.
- Современное состояние жизни на земле.
- Глобальные проблемы экологии (беседа дискуссия)
«Абиотические факторы среды и их влияние на здоровье человека».
Цель: Сформировать умение анализировать абиотические факторы среды. Показать их действие на состояние здоровье человека в зависимости от дозы температуры (t0), направления ветра, снижения или увеличение давления.
Задача: Сформировать умения, навыки работы с научной литературой, находить нужную информацию, правильно ее оценивать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: Дополнительная литература (с информационным материалом).
Работы Чижевского.
Результаты наблюдений за состоянием здоровья своей семьи в зависимости от состояния погоды и экологии. Величкиной Кати.
- Абиотические факторы среды и здоровье человека.
- Климатические условия среды их связь с экологическими антропогенными факторами.
- Температура
- Ветер
- Атмосферное давление
- Пятнообразование на Солнце.
«Состояние здоровья людей на первых этапах эволюции».
Цель: Учить логически думать, рассуждать, сопоставлять научные факты, делать выводы.
Задачи: Вспомнить материал уроков биологи, сопоставить факты.
Оборудование: Информационный материал.
Прибор для исследования состояния воздуха.
Спирометр для определения ее ё.л.
Модели древних людей. Таблицы.
- Гипотезы, предположения о жизни древних людей. (работа с моделями, таблицей).
- Какого состава воздух поступает в наши легкие, чем мы дышим?
- Были ли у древних людей заболевания современного человека.
- Чем объяснить смерть ученых вскрывавших древние гробницы.
«Каким воздухом мы дышим».
Цель: Научить приемам исследования факторов загрязнения воздуха. Познакомить с методами работы. Изучить санитарное состояние воздуха в классе.
Задача: Выяснить влияние запыленности, кислотности влажности воздуха на здоровье учащихся школы. Составление диаграммы.
Оборудование: Чашки Петри.
Линейки.
Термостат.
Мясо-пептонинный агар.
Предметные и покровные стекла, микроскоп, спиртовка, масло.
- Определение в воздухе содержание углекислого газа и других загрязнений.
- оценка запыленности воздуха.
- изучение кислотности осадков.
- Исследование микробного загрязнения воздуха.
- Изучение состава атмосферных осадков.
- Исследование заболеваемости учащихся в связи с кислотностью, запыленностью воздуха. (работа практическая с амбулаторными карточками учащихся). Составление диаграммы заболеваемости.
«Какую воду мы пьем».
«Вода дороже золота» - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. Вода – самый распространенный материал на нашей планете. Вода – это единственное в природе минеральное вещество, которое ничем нельзя заменить.
Цель: Научить учащихся оценивать экологическое состояние воды, понимать ее значение, роль для человека.
Задача: Вспомнить материал химии, биологии, сконцентрировать его и сделать выводы. Дать характеристики качества воды.
Оборудование: Колбы с пробками.
Пробирки с делениями.
Универсальные индикаторы, пипетки, термометры.
Раствор соли KMnO4., раствор концентрированной соляной кислоты, раствор тиосульфата натрия, раствор крахмала, раствор иодида калия, барометр, шприц, дистиллированная вода.
- Теоретическая часть. (сообщения).
- Водные ресурсы и человек.
- Круговорот воды в биосфере.
- Водные ресурсы планеты.
- Экологические проблемы вод СНГ.
- Очистка водоемов.
- Практическая часть.
- Определение температуры и органолептических характеристик воды.
- Определение кислотности природной воды.
- Определение в воде содержание солей.
- Определение жесткости воды, мутности.
- Методы очистки воды: химические и биологические.
Изучить материалы работы по исследованию состояния родника «Святой источник». Проделанный учащимися Бушинским А., Калининым В.
- Экскурсия на станцию по очистке воды.
Привлечь к данной практической работе учителя химии Зайцеву И.Н.
Какую пищу, мы едим?
Существует пословица «Завтрак ешь сам, ужин дели с другом» устарела.
Пища, в организме, распадаясь, образует морфиноподобное вещество. Поэтому после сытного обеда всегда хочется спать. По современным данным 30% пищи должно идти на завтрак и обед, 40% на ужин, но не менее чем за 2-3 часа до сна, т.е. не позднее 18-20 часов.
