Открытый урок "Работа с цифровым микроскопом"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Камышанская Валентина Васильевна

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Моя педагогическая работа»

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём

у наших детей, завтра»      Джон Дью

    Любая педагогическая работа – это практическая деятельность, особенно для учителя биологии. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Преодолеть этот разрыв в современной школе можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято называть методической культурой. Возможным это становится только тогда, когда осмыслены основные причины, породившие отставания практики от теории.

Актуальность выбранного нами направления совершенствования научно- методической работы в школе объясняется тем, что воспитать человек с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавится от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что повышает его конкурентоспособность среди педагогов. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы. Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. На сегодня востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого, оказались бы на уровне сложностей, которые ставит общество. В современных реалиях образовательному учреждению нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели.

Известный педагог А.С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Достичь педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе профессии, а также при овладении системой знаний, навыков и умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и, самое главное, готовности к педагогической деятельности. Это и есть пути формирования педагогического мастерства.

     Методическая работа – важное звено в системе непрерывного образования   членов педагогического коллектива школы, поэтому необходимо создавать все условия для роста профессионального мастерства педагога. Для этого необходима определённая и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую работу и учёбу на местах. Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности. Именно так строилась методическая работа в школе и это нас устраивало. Но, учитывая новые ценности образования и методической работы необходимо определить новые цели и разработать свою модель методической работы.

В ФГОС НОО в разделе 4 «Требования к условиям реализации ООП НОО» в пункте 26 говорится что, информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информации.

Биология это, та наука, которая всегда интересна детям, поэтому я стараюсь процесс обучения направлять на самостоятельное его получение в ходе практической и экспериментальной деятельности. Ведь биология входит в цикл естественнонаучных дисциплин, где ничего не принимается на веру. Я стараюсь включить в свои уроки практическую деятельность, поиск, чувства и переживания, анализ и обсуждение, и оценивать не только знания, но и другие показатели: участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материалов из различных источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выражать свое отношение к изучаемому материалу, самостоятельность при поиске материала. Ведь именно эти качества и умения всегда ценились в людях.

   Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования.

Природа и общество — мир, в котором живет маленький человек, — исключительно интересны для его активного освоения и исследования. К началу обучения в школе многие представления ребенка нуждаются в уточнении, расширении, корректировке и объективизации. Школа должна предложить ребенку замечательные инструменты, которые помогут ему оценивать, уточнять, определять зависимости, анализировать все то, что до этого он просто наблюдал, воспринимая на веру взрослые оценки и определения. Причем важно, чтобы инструменты позволяли не только увидеть результат в виде числа, но и рассмотреть процесс. Нужны измерители — и не только линейки и весы, но и термометры, барометры, гигрометры и прочие инструменты. В стандарте сказано, что выпускник начальной школы должен уметь проводить наблюдение (включая наблюдение микрообъектов), эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, проводить цифровое и традиционное измерение

   При использовании световых микроскопов всеми учащимися на лабораторных работах у учителя возникает трудность в контроле над правильностью настройки микроскопов у учащихся – элементарно не хватает времени заглянуть в каждый микроскоп. Цифровой микроскоп позволяет решить и эту проблему.  Цифровой микроскоп — это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим возможность передачи на компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в том числе и в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.

При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Программа, которая устанавливается на компьютере, возможно, хранить информацию, распечатать или включить в презентацию. Микроскоп, также можно использовать в проектной и исследовательской деятельности.

     Важная роль учителя, который сможет заинтересовать и увлечь, покажет учащимся таинственный и увлекательный мир. Совместная работа в виртуальных лабораториях поможет в этом. Предлагаю вашему вниманию «мастер-класс», который поможет учителям в практической деятельности.


    Слайд 1.           Тема мастер – класса «Работа с цифровым микроскопом».

