Формирование в лицее функциональной и естественной - научной грамотности как одного из условий интеграции обучающихся в современном мире
методическая разработка по биологии

Миронова Ольга Анатольевна

Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности  учащегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Что такле естественно-научная грамотность, и как ее формировать. Среди многих стран она оценивается  в международном исследовании с аббревиатурой PISA (по-русски это звучит как "Международная программа по оценке учебных достижений учащихся"), наряду с математической и читательской грамотностью. Нам нужно понимать как осущекствляется работав такого плана в лицее, этому и посвящена презентация. Выступление с данным материалом осуществлялось на базе стажировочной площадки Московской области.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование в лицее функциональной и естественной-научной грамотности как одного из условий интеграции обучающихся в современном мире Миронова О.А. учитель высшей категории МАОУ Одинцовского лицея №6 им.А.С.Пушкина 2020 г.

Слайд 2

Что такое естественнонаучная грамотность? Почему и как ее нужно формировать?

Слайд 3

Естественнонаучная грамотность согласно PISA Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Слайд 4

Основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве стран мира Это не синоним естественнонаучных знаний и умений. Это знания и умения – в действии! И не просто в действии, а применительно к реальным задачам Естественнонаучная грамотность

Слайд 5

Естественнонаучная грамотность в действии Новость 18.02.2020 Психологи из США, Великобритании и Новой Зеландии выяснили, что у антисоциального поведения есть своя нейробиологическая основа: у тех, для кого такое поведение характерно, меньше площадь коры головного мозга и ее толщина. В частности, это касается участков мозга, отвечающих за эмоции и контроль над исполнительными функциями. Интересно, что такие отличия характерны только для тех, кто проявляет антисоциальное поведение длительное время, не ограничиваясь подростковым возрастом. Статья опубликована в журнале The Lancet Psychiatry . Необходимые компетенции для оценки новости Научное объяснение явлений с использованием знаний: наличие центров головного мозга, отвечающих за определенные функции. Представление о естественнонаучных методах исследования: что показывает МРТ; как было организовано исследование. Интерпретация данных и получение выводов: анализ представленных результатов исследования и самостоятельное формулирование выводов.

Слайд 6

Карта температур моря Карта направления и скорости ветров Используемые материалы Слайд с проектной работы по экологии ученицы 11 класса

Слайд 7

Карта с готовыми данными Результаты Проанализировано 84 космических снимка (57 радиолокационных и 27 оптических) Обнаружено 197 сликов (115 природных и 82 антропогенных) Выдвинуто предположение о 38 районах естественных месторождений Определены самые грязные и самые прибыльные области района исследования Выявлена зависимость площади природного разлива от температуры воды Построена общая карта разливов нефти в Каспийском море

Слайд 8

Р езультаты Разделение сликов по источнику Виды снимков с различных спутников Площадь обнаруженных разливов

Слайд 9

Проблемы, требующие использования различных видов грамотности: естественнонаучной, читательской, математической, глобальных компетенций Рис. 4 Рис. 6 Рис. 5

Слайд 10

Модель естественнонаучной грамотности исследования PISA Контексты Личные, местные/национальные и глобальные проблемы, как современные, так и исторические, которые требуют понимания вопросов науки и технологий. Ко мпетенции Способность научно объяснять явления, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Отношение Отношение к науке, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов , там, где это необходимо, и осведомленностью о проблемах окружающей среды, а также осознанием важности их решения. Знания Понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Такое знание включает в себя знание о природе и технологиях (знание содержания), знание о методах получения научных знаний (знание процедур), понимание обоснованности этих процедур и их использования (методологическое знание). От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте Знания и отношение определяют результаты учащихся

Слайд 11

Формирование отношения к науке и личностных качеств (учебники Сингапура) Изучай естествознание с удовольствием! Будь любознательным. Задавай вопросы и узнавай, почему так. Будь креативным. Предлагай новые способы решения задачи. Будь точным. Фиксируй наблюдения и результаты, не изменяя их. Будь объективным. Ищи данные или информацию, чтобы проверить то, что мы обнаружили. Будь восприимчивым. Будь открытым к идеям других людей. Будь готов к тому, чтобы изменить свое мнение, если то, что обнаружено, отличается от того, во что ты верил. Будь настойчивым. Работай над задачей до тех пор, пока она не будет решена. Будь ответственным. Заботься об окружающей среде.

Слайд 12

Почему естественнонаучная грамотность – это гражданская характеристика? В качестве примера, вот какие вопросы предлагается исследовать школьникам в ряде заданий PISA :

Слайд 13

Какие основные проблемы можно решить использованием методики PISA ? Дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” – «знаю как» : формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. Всему этому можно и нужно учить!

Слайд 14

Основной инструмент формирования и оценки естественнонаучной грамотности – учебные задания особого типа . Эти задания основаны на реальных жизненных ситуациях.

Слайд 15

Меры, необходимые для решения задачи формирования ЕНГ Восстановление непрерывности школьного естественнонаучного образования: - возвращение в новом облике интегрированного предмета Естествознание (Природоведение) 5-6; Технологии обучения, основанные на понимании науки как способа познания мира (а не набора фактов, теорий и законов) и формировании интереса к науке. Разработка учебных заданий нового типа ( компетентностных , практико-ориентированных), направленных на формирование ЕНГ. Создание новых УМК естественнонаучных предметов для основной школы, объединенных общей концепцией. Организация межпредметного взаимодействия ( межпредметные модули, межпредметные задачи, взаимодействие учителей предметников).

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция предметов естественно-математического цикла как одно из условий формирования УУД.

Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании математики, физики, географии и других предметов, развивает потенциал учащихся, побуждает к активному п...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Внеурочная деятельность по функциональной грамотности. Модуль естественно-научная грамотность. 9 класс. Тема: Наследственные болезни.

Естественно-научная грамотность. 9 классТема:  «Наследственные болезни».Предмет: Биология.Цель задачи:задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащи...

«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...

Формирование естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования

В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования....

Формирования и развитие естественно-научной грамотности обучающихся как необходимое условие достижение целей обучения в курсе географии.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучным...

Обобщение опыта работы по теме "Междисциплинарная кейс -технология для школьников , направленная на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы научного исследования , формировать функциональную естественно-научную грамотность."

Материал составлен на основании многолетнего опыта работы учителя, с учетом современных требований к знаниям учащихся. Все задания прошли практическое применение на уроках биологии, на практическоих з...