Информация для учеников 6 класса
картотека по биологии (6 класс)

Сутормина Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Строение листа» 6 класс.

Вариант 1

  1. Из каких частей состоит лист?

А) корень Б) черешок В) узел Г) основание Д) листовая пластинка Е) междоузлие

2. Какие листья называют черешковыми .

А) прикрепляются к стеблю основанием листовой пластины  Б) лист имеет черешок

3. Простым считается лист, состоящий из:

 А) одного черешка и одной листовой пластинки; Б) одного черешка и нескольких листовых пластинок; В) нескольких черешков и нескольких листовых пластинок

4. Какое жилкование называют параллельным:

А) жилки крупные, изогнуты   Б) жилки крупные, отходящие параллельно друг другу

В) от главной жилки отходят боковые жилки, которые в свою очередь                      ветвятся.

5.  Параллельное жилкование соответствует:

А) Однодольным растениям      Б) Двудольным растениям

Тест по теме «Строение листа» 6 класс.

Вариант 2

  1. К основным функциям листа относят:

А) фотосинтез, транспорт, газообмен, удаление кристаллических веществ;

 Б) транспирацию, запасание органических веществ и воды, фотосинтез;

 В) газообмен, испарение воды, фотосинтез.

2. Какие листья называют сидячими .

А) прикрепляются к стеблю основанием листовой пластины  Б) лист имеет черешок

3. Сложным  считается лист, состоящий из:

 А) одного черешка и одной листовой пластинки; Б) одного черешка и нескольких листовых пластинок; В) нескольких черешков и нескольких листовых пластинок

4. Какое жилкование называют сетчатым:

А) жилки крупные, изогнуты   Б) жилки крупные, отходящие параллельно друг другу В) от главной жилки отходят боковые жилки, которые в свою очередь                      ветвятся.

5.  Сетчатое жилкование соответствует:

А) Однодольным растениям      Б) Двудольным растениям



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Клеточное строение листа» Вариант 1

Написать определение. Жилкование – это  

Выберите один верный ответ.

1.Лист сверху и снизу покрыт тонкой прозрачной кожицей. Каким видом ткани она образована?

1) образовательной  2) фотосинтезирующей  3) покровной  4) проводящей.

2.Устьичная щель в листе служит для

1) дыхания  2) газообмена  3) испарения воды  4) все ответы верны.

3.Как называют два-три слоя плотно прилегающих к верхней кожице клетки удлинённой формы

1) столбчатая  2) запасающая  3) проводящая  4) покровная.

4. Как называются сильно вытянутые клетки с толстыми стенками, они придают листу прочность

1) сосуды  2) ситовидные трубочки  3) кожица  4) волокна.

5.Проводящие пучки листа состоят из

1) сосудов  2) ситовидных трубок  3) волокон  4) все ответы верны.

Проверочная работа по теме «Клеточное строение листа» Вариант 2

Дать письменный ответ. Какие функции выполняет лист?

1.Как называют разновидность проводящей ткани, если она образована живыми длинными клетками, поперечные перегородки содержат отверстия

1) сосуды  2) волокна  3) ситовидные трубочки  4) устьице.

2.Устьице – замыкательные клетки, в цитоплазме которых содержатся

1) лейкопласты  2) хлоропласты  3) хромопласты  4) протопласты.

3.В какой ткани расположены устьица

1) столбчатой  2) губчатой  3) проводящей  4) покровной.

4.Клетки округлой или неправильной формы, неплотно прилегающие друг к другу, эти клетки образуют ткань

1) покровную  2) столбчатую  3) губчатую  4) запасающую.

5.В какой ткани листа больше всего содержится хлоропластов

1) губчатой  2) покровной  3) столбчатой  4) проводящей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

СОШ №7 села Величаевского

Левокумского  района Ставропольского края

Конспект урока по биологии
в 6 классе

«Распространение плодов и семян»

подготовила

учитель биологии

Краева Мария Александровна

Величаевское 2012

Тема: Распространение плодов и семян.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Распространение плодов и семян»; гербарии растений; рисунки растений; фотографии, муляжи плодов и семян, натуральные плоды; кокос;

таблица «Классификация плодов».

Цель: Познакомить учащихся с особенностями  распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.  Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, анализировать, делать выводы. Воспитание интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.

                                       1.    Организационный момент.

                                       2.    Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос:

  • Каково строение семя?

(семенная кожура, запас питательных веществ, зародыш: зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, зародышевая почечка)

  • Какое значение имеют семена в жизни растений?

(размножение, распространение)

  • Как образуются плоды?

(после того, как цветок отцветает, образуется плод, из семязачатков – образуется семя, а из разросшейся и видоизменившейся стенки завязи – околоплодник)

  • Каково строение плодов?

