Лишайники
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Успун-Доржу Долума Васильевна

Лишайники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lishayniki_5kl.docx21.09 КБ
Файл pril_lish_5kl.docx111.62 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии, 5 класс, тема «ЛИШАЙНИКИ».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Планируемые образовательные результаты                

Предметные

 Учащиеся получают представление о лишайниках, как особой группе симбиотических организмов, об особенностях их строения, питания и размножения,        о практической значимости для человека.

Метапредметные

 Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.  

Основные понятия, изучаемые на занятии:  лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.

Вид используемых  ИКТ: работа с компьютером

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне, а я в ответ улыбнусь вам. На такой позитивной ноте, мы начнем наш урок.

Давайте начнем  наш  урок с разминки для мозга. Посмотрите на экран. Предлагаю вам разгадать ребус-кроссворд.

1.Какие растения относятся к низшим? (водоросли)

2.Подземная часть гриба? (грибница)

3.Часть гриба, где образуются споры? (часть плодового тела гриба) (шляпка)

4.Тело водорослей? (таллом)

5. Вещество, входящее в состав водорослей, которую применяют в медицине? (йод)

6.Процесс образования органических веществ у растений? (фотосинтез)

7.Взаимовыгодные отношения между двумя организмами?(симбиоз)

8. С их помощью хламидомонада передвигается? (гиф)

 Итак, отлично. Давайте посмотрим, какое слово у нас с вами получилось? А что это за организм?

(НА СЛАЙДЕ –ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛИШАЙНИКА)

«Трудно себе представить лес без этих существ. В лесах этих созданий очень много! Эти своеобразные организмы часто поселяются на деревьях, на толстых стволах старых берез на опушке леса.Они обычно покрыты серовато-бирюзовым чешуйчатым налетом, а стволы осин украшены яркими желто- оранжевыми «лепешками».Они очень напоминают коросту на теле дерева, или,как говорят в народе, «лишаи».Отсюда и название данных существ».

Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, «Лишайники». Открываем тетради, записываем дату и тему.

 «В 1885 году наш отечественный ученый К.А.Тимирязев назвал этот организм «сфинксом».Скажите,кто же такой сфинкс?Что вам про него известно?»(дети отвечают, что это получеловек-полулев,стражник пирамид и т.д).

-«Совершенно верно.Сфинкс-это гибрид двух животных.Но лишайники никакого отношения к животным не имеют. У нас возникло противоречие. И мы должны эту проблему решить.

 «А чтобы решить сегодня эту проблему, что же мы должны с вами выяснить? (ПОЧЕМУ ТИМИРЯЗЕВ НАЗВАЛ ИХ СФИНКСАМИ).

-«И вы правы, дети. Для того, чтобы это выяснить, мы должны эти организмы «узнать в лицо». А что мы можем про них узнать? (ПЕРЕЧИСЛЯЮТ КАК ВЫГЛЯДЯТ, ИЗ ЧЕГО СОСТОЯТ, КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ И ТД)

НА ДОСКЕ КРЕПИМ ТРИ ЛИСТА С ЦЕЛЯМИ УРОКА (ЛИБО ИСПОЛЬЗУЕТЕ ИНТЕРАКТИВНУЮ ДОСКУ И ПЕРЕНОСИТЕ НА ГЛАВНЫЙ ЭКРАН   РАНЕЕ ЗАГОТОВЛЕННЫЕ СЛАЙДЫ):РАСПРОСТРАНЕНИЕ,СТРОЕНИЕ,ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ.

РАЗНООБРАЗИЕ ЛИШАЙНИКОВ.

Ребята, а вы видели когда-нибудь лишайники? Где они обитают? Какие бывают? Давайте обратимся к нашему учебнику, стр.106

Задача: Вы должны ответить на следующие вопросы:

1. Кто такие лишайники?

2. Сколько видов лишайников известны в настоящее время?

3. Где они обитают?

Далее изучаем разнообразие лишайников: кустистые, листоватые и накипные.

Слоевище кустистых лишайников напоминают кустик. Одни из них поселяются на ветвях деревьев и свисают с них, как борода, другие растут на поверхности почвы.

У листоватых лишайников слоевище приподнято над поверхностью прикрепления и похоже на лист.

Накипные лишайники выглядят как тонкая пластинка, тесно прирастающая к поверхности прикрепления. Это самые неприхотливые и широко распространенные виды.

СТРОЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ.

Лишайники нельзя отнести ни к растениям, ни к животным, ни к грибам. Это самостоятельная группа организмов. Взаимосвязь этих организмов в лишайнике постоянная, она сформировалась в процессе эволюции.

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В теле лишайника живут разнообразные водоросли, они неприхотливы, могут жить при слабом освещении, при резких перепадах температур, переносят длительное пересыхание. Если разделить гриб и водоросль, то лишайник погибает.

