Информация для учеников 8 класса
материал по биологии (8 класс)

Сутормина Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:

Автор разработки:  Галиновская Яна Владимировна

учитель биологии и химии МБОУ «сш №9 с УИОП» г. Нижневартовск ХМАО-Югра.

Тема урока: Работа мышц.

Цель урока: 

1.Познакомить с условиями функционирования мышц, дать представление о системе, которая управляет сокращением мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц.

2.Закрепить представления о взаимосвязи строения и функциях мышц.

Оборудование: таблица «Скелетные мышцы человека», модель торса человека, таблица «Ткани», микроскопы и микропрепараты видов мышечной ткани, таблица «Строение рефлекторной дуги».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний.

Устно проводится  фронтальный опрос , часть учащихся отвечает у интерактивной доски, рисуя схему строения мышц, показывая основные мышцы человека.

1.Перечислите основные функции мышечной ткани в организме.

2.Найти на своем теле мышцы: жевательные, большие грудные, четырехглавый разгибатель, двуглавый сгибатель, икроножную, грудино-ключично-сосцевидную.

3. Чем жевательные мышцы отличаются от  остальных?

4. В каких движениях они участвуют?

5. Укажите мышцы, особенно  развитые у человека  в связи с его вертикальным положением и ходьбой.

3 Изучение нового материала.

Любая работа требует затраты энергии. Мышца при напряжении и сокращении производит работу.

Вопрос классу:  За счет какой энергии она работает?

Органические вещества,  попавшие в организм в пищеварительной системе подвергаются распаду, а потом и окислению, в результате которого  выделяется энергия, которая используется в дальнейшем на работу выполняемую мышцами. При этом возникает  необходимость усиления притока кислорода  и уноса избытка углекислого газа.

Вопрос классу: Каким путем извещается сердце  о необходимости  притока кислорода и уноса углекислого газа?

(рецепторы  в мышцах – сигнал в ЦНС (о работе мышц)-сигналы, побуждающие усилить работу дыхательных мышц и сердца, а также химические вещества, накапливающиеся в мышцах в процессе работы ( молочная кислота).

Утомление мышц.

Решите задачу: При рефлекторном сокращении мышцы лягушки в организме, т. е. когда ответ следовал за раздражением рецепторов кожи, через  не очень продолжительное время наступало утомление и,  мышца переставала сокращаться. Эту  же мышцу вместе с нервами быстро изолировали из организма, и  она при  раздражении  через нерв сокращалась  более длительное время. Но когда мышца снова перестала отвечать на раздражение  и нерв удаляли, она сокращалась еще некоторое время  при непосредственном раздражении. Нерв, отделенный  от мышцы, тоже долго не терял способности проводить возбуждение.

Вопрос классу: Какие выводы можно сделать, где скорее наступает утомление- в мозгу, в нерве, в мышце или в месте перехода нерва в мышцу?

Выводы:

Утомление развивается раньше всего в ЦНС, затем в переходе нерва в мышцу, затем уже в самой мышце.

Утомление развивается в результате временного изменения обмена  веществ в нервной системе и мышцах. Во время длительной работы накапливаются вещества, которые препятствуют проведению возбуждения и сокращению мышцы. Нужно время отдыха, чтобы восстановилась работоспособность участков нервной и мышечной системы.

Запись в тетради: Утомление – физиологическое состояние временного снижения работоспособности, возникающее в результате работы мышц.

Мышцы, сокращаясь или напрягаясь выполняют работу: динамическую  и статическую.

Задание: Используя текст учебника объясните, чем они отличаются. Приведите примеры.

Запись в тетради с комментариями учителя:

Работа – необходимое условие существования мышц, состояние активного напряжения.

Тонус – состояние длительно удерживаемого незначительного напряжения мышц.

Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц.

Работа мышц.

Статическая – активная фиксация органов относительно друг друга и придание определенного положения телу. При этом мышцы развивает напряжение без изменения своей длины.