Цели мастер класса:

  • Образовательные: показать методы, которыми можно пользоваться при  работе с микроскопом; познакомить педагогов с устройством цифрового микроскопа, правилами техники безопасности при работе с микроскопом и при приготовлении микропрепаратов; научиться пользоваться микроскопом, изготавливать временные микропрепараты;
  • Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и групповой работе.
  • Формировать УУД: 
  • Личностные УУД: проявлять познавательный  интерес к изучению цифрового микроскопа; понимать: учебные задачи и стремиться  их выполнить.
  • Регулятивные УУД: осуществлять целенаправленного поиска ответов на поставленные вопросы;  выполнять задания в соответствии с целью.
  • Коммуникативные УУД: обсуждать проблемные вопросы, стремиться к сотрудничеству, в рамках учебного диалога, при работе в группах,  в поиске и сборе информации.
  • Познавательные УУД: рассматривать и пояснять готовые микропрепараты; выполнять логические операции при решении проблемной ситуации.

Тип мастер - класса: урок введения нового материала.

Форма работы: групповая работа.

Основные понятия: цифровой микроскоп.

Ресурсы: рабочая лист, цифровой микроскоп, готовые микропрепараты; презентация «История создания микроскопа», образцы исследуемого материала.

Слайд 2. План работы

  1. Вводное слово. Актуализация.

Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования.  Природа и общество – мир, в котором живёт маленький человек, - исключительно интересны для его активного освоения и исследования. К началу обучения в школе многие представления ребёнка нуждаются в уточнении, корректировки и объективности. Школа должна предложить ребёнку замечательные инструменты, которые помогут ему оценивать, уточнять, определять зависимости, анализировать всё то, что до этого он просто наблюдал, воспринимая на веру взрослые оценки и определения.  Причём важно, чтобы инструменты позволяли не только увидеть результат, но и рассмотреть процесс. В стандарте сказано, что выпускник начальной школы должен уметь проводить наблюдения (включая наблюдение микрообъектов), эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, проводить цифровое и традиционное измерение.

Предлагаю Вам несколько вопросов.

  1. Есть ли памятник микроскопу? Есть. Слайд 3.
  2. Как Вы думаете, есть золотой микроскоп?  Золотого нет, а премия «Золотой микроскоп» есть. Её вручают клинико-диагностическим лабораториям, достигшим определённых успехов. Слайд 4.
  3. Что общего между соколом и микроскопом? Самый мощный микроскоп «Соколиный глаз». Новый электронный микроскоп установил новый рекорд разрешения — менее 0,05 нм, вчетверо меньше диаметра атома углерода.  Слайд 5.
  4. Слайд 6 .Одно из созвездий, которое можно увидеть как жителям Северного полушария, так и Южного. В первый осенний месяц, когда Козерог находится в точке зенита, под ним выглядывает малоизученный участок неба — это и есть созвездие Микроскоп.
  5. Слайд 7.  Это стихотворение написал энциклопедист, физик, химик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, филолог, поэт, художник – в общем «универсальный человек».    Михаил Васильевич Ломоносов.

Слайд 8 Микроскоп Левенгука

1 этап Теоретический.   Слайд 9.

При использовании световых микроскопов всеми учащимися на лабораторных работах у учителя возникает трудность в контроле над правильностью настройки микроскопов у учащихся – элементарно не хватает времени заглянуть в каждый микроскоп, практически отсутствует возможность понять, что же в действительности видят ученики. Цифровой микроскоп – это приспособленный для работы в школьных условиях оптический прибор, снабжённый преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим возможность передачи на компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в том числе и в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.

   При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Он даёт возможность:

  1. Изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
  2. Использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся:
  3. Изучать объект в динамике;
  4. Создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
  5. Использовать изображения объектов на бумажных носителях.

   В любом случае важна роль учителя, который сможет заинтересовать и увлечь, покажет учащимся таинственный и удивительный мир вокруг. Совместная работа в виртуальных лабораториях поможет в этом. Предлагаем вашему вниманию «мастер-класс», который поможет учителям в практической деятельности познакомиться с цифровым микроскопом и его возможностями. В программе, которая устанавливается на компьютере, возможно, хранить информацию, распечатать или включить в презентацию. Поскольку микроскоп  позволяет создавать видеозаписи, то фото, сделанное учащимися, работающими в разных группах на уроке, может быть использовано для создания видеоряда, организации контроля знаний на этапе проверки домашнего задания на следующих уроках. В видеофайл можно добавлять новые видео и неподвижные изображения, различные эффекты и надписи, музыкальное и голосовое сопровождение. Микроскоп можно использовать в проектной и исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги, перед вами готовые к работе цифровые микроскопы.

Слайд 10. Правила работы м микроскопом.