(плод состоит из семян и околоплодника)

Вспомним классификацию плодов:

ПЛОДЫ

СУХИЕ

СОЧНЫЕ

многосемянные

односемянные

многосемянные

односемянные

Коробочка

Боб

Стручок

Зерновка

Семянка

Желудь

Ягода

Яблоко

Тыквина

Костянка

Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».

(На столах лежат натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов; стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды. Тот, кто справится, поднимает руку.)

Задание №1: соберите в корзину сочные односемянные плоды

(костянка: абрикос, вишня, слива, персик….)

Задание №2: соберите в корзину сухие односемянные плоды.

(орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник)…)

Задание №3: соберите в корзину сочные многосемянные плоды.

(ягода: смородина, томат, виноград; яблоко: яблоня, груша, айва; тыквина: арбуз, тыква, огурец; многокостянка: малина,……)

Задание №4: соберите в корзину сухие многосемянные плоды.

(боб: фасоль, горох; коробочка: мак, дурман; стручок: капуста, редис….)

3.Формирование новых знаний.

? Как вы думаете, каким образом могут распространяться плоды и семена?

(ветром, водой, животными, человеком…)

 Большинство растений имеют приспособления для распространения своих семян.

Одним помогает ветер. Их семена покрыты волосками или пушком или же снабжены крыловидными выростами (вяз, ель). Все лето на полях и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные цветки одуванчиков. Кто не знает, как распространяются их плоды-семянки! Ветром распространяются и семена ковыля, а также они способны к самозарыванию. Зерновки ковыля заострены с одного конца, а на другом имеют завитую в штопор и согнутую под прямым углом ворсистую нить - характерный признак этого растения. Ветер разносит семена ковыля по степи- при этом ворсистая нить выполняет роль парашюта и стабилизатора. Благодаря ей зерновки всегда попадают на землю острым концом и вонзаются в почву. Затем, набухнув от влаги, ость начинает раскручиваться. Согнутая под прямым углом верхняя часть ости зацепляется за предметы, находящиеся на поверхности почвы, а острая зерновка, подобно штопору, ввинчивается в землю.

Осенью в кроне кудрявой рябины хозяйничают дрозды и свиристели, склевывая сочные плоды. Но за семена рябины можно быть спокойными-они не переварятся и птицы рассеют их с пометом по всей округе. Сочные плоды, предназначенные для привлечения животных – распространителей семян, часто ярко окрашены, - вспомните ту же рябину, клюкву, чернику.

Часто оказываются пищей птиц и зверей и такие крупные и питательные плоды, как желуди и орехи. Конечно, если птица съест орех, он уже не прорастет. Но часто птица съедает его не сразу, а прячет где-нибудь в укромном месте про запас. А потом по каким-либо причинам не возвращается к тайнику.

Животные расселяют не только те растения, чьи плоды привлекают их своими гастрономическими качествами. Многие травы приспособились пользоваться их услугами бесплатно. Плоды с шипиками у череды, лопуха, они могут накрепко прицепиться к шерсти зверей, перьям птиц, нашей одежде.

     Семена и плоды некоторых водных и прибрежных растений могут прилипать к лапам водоплавающих птиц и перемещаться вместе с ними из водоема в водоем. Или совершать самостоятельные путешествия по воде, плывя по течению. Рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи.

     Кокосовая пальма растет на побережьях тропических морей, на островах и атоллах. Ее высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы - волокнистые костянки (содержимое незрелой костянки сначала совсем желтое, загустевающее по мере созревания - знаменитое кокосовое молоко), массой 1.5- 2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой еще одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. Но их путешествия бывают и более длительными. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км. от места их созревания! Даже после 100 дней плавания по морским волнам эти удивительные плоды не теряют всхожести.

    Попав, в конце концов, на берег, плоды кокоса часто оказываются в условиях, не очень подходящих для роста растения,- на голом песке. Помогает пальме выжить в этой ситуации большой запас питательных веществ - проросток использует их более года, даже тогда, когда молодая пальма образует 3-4 крупных листа.

   В Крыму и на Кавказе встречается крупная опушенная трава с большими сердцевидными листьями - бешеный огурец обыкновенный. Не зря она носит такое звучное имя. Тем, у кого слабы нервы, лучше не подходить к этому растению тогда, когда на нем созревают плоды, похожие на небольшие огурчики. Даже легкое прикосновение к созревшему плоду вызывает потрясающий эффект! В одно мгновение «огурец» отрывается от плодоножки, а из образовавшегося в основании плода отверстия выбрасывается сильная струя слизи, увлекающей за собой семена. Огурец может «плюнуть» в лицо или на одежду. Сам плод при этом, подобно ракете, движется в противоположном направлении. Семена бешеного огурца рассеиваются на расстояние до 10 метров!