Динамическая – смещение одних органов относительно других, перемещение тела в пространстве. При этом мышца изменяет длину и толщину.

Величина работы мышцы зависит от силы мышцы и ее длины.

Сила мышцы прямо пропорциональна поперечному сечению всех волокон данной мышцы.

Проявление силы мышцы зависит от ряда факторов: анатомических, механических, физиологических, психологических.

– Каким же образом происходит управление сократительной активностью мышц?

Регуляция мышечных сокращений.

1. Нервная.

Произвольная – рецепторы мышц и сухожилий получают сигналы из коры головного мозга.

Непроизвольная – рецепторы мышц и сухожилий получают импульсы из спинного мозга и стволовой части головного мозга.

2. Гуморальная.

Ионы кальция усиливают мышечные сокращения, а молочная кислота замедляет сокращения и вызывает развитие утомления.Следует подчеркнуть, что мышечная работа всегда согласована, для этого существует мышечная координация. Когда работают одни мышцы, другие – расслабляются, отдыхают.

Осанка – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц: формируется от 5 до 18 лет; поддерживается статическим напряжением мышц; зависит от строения скелета, формы позвоночного столба.

Мышцы сгибатели и разгибатели.

Задание :Согните руку в локтевом суставе и, найдите выше локтя мышцу-сгибатель и мышцу-разгибатель. Определите на ощупь, в каком состоянии находятся эти мышцы. Объясните, почему мышцы-сгибатели и разгибатели не мешают друг другу при движении руки, хотя оно действительно противоположно.

Вывод: Возбуждение двуглавой мышцы через ЦНС вызывает расслабление трехглавой.

Мышцы, выполняющие одно и то же движение, называются синергистами.

Мышцы, выполняющие противоположные действия, называются антагонистами. Определенное развитие мышц человеческого тела формирует осанку.

4 .Закрепление.

Терминологический диктант. (учитель дает формулировку, а обучающиеся записывают номер термина.)

1 Утомление

2. Синергисты.

3. Антагонисты.

4. Осанка

5. Динамическая

6. Статическая

7. Атрофия

8. Работа

9. Тонус

10. Сгибатели

Домашнее задание; выучить параграф учебника. Подготовить сообщение или презентацию по теме «значение физических упражнений для правильного формирования и развития мышц», «Предупреждение искревления позвоночника и плоскостопия», «Профилактика утомления мышц»



Предварительный просмотр:

Автор: учитель биологии Дерачиц Елена Ильясовна

Тема урока: «Скелет человека. Осевой скелет»

Класс 8.

Литература: Биология: Человек. 8 кл.: учебник/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.-2-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2015.-416с.Ж ил. ISBN978-5-358-15334-9

Цели: на основании знаний учащихся о строении скелета млекопитающих сформировать  сходство и отличие скелета человека и животного.

Образовательные результаты:

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,

- познание особенностей строения  скелета, его функций.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи,

- определение содержания   и последовательности учебного материала, основываясь на ранее полученных знаниях.

Познавательные УУД:

- работа с текстом,

- самостоятельное формулирование задачи и  выделение главного,

- осмысление полученной информации,

- синтез – составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

- овладение понятийным аппаратом биологии,

- формирование систематизированных представлений о строении и функциях органов и систем органов организма человека, о регуляции процессов жизнедеятельности и об организме как едином целом.

Задачи:

  • сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека; 

  • выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих;

  • показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

1.Как называется система органов, куда относится скелет?

2.Какую функцию выполняет скелет человека?

3.Какое количество костей в скелете человека?

4.Какие вы знаете типы костей? Ученик выходит к скелету человека и показывает типы костей. (Длинные кости, или трубчатые: кости конечностей. Также плоские кости: лопатки, кости черепа, грудная кость, тазовые кости. Губчатые длинные 6ребра, ключицы. Губчатые короткие: позвонки, кости предплюсны, кости запястья)

5.За счет чего кость растет в длину?

6.За счет чего кость растет в толщину?

