Календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс В.И. Сивоглазов
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Таскаева Надежда Анатольевна

Календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс В.И.Сивоглазов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_biologii_9_kl._sivoglazov.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Разгонская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено

на заседании МО

учителей – предметников

Протокол №1

от 23.08. 2020 г.

Согласовано

заместителем директора по УВР МКОУ Разгонской СОШ

__________ Н.Ю.Горина

23.08.2020 г.

 Утверждено

 приказом директора

 МКОУ Разгонской СОШ

от 24.08. 2020 г.№59

Календарно-тематическое планирование

по биологии   9 класс

         составитель: Таскаева Надежда Анатольевна,

учитель биологии,

I кв. категория

2020-2021 учебный год

2 часа  в неделю по учебному плану

   Календарно — тематическое планирование по биологии  9 класса  разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования, утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года

-Примерной  рабочей программой. Предметная линия учебников В.И. Сивоглазова,. Биология 5-9 классы» М., «Просвещение», 2020;

Учебник. Биология.9, В.И. Сивоглазов, А.А. Каменский М.: «Просвещение»,2019 г

№ урока

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Дата

Введение (2 ч)

1

Признаки живого. Биологические науки. Методы биологии

Биология — наука о живых организмах. Признаки живых организмов. Биологические науки. Методы биологии

Характеризовать основные признаки живого. Определять объекты изучения биологических наук. Выделять основные методы биологических исследований

2

Уровни организации живой природы. Роль биологии в формировании картины мира

Живая природа как биологическая система. Уровни организации живой природы. Значение биологических знаний в практической деятельности человека

Характеризовать живую природу как биологическую систему. Характеризовать уровни организации живой материи. Объяснять роль биологических знаний в жизни человека

Раздел 1. Клетка (9 ч)

3

Клеточная теория. Единство живой природы

Клеточный уровень организации живой материи. Клетка — элементарная единица живого. Становление клеточной

 еории. Работы М. Шлейдена, Т. Шванна. Современная клеточная теория

Оценивать вклад учёных М. Шлейдена и Т. Шванна в развитие клеточной теории. Объяснять основные положения современной клеточной теории. Объяснять значение клеточной теории для развития биологии и других биологических наук

4

Строение клетки

 

Основные органоиды клетки, их строение и выполняемые функции. Строение эукариотической клетки.

Обобщать полученные ранее знания о клетке, её строении, функциях её органоидов.Выявлять существенные признаки строения органоидов клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями органоидов клетки. Различать на рисунках, в таблицах основные части и органоиды клетки.

5

Строение клетки.

 Подготовка к ГИА по биологии

6

Многообразие клеток

 Возникновение клетки как этап эволюционного развития жизни. Многообразие клеток. Особенности строения клеток эукариот.  

Выделять основные этапы эволюции клеток. Выделять существенные признаки строения клеток прокариот и эукариот. Проводить биологические исследования, сравнивать строение растительной и животной клеток. Фиксировать результаты наблюдений в тетрадь, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

7

Лабораторная работа №1 «Изучение строения клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах»

8

Обмен веществ и энергии в клетке

Обмен веществ и энергии в клетке. Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция в клетке: сущность и значение. Питание и его основные типы

Объяснять сущность понятий «обмен веществ», «ассимиляция», «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции. Различать и характеризовать типы питания

9

Деление клетки — основа размножения, роста и развития организма.

Подготовка к ГИА по биологии.

Биологическая роль размножения. Способы деления клетки. Амитоз. Деление клетки эукариот. Митоз. Фазы митоза

Характеризовать значение размножения организмов. Объяснять сущность понятия «митоз». Сравнивать амитоз и митоз. Различать на рисунках, в таблицах и характеризовать фазы деления клетки

10

Нарушения строения и функций клеток — основа заболеваний

Причины и виды заболеваний человека. Травмы. Инфекционные заболевания. Онкологические заболевания. Генетические нарушения в клетках

Характеризовать виды заболеваний человека. Объяснять причины возникновения заболеваний

11

Контрольная работа №1 по разделу 1 «Клетка».

Клеточная теория. Строение клетки. Многообразие клеток. Деление клетки.

