Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Сагайдак Юлия Владимировна

Рабочая программа по биологии 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область, Егорлыкский район, хутор Ильинский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ильинская основная общеобразовательная школа №21

«Утверждаю»  

Директор МБОУ ИООШ №21

______________/ Гамов А.А../        

Приказ   от 31.08.2020 №_____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

Уровень общего образования - основное  общее  образование

Класс                                               6  класс

Количество  часов                       35  часов

Учитель:                                        Сагайдак  Юлия  Владимировна

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии

(Стандарты второго поколения М.: Дрофа, 2017г. ч.2)

Программы «Биология» 5-9 классы

(В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов. — М. :Дрофа, 2017г.)

с учётом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

2020 -  2021 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на 35 часов в год из расчета 1 час в неделю. Обучение проводится на базовом уровне, составлена на основе нормативных документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Ст.28

2.Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования (2010 г.)

3. Фундаментального ядра содержания общего образования

4.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

    ИООШ №21  

 5.Учебного плана  МБОУ ИООШ№21 на 2020-2021 учебный год.

6.Примерных программ по учебным предметам. Биология: 5-9 классы. М.: Дрофа, 2017г.

7.Рабочаей программы «Биология» для общеобразовательных учреждений 5-9 классы,  (В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов -  М.: Дрофа, 2017г.)

8.  Календарный учебный график МБОУ ИООШ № 21 на 2020-2021 учебный год

9. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

    МБОУ ИООШ № 21

Цели и задачи образования с учётом специфики предмета:

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования. Курс биологии выстраивается с учетом коммуникативно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов к обучению:

- социализации обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщению к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

- ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе,

- развитию познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

-овладению ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формированию у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Задачи обучения состоят в обеспечении:

- Ознакомления учащихся с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны;

- Обучении  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- Овладении способами проведения несложных опытов и измерений;

- Возможности привить учащимся способность к наблюдению за окружающим миром, с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Система оценки планируемых результатов

Оценивание результатов по биологии учащихся 6 класса будет производиться посредством следующих видов контроля:  контрольных работ, биологических  диктантов, лабораторных работ, тестов, беседы по вопросам.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ ИООШ №21  отводит 35 часов для обязательного изучения биологии при получении основного общего образования (в 6  классе) — 35 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ИООШ №21 на 2020-2021 учебный год, программа по биологии в 6 классе будет реализована в полном объеме.

Программа предусматривает использование следующих учебников:

В.В. Пасечник  «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2016г.

2.Содержание учебного предмета

6 класс

Многообразие покрытосеменных растений

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение семян двудольных и однодольных растений.
  2. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
  3. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
  4. Строение цветка. Различные виды соцветий.

Раздел 2. Жизнь растений (13 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
  2. Вегетативное размножение комнатных растений.

Раздел 3. Классификация растений (4 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

  1. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

3. Учебно-тематический план для 6 класса

№ п/п

Название темы

Всего часов

Сроки изучения

1

Раздел 1.  Строение и многообразие покрытосеменных растений

15

1.09 - 15.12

2

Раздел 2.  Жизнь растений

13

22.12 - 6.04

3

Раздел 3.  Классификация растений

4

13.04 - 4.05

4

Раздел 4.  Природные сообщества

3

11.05 – 25.05

Всего:

35

График контрольных работ для 6 класса

№ п/п

Название темы

Вид контроля

Дата

1

Раздел 1.Строение и многообразие покрытосеменных растений (Цветковые растения)

Контр.раб

8.12

2

Раздел 2.  Жизнь растений

Контр.раб

6.04

5

Годовая контрольная работа

Контр.раб

11.05

График лабораторных работ для 6 класса

Наименование работ

Дата

1

Лабораторная работа №1 «Изучение и строение однодольных и двудольных растений»

1.09

2

Лабораторная работа №2 «Виды корней и типы корневых систем»

8.09

3

Лабораторная работа №3 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

10.11

4

Лабораторная работа №4 «Изучение строение цветка»

17.11

5

Лабораторная работа №5 «Передвижение воды и минеральных веществ в древесине»

2.02

6

Лабораторная работа №6 «Вегетативное размножение комнатных растений»

16.03

4. Календарно-тематическое планирование

№ урока в теме

Тема урока

Дата

план

факт

Строение и многообразие покрытосеменных растений – 15 ч.