7.Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?

8.Объясните, почему  искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей. (У детей в костях относительно велика доля органических веществ, поэтому кости  редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ, поэтому их кости более ломкие)

Новая тема:

   На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как  вы уже  догадались разговор пойдёт  о скелете.
“Движение – это жизнь”, -  как заметил Вольтер.

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения! На этот  проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека. Осевой скелет»

- Что же такое  скелет?

Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих  опорой тела  или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше).  Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным.  Современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.

Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18—25 лет. И остаётся 200—213 костей, в зависимости от особенностей организма.

Описание: hello_html_12f58df1.jpg

Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Череп
А — вид спереди;
Б — вид сбоку:

1 — теменная кость;
2 — лобная кость;
3 — клиновидная кость;
4 — височная кость;
5 — слезная кость;
6 — носовая кость;
7 — скуловая кость;
8 — верхняя челюсть;
9 — нижняя челюсть;
10 — затылочная кость

Окружность головы

У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

Вывод:  череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Скелет туловища (рис. 22А стр. 53)   состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков) – рис. 24

 грудной (12) -  рис. 25

 поясничный (5)

 крестцовый (5)         рис. 26

 копчиковый (4-5) .

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует
грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует
поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость — крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то
крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника —
копчик. Он со¬стоит из 4—5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных — только шейный и крестцовый).

Вывод:  Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Физминутка: Встали – я называю кость, а вы её показываете на себе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть,

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной.  Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

- А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.

Функции скелета  человека.  

      Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые  части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются  мышцы.    

Функции скелета  человека

  • Двигательная

     (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

  • Защитная

     (создаёт полости тела защиты внутренних органов).

  • Формообразующая

      (определяет форму и размеры тела).

  • Опорная

       (опорный остов организма).

  • Кроветворная

      (красный костный мозг – источник клеток крови).

  • Обменная

      (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

 А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Заполнение таблицы:

Отделы тела

Отделы скелета

Кости скелета

Тип костей

Характер соединения костей

Особенности скелета человека

Голова

Туловище

Отделы тела

Отделы скелета

Кости скелета

Тип костей

Характер соединения костей

Особенности скелета человека

Голова

Череп

Лицевой отдел черепа

   

Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные.        Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная

Плоские (широкие)

Неподвижный, кроме нижней челюсти

Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

Мозговой отдел черепа

Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая

Плоские (широкие)

Неподвиж -нее (швы)

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

Туловище

Позвоночник

33-34 позвонка

7-шейных,                   12-грудных,                       5-поясничных,             5-крестцовых,             4-5 копчиковых

Короткие

Полуподвижные

S-обр    изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный;               кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка

Грудная клетка

 12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость

Короткие, длинные губчатые

Полуподвижные

Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая

Закрепление

Работа в парах заполнение кроссворда;

Подведение итогов, выставление оценок

Составление синквейна

скелет
осевой добавочный
поддерживает защищает хранит
обеспечивает опору в живых организмах

Домашнее задание: п.11, в. Стр.75.

Рефлексия:

Мы познакомились с новыми терминами. Какими?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Наша цель достигнута?

Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

Какая информация, побуждает меня, к самостоятельным исследованиям?

Мне понравилось с Вами работать?

Молодцы, все вы сегодня обогатились новыми знаниями, а на сколько сейчас мы увидим, проведя опыт. Прошу Вас опустить заработанные молекулы в цилиндр с волшебной водой. Изменился ли уровень воды?



Предварительный просмотр:

Круги кровообращения

Ток крови

Малый круг кровообращения

Большой круг кровообращения

В каком отделе сердца начинается

В каком отделе сердца заканчивается

Где располагаются капилляры

Где осуществляется газообмен

Какая кровь движется по артериям

Какая кровь движется по венам



Предварительный просмотр:

СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА СТРОЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ЖИЗНЕННЫЕ СВОЙСТВА КЛЕТКИ

Вариант I

  1. Что из вышеперечисленного является общим для растительных и животных клеток?