Повторение изученного раздела «Клетка» Выполнение теста в форме ГИА

Раздел 2. Организм (24 ч)

12

Неклеточные формы жизни: вирусы

 История открытия вирусов. Строение вирусов. Бактериофаги. Проникновение вирусов в клетки организма хозяина. Роль вирусов в природе и жизни человека

Выделять основные признаки строения и жизнедеятельности вирусов. Объяснять механизм внедрения вирусов в клетки хозяина. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами

13

Клеточные формы жизни:одноклеточные и многоклеточные организмы, колонии.

Особенности строения и функционирования одноклеточных организмов. Возникновение и биологический смысл многоклеточности. Гипотезы происхождения жизни. Колониальные формы жизни. Первые многоклеточные организмы

Характеризовать клетки одноклеточных как целостные организмы. Объяснять преимущества многоклеточности. Объяснять сущность основных гипотез возникновения многоклеточности. Характеризовать первые многоклеточные организмы

14

Химический состав организма: химические элементы, неорганические вещества.

 Химические элементы. Неорганические вещества. Органические вещества.

 

Обобщать ранее полученные знания. Характеризовать химические элементы, образующие живое вещество. Описывать неорганические вещества, определять их биологическую роль.

15

Химический состав организма: органические вещества (белки, липиды, углеводы)

Белки: строение и функции. Структуры молекул белка. Липиды: строение и функции. Углеводы: многообразие и функции

Характеризовать белки (структурная организация, функции), липиды,углеводы (строение, функции)

16

Химический состав организма: органические вещества (нуклеиновые кислоты и АТФ)

Подготовка к ГИА по биологии.

Строение молекулы ДНК. Репликация. Строение и виды РНК. Биологическая роль нуклеиновых кислот. АТФ — универсальный накопитель и источник энергии

Характеризовать нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) как носители наследственной информации. Выделять существенные признаки процесса репликации. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК, находить различия. Объяснять роль разных видов РНК. Объяснять роль АТФ в клетке

17

Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен (фотосинтез)

Пластический обмен. Автотрофы. Гетеротрофы. Паразиты. Сапрофиты. Фотосинтез (световая и темновая фазы). Космическая роль фотосинтеза. Хемосинтез.

Обобщать ранее полученные знания о способах питания организмов. Объяснять сущность понятия «фотосинтез». Сравнивать фазы фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Объяснять космическую роль фотосинтеза. Объяснять сущность понятия «биосистема».

18

Обмен веществ и энергии в организме: пластический обмен:(синтез белка)

Синтез белка (транскрипция, трансляция)

Выделять и характеризовать основные этапы и основных участников биосинтеза белка в клетке

19

Обмен веществ и энергии в организме: энергетический обмен.

Энергетический обмен. Роль АТФ в энергетическом обмене. Этапы энергетического обмена

Объяснять сущность понятия «энергетический обмен (диссимиляция)». Сравнивать стадии энергетического обмена. Объяснять значение энергетического обмена для клетки и организма. Определять роль АТФ в энергетическом обмене

20

Транспорт веществ в организме. Тест ГИА по биологии

Транспорт веществ в одноклеточном организме. Перемещение минеральных и органических веществ у растений. Транспортные системы животных

Обобщать ранее полученные знания о транспорте веществ в организмах. Характеризовать транспортные системы одноклеточных и многоклеточных организмов. Описывать перемещение воды, минеральных и органических веществ у растений. Сравнивать транспортные системы у животных. Выполнить тест ГИА

20

21

Удаление из организма конечных продуктов обмена веществ.

Продукты жизнедеятельности организмов. Выделение у растений. Выделение у простейших. Появление и развитие специализированных органов и систем выделения у многоклеточных животных. Выделительная система у позвоночных животных

Объяснять сущность понятия «выделение». Обобщать ранее полученные знания о выделении и системах органов выделения у живых организмов. Характеризовать выделительные системы животных

22

Опора и движение организмов

Движение — одно из свойств живых организмов. Опора и движение растений. Раздражимость. Активные (настии, тропизмы) и пассивные движения растений. Опорные системы животных. Внешний и внутренний скелет животных. Разнообразие способов передвижения животных