1

1

Строение семян однодольных и двудольных растений. Лабораторная работа №1 «Изучение и строение однодольных и двудольных растений»

1.09

2

2

Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №2 «Виды корней и типы корневых систем»

8.09

3

3

Внутреннее строение корня

15.09

4

4

Видоизменение корней

22.09

5

5

Побег и почки

29.09

6

6

Внешнее строение листа

6.10

7

7

Клеточное строение листа

13.10

8

8

Видоизменение листьев

20.10

9

9

Строение стебля

27.10

10

10

Видоизмененные побеги. Лабораторная работа №3 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

10.11

11

11

Строение цветка. Лабораторная работа №4 «Изучение строение цветка»

17.11

12

12

Соцветия

24.11

13

13

Плоды

1.12

14

14

Контрольная работа по теме: «Цветковые растения»

8.12

15

15

Распространение плодов и семян

15.12

Жизнь растений – 13 ч.

16

1

Химический состав растений

22.12

17

2

Минеральное питание растений

29.12

18

3

Фотосинтез

12.01

19

4

Дыхание растений

19.01

20

5

Испарение воды растениями

26.01

21

6

Передвижение воды и питательных веществ. Лабораторная работа №5 «Передвижение воды и минеральных веществ в древесине»

2.02

22

7

Прорастание семян

9.02

23

8

Способы размножения растений

16.02

24

9

Размножение споровых растений

2.03

25

10

Размножение голосеменных растений

9.03

26

11

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа №6 «Вегетативное размножение комнатных растений»

16.03

27

12

Способы опыления покрытосеменных растений

30.03

28

13

Контрольная работа по теме: «Жизнь растений»

6.04

Классификация растений – 4 ч.

29

1

Основы классификации растений

13.04

30

2

Семейство крестоцветные, розоцветные

20.04

31

3

Семейства паслёновые, бобовые и сложноцветные

27.04

32

4

Класс однодольные. Семейства лилейные и злаки

4.05

Природные сообщества – 3 ч.

33

1

Годовая контрольная работа

11.05

34

2

Природные сообщества

18.05

35

3

Охрана растений

25.05

5. Результаты освоения предмета и система их оценки.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны понимать:

  • О многообразии живой природы
  • Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные
  • Основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение
  • Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение
  • Экологические факторы
  • Основные среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, другой организм
  •  Правила работы с микроскопом
  • Правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии
  • Строение клетки
  • Химический состав клетки
  • Основные процессы жизнедеятельности клетки
  • Характерные признаки различных растительных тканей
  • Строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов
  • Роль бактерий и грибов в природе и жизни человека
  • Основные методы изучения растений
  • Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие
  • Особенности строения и жизнедеятельности лишайников
  • Роль растений в биосфере и жизни человека
  • Происхождение растений и основные этапы развития растительного мира

Учащиеся смогут научится:

  • Определять основные биологические понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка» и т.д.
  • Отличать живые организмы от неживых
  • Пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами, оборудованием
  • Характеризовать среды обитания организмов, экологические факторы
  • Проводить фенологические наблюдения
  • Соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете
  • Готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
  • Распознавать различные виды тканей
  • Давать общую характеристику растений, их основных групп
  • Объяснять роль растений в биосфере, их происхождение и основные этапы развития

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны научаться:

  • Составлять план текста
  • Владеть таким видом изложения текста, как повествование
  • Проводить наблюдения под руководством учителя
  • Оформлять отчет под руководством учителя
  • Получать биологическую информацию из различных источников
  • Определять отношения объекта с другими объектами
  • Определять существенные признаки объекта
  • Анализировать, сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их
  • Оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради
  • Работать  с текстом и иллюстрациями учебника, дидактическим материалом, рабочей тетрадью
  • Составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
  • Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Личностные результаты обучения:

  • Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку
  • Знание правил поведения в природе
  • Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы
  • Умение реализовывать теоретические познания на практике
  • Понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией
  • Воспитание в учащихся любви к природе
  • Признание права каждого на собственное мнение
  • Готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы
  • Умение отстаивать свою точку зрения
  • Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия своих поступков

Критерии и нормы оценки учащихся

Оценка знаний учащихся.

Учитель должен учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;
  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
  • самостоятельность ответа;
  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;
  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • ответ самостоятельный;
  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  • определения понятий недостаточно четкие;
  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;
  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений учащихся.

1. Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

  • правильность определения цели опыта;
  • самостоятельность подбора оборудования и объектов;
  • последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
  • логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
  • научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта;
  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта;
  • подбор оборудования  и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
  • допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта;
  • не подготовлено нужное оборудование;
  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

2. Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения наблюдений по заданию;
  • умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  • логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
  • допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
  • неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
  • допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.

     «Рассмотрено»

Протокол      заседания

                      ШМО естественнонаучного

цикла

                       методического     совета

                         МБОУ    ИООШ  №21

                          от  26.08.2020  № ___

______________/Максименко В.И.

«Согласовано»

Заместитель  директора  по  УВР

МБОУ   ИООШ  №21

28. 08.2020г

______________/Вербицкая Л.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...