А. Наличие хлоропластов В. Химический состав

Б. 46 хромосом в клетке Г. Одинаковое строение

2. В каких органоидах образуется энергия, необходимая для жизнедеятельности клеток?

A. В рибосомах          B. В эндоплазматической среде

Б. В ядре                      Г. В митохондриях

3. Функцию носителей наследственной информации

А. Белки          Б. Молекулы ДНК    

В. Углеводы     Г. Жиры

4. Какой процесс приводит к равномерному распределению хромосом между дочерними клетками?

А. Питание     Б. Дыхание

 В. Движение Г. Деление

5. Какие противоположные процессы в клетке составляют обмен веществ?

А. Рост и развитие   Б. Покой и возбуждение

 В. Синтез и распад Г. Деление и движение

6. Ферменты — это:

А. Жиры    Б. Углеводы     Б. Белки         Г. Неорганические соединения

7. Проставьте буквы, обозначающие фазы деления клетки, в необходимой последовательности.

A. Расхождение хромосом к полюсам    B. Образование «веретена» деления

 Б. Удвоение хромосом                             Г. Появление двух полностью обособленных клеток

Д. Хромосомы выстраиваются по экватору клетки

Е. Ядерная оболочка исчезает

Ж. Ядро набухает и увеличивается в размерах

8. Какой органоид обеспечивает обмен веществ между клеткой и внешней средой?

А. Цитоплазма Б. Митохондрии В. Мембрана Г. Рибосомы

 9. Хромосомы — носители наследственности; у человека в половых клетках: 

А. 46 хромосом Б. 23 хромосомы В. 48 хромосом

10. Органоиды находятся:

 А.  в ядре Б. в цитоплазме В. на мембране

СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА СТРОЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ЖИЗНЕННЫЕ СВОЙСТВА КЛЕТКИ

Вариант II

  1. Какой органоид является транспортной системой, объединяющей ядро, цитоплазму и другие органоиды друг с другом?

А. Рибосомы         Б. Митохондрии

В. Эндоплазматическая сеть    Г. Лизосомы

2. Синтез белка в клетке происходит:

 А. В лизосомах В. В митохондриях Б. В рибосомах Г. В ядре

3. Что является внутреннем содержимым клетки и обеспечивает ее жизнедеятельность?

А. Ядро    Б. Митохондрии     В. Цитоплазма      Г. Рибосомы

4. Способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией называется:

А. Делением      Б. Возбудимостью       В. Обменом веществ       Г. Ростом

5. Какие процессы составляют обмен веществ?

A. Деление Б. Образование сложных веществ, характерных для каждого типа клеток

B. Увеличение размеров и массы клеток Г. Биологическое окисление органических веществ

 6. Какую функцию выполняют в клетке ферменты?

A. Являются источником энергии        Б. Защитную

B. Являются биологическим катализатором          Г. Осуществляют перенос кислорода

7. Определите последовательность перечисленных процессов:

 A. Деление цитоплазмы, образование двух клеток              Б. Расхождение к полюсам

B. Самоудвоение хромосом            Г. Построение хромосом в центральной плоскости клетки

 Д. Растворение ядерной оболочки               Е. Разбухание ядра и увеличение его в

Ж. Формирование «веретена» деления

8. Какие структуры клетки отвечают за синтез определенных белков?

А. Рибосомы      Б. Лизосомы       В. Гены      Г. Хромосомы

9. Лизосомы — это:

 A. «Энергетические станции» клетки        Б. Носители наследственности  

B. Структуры, в которых образуются вещества, разрушающие и растворяющие ненужные и утратившие свое значение части клетки

Г. Органоиды, на которых образуется белок

10. Органоиды — это:

А. Постоянные клеточные структуры Б. Временные клеточные структуры



Предварительный просмотр:

Тестовая контрольная работа по теме:

«Опорно-двигательный аппарат»

Вариант 1.

