Рабочая программа по биологии для 10 класса.
рабочая программа по биологии (11 класс)

Рабочая программа для 10 класса содержит пояснительную записку, в которой отражены цели, задачи, планируемые результаты освоения учебного предмета:предметные результаты. Содержание, задачи и формы работы по формированию УУД, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_11kl.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

 

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  ________

Директор

_________ / Безрученкова С. П.

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  253/01 - 04

Рабочая программа

среднего общего образования

по биологии

для 11  класса

 «Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2019 г.

Составитель:

Шпакова  Елена Васильевна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

пгт Верхнеднепровский

2019 г

Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 11  класса

        

Рабочая программа по биологии для обучающихся 11 класса составлена на основе:

  • Федерального образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г)
  • Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. Автор-составитель Г.М. Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014
  • Примерной программы по биологии  (Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.)  М.: Просвещение, 2017
  • Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по биологии,  И.Б.Морзунова, Г.М.Пальдяева. 10 – 11 классы - ФГОС. Москва, 2014
  • Примерной программы среднего общего образования по биологии по программе:  А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2008
  • Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета. Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ  Верхнеднепровская  СОШ № 3

Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего из следующих пособий:

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы М.: Дрофа, 2013  

Поурочные планы по учебникам А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина-Волгоград: Учитель,2014     

Методическое пособие: ФГОС. Рекомендации по составлению рабочих программ, М.:Дрофа,

2014  (с изменениями)     

  Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Данный курс рассчитан 28 часов (1 час в неделю).

                  Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

Цели программы: освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Задачи программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе

Учитель Шпакова Е.В.

                             Рабочая программа по биологии для 11  класса 

  • Рабочая программа по биологии для 11  класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г.)
  • Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. Автор-составитель Г.М. Пальдяева – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014
  • Примерной программы по биологии  (Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.)  М.: Просвещение, 2017
  • Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по биологии,  И.Б.Морзунова, Г.М.Пальдяева. 10 – 11 классы - ФГОС. Москва, 2014
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии по программе:  А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2008
  • Методических рекомендаций  Рабочая программа учебного предмета  Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ  Верхнеднепровская  СОШ № 3

Рабочая программа ориентирована на использование УМК,  состоящего из следующих пособий:

        А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы М.: Дрофа, 2014  

Поурочные планы по учебникам А.О.Рувинского, В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина-Волгоград:  Учитель,2014     

Методическое пособие: ФГОС. Рекомендации по составлению рабочих программ, М.-Дрофа,

2014  (с изменениями)     

  Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Данный курс рассчитан на 28 часов (1 час в неделю)

                  Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год Корректировка авторской программы в связи с уменьшением количества часов на изучение материала в рабочей программе в соответствии с учебно – календарным графиком.

Название темы

Авторская программа (количество часов)

Рабочая программа (количество часов)

1

Основы учения об эволюции. Ч. Дарвина. Чарльз Дарвин и основные положения его теории.

2

1

2

Современное состояние и перспективы биотехнологии

2

1

3

. Основы экологии. Среда обитания организмов и её факторы.

2

1

Изучение материала будет проведено за счет его уплотнения

I.Планируемые  результаты  освоения  учебного  предмета

 В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД:

 Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих  результатов:

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;                             Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

                  Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования; совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.                 

               Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных  ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

 испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;  следить за соблюдением правил поведения в природе;   понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;  признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; признавать право каждого на собственное мнение; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты:

обучающийся научится

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; познакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,

обучающийся получит возможность научиться формированию умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений в учебной и познавательной деятельности формированию и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные результаты: 

 обучающийся научится 

Классифицировать — определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; выделять существенные признаки биологических объектов; объяснять  роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных, опасных для человека растений;  сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения. 

 обучающийся получит возможность научиться

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье челека; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;соблюдать  правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

                                                                                                                                                                 II.Содержание учебного предмета 

Основы учения об эволюции. Ч. Дарвина

Развитие эволюционных идей в  додарвиновский  период, вклад  К.Линнея,  Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина  и других ученых в развитие учения о виде и эволюции. Предпосылки возникновения дарвинизма, создание  Ч.Дарвиным целостного эволюционного учения. Борьба за существование и ее формы. Понятия естественного и  исскуственного  отбора, их значение для человека и природы.

Основы селекции и биотехнологии

Селекция, как наука ее цели и задачи,  центры происхождения культурных растений.  Научноая деятельность Н.И.Вавилова. 