Объяснять сущность понятий «движение», «раздражимость». Характеризовать движения растений. Сравнивать настии и тропизмы, активные и пассивные движения растений. Сравнивать строение внешнего и внутреннего скелета животных, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать и сравнивать способы движения животных. Выявлять особенности строения животных, связанные с их способом передвижения

23

Регуляция функций у различных организмов

Гомеостаз. Регуляция функций у растений. Гуморальная регуляция. Ростовые вещества (фитогормоны). Регуляция функций у животных (эндокринная система, нервная система). Нейрон. Нервные импульсы. Развитие нервной системы. Нервная система позвоночных животных

Объяснять сущность понятия «гомеостаз». Обобщать ранее полученные знания о регуляции функций у различных организмов. Характеризовать регуляцию функций у растений. Различать и характеризовать гуморальную и нервную регуляции. Сравнивать строение нервных систем разных групп животных. Характеризовать особенности строения нервной системы у позвоночных животных

24

 Подготовка к ГИА по биологии. Регуляция функций у различных организмов

Гомеостаз. Регуляция функций у растений. Гуморальная регуляция. Ростовые вещества (фитогормоны). Регуляция функций у животных (эндокринная система, нервная система). Нейрон. Нервные импульсы. Развитие нервной системы. Нервная система позвоночных животных

Объяснять сущность понятия «гомеостаз». Обобщать ранее полученные знания о регуляции функций у различных организмов. Характеризовать регуляцию функций у растений. Различать и характеризовать гуморальную и нервную регуляции. Сравнивать строение нервных систем разных групп животных. Характеризовать особенности строения нервной системы у позвоночных животных

25

Бесполое размножение

Размножение — один из главных признаков живого. Способы размножения (бесполое, половое). Особенности бесполого размножения. Формы бесполого размножения (деление клетки надвое, почкование, образование спор, вегетативное). Значение бесполого размножения

Объяснять сущность понятий «размножение», «бесполое размножение». Обобщать ранее полученные знания о бесполом размножении организмов. Сравнивать различные формы бесполого размножения. Объяснять биологическую роль бесполого размножения

26

Половое размножение. Мейоз

Половое размножение. Половые клетки: особенности строения. Мейоз. Биологическое значение мейоза. Процессы формирования сперматозоидов и яйцеклеток. Оплодотворение

  Объяснять сущность понятий «половое размножение», «мейоз». Обобщать ранее полученные знания о половом размножении организмов. Выделять особенности мейоза. Сравнивать процессы мейоза и митоза. Сравнивать процессы формирования сперматозоидов и яйцеклеток. Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения

27

Половое размножение

28

Рост и развитие организмов

Рост и развитие организма. Ограниченный и неограниченный рост. Онтогенез.  Непрямой и прямой типы развития. Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза

Объяснять сущность понятий «рост» и «развитие». Обобщать ранее полученные знания о росте и развитии организмов. Сравнивать понятия «рост» и «развитие». Различать и сравнивать непрямой и прямой типы развития. Характеризовать эмбриональный период онтогенеза. Сравнивать основные признаки эмбрионального и постэмбрионального периодов онтогенеза

29

Рост и развитие организмов

Рост и развитие организма. Ограниченный и неограниченный рост. Онтогенез.  Непрямой и прямой типы развития. Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза

Объяснять сущность понятий «рост» и «развитие». Обобщать ранее полученные знания о росте и развитии организмов. Сравнивать понятия «рост» и «развитие». Различать и сравнивать непрямой и прямой типы развития. Характеризовать эмбриональный период онтогенеза. Сравнивать основные признаки эмбрионального и постэмбрионального периодов онтогенеза

30

Наследственность и изменчивость — общие свойства живых организмов.

Понятие о наследственности и изменчивости, их биологической роли. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана

Объяснять биологический смысл понятий «наследственность», «изменчивость». Выявлять основные закономерности наследования. Оценивать вклад Г. Менделя в исследование наследственности и изменчивости. Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности Т. Моргана

31

Наследственность и изменчивость — общие свойства живых организмов. Закономерности наследования признаков

Понятие о наследственности и изменчивости, их биологической роли. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана

Объяснять биологический смысл понятий «наследственность», «изменчивость». Выявлять основные закономерности наследования. Оценивать вклад Г. Менделя в исследование наследственности и изменчивости. Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности Т. Моргана

32

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость

Изменчивость (наследственная и ненаследственная). Модификационная изменчивость. Причины модификационной изменчивости. Норма реакции.

