Статья на тему "Подготовка и организация ГИА по биологии"
статья по биологии

Гонтар Ольга Сергеевна

В статье приведена характеристика основных направлений работы, применяемых в работе с 9-ми и 11-м классами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_i_organizatsiya_gia_po_biologii.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка и организация

государственной итоговой аттестации по биологии

Доклад подготовила

Гонтар Ольга Сергеевна,

учитель биологии

МБОУ Первомайская школа № 1

Первомайского района

Республики Крым

     Одной из самых актуальных проблем для современного учителя является подготовка выпускника к Государственной итоговой