Главные вкладки

    Использование цифрового микроскопа на уроках
    методическая разработка по биологии по теме

    Бурматнова Ольга Алексеевна

    Использование цифрового микроскопа на уроках

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл cifr_mikr.docx21.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование цифрового микроскопа на уроках биологии


    Начало ХХI в. проходит под знаком модернизации школьного образования.

    Появляются новые педагогические технологии, методики, учебники. 

    Совершенствование средств и методов преподавания биологии должно ориентироваться на развитие познавательной деятельности и творческого мышления учащихся, выработку умений применять знания на практике. Для существенного улучшения организации обучения необходимо обращать внимание на такие формы работы, которые активизируют работу учеников. Всё шире в учебный процесс внедряются информационные технологии.

    Сейчас компьютеры с проекционными устройствами, интерактивные доски появились во многих школьных кабинетах. Многие уроки биологии проходят с использованием компьютерной техники 
    К инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках биологии относится цифровой микроскоп. 

    Цифровой микроскоп сочетает в себе световой микроскоп и цветную цифровую камеру, оптическая ось которой совпадает с оптической осью микроскопа. Световой микроскоп можно использовать и без камеры, которая устанавливается на место окуляра после настройки изображения. Камера имеет подключение к USB порту компьютера. 

    Что позволяет сделать цифровой микроскоп?

    1. Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик, 
      в 10, 60 и 200 раз (переход осуществляется поворотом зелёного барабана)
    2. Использовать в качестве исследуемых равно как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные
    3. Исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик
    4. Фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы
    5. Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера
    6. Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров – от 4-х кадров в секунду до 1 в час Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее. Собирать из полученных результатов фото- и видео-съёмки демонстрационные подборки-«диафильмы» (память программы может хранить одновременно 4 последовательности, включающих до 50 объектов каждая). Впоследствии подборку кадров, временно неиспользуемую, можно спокойно разобрать, так как графические файлы остаются на жёстком диске компьютера
    7. Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах:
      9 уменьшенных изображений на листе А4, лист А4 целиком, увеличенное изображение, разбитое на 4 листа А4
    8. Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор

    Надо сказать, что работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.

    Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя биологии при проведении лабораторной работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно – в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина…

    В этом случае реально производимые и одновременно демонстрируемые через проектор действия с препаратом и получаемое при этом изображение – лучшие помощники. 
    Они наглядно предъявляют ученику правильный образ действия и ожидаемый результат. Резкость изображения и в компьютерном варианте микроскопа достигается с помощью поворота винтов. 
    При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Он дает возможность:

    1. изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;
    2. использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
    3. изучать объект в динамике;
    4. создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме;
    5. использовать изображения объектов на бумажных носителях.

    Важно и то, что можно указать и подписать части препарата, собрав из этих кадров слайд-шоу. Сделать это можно как сразу на уроке, так и в процессе подготовки к нему.

    Цифровой микроскоп используется при проведении следующих лабораторных работ:

    6 класс

    1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
    1. Строение семян двухдольных и однодольных растений
    1. Изучение внешнего и внутреннего строения стебля на готовых микропрепаратах  
    2. Строение цветка
    3. Изучение внешнего состояния корня
    4. Изучение внешнего и внутреннего строения листа на готовых микропрепаратах
    5. Изучение внешнего строения водорослей
    6. Изучение строение плесневых грибов

    7 класс

    1. Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание
    2. Наблюдение за движением простейших
    3. Наблюдение за поведением, передвижением, ответом на раздражение прудовика
    4. Строение пера птицы

          5.   Внешнее строение раковин моллюсков

    8 класс

    1. Изучение микроскопического строения крови; сравнение эритроцитов крови человека и лягушки

    9– 11 классы

    1.Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток

    1. Сравнение растительной и животных клеток. Многообразие клеток
    2. Наблюдение клеток растений и животных, бактерий под микроскопом и их описание и сравнение
    3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
    4. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
    5. Изучение строения дрожжей под микроскопом

    Демонстрации:

    Разложение ферментом каталазой пероксида водорода
    Следы зон роста на спилах трубчатых костей.