Работа будет организована в трёх группах.

2 этап Практический.

                                                                                                          Приложение 1.

Практическая работа группы 1 «Исследователи».

«Рассматривание готовых микропрепаратов под микроскопом»

Цель: отработать практические навыки работы с микроскопом.

Задачи: изучить готовые микропрепараты; ответить на вопросы; Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты, компьютер.

Ход работы: 1. Включите программу «LevenhukLite»  на компьютере для воспроизведения изображения.

2.Выберите в верхнем левом верхнем углу из список камер SCMOS03000КРА, в окне программы появится передаваемое микроскопом изображение объекта.

3.Расположите стекло на предметном столике микроскопа, прижмите зажимами.

4. Нажмите кнопку включения подсветки снизу на микроскопе.

5. Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 4Х.

6. Сфокусируйте микроскоп и увеличьте изображение, переведя револьверное устройство в положение 10Х.

7.  Рассмотрите изображения.

8. С помощью колеса мыши объект можно увеличивать. Для того чтобы сделать фото или видео, нажмите в окне программы соответственное слово. После на линейке появиться значок 0001*. Нажмите на него два раза – Да - Рабочий стол – Имя файла.

Текст. Сложно найти человека, который мог остаться равнодушным к кошкам. Во многом магия кошек возникла благодаря их шерсти. Причудливые пятна леопарда, яркие полоски тигра, роскошная грива льва — красота, которой не устаёшь восхищаться и за которую её обладатели уже немало поплатились. А ведь природа вовсе не заботилась о внешнем виде своих созданий, у неё была задача поважнее: защитить кожу, обеспечить оптимальный теплообмен и наилучшую маскировку. Именно таково назначение шерсти — органа, придающего млекопитающим вообще и кошачьим, в частности, такую привлекательность. В общем и целом, строение кошачьего волоса примерно такое же, как и у всех млекопитающих. Центральную часть занимает сердцевидный слой, состоящий из ороговевших клеток, разделённых воздушными промежутками. В основании и вершине зрелого волоса сердцевина отсутствует, и на её месте образуется полый канал. Снаружи от сердцевины расположен средний, корковый слой, состоящий из вытянутых по оси волоса и спаянных между собой веретеновидных ороговевших клеток. Этот слой обусловливает крепость и упругость волоса. В клетках сердцевины и коркового слоя содержатся зёрна пигмента, придающие волосам ту или иную окраску. Поверхность волоса покрыта тонким чешуйчатым слоем (кутикулой), образованным удлинёнными плоскими ороговевшими клетками, которые не имеют пигмента и защищают волос от вредных воздействий. От формы чешуек кутикулы и их расположения зависит блеск волос — чем они мельче и плотнее прижаты друг к другу, тем ярче сияет шерсть. В отличие от кошек, у собак шерсть, возможно и не такая мягкая, но гораздо более тёплая. Не зря люди с давних времён делали из собачьей шерсти пояса и даже варежки. Наблюдения под микроскопом могут показать, насколько здорова  шерсть животного.

Вопросы.

  1. Что вы увидели в микроскоп?
  2. Общий план строения.
  3. Что делает шерсть кошек гладкой и приятной на ощупь?
  4. Почему шерсть собаки более тёплая?

Задание. 

  1. Сделать снимки.
  2. Включить в Презентацию.
  3. Небольшое выступление.
  4. Выступление по теме «Волос».

                                                                                      Приложение 1.

Практическая работа группы  2 «Сыщики».

«Приготовление временных микропрепаратов, изучение под микроскопом»

Цель: отработать практические навыки работы с микроскопом.

Задачи: изготовить временные микропрепараты, изучить микропрепараты;  

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты, компьютер.

Ход работы: Включите программу «LevenhukLite»  на компьютере для воспроизведения изображения. Выберите в верхнем левом верхнем углу из список камер SCMOS03000КРА, в окне программы появится передаваемое микроскопом изображение объекта. Расположите стекло на предметном столике микроскопа, прижмите зажимами. Нажмите кнопку включения подсветки снизу на микроскопе. Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 4Х. Сфокусируйте микроскоп и увеличьте изображение, переведя револьверное устройство в положение 10Х. Рассмотрите изображения. С помощью колеса мыши объект можно увеличивать. Для того чтобы сделать фото или видео, нажмите в окне программы соответственное слово. После на линейке появиться значок 0001*. Нажмите на него два раза – Да - Рабочий стол – Имя файла.

