Химический состав клетки биология 5
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Колузанова Наталья Ивановна

Практико-ориентированный урок по биологии с использованием приемов критического мышления. Составлен для учащихся 5 классов. Данный урок универсален и подойдет учителям, работающим по разным программам. Однако, составлен урок для программы В.В. Пасечник серияВертикаль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskiy_sostav_kletki.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 9 химический состав клетки

К уроку тесто, вода, картофель, йод, семечки, салфетка, лакмус и кислота.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Метапредметные результаты

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и в диалоге с учителем

Предметные результаты

1- осознание роли веществ:

определять роль различных веществ в природе и в живых организмах

2– объяснять мир с точки зрения биологии:

- определять основные классы веществ;

- понимать смысл биологических терминов.

3–  овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

4– умение оценивать поведение человека по отношению к человеку и природе:

      5 - Применять биологические знания в бытовых условиях

Проверка Д/з выполняют тестовую работу.

Вариант 1

1. Цитоплазма:

А- содержит различные органоиды

Б -все перечисленное верно В -полужидкое содержимое  Г- объединяет все структуры клетки и обеспечивает их взаимодействие

2. В растительной клетке пластиды находятся в

А-ядре Б- цитоплазме В- клеточном соке Г- вакуолях

3. Хлоропласты имеют окраску:

А- зеленую Б- бесцветную В- красную Г- желтую

4.Возраст клетки можно определить по размерам:

А-ядра,    Б- цитоплазмы, В –вакуоли, Г -митохондрии

5. В растительной клетке ядрышко находится в:

А – цитоплазме Б –вакуолях В –пластидах Г –ядре

6. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

А- рибосома Б- митохондрия  В – хлоропласт

 Г- ядро

7. Содержит информацию о клетке:

А- рибосома Б- митохондрия  В – хлоропласт

 Г- ядро

Вариант 2

1.В растительной клетке вакуоли находятся в:

А- цитоплазме    Б -ядре   В- клеточном соке

Г- пластидах

2. Лейкопласты имеют окраску:

А- зеленую Б- бесцветную В- красную Г- желтую

3. В растительной клетке ядрышко находится в:

А – цитоплазме Б –вакуолях В –пластидах Г –ядре

4. Цитоплазма:

А- содержит различные органоиды

 Б -все перечисленное верно В -полужидкое содержимое   Г- объединяет все структуры клетки и обеспечивает их взаимодействие

5. В растительной клетке пластиды находятся в

А-ядре Б- цитоплазме В- клеточном соке Г- вакуолях

6.Вырабатывает энергию в клетке:

А – вакуоль,  Б –пластиды, В – митохондрии, Г - ядро

7. Хлоропласты имеют окраску:

А- зеленую Б- бесцветную В- красную Г- желтую

Ответы: вар 1  1-б, 2-б, 3-а, 4- в, 5-г, 6-в, 7-г

                Вар 2  1-а, 2-б, 3-г, 4-б, 5-б, 6-в, 7-а

I. Мотивация

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Сейчас я хочу показать опыт. Внимание!

  1. В раствор кислоты добавить лакмус→ покраснение раствора.

Итак, что же Вы увидели?

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Молодцы, все знаете!

Химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Химический состав клетки». Слайд 1

III. Актуализация нового материала. Слайд 2

Слайд 3 Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 111, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.

Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 41 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки». (стрелочки на доске). Ученик выходит к доске и воспроизводит свою схему

вещества клетки

Прямая со стрелкой 2Прямая со стрелкой 11

неорганические вещества органические вещества

Прямая со стрелкой 12Прямая со стрелкой 13Прямая со стрелкой 14Прямая со стрелкой 15Прямая со стрелкой 16

? ? ? ? ?

Слайд 4 (проверка таблицы)

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

Какой возникает вопрос? (Зачем необходимы эти вещества в клетке?)

Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?

Давайте начертим таблицу, которую вы будете заполнять по ходу выяснения роли веществ в клетке.

Вещества клетки

Роль в клетке

Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

Слайд 5

Представьте у меня  два листа капусты: один из них сухой, а второй свежий. Какой из них легче, а какой тяжелее? Почему?

(Правильно, испарилась вода из клеток растения)

Какова же роль воды в клетке?

Роль воды в клетке: (запись в тетрадь)

  1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
  2. Входит в состав цитоплазмы.
  3. Составляет основу клеточного сока.

Слайд 6 Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:

- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту;

Роль минеральных солей в клетке:

  1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;
  2. Входят в состав межклеточного вещества.

Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорит? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство). Это неорганические вещества клетки.

Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы. Их насчитывается около 10 миллионов.

Как вы думаете, каких веществ в клетках больше органических или неорганических?

Кто из вас прав, мы сможем узнать проведя опыт.

Что образуется при сжигании картофельной ботвы, сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании?

После горения останется зола, ее образуется мало, она легкая (ответы детей).

Правильно, зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках растений. При горении сгорели только органические вещества. Масса золы приблизительно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.

А сейчас вы поможете мне  проделаете ряд исследований.

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала

А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете? Йод синеет при соприкосновении с крахмалом.

Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)

В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое тростник и свекла? (Растения)

Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)

Роль углеводов в клетке:  слайд 7

1.Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.

2.Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Аккуратно выньте комочек теста из воды и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

Слайд 8 Роль белка в клетках антитела, мышцы, ферменты, гемоглобин

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)

Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

Какие масличные растения вам известны?

Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?

Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?

Слайд 9 Роль жира в клетках:

Запасной источник энергии

жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.

VI. Закрепление по эталону

Биологический диктант: (да или нет) слайд 10

1.Все вещества в клетке делят на органические и неорганические. (+)

2. 80 - химических элементов входят в состав клетки.(+)

3. Углеводы - это минеральные вещества (-)

4. Транспорт веществ в клетке обеспечивают жиры (-)

5. Органических веществ в клетке больше, чем минеральных (+)

Задания с добавлениями ответа: слайд 11

1. для нормального обмена веществ клеткам нужны (минеральные соли)

2. Запасающими веществами для клеток служат (углеводы)

3. Составляет основу клеточного сока (вода)

V. Домашнее задание. Слайд 12

Параграф §8,

Дополнительное задание:

Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

V. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....

Тест по общей биологии по теме "Химический состав клетки", 9 класс

Тест разработан для проверки знаний по биологии в 9 классе по теме "Химический состав клетки". Он соответствует программе VII вида,  состоит из двух вариантов и содержит темы для предварительного...

Конструкт обобщающего урока биологии по теме "Химический состав клетки"

Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки" в старших классах с профильным обучением. Представлен урок в форме деловой игры под названием "Аукцион знаний"...

Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...

Разработка урока по биологии на системно-деятельностной основе "Химический состав клетки" 6 класс. В плане реализации ФГОС ООО внедрении современных технологий в процесс образования

Тема урока: Химический состав клеткиТип урока: ОНЗ (открытие нового знания)Цели и задачи урока:Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (знакомится с  хими...

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...

Урок по биологии в 6 классе "Химический состав клетки" (ФГОС)

Цель урока: формирование знаний о химическом составе клетки, значении органических и неорганических веществ в клетке.Решаемые проблемы: В чем главное отличие объектов неживой и живой природы на ...