    1. Использование микроскопа при проведении лабораторных работ.
    В ходе лабораторной работы использую традиционные микроскопы (работа в паре) и один цифровой микроскоп. После того как учащиеся рассмотрели приготовленные самостоятельно микропрепараты в своих микроскопах, вывожу изображение объекта на экран через проектор и акцентирую внимание учащихся на главном. Теперь учащиеся точно знают, что они должны будут увидеть в микроскоп.

    3. Цифровой микроскоп позволяет создать – наглядное пособие, т. е. использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения новой темы или при опросе учащихся.

    4. Использование микроскопа при проведении демонстраций

    Демонстрации:
    Следы зон роста на спилах трубчатых костей.
    Строение крыла бабочки

    5.Изучение объекта не только статически, но и в динамике. 
    Преподавание биологии в школе в обязательном порядке сопровождается демонстрационным экспериментом. Выделяемые пузырьки газа кислорода доказывают активность ферментов-белков в живых клетках. Ход эксперимента учащиеся наблюдают на экране и делают выводы. При такой организации урока учащиеся могут сравнить результаты своей работы с результатами той работы, которую провел учитель. Такие методы работы развивают самостоятельность, критическое мышление, наблюдательность у учащихся, а также позволяют экономить время, затрачиваемое учителем на индивидуальные комментарии и консультации, которые приходится давать во время проведения практических работ по стандартной методике каждой паре учащихся. Это особенно актуально при проведении самых первых практических работ. 

    6. Использование микроскопа для внеурочной работы с детьми, увлекающимися биологией.
    Это рассматривание тычинок и пестиков цветка, различные ткани растений.
    Для членистоногих – это все их интересные части: лапки, усики, ротовые аппараты, глаза, покровы (например, чешуйки крыльев бабочек). Для хордовых – чешуя рыбы, перья птиц, шерсть, зубы, волосы, ногти, и многое-многое другое. Это далеко не полный список.
    Важно и то, что очень многие из указанных объектов  после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых – взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать, не моря, поместив в специальные миниатюрные чашечки Петри. 
    Использование цифрового микроскопа в образовательном  процессе нацелено на:

    1. повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;
    2. проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
    3. реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ - насыщенной среде;
    4. изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности;
    5. организацию исследовательской деятельности учащихся.

    Работа с цифровым микроскопом или разнообразными программными продуктами  ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, гербариями, световыми микроскопами. Нужно понимать, что это всего лишь один из методических приемов, позволяющих разнообразить проведение урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер - класс "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"

    В презентации представлен опыт работы учителя с цифровым микроскопом на уроках биологии, показана технология его применения....

    Использование цифрового микроскопа на уроках (презентация)

    Использование электронного микроскопа на уроках биологии...

    Использование цифрового микроскопа на уроках биологии и во внеурочное время

    Данная статья посвящена использованию цифрового микроскопа в школьном курсе биологии. Его применение даёт весомый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материа...

    Использование цифрового микроскопа на уроках биологии

    Появление цифрового микроскопа в школе, не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать урочную и внеурочную деятельность.Использование цифрово...

    Использование цифрового микроскопа на уроках биологии

    Появление цифрового микроскопа в школе, не только позволяет ученикам увидеть нечто новое, но прежде всего помогает учителю грамотно организовать урочную и внеурочную деятельность.Использование цифрово...

    Проект "Использование цифрового микроскопа на уроках биологии"

    Данная работа исследует возможности цифрового микроскопа, положительные и отрицательные моменты в работе учителя и учащихся на примере конкретной темы из курса "Человек и его здоровье" - "Ткани ...

    Перспективы использования цифрового микроскопа на уроках биологии

    В данной статье приводятся доводы использования цифрового микроскопа на уроках биологии на всех ступенях образования в школе....