   Не менее интересна недотрога обыкновенная, повсеместно произрастающая близ людских жилищ или по лесным оврагам. Когда на сочных, нежных стеблях недотроги висят желтенькие трубчатые цветки, можно пройти рядом, не обратив на нее внимания. Но потом на их месте созревают длинные зеленые стручковидные плоды, которые не заметить уже труднее. Легкое прикосновение к ним вызывает настоящий выстрел!

? Как вы думаете, какое значение в жизни растений имеет распространение плодов и семян?

(для распространения растений)

? Как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома?

(ветром, животными, человеком)

Физ.минутка:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел

4.Рефлексия

  •  Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке?

(распространение плодов и семян)

  • Что вы узнали сегодня на уроке?

(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными, водой)

 Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)

Дом зеленый тесноват:

      Узкий, длинный, гладкий.

  В доме рядышком сидят

                                                       Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

                                                       Поскакали кто куда

                                                  Круглые ребятки.             (горох, саморазбрасывание,

створки высыхают и открываются)

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем –

Много зерен соберем,

Их пожарим, погрызем,

                                                       А приедут гости –

                                       Им дадим по горсти.   (подсолнух, животными,

человеком)

   На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

                                                      Ветерочек прошуршал

                             И развеял этот шар.   (одуванчик, ветром,

                                                                    парашютики)

    Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

          Здесь дрозды, скворцы снуют

                                                           И, галдя, его клюют.    (рябина, птицами и животными,

                                                                                             семена не перевариваются)

Кто не прикасается,

                                                             За того цепляется.

       Привязчивый и колкий,

                                               Кругом торчат иголки.  (репейник, животными

 и человеком,

острые зубчики цепляются за шерсть

 животных или одежду человека)

3) Заполнение таблицы:

Способы распространения плодов и семян

Способ распространения плодов и семян

Название растения

Приспособление к распространению

Пример заполнения:

Способы распространения плодов и семян

Способ распространения плодов и семян

Название растения

Приспособление к распространению

Водой

Ветер

Саморазбрасывание

Животные и человек

Ольха, кокосовая пальма

Ива, тополь, осина

Одуванчик

Берёза, ясень, клён

Недотрога, горох, фасоль, акация

Лопух, череда

Рябина, бузина, брусника, черника, черемуха

Плоды лёгкие, не тонут в воде

Смена покрыты белыми пушистыми волосками

«Парашютики»

Крыловидные выросты

Створки высыхают, разрываются, скручиваются и семена разбрасываются

Острые зубчики и крючки

Семена имеют твердую оболочку, поэтому они не перевариваются

5. Задание на дом: учить параграф 31, ответить на вопросы на странице 139.

Список используемой литературы:

  1. Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.:»Первое сентября», 2002 (Я иду на урок).
  2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2003.
  4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004.
  5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2002.
  6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград.: Учитель, 2005.
  7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
  8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.: рабочая тетрадь/ В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко – М.: Дрофа, 2005.



Предварительный просмотр:

Тест Строение семени. Виды корней и типы корневых систем.

Вариант 1.

1. Из чего состоит семя?

2. Как называются растения с одной семядолей?

 А) однодольные Б)однодомные  В)дввудольные

3. Многие двудольные растения имеют:  А) мочковатую корневую систему  Б) только придаточные корни;  В) стержневую корневую систему 4) боковые и придаточные корни.

4. Питательные вещества  семени пшеницы находятся в

А) корешке  Б) семядоле    В) эндосперме   4) семенной кожуре.

5. Придаточные корни образуются:

А) на боковых корнях

Б) на главном корне

В) из зародышевого корешка

Г) от нижней части стебля и листьях

6. Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса «Однодольные»:

A) Две семядоли

Б) Мочковатая корневая система

B) Стержневая корневая система

Г) Одна семядоля

Тест Строение семени. Виды корней и типы корневых систем.

Вариант 2.

1. Каково строение зародыша семени?

2. Как называются растения с двумя семядолями?

 А) однодольные   Б) однодомные    В) двудольные

3. Эндосперм — это

А) зародыш семени             Б) запасающая ткань семени

В) покров семени                Г) семядоля

4. Однодольные растения

А) помидор и фасоль

Б) рис и пшеница

В) дуб и яблоня

5. Боковые корни образуются:

А) на главном корне и придаточных

Б) из зародышевого корешка

Г) от нижней части стебля и листьях

6. Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса «Двудольные»:

A) Две семядоли

Б) Мочковатая корневая система

B) Стержневая корневая система

Г) Одна семядоля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...

Информация об учениках и их достижениях

Предложенные таблицы отражают факт активного участия учащихся Татьяны Леонидовны в различных конкурсах и олимпиадах.От заинтересованности учителя во внеклассной работе зависит заинтересованность и увл...

Информация для учеников 5 классов

Различные задания, тесты, презентации...