Объяснять сущность понятий «модификационная изменчивость», «норма реакции». Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Проводить биологические исследования, выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов.

33

 Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости. Построение вариационной кривой»

 Модификационная изменчивость. Причины модификационной изменчивости. Норма реакции.

Объяснять сущность понятий «модификационная изменчивость», «норма реакции». Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Проводить биологические исследования, выявлять, наблюдать, описывать признаки изменчивости организмов. Обобщать полученную информацию, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

34

Наследственная изменчивость

Наследственная изменчивость. Мутация. Виды мутаций. Основные свойства мутаций

Объяснять сущность понятия «наследственная изменчивость». Сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать основные виды мутаций. Выявлять особенности мутаций. Объяснять эволюционное значение мутаций

35

Контрольная работа №2 по разделу 2 «Организм»

Неклеточные, клеточные формы жизни, обмен веществ и энергии. Половое, бесполое размножение. Транспорт веществ в организме. Наследственная изменчивость.

Обобщение и систематизация полученных знаний. Выполнение теста в форме ГИА

Раздел 3. Вид (13 ч)

36

Развитие биологии в додарвиновский период

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Работа К. Линнея. Теория Ж. Б. Ламарка. Предпосылка возникновения учения Ч. Дарвина

 Характеризовать представления о сущности и развитии жизни, существовавшие в античный и средневековый периоды истории человечества. Оценивать вклад К. Линнея в развитие биологии. Выделять существенные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка. Оценивать значение теории эволюции Ж. Б. Ламарка для развития биологии. Анализировать предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

37

Чарлз Дарвин — основоположник учения об эволюции

Участие Ч. Дарвина в экспедиции. Основные факты, повлиявшие на изменение мировоззрения молодого натуралиста. Учение об искусственном и естественном отборе. Основные факторы эволюции. Значение теории Дарвина

Анализировать основные факты, обнаруженные Ч. Дарвином в ходе экспедиции. Выделять и объяснять основные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологических наук и роль теории эволюции

38

Чарлз Дарвин — основоположник учения об эволюции

39

Вид как основная систематическая категория живого. Признаки вида

Вид — основная единица биологической систематики. Критерии вида. Структура вида

 Объяснять сущность понятия «вид». Выделять и характеризовать существенные признаки вида. Объяснять, почему для определения вида необходимо пользоваться несколькими критериями. Характеризовать основные критерии вида

40

Популяция как структурная единица вида

Вид. Популяция. Ареал популяции. Численность популяции и её динамика.

Основные демографические параметры популяции. Состав популяции (половая структура, возрастная структура)

Объяснять сущность понятий «популяция», «ареал популяции». Объяснять способы определения численности популяции. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства того, что популяция — форма существования вида

41

Популяция как единица эволюции

Эволюция. Элементарная единица эволюции. Генофонд популяции. Условия, необходимые для осуществления эволюции

Объяснять сущность понятий «эволюция», «генофонд», «популяция». Выявлять и характеризовать факторы, необходимые для осуществления эволюционного процесса. Приводить доказательства того, что популяция — элементарная единица эволюции

42

Основные движущие силы эволюции в природе

Движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, изоляция, естественный отбор). Борьба за существование. Формы борьбы за существование (межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными факторами внешней среды)

 Объяснять сущность понятия «изоляция». Различать и характеризовать основные движущие силы эволюции. Выявлять примеры возможной изоляции видов. Объяснять причины борьбы за существование. Сравнивать формы борьбы за существование, делать выводы на основе сравнения. Оценивать творческую роль естественного отбора в природе

43

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность организмов к условиям среды обитания. Адаптация. Формы адаптаций. Относительный характер адаптаций. Многообразие видов как результат эволюции.