Цель: Научиться понимать общую санитарно-экологическую ситуацию. Понять, что загрязнители, включенные во все звенья круговорота в конце всего оказываются в организме человека вместе с пищей. (в первую очередь)
Задачи: Познакомиться с методикой определения нитратов в растениях.
Оборудование: Таблица по рациональному, раздельному питанию.
Схемы штрих-кода.
Индексы пищевых добавок.
Упаковки пищевых товаров.
- Что значит рациональное питание, раздельное?
- Влияет ли упаковка товара на его качество.
- Как расшифровать штрих-код?
- Что означают индексы пищевых добавок.
- Практическая работа. Определение в продуктах питания нитратов.
- Что такое голодание.
Биотические факторы среды, их влияние на здоровье человека.
В природных условиях каждый живой организм живет не изолированно.
Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом.
Главную роль среди них играют растения. Они посредники между Космосом и Землей. Они дают нам кислород, которым дышит все живое на Земле.
Кислород, из которого формируется озоновый экран, защищающий нас от космической радиации. Растения синтезируют органические вещества, в которых запасается энергия и которая передается по цепям питания.
А животные? Это существа, благодаря которым мы учимся понимать, ценить добро, ценить дружбу, любовь, привязанность, преданность.
Лес – это первая аптека человека. Клетки растений – это фабрики лекарств.
Цель: Научиться понимать значения живых организмов растений в природе и для жизни самого человека.
Задачи: Знать применение некоторых лекарственных растений для лечения человека (зверобой, пижма, малина, подорожник, ромашка и др.).
Оборудование: Фотографии, препараты, рисунки.
Информационный материал.
Растения живые.
Животные (кошка, собака).
Хлорофитум, герань.
- Растения в доме.
- Лекарственные растения.
- Растения самочувствия человека.
- Умеют ли растения нас понимать.
- Перспективы лечения травами (фототерапия).
- Вещества растений: алкалоиды, гликозиды, куммориное, эфирные масла. Их действия на организм.
- Животные и их связь с человеком.
- Влияние животных на состояние здоровья.
Экология нашего жилища.
Дом, квартира – это место, где мы обычно чувствуем себя наиболее защищенными. Но всегда ли нам наша квартира экологически безопасна.
От качества среды, в которой мы живем, зависит наше самочувствие, работоспособность, состояние нашего здоровья.
Источником загрязнения в ней являются выделение синтетических смол (сделана мебель). Испарения химических покрытий полов (линолеум, пленки ПВХ), не до конца сгоревший газ. Табачный дым. Пыль, и т.д.
Цель: Исследование ощущений человека в различных пространствах нашего жилья, поведение и восприятие человеком определенной территории.
Сформировать умение проводить комплексную экологическую оценку жилья.
Задача: Установить зависимость между состоянием нашего здоровья и помещениями, в которых мы проводим большую часть своего времени.
Оборудование: Помещение.
- Флора квартиры.
- Фауна квартиры (грызуны, моли, клопы, тараканы, клещи, жучки, мухи, комары, муравьи).
- Мебель квартиры (поролон, пенаполиуритан).
- Книги в доме.
- Ковры, капрон.
- Одежда, постельное белье.
- Химические покрытия пола.
- Игрушки.
- Обои.
- Оконные рамы.
- Жалюзи.
- Компьютер в доме.
- Батареи отопление.
Познакомиться с работой Терешенковой Насти («Моя квартира – экологические условия в ней»).
Практическая работа.
Составление паспорта (экологического) своей квартиры.
Самочувствие, работоспособность и состояние здоровья зависят от качества среды, где живет человек.
Это объем помещения, отделка, микроотделка, микроклимат, освещенность, качество воздуха.
Наши украшения.
Итальянский союз потребителей совместно с косметологическим центром римской поликлиники «Джемелли» провел медицинское исследование и сделал вывод: Ношение никелированной бижутерии провоцирует вспышки аллергии, вызывает кожное раздражение, зуд и даже экзему.
(Толуол и стирол в духах.)
Цель: Научить детей пользовать украшениями, делать выбор в пользу не украшения, а здоровья.
Задача: Установить зависимость между украшениями и состоянием здоровья человека.
Оборудование: Бижутерия, флаконы духов.
- Никелированные серьги, золотые, серебряные.
- Духи и экология, (какие выбрать, влияет ли цвет на свойства духов).
