Формирование естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования
статья по биологии (6 класс)

Мешкова Ксения Витальевна

В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования

Formation of natural science literacy in the context of the implementation of the updated Federal State Educational Standards of basic general Education

К.В. Мешкова,

МБОУ «Гимназия №12»,

Ленинск-Кузнецкий ГО

K. V. Meshkova,

MBOU «Gymnazia №12»,

Leninsk-Kuznetsky GO
E-mail:
12gimnaziya@inbox.ru

Аннотация

В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования.

          Annotation

The article describes the experience of the formation of natural science literacy in the context of the implementation of the updated FSES of basic general education.

Ключевые слова:

   Функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, индивидуальный проект, ФГОС.

Ключевые слова:

Functional literacy, natural science literacy, individual project, FSES.

В настоящее время по стандартам обновленного ФГОС основного общего образования уделяется много времени формированию у учащихся функциональной грамотности [1]. Поэтому в новом 2022-2023 учебном году в нашей гимназии вводится в части, формируемой участниками образовательных отношений, курс «Естественно-научная грамотность» в 6 классе. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию [2].

На курсе «Естественно-научная грамотность» осуществляется начальное знакомство с учебными дисциплинами естественно-научного цикла такими как, физика и химия, а также, более углубленное изучение биологии. В блоке «Строение вещества» обучающиеся знакомятся с новой для них наукой химией. Узнают, что представляют собой атомы и молекулы, исследуют агрегатные состояние веществ, учатся использовать измерительные приборы для нахождения массы тел. В блоке «Тепловые явления» обучающиеся 6 класса знакомятся с новой для них наукой физикой. Узнают, что такое тепловое явление, как происходит плавление и отвердевание, пробуют объяснить образование росы, дождя, снега, тумана. В блоках «Земля и мировой океан» и «Живая природа» обучающиеся  продолжают исследовать и изучать разделы науки биологии. На курсе «Естественно-научная грамотность» обучающиеся более углубленно изучают темы, пройденные на уроках биологии. Например, при изучении темы «Клеточное строение листа» на уроках биологии обучающиеся рассматривают готовые препараты в микроскоп. На занятиях курса обучающимся предлагается самим приготовить препараты из листьев, собранных на пришкольном участке. После изучения темы «Виды корней» обучающимся предлагается собрать гербарии из растений. Затем на занятиях  более подробно рассматривается строение корней и типы корневых систем.  

В требованиях Федерального образовательного государственного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) указано, что каждый обучающийся должен разработать проект: «индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного» [3].  

На занятиях курса естественно-научной грамотности можно не только создать идеальные условия для вовлечения обучающихся к исследовательскому проекту, но и в ходе его прохождения, выполнить как групповые, так и индивидуальные исследовательские проекты.

После прохождения определенной темы обучающиеся должны решить задание. К примеру, в задании «Прорастёт ли семечко?» рассматриваются этапы эксперимента по проращиванию семян в темном месте и на свету. Обучающимся предлагается выдвинуть цель и гипотезу эксперимента, объяснить, полученные в ходе эксперимента, результаты. В задании «Зеленые водоросли» описаны этапы эксперимента с водой, взятой из пруда, которую помещают в темное и освещенное места. Обучающимся предлагается выдвинуть гипотезу и объяснить полученные результаты. Таким образом, учащиеся не только учатся ставить цель исследования, но и могут выбрать наиболее волнующую их тему для своего исследовательского проекта. В конце каждого тематического блога проводятся опыты, связанные с той или иной областью естественной науки. В результате, каждый обучающийся проведет исследование, выдвинет цель, гипотезу, и сможет защитить свою работу перед классом.

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (с изменениями на 18 июля 2022 года) // Консорциум Кодекс. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/607175848 – Загляд. с экрана.
  2. Мешкова, К. В. «Естественно-научная грамотность»: Программа курса внеурочной  деятельности по направлению «социальное» для учащихся 6 классов / К.В. Мешкова. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия № 12», 2022-  5 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего  общего образования» (с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.) // Система ГАРАНТ. – Режим доступа : http://base.garant.ru/70188902/#ixzz54j0Jhzui –  Загляд. с экрана.
  4. Психология [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://gopsy.ru/psihologija/chto-takoe-socializacija.html  – Загляд. с  экрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н.

В данной статье идет анализ УМК под редакцией Пономаревой И.Н. в связи с новыми требованиями в ФГОС. Показаны плюсы данного издания....

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н.

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н....

Обновленный ФГОС основного общего образования

презентация для изучения изменений...

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...

Методические рекомендации по реализации Федеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОС основного общего образования и среднего общего образования

Методические рекомендации по реализацииФедеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОСосновного общего образования и среднего общего образования...

Обновленный ФГОС основного общего образования

Обновленный ФГОС основного общего образования...

Обновленный ФГОС основного общего образования

Обновленный ФГОС основного общего образования...