При выполнении заданий 1-10 выберите один верный ответ из

4 предложенных.
1. К парным костям мозгового отдела черепа человека относится:
1) теменная;                          2) лобная;

3) затылочная;                      4) носовая.
2
. Плечевая и бедренная кости относятся к группе: 
1) смешанных костей;                  2) губчатых костей;

3) плоских костей;                        4) трубчатых костей.
3. Рост кости в длину осуществляется за счет: 
1)хрящевой ткани;                             2)надкостницы;  

3) желтого костного мозга;               4) красного костного мозга.
4. Неподвижное соединение между собой имеют кости: 

1) плечевая и локтевая;                                2) мозгового отдела позвоночника;

3) грудного отдела позвоночника;              4) бедра и голени.
5. Мышечное утомление наступает быстрее: 

1) при динамической работе;                        2) смене поз;
3) умственной работе;                                    4) статической работе.
6. Скелет и мышцы не выполняют функцию:

 1) защитную              2) двигательную

 3) опорную                4) транспорта веществ

7. К поясу нижних конечностей человека относятся кости: 

1)голени;                                       2)бедра;

3) таза;                                           4) позвоночника.
8. Изгибы позвоночника человека связаны с

 1) прямохождением                                    2) трудовой деятельностью

3) общественным образом жизни               4) переносом тяжестей

9. Скелетные мышцы прикрепляются к костям с помощью: 

1) миофибрилл;                                      2) сухожилий;
3) связок;                                                4) соединительнотканной оболочки.
10. Опорно-двигательный аппарат человека составляют: 

1) кости скелета и сухожилия;                    2) соединительная ткань;

3) кости, их соединения и мышцы;            4) только кости и их соединения.
При выполнении заданий 11-12 выберите 3 верных ответа из 6

11. Что из перечисленного характерно для скелета человека?

1) сводчатая стопа

2) прямой позвоночник без изгибов

3) позвоночник с S-образным изгибом

4) широкий чашевидный пояс нижних конечностей

5) сжатая с боков грудная клетка

6) массивные челюсти

12. Какие мышцы относятся к мышцам туловища?

      1) межреберные мышцы;

      2) икроножная мышца;

      3) мышцы брюшного пресса;

      4) диафрагма;

      5) височная мышца;

      6) надчерепная мышца.

 В задании 13  установите соответствие

Кости скелета

Тип соединения

А) крестцовые позвонки

1) Неподвижное

Б) плечо и предплечье

2) Полуподвижное

В) грудные позвонки

З) Подвижное

Г) кости мозговой части черепа

Д) голень и стопа

Е) копчик

Впишите в таблицу цифры, выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры могут повторяться).

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 14. Вставьте пропущенные термины  в текст

Череп человека.

Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

Перечень терминов:

1. скуловые

2. неподвижно (сращены)

3. 23

4. лонная

5. 220

6. лобная

7. височные

8. неподвижно (швы).

Задание  15. Укажите номер неправильного предложения и исправьте ошибку.

Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.

1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом только при помощи мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.

Тестовая контрольная работа по теме:

«Опорно-двигательный аппарат»

Вариант 2.

При выполнении заданий 1-10 выберите один верный ответ из

4 предложенных.
1. К поясу верхних конечностей человека относятся кости:
1) голени;                                           2) плеча;  

3) предплечья;                                 4) ключицы. 
2. За счет этой структуры происходит рост костей в толщину:
1) суставной хрящ;                                 2) надкостница;  

3) желтый костный мозг;                         4) красный костный мозг.
З. Основу скелетных мышц составляет ткань: 
1) гладкая мышечная;                         2) поперечнополосатая мышечная;  

3) эпителиальная;                            4) соединительная.
4. Парными костями черепа являются:

1) лобные и затылочные кости;              2) лобные и теменные;

3) только височные;                                4) височные и теменные.
5. В состав грудной клетки входит

 1) ключица                       2) лопатка

3) грудина                        4) кость плеча

6. Кости фаланг пальцев — это: 

 1) трубчатые кости;                            2) губчатые кости;  

 3) смешанные кости;                           4) плоские кости.
7. Какую мышцу не относят к системе опоры и движения?