Объяснять сущность понятия «адаптация». Различать и характеризовать основные формы адаптаций. Сравнивать различные формы адаптаций, объяснять их относительный характер. Объяснять причины многообразия видов. Проводить биологические исследования, выявлять и описывать приспособления организмов к среде обитания. Обобщать полученную информацию, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

44

Лабораторная работа №3 «Выявление у организмов приспособлений к среде обитания»

45

Усложнение организации растений в процессе эволюции

Палеонтология. Биологическая история Земли. Обобщение ранее изученного материала об эволюции растений. Развитие жизни и эволюция растений в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры

Объяснять сущность понятий «палеонтология», «биологическая история Земли». Характеризовать развитие жизни и эволюцию растений в архее, протерозое, палеозое, мезозое и кайнозое. Описывать условия обитания организмов в эти геохронологические эры

46

Усложнение организации животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп животных.

Обобщение ранее изученного материала об эволюции животных. Этапы развития животного мира на Земле. Эволюция животных в разные геохронологические эры

Характеризовать основные геологические преобразования в разные геохронологические эры. Характеризовать основные эволюционные преобразования животных, появление основных систематических групп на разных этапах развития Земли

47

Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов

Понятие о селекции. Порода. Сорт. Штамм. Возникновение селекции. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений. Н. И. Вавилов. Гибридизация. Искусственный мутагенез и полиплоидия

 Объяснять сущность понятий «порода», «сорт», «штамм». Объяснять задачи селекции. Определять расположение центров происхождения культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных. Объяснять сущность понятия «гибридизация». Раскрывать сущность современных методов селекции (искусственный мутагенез, полиплоидия)

48

Контрольная работа №3 по разделу 3 «Вид»

Вид. Признаки вида. Популяция как единица эволюции. Результаты эволюции.

Выполнение контрольной работы. Систематизация полученных знаний.

Раздел 4. Экосистемы (20 ч)

49

Экология как наука

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Среды обитания организмов. Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные)

Объяснять сущность понятий «экология», «среда обитания», «экологические факторы». Различать и характеризовать среды обитания организмов. Выделять существенные признаки экологических факторов

50

Закономерности влияния экологических факторов на организмы

Экологические факторы. Изменчивость экологических факторов (регулярная, периодическая, нерегулярная).  Влияние экологических факторов на организмы. Эврибионты. Стенобионты. Взаимодействие факторов среды. Закон минимума Либиха

Объяснять сущность понятий «зона оптимума», «стрессовая зона», «пределы выносливости». Приводить примеры изменчивости экологических факторов. Объяснять влияние экологических факторов на организмы. Характеризовать диапазоны выносливости эврибионтов и стенобионтов. Формулировать закон минимума Либиха

51

Абиотические факторы среды и приспособленность к ним живых организмов

Понятие об адаптации. Абиотические факторы: солнечный свет, температура, влажность, кислород

Характеризовать абиотические факторы среды. Приводить примеры воздействия абиотических факторов на живой организм

52

Биотические факторы. Взаимодействие популяций разных видов

Биотические факторы. Типы взаимодействия видов: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз

Характеризовать биотические факторы. Выделять наиболее распространённые типы взаимодействия видов, приводить примеры этих взаимодействий

53

Экосистемная организация живой природы.

Экосистема, её основные компоненты.

Экосистема и биогеоценоз. Компоненты экосистемы: абиотический компонент (экотоп), продуценты, консументы, редуценты

Объяснять сущность понятий «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз», «экотоп». Выделять существенные признаки экосистем. Характеризовать компоненты экосистемы

54

Структура экосистемы Экскурсия №1: «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Структура экосистемы. Экологическая ниша. Видовая структура экосистемы. Пространственная структура экосистемы

Объяснять сущность понятий «структура», «экологическая ниша». Характеризовать видовую структуру экосистемы. Выявлять особенности пространственной структуры экосистемы

55

Пищевые связи в экосистеме

Пищевые взаимоотношения в экосистеме. Трофическая структура экосистемы. Трофические уровни. Пищевые цепи (пастбищная, детритная)

Характеризовать трофическую структуру экосистемы. Характеризовать трофические уровни экосистемы. Сравнивать пастбищную пищевую цепь с детритной цепью. Составлять простейшие пищевые цепи

56

Экологические пирамиды

Правило экологической пирамиды. Типы экологических пирамид (пирамида биомассы, пирамида энергии). Пищевая сеть

Объяснять правило экологической пирамиды. Характеризовать пирамиду биомассы и пирамиду энергии. Объяснять сущность понятия «пищевая сеть»

57

Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов

История создания искусственных экосистем. Агроценозы. Сравнение искусственных и естественных экосистем. Экосистема городов

Объяснять причины появления искусственных экосистем. Выделять существенные признаки искусственных и естественных экосистем. Сравнивать искусственные и естественные экосистемы. Объяснять причины неустойчивости агроценозов

58

 Подготовка к ГИА по биологии. Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов

История создания искусственных экосистем. Агроценозы. Сравнение искусственных и естественных экосистем. Экосистема городов

Объяснять причины появления искусственных экосистем. Выделять существенные признаки искусственных и естественных экосистем. Сравнивать искусственные и естественные экосистемы. Объяснять причины неустойчивости агроценозов

59

Биосфера — глобальная экосистема. Структура биосферы

Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Основные вещества биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Границы биосферы

Приводить доказательства того, что биосфера — глобальная экосистема. Выделять основные положения учения о биосфере В. И. Вернадского. Описывать основные вещества биосферы. Различать и характеризовать границы биосферы

60

Распространение и роль живого вещества в биосфере

Биомасса, её распространение в биосфере. Роль живого вещества в биосфере

Объяснять сущность понятия «биомасса». Характеризовать распределение живого вещества в биосфере. Объяснять роль живого вещества в биосфере

61

Краткая история эволюции биосферы

Основные этапы развития биосферы нашей планеты

Характеризовать первые живые организмы на Земле. Выяснять причину появления и развития аэробных одноклеточных организмов. Объяснять роль фотосинтеза в эволюции биосферы. Приводить доказательства защитной роли озонового слоя. Оценивать последствия хозяйственной деятельности человека

62

Ноосфера

Ноосфера как сфера разума. Антропогенное воздействие на биосферу на ранних этапах развития человечества. Неолитическая революция. Влияние ноосферы на биосферу

Объяснять сущность понятия «ноосфера». Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Объяснять сущность понятия «неолитическая революция»

63

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы

Экскурсия №2: «Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка)»

Многообразие видов на планете Земля, необходимость его сохранения. Причины вымирания видов. Экологические нарушения

 Характеризовать многообразие видов на нашей планете, объяснять причины его возникновения. Приводить доказательства того, что многообразие видов обеспечивает устойчивость биосферы. Выявлять причины вымирания видов и экологических нарушений

64

Современные экологические проблемы, их влияние на жизнь каждого из нас

Современные экологические проблемы: загрязнение атмосферы, загрязнение водоёмов, перерасход природных вод, загрязнение и истощение почвы, парниковый эффект, уничтожение экосистем. Экологические катастрофы

Объяснять сущность понятия «глобальная экологическая проблема». Выявлять и раскрывать причины усиления влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. Объяснять сущность понятия «экологическая катастрофа». Характеризовать причины антропогенного загрязнения планеты

65

Пути решения экологических проблем

Роль биологических знаний в решении экологических проблем. Охрана окружающей среды. Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки и др.). Рациональное ведение хозяйственной деятельности и рациональное использование природных ресурсов. Внедрение экологически чистого безотходного производства

Объяснять сущность понятия «охрана природы». Раскрывать проблемы рационального природопользования, охраны.

66

Контрольная работа №4 по разделу 4 «Экосистемы»

Экология как наука. Структура экоситсемы. Пищевые связи. Ноосфера. Пути решения экологических проблем.

Выполнение контрольной работы. Обобщение и систематизация полученных знаний

67

Подготовка к ГИА по биологии

Тест ГИА

Повторение ранее изученного материала. Выполнение теста.

68

Подготовка к ГИА по биологии

Тест ГИА

Повторение ранее изученного материала. Выполнение теста.

Список лабораторных работ:

1.  Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах.

2. Выявление изменчивости организмов.

3.  Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Список экскурсий:

1. Изучение и описание экосистемы своей местности.

2. Многообразие живых организмов (на примере парка или природного участка).

Контрольные работы:

Контрольная работа №1 по разделу 1 «Клетка».

Контрольная работа №2 по разделу 2 «Организм»

Контрольная работа №3 по разделу 3 «Вид»

Контрольная работа №4 по разделу 4 «Экосистемы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"

В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...