ФИЗМИНУТКА

РАЗМНОЖЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ

Размножаются вегетативно- частями слоевища. Потоками дождя и ветра клетки разносятся и попадают на новый субстрат, почву и начинает развиваться новый организм. По внешнему виду лишайники сходны с мхами, но у них нет ни стебля, ни листьев.

РОЛЬ ЛИШАЙНИКОВ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (слайд)

Закрепление материала

-«А теперь мы пришли с вами к самому важному моменту: лишайники- это два организма, живущих в симбиозе.

-Давайте проверим насколько хорошо вы знаете признаки этих организмов:1 вариант- вы будете водоросли, 2-грибы. Я называю сейчас признаки этих организмов, а вы, если считаете, что этот признак водорослей – встает 1 вариант, если гриб- то 2.

1.Способны к фотосинтезу.

2.Гетеротрофы

3.Автотрофы

4.Имеют грибницу

5.Имеют хлорофилл

6.Живут в симбиозе

Спасибо!Немножечко размялись!Садитесь!

Проверка знаний со взаимопроверкой

Тест по теме «Лишайники»

Вариант 1

Часть А.

  1. 1.Лишайники – это:

А. растения Б. животные В. особая группа симбиотических организмов

2. Слоевище лишайников состоит из:

А. водорослей и бактерий          Б. бактерий и грибов

В. нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей.

3. Какие существуют формы лишайников:

А. накипные      Б. кустистые

В. Листоватые   Г. все ответы верны

4. Лишайник  - важнейший источник корма для:

А. северных оленей     Б. домашних животных

5. Лишайники растут:

А) всюду, даже в Антарктиде      Б) всюду, где чистый воздух

В) всюду, даже в пустыне            Г) все ответы правильны.

Вариант 1. 1.в, 2в. 3.г. 4.б. 5. Г.

Рефлексия

-Ну что, ребята, много мы сегодня узнали нового на уроке?

-МОЛОДЦЫ! Наш урок подходит к концу, мы с вами изучили все вопросы по нашему плану. Я надеюсь, что теперь вы без труда сможете ответить на вопрос: Почему лишайники часто называют « изумительной выдумкой природы», а великий расский ученой К.А.Тимирязев назвал их «растениями - сфинксами».

Давайте  проверим, что мы запомнили о лишайниках.

Домашняя работа: Повторить тему и ответить на вопрос 3 стр 109



Предварительный просмотр:

ФИ, класс_______________________________________________________

Рабочий лист к уроку по теме «________________».

Слоевищем  называется __________________________________________________

Задание № 1.Подпиши составные части слоевища:

004.gif

  1. _____________

  1. _____________

Задание № 2. Заполните таблицу с помощью учебника

Тип слоевища

              Особенности строения

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид накипи, плотно сросшейся с субстратом.

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Более высокоорганизованные. Слоевище напоминает кустарничек.

Задание № 3. Продолжи фразу:

  • Лишайники размножаются кусочками ____________.
  • Лишайники очень __________________, поэтому они селятся на бесплодных скалах, камнях, крышах домов, даже на поверхности стекла.
  • В жару лишайники кажутся совершенно _______________, высыхают. Но после _____________ оживают вновь.
  • Растут лишайники очень _______________. За год они вырастают на ________мм.
  • Продолжительность жизни лишайников ___________ лет.

Задание № 4. Заполните схему «Значение лишайников».

   ЗНАЧЕНИЕ

ФИ, класс_______________________________________________________

Рабочий лист к уроку по теме «________________».

Слоевищем  называется __________________________________________________

Задание № 1.Подпиши составные части слоевища:

004.gif

  1. _____________

  1. _____________

Задание № 2. Заполните таблицу с помощью учебника

Тип слоевища

              Особенности строения

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид накипи, плотно сросшейся с субстратом.

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Более высокоорганизованные. Слоевище напоминает кустарничек.

Задание № 3. Продолжи фразу:

  • Лишайники размножаются кусочками ____________.
  • Лишайники очень __________________, поэтому они селятся на бесплодных скалах, камнях, крышах домов, даже на поверхности стекла.
  • В жару лишайники кажутся совершенно _______________, высыхают. Но после _____________ оживают вновь.
  • Растут лишайники очень _______________. За год они вырастают на ________мм.
  • Продолжительность жизни лишайников ___________ лет.

Задание № 4. Заполните схему «Значение лишайников».

   ЗНАЧЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"

Обобщающий урок биологиив 7 классе...

Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах

научно - практическая работа об экологии, систематике  и индикационном значении лишайников...

"Лишайники"

"Лишайники"   ЛишайникиЛлллжжжжллллллдддддлшшшшшитп...

презентация на тему "Лишайники"

Презентация по биологии на тему "Лишайники"для 6 класса к учебнику И. Н. Пономаревой....

Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники

адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....

План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....