     1) икроножная мышца                     2) сердечная мышца

3) большая грудная мышца            4) двуглавая мышца плеча

8. Непарными костями мозгового отдела черепа человека являются: 

 1) лобная и теменная;                            2) затылочная и теменная;  

3) височная и теменная;                         4) лобная и затылочная.
9. Явление, при котором происходит снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы, называют:

 1) замедлением;                     2) утомлением;

  3) усталостью;                      4) торможением.
10. Какие функции выполняет красный костный мозг?

 1) кроветворный орган;                     2) часть нервной системы;

 3) депо крови;                                     4) запасные органические вещества.

При выполнении заданий 11-12 выберите 3 верных ответа из 6

11. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?

1) позвоночник имеет пять отделов

2) стопа имеет свод

3) мозговой отдел черепа больше лицевого

4) имеются парные суставные конечности

5) в шейном отделе семь позвонков

6) форма позвоночника S–образная

12. Какие мышцы  не относятся к мышцам туловища

     1) межреберные мышцы;

      2) икроножная мышца

      3) мышцы брюшного пресса;

      4) трапециевидная мышца;

      5) височная мышца;

      6) жевательные мышцы.

 В задании 13  установите соответствие

Установите соответствие между костями и типом соединения

Кости

Тип соединения

А) кости таза

1) Неподвижное

Б) фаланги пальца

2) Полуподвижное

В) кости мозгового отдела черепа

3) Подвижное

Г) позвонки шейного отдела позвоночника

Д) бедренная кость с костями таза

Е) кости рёбер с грудиной

Впишите в таблицу цифры, выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры могут повторяться).

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 14. Вставьте пропущенные термины  в текст

МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

Волокна скелетных мышц под микроскопом ___________(А). Их длина составляет ___________(Б). Волокна сердечной мышечной ткани, в отличие от поперечнополосатой скелетной, имеют контактные участки. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних органов, называют ___________(В) мышечной тканью. Для всех типов мышечных тканей характерные свойства — возбудимость и ___________(Г).

Перечень терминов:

1. поперечнополосатая

2. гладкая

3. не поперечно исчерчены

4. поперечно исчерчены

5.  10-12 см

6. 0,1 мм

7. проводимость

8. сократимость

Задание  15. Укажите номер неправильного предложения и исправьте ошибку. 

Скелет головы.

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к лицевому отделу. 5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

Критерии оценивания работы обучающихся

Задания номер 1-10 оцениваются  - 1 баллом

Задания 11-15 оцениваются  - 2 баллами,  выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и  0 баллов, если допущено две и более ошибки

Максимальное количество баллов – 20

Вариант 1

Вариант 2

1

1

1

4

2

4

2

2

3

1

3

2

4

2

4

3

5

4

5

4

6

4

6

4

7

3

7

2

8

1

8

4

9

2

9

2

10

3

10

1

11

134

11

145

12

256

12

256

13

132131

13

131232

14

3768

14

4528.

15

2 – в состав плечевого пояса входят две лопатки и две ключицы.

3 – лопатки плоские кости, состоящие из губчатого вещества.

6 – плечо образовано одной костью – плечевой, а предплечье – двумя: локтевой и лучевой

15

2. У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

3. Кости черепа соединены между собой неподвижно с помощью швов.

4. Лобная кость относится к мозговому отделу черепа.

“2”- менее 50%

“3”- 50%-65%

“4”- 65%-85%

   “5”- 85%-100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...

Информация об учениках и их достижениях

Предложенные таблицы отражают факт активного участия учащихся Татьяны Леонидовны в различных конкурсах и олимпиадах.От заинтересованности учителя во внеклассной работе зависит заинтересованность и увл...

Информация для учеников 5 классов

Различные задания, тесты, презентации...