 

Текст. Благодаря микроскопу вы можете не только изучать окружающий мир, но и устраивать настоящие проверки продуктам. Вы можете определить, качественный у вас дома мёд или нет. Мёд состоит из природных сахаров – глюкозы и сахарозы. Намажьте немного мёда на предметное стекло и накройте покровным. Если мёд настоящий вы увидите невероятно красивые тонкие кристаллы – это и есть природные сахара. В некачественный  мёд производители подмешивают сахар, который имеет вид небольших глыбок.

Задание.

  1. Приготовить микропрепарат.
  2. Провести исследование.
  3. Сделать снимки.
  4. Включить в Презентацию.
  5. Выступление по теме «Мёд».

                                                                                       Приложение 1.

Практическая работа группы  3  «Путешественники».

«Приготовление  микропрепаратов «Висячая капля. Изучение микропрепарата под микроскопом»

Цель: отработать практические навыки работы с микроскопом.

Задачи: изготовить микропрепарат «Висячая капля», изучить микропрепарат; ответить на вопросы;

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты, компьютер.

Ход работы: Включите программу «LevenhukLite»  на компьютере для воспроизведения изображения. Выберите в верхнем левом верхнем углу из список камер SCMOS03000КРА, в окне программы появится передаваемое микроскопом изображение объекта. Расположите стекло на предметном столике микроскопа, прижмите зажимами. Нажмите кнопку включения подсветки снизу на микроскопе. Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 4Х. Сфокусируйте микроскоп и увеличьте изображение, переведя револьверное устройство в положение 10Х. Рассмотрите изображения. С помощью колеса мыши объект можно увеличивать. Для того чтобы сделать фото или видео, нажмите в окне программы соответственное слово. После на линейке появиться значок 0001*. Нажмите на него два раза – Да - Рабочий стол – Имя файла.

Задание.

1.Приготовить микропрепарат «Висячая капля».

2. Рассмотрите.

3. Ответьте на вопросы.

4. Сделайте снимки.

5. Включите  в Презентацию.

6. Выступление по теме «Простейшие»

Вопросы.

  1. Какие организмы вы увидели в микроскоп?
  2. Почему они называются простейшие?
  3. Каких простейших вы увидели? Назовите их.
  4. Перечислите признаки по которым вы их определили.

Приготовление микропрепарата «Висячая капля».

Пипеткой капните одну каплю полученного вещества на покровное стеклышко, переверните его таким образом, чтобы она свисала. Аккуратно придерживая двумя пальцами, опустите на предметное стекло с круглым углублением, называемым лункой. Капелька должна свободно висеть по центру, не касаясь стеклянных поверхностей. Для лучшего склеивания можно провести герметизацию краев «канадским бальзамом» или вазелином.

Слайд 13. Работа в группах.

Слайд 14. 3 этап
Представление опыта работы с цифровым микроскопом.
Презентация проделанной работы

          4 этап
Рефлексия деятельности (обсуждение участниками своей деятельности в качестве учеников и слушателей)

Слайд 15. Спасибо за внимание!

         

 «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (китайская мудрость).

Поэтому, считаю необходимым в каждый урок включать элементы практической деятельности. В результате у детей формируется целостная картина мира, природы, появляется возможность использовать свои знания на практике. Все открытые уроки, которые я представляла педагогическому сообществу, сопровождались небольшой лабораторной или практической работой.

Важным результатом своей педагогической деятельности я считаю успешность своих учеников и не только по результатам ЕГЭ, чтобы из моих учеников вырос хороший Человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с цифровым микроскопом

Пора готовиться к приходу новых стандартов в среднюю школу....

мастер - класс "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"

В презентации представлен опыт работы учителя с цифровым микроскопом на уроках биологии, показана технология его применения....

Использование цифрового микроскопа на уроках (презентация)

Использование электронного микроскопа на уроках биологии...

Использование цифрового микроскопа на уроках

Использование цифрового микроскопа на уроках...

Использование цифрового микроскопа на уроках биологии и во внеурочное время

Данная статья посвящена использованию цифрового микроскопа в школьном курсе биологии. Его применение даёт весомый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материа...