- Камни и здоровье человека.
- Астрология и камни.
Химические загрязнения и здоровье человека.
Хозяйственная деятельность человека все чаще становиться основным источником загрязнения биосферы.
В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства. На земном шаре нет места, где бы ни присутствовали загрязняющие вещества.
Реакция организма на загрязнения зависит от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Наиболее уязвимы дети, пожилые, престарелые, больные люди.
Признаками хронического отравления являются нарушение нормального поведения, привычек.
Цель: Научить приемам исследования состояния загрязнения окружающей среды.
Познакомиться с методами работы.
Задачи: Выяснить химические загрязнения района. Влияние химических веществ на состояние здоровья человека.
Оборудование: Карта района. Почва.
Пробирки. Кислоты (соляная, серная).
Воронка. Колба.
Минеральные удобрения.
- Человек и загрязнения почвы. Цепочка почвы → подземные воды → человек.
- Последствия применения минеральных удобрений.
- Кислотные дожди. (першение в горле, кашель, насморк, коньюктивит).
- Выбросы автотранспорта. (организм теряет способность сопротивляться).
- Применение пестицидов. (поражает иммунную систему человека).
Практическая работа
«Исследование кислотности почвы».
Говоря, что почва кожа земли.
Как говорил в свое время В.В. Докучаев, почва есть продукт совокупной деятельности грунта, климата, растительности, и животных организмов. Процесс почвообразования долговременный. Природе необходимо от 100 до нескольких сотен лет для создания слоя почвы толщиной всего в один см.
Роль природы в будущем человечества (заключение).
Неисчерпаемы радости жизни, восторг бытия излучаемые природой.
Она заряжает нас энергией жизни, борьбы и победы, делает дух человека непобедимым. Жаль, что мы растеряли способность постигать истинную суть природы, ее животворное влияние. И первейшая задача человечества – возродить это влияние восстановить ход истины.
Цель: Учить составлять план населенного пункта. Выявлять источники загрязнений окружающей среды.
Задачи: Использовать знания общебиологических закономерностей и опыт наблюдений и жизненной практики учащихся, для формирования убежденности в необходимости отказа от потребительского отношения к природе и ко всем ее компонентам.
Оборудование: Таблица с путями решения вопросов по загрязнению окружающей среды.
- Нетрадиционная энергетика.
- Снижение выбросов автотранспорта.
- Мало и безотходные технологии.
- Отчистка выбросов и стоков.
- Особенности роста населения планеты и процессы, сопровождающие рост населения. Последовательности такого роста.
- Понятие «устойчивого развития» человеческой цивилизации.
- Рост потребности людей и глобальной экологической нестабильности.
- Отказ человечества от потребительского отношения к природе.
- Сфера жизни человека как фактор здоровья.
Практическая работа.
Составление биологической карты своего микрорайона
Учебно-тематический план
Название | Количество часов | |
| 1ч. | Лекция |
| 2ч. | Семинар. Анкетирование. Практическая работа. |
| 1ч. | Беседа. Работа учащихся с литературой. |
| 2ч. | Беседа. Дискуссия. |
| 2ч. | Беседа. Дискуссия. Практическая работа. |
| 2ч. | Беседа. Дискуссия. Практическая работа |
| 1ч. | Беседа. Работа с книгой. Семинар. |
| 2ч. | Семинар. |
| Дискуссия. Демонстрация | |
| 2ч. | Беседа. Дискуссия. Анкетирование. Работа со схемами. Практическая работа. |
| 2ч. | Создание проекта. Сводная таблица. Подготовить фотоальбом. |
Задачи курса:
- Заложить основы экологического мировоззрения.
- Сформировать первоначальное представление о взаимосвязи состояния здоровья человека и среда обитания.
- Научить выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы.
- Познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека.
- Помочь использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания.
Литература
- В.В. Пасечник Школьный практикум «Экология». Москва. Издательский дом «Дрофа». 1998г.
- В.В.Болобанова, Т.А.Максимцев. Биология, экология, здоровый образ жизни. Издательство «Учитель». Волгоград. 2000г.
- Н.С.Дежникова, И.В.Цветкова. Экологический практикум: «Педагогическое общество России». Москва. 2001 г.
- В.И.Савченков. А.А.Шматков. «Экология» Смоленск. 2000г.
- А.И.Ажгиревич, В.В.Гутенев, И.А.Денисова, И.Н.Лазановская, А.П.Москаленко. «Экология». Издательский центр Март. Москва – Ростов-на-Дону. 2006г.
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Экология 9-11 класс учебное пособие. - М.: Школа – Пресс. 1996г.
- Алексеев С.В., Груздева И.В., Муравьев А.Г., Гущина З.В. Практикум по экологии 1996г.
Анкетирование.
«Мое отношение к окружающей среде».
Положительные признаки: | Отрицательные признаки: |
|
|
Экология нашего жилища.
В воздухе жилых помещений присутствует более 100 примесей:
- Эфиры, спирты
- Аэрозоли, содержащие свинец, ртуть, кадмий, цинк, никель, хром и другие металлы.
Выделяют 4 группы загрязнителей.
- Вещества, поступающие с загрязненным атмосферным воздухом.
- Продукты выделения строительных и отделочных материалов.
- Продукты сгорания бытового газа и продукты жизнедеятельности человека.
- Токсины, выделяемые человеком (табак, средства гигиены).
Название материала | Степень вредного воздействия на организм человека |
| Экологически чистый материал выделяет токсичные тяжелые металлы и органические растворители |
| Выделяет тяжелые металлы, вызывающие в организме человека необратимые изменения. |
| В нем хлорвинил, пластификаторы вызывающие отравления. |
| Источник радиации |
| Заболевание органов дыхания |
| Источник стирола, вызывает головную боль, тошноту, спазмы, потерю сознания. |
Влияние запахов растений
на некоторые функции организма.
Функции | Стимулирующие действия | Угнетающее действие |
Зрение | Цитрусовые, герань | Умирающие, гниющие растения. |
Сердечно-сосудистые заболевания | Боярышник, сирень, тополь, сосна, ель, лавр, - летом. | Дуб, береза, ель. Зимой – лимон, мелиса, валериана |
Дыхательная система | Береза, тополь, душица, эвкалипт, липа | Тополь, сирень, валериана. |
Газообмен | Пижма | Роза, лимон. |
На качество среды в жилище влияет.
- Электромагнитное влияние.
- Наружный воздух, загрязнения поступающие через окна, двери.
- Продукты неполного сгорания газа.
- Вещества, возникающие в процессе приготовления пищи.
- Вещества выделяемые мебелью, одеждой, книгами.
- Бытовая химия, средства гигиены.
- Комнатные растения.
- Количество людей, животных.
Формы и методы проведения занятий.
- Методы теоретического уровня.
- Анализ дополнительной литературы.
- Работа с исследовательской деятельностью других учащихся. (Величкиной Кати, Бушинского Алексея, Калинина Влада, Терешенковой Насти)
- Анализ новых понятий терминологической системы
- Прогнозирование
- Моделирование.
- Анализ и синтез.
- Индукция и дедукция.
- Практические методы (эмпирические).
Это познание опытным путем.
- Методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование).
- Методы контроля и измерения (среды, тесты).
- Методы обработки данных (математические графические, табличные).
- Методы внедрения результатов исследования (эксперимент, опыт).
Рефлексия:
Осмысление учащимися действий, состояний, ощущений.
Ожидаемая
Результативность:
Повышение качества знаний, умений, навыков.
Изменение отношения учащихся к окружающей природе, к собственному здоровью, здоровью своих родных, близких.
Составление биологической карты микрорайона школы.
Практические работы
- Работ с амбулаторными карточками учащимися в школе.
- Исследование оргонометрических характеристик воды, химического загрязнения воды.
- Определение в продуктах питания нитратов.
- Исследование кислотности почвы.
- Экскурсия на станцию по очистке воды
Приложение
Дети и наркотики.
Мы думаем, что достаточно обеспечить детей материально, любить их – чтобы обеспечить им безоблачное детство. Это не так.
Мы должны знать, что нам противостоит очень жестокий, изощренный наркобизнес. Изобретательность людей, которые навязывают наркотики, зарабатывая на этом деньги.
Что мы должны знать:
- Наркомания возникает не сразу, не в несколько часов и даже дней. Она развивается в течение месяца, нескольких месяцев, еще до начала регулярного употребления наркотиков. И это можно заметить в поведении своего ребенка.
На, что обратить внимание?
На три главных симптома, признака.
- Резкие перепады настроения,
которые никак не связаны с реальной действительностью.
то веселая беспечность, | то энергия через край, | то апатия, безразличие, нежелание ничего делать. |
И все это как бы само по себе
- Изменение ритма сна,
то есть днем ребенок вялый медлительный, сонливый, а вечером придя с прогулки энергичен, поет, деятелен, слушает музыку.
- Изменение аппетита и манера есть,
то ничего не ест, то вдруг ест не в себе все подряд не разбирая,
волчий голод (такое состояние, когда он
накурился анаши, на выходе из опьянения)
- Раздражительность, нетерпимость, иногда плаксивость, агрессивность.
- Проверьте ребенка. Сделать это просто. В разговоре с ним упомяните слово наркотик, и вы сразу же заметите настороженность в его взгляде, жестах поведения.
- Задавайте ребенку вопросы и обратите внимание на время, которое проходит между вопросом и ответом, есть ли пауза? Как он отвечает на вопрос. Есть ли смысл в его ответах.
- Обратите внимание на ширину зрачков. При употреблении наркотиков они или чрезмерно расширены, или сужены. Подведите его к окну, посмотрите, как зрачки расширяются на свету.
- Окраска кожи (на щеках ближе к носу, появляется розовая бабочка).
Приложение
ВНИМАНИЕ
Говорит школьный радиоузел
Ребята! Вы уже обратили внимание, как резко меняется на улице погода. Слякоть, сырость, туман. Под ногами вода, скользкий лед, идет то дождь, то снег.
Обратили внимание, что все больше детей заболевает. Причем болезнь начинается резко. Вчера был здоров, а сегодня уже нет в школе. И неудивительно, ведь это грозное, серьезное заболевание – ГРИПП.
Именно так и ведет себя этот коварный вирус – ГРИПП.
Уже через 3 часа после попадания в организм выходит 1-я партия его потомства, а через сутки он заполоняет весь организм.
Первые признаки заболевания: температура 380 - 400, слабость, ощущение разбитости, озноб, ноющие боли в мышцах, костях, крупных суставах. Головная боль в области лба, лобно-височной областях, надбровных дугах, глазных яблоках. Невозможно смотреть на свет. Может появиться кровотечение из носа, рвота, судороги.
И только на 3-й день может появиться кашель, насморк.
Чем опасен ГРИПП?
Тем, что он вызывает кровотечение, разрушает капилляры. Самое опасное, что это происходит в легочных пузырьках, в которых кровь насыщается О2.
Капилляры лопаются и легочные пузырьки пропитываются кровью. И не происходит газообмена, и организм испытывает резкую дыхательную недостаточность.
Он задыхается. Если говорить образно, человек утопает в собственной крови.
Но это только полбеды.
Дело в том, что кровь начинает пропускать сосуды сердца, мозга. Они становятся как решето.
И это может вызвать кровоизлияние, инфаркт, инсульт.
И еще:
Вирус выделяет огромное количество ядов, которые действуют на печень, почки.
ГРИПП очень страшен, опасен для детей т.к. у них снижен иммунитет, в связи с тем, что многие просто болеют часто, другие курят.
ГРИПП опасен своими:
Осложнениями.
Из которых наиболее частые
- Заболевания дыхательных путей
- Воспаление легких
- Отек мозговых тканей
- Ангина.
Что же делать? Как лечиться.
Запомните!
- Ни в коем случае нельзя пить аспирин, он разжижает кровь, способствует кровоточивости, а при ГРИППЕ эту роль уже выполнили сами вирусы, и их яды.
- Нельзя принимать антибиотики, они не действуют на вирусы.
- Ученые установили, что вирус проникает в клетку окруженной оболочкой, то есть, в мешочке – вакуоле. И выйти из вакуоли он может только при определенной среде. Если PH в клетке поднять с 5,5 до 6 и выше вирус из вакуоли не выйдет инфекции не будет. Поднять PH можно с помощью препаратов ремантадина и амантадина, и кислые напитки.
Принимать его надо и для профилактики и для лечения.
И еще запомните
При t0= 390 при t0 > 380
Вирус погибает Организм сам начинает себя лечить
вырабатывает лекарство свое собственное
интерферон
Сбивают t0 только 400 если она поднимается до 400
А так на лбу полотенце, смоченное раствором уксуса в Н2О (поллитра воды + 1 ложечка уксуса), можно смачивать ноги, руки. И как можно больше пить, чтобы выводить из организма яды. Морсы (клюква, брусника, черника, смородина), что есть. И лежать, не вставать. Минимум 3 дня. Чем лучше вылежитесь, тем меньше будет осложнений.
Помните – вирус ГРИППА может дать осложнение, и после выздоровления, и нужно быть осторожным, чтобы не заболеть снова, не простудиться и в первую очередь не простудить ноги.
Помните, если температура ног упадет на 10, в носоглотке температура упадет на 6-80.
Ребята! Не спутайте ГРИПП с простудой. Помните, при простуде температура не поднимается выше37,40 37,50 , просто знобит, течет нос, чихание, кашель.
И помните еще!
Если организм сопротивляется с вирусом ГРИППА, температура упадет до 350 (говорят упадок сил). Не нужно этого бояться. Это нормально. Организм справился, и Вы идете на поправку.
Для профилактики заболевания.
- Старайтесь не посещать общественных мест, где большое скопление людей (кроме школы конечно).
- Плотно кушать (не бойтесь испортить фигуру).
- И побольше улыбайтесь, будьте уверены в себе, говорите себе «Я здоров», «Я здорова». И вирус отступит.
Здоровья Вам.
Приложение
Дети и наркотики.
Мы думаем, что достаточно обеспечить детей материально, любить их – чтобы обеспечить им безоблачное детство. Это не так.
Мы должны знать, что нам противостоит очень жестокий, изощренный наркобизнес. Изобретательность людей, которые навязывают наркотики, зарабатывая на этом деньги.
Что мы должны знать:
- Наркомания возникает не сразу, не в несколько часов и даже дней. Она развивается в течение месяца, нескольких месяцев, еще до начала регулярного употребления наркотиков. И это можно заметить в поведении своего ребенка.
На, что обратить внимание?
На три главных симптома, признака.
- Резкие перепады настроения,
которые никак не связаны с реальной действительностью.
то веселая беспечность, | то энергия через край, | то апатия, безразличие, нежелание ничего делать. |
И все это как бы само по себе
- Изменение ритма сна,
то есть днем ребенок вялый медлительный, сонливый, а вечером придя с прогулки энергичен, поет, деятелен, слушает музыку.
- Изменение аппетита и манера есть,
то ничего не ест, то вдруг ест не в себе все подряд не разбирая,
волчий голод (такое состояние, когда он
накурился анаши, на выходе из опьянения)
- Раздражительность, нетерпимость, иногда плаксивость, агрессивность.
- Проверьте ребенка. Сделать это просто. В разговоре с ним упомяните слово наркотик, и вы сразу же заметите настороженность в его взгляде, жестах поведения.
- Задавайте ребенку вопросы и обратите внимание на время, которое проходит между вопросом и ответом, есть ли пауза? Как он отвечает на вопрос. Есть ли смысл в его ответах.
- Обратите внимание на ширину зрачков. При употреблении наркотиков они или чрезмерно расширены, или сужены. Подведите его к окну, посмотрите, как зрачки расширяются на свету.
- Окраска кожи (на щеках ближе к носу, появляется розовая бабо
ВНИМАНИЕ
Говорит школьный радиоузел
Ребята! Вы уже обратили внимание, как резко меняется на улице погода. Слякоть, сырость, туман. Под ногами вода, скользкий лед, идет то дождь, то снег.
Обратили внимание, что все больше детей заболевает. Причем болезнь начинается резко. Вчера был здоров, а сегодня уже нет в школе. И неудивительно, ведь это грозное, серьезное заболевание – ГРИПП.
Именно так и ведет себя этот коварный вирус – ГРИПП.
Уже через 3 часа после попадания в организм выходит 1-я партия его потомства, а через сутки он заполоняет весь организм.
Первые признаки заболевания: температура 380 - 400, слабость, ощущение разбитости, озноб, ноющие боли в мышцах, костях, крупных суставах. Головная боль в области лба, лобно-височной областях, надбровных дугах, глазных яблоках. Невозможно смотреть на свет. Может появиться кровотечение из носа, рвота, судороги.
И только на 3-й день может появиться кашель, насморк.
Чем опасен ГРИПП?
Тем, что он вызывает кровотечение, разрушает капилляры. Самое опасное, что это происходит в легочных пузырьках, в которых кровь насыщается О2.
Капилляры лопаются и легочные пузырьки пропитываются кровью. И не происходит газообмена, и организм испытывает резкую дыхательную недостаточность.
Он задыхается. Если говорить образно, человек утопает в собственной крови.
Но это только полбеды.
Дело в том, что кровь начинает пропускать сосуды сердца, мозга. Они становятся как решето.
И это может вызвать кровоизлияние, инфаркт, инсульт.
И еще:
Вирус выделяет огромное количество ядов, которые действуют на печень, почки.
ГРИПП очень страшен, опасен для детей т.к. у них снижен иммунитет, в связи с тем, что многие просто болеют часто, другие курят.
ГРИПП опасен своими:
Осложнениями.
Из которых наиболее частые
- Заболевания дыхательных путей
- Воспаление легких
- Отек мозговых тканей
- Ангина.
Что же делать? Как лечиться.
Запомните!
- Ни в коем случае нельзя пить аспирин, он разжижает кровь, способствует кровоточивости, а при ГРИППЕ эту роль уже выполнили сами вирусы, и их яды.
- Нельзя принимать антибиотики, они не действуют на вирусы.
- Ученые установили, что вирус проникает в клетку окруженной оболочкой, то есть, в мешочке – вакуоле. И выйти из вакуоли он может только при определенной среде. Если PH в клетке поднять с 5,5 до 6 и выше вирус из вакуоли не выйдет инфекции не будет. Поднять PH можно с помощью препаратов ремантадина и амантадина, и кислые напитки.
Принимать его надо и для профилактики и для лечения.
И еще запомните
При t0= 390 при t0 > 380
Вирус погибает Организм сам начинает себя лечить
вырабатывает лекарство свое собственное
интерферон
Сбивают t0 только 400 если она поднимается до 400
А так на лбу полотенце, смоченное раствором уксуса в Н2О (поллитра воды + 1 ложечка уксуса), можно смачивать ноги, руки. И как можно больше пить, чтобы выводить из организма яды. Морсы (клюква, брусника, черника, смородина), что есть. И лежать, не вставать. Минимум 3 дня. Чем лучше вылежитесь, тем меньше будет осложнений.
Помните – вирус ГРИППА может дать осложнение, и после выздоровления, и нужно быть осторожным, чтобы не заболеть снова, не простудиться и в первую очередь не простудить ноги.
Помните, если температура ног упадет на 10, в носоглотке температура упадет на 6-80.
Ребята! Не спутайте ГРИПП с простудой. Помните, при простуде температура не поднимается выше37,40 37,50 , просто знобит, течет нос, чихание, кашель.
И помните еще!
Если организм сопротивляется с вирусом ГРИППА, температура упадет до 350 (говорят упадок сил). Не нужно этого бояться. Это нормально. Организм справился, и Вы идете на поправку.
Для профилактики заболевания.
- Старайтесь не посещать общественных мест, где большое скопление людей (кроме школы конечно).
- Плотно кушать (не бойтесь испортить фигуру).
- И побольше улыбайтесь, будьте уверены в себе, говорите себе «Я здоров», «Я здорова». И вирус отступит.
Здоровья Вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса "Проблемные вопросы российской истории" с разработкой одного урока
Программа курса расчитана на 34 урока. Все темы имеют в российской исторической науке дискуссионный характер. если нет возможности реализации курса полностью - возможно использование в курсе истории О...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы биологии"
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведен...
Рабочая программа по элективному курсу: "Сложные вопросы биологии" (10 класс)
Настоящая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипред...
Элективный курс «Основные вопросы биологии», 11 класс
Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, приме...
Элективный курс "Трудные вопросы биологии" 10 класс
Данная программа рассчитана для обучающихся 10 класса углубленного уровня...
Элективный курс " Сложные вопросы биологии и химии"
ЕГЭ в современных условиях совмещает в себе две функции: итоговую аттестацию выпускников за курс средней общеобразовательной школы и представление им возможности продолжить образование по ...
Элективный курс "Основные вопросы биологии" для 8 класса
Основные вопросы биологии...