Закономерности по которым развивается селекция,  методы селекции. Закон гомологических рядов. Биотехнология  и  ее основные направления. Генная, хромосомная  и  клеточная инженерия, их значение в современном мире.

Антропогенез. Положение человека в системе органического мира

Понятие антропогенез. Какие стадии выделяют в развитии человека, как биологического вида. Факторы формирования человека, социальные и биологические. Какую роль они сыграли в эволюции человека.

Эволюция биосферы и человек. Антропогенное воздействие на биосферу.     

Определение понятия биосфера. Знакомство с учением В.И.Вернадского  о биосфере Земли, как оболочке, населенной  живыми организмами. Признаки биосферы.  Структурные компоненты и свойства биосферы.  Вещество;  биокосное,  косное, биогенное. Роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

        Биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора.

Сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах, последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.  Действие человека на окружающую среду.

Типовые задания  и формы  работы по формированию УУД.

Личностные: Формировать устойчивость, мотивацию к изучению нового. Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом.

Формы  работы: проекты, творческие задания, исследования. Устный ответ. Самостоятельная работа, контрольная работа

Познавательные: Формировать умение добывать, преобразовывать и представлять информацию. Элементы исследовательской работы

 Формы  работы:   работа с учебником, с дополнительной литературой, информацией из интернета.   Решение и составление задач

  Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней. Работа с текстом, с учебником                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Формы  работы:   задания на самопроверку,  творческие задания. Взаимопроверка

, цифровой диктант,

Коммуникативные:  Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности.  Формировать умение слушать, вступать в диалог, признавать свои ошибки. Умение работать в парах, группами.     

Формы  работы:   Фронтальные беседы, групповые задания, творческие игры. Конкурсы и викторины, творческие задания  Составление проектов. 

Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.

                             

                        III. Тематическое планирование

Наименование  раздела

Количество часов

Тестирование

Лаб.р

Контрольный диктант

Проект

№1

Основы учения об эволюции. Ч. Дарвина. Чарльз Дарвин и основные положения его теории.

7часов

1

№2

Основы селекции и биотехнологии. Современное состояние и перспективы биотехнологии.

3часа

1

1

№3

Антропогенез. Положение человека в системе органического мира.

4 часа

1

№4

. Основы экологии. Среда обитания организмов и её факторы.

10часов

1

1

№5

Эволюция биосферы и человек. Антропогенное воздействие на биосферу.

4часа

1

№6

Итого

28

VI. Календарно – тематическое  планирование

№ темы

Название темы

Количество часов

Дата

план

факт

1

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Чарльз Дарвин и основные положения его теории.

1 час

2.09

2

Вид, его критерии. Лаб.р. «Описание особей вида по морфологическому критерию».

1 час

9.09

3

Популяции. Генетический состав популяций.  Изменения генофонда популяций.

1 час

16.09

4

Борьба за существование и её формы

1 час

23.09

5

Естественный отбор и его формы. Естественный отбор, его сравнение с искусственным отбором

1 час

30.09

6

Видообразование. Изоляция.

1 час

7.10

7

Микроэволюция, её доказательства. Макроэволюция,

1 час

14.10

8

Главные направления эволюции органического мира. Главные пути эволюции органического мира.

1 час

21.10

9

Приспособленность организмов к среде обитания.

1 час

11.11

10

Зачётно-обобщающий урок по теме. «Основы учения об эволюции».

1 час

18.11

11

Основные методы селекции и биотехнологии.

1 час

25.11

12

Современные методы селекции животных,  растений

1 час

2.12

13

Селекция микроорганизмов.

1 час

9.12

14

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

1 час

16.12

15

Положение человека в системе органического мира.

1 час

23.12

16

Основные стадии антропогенеза.

1 час

13.01

17

Основные стадии антропогенеза. Расы. Расизм, социал –дарвинизм.

1 час

20.01

18

Движущие стадии антропогенеза.

1 час

27.01

19

Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы. Основные типы экологических взаимодействий.

1 час

3.02

20

Экологические сообщества.

Естественные. Искусственно  созданные  человеком.

1 час

10.02

21

Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи.

1 час

17.02

22

Антропогенное воздействие на биосферу Основы рационального природопользования.

1 час

2.03

23

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни.

1 час

16.03

24

. Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни.

1 час

6.04

25

Эволюция биосферы. Ноосфера. Будущее биосферы.

1 час

13.04

26

Наследственные заболевания человека.

1 час

20.04

27

Современное состояние и перспективы биотехнологии. Клонирование.

1 час

27.04

28

Промежуточная аттестация: Контрольное тестирование

1 час

18.05

 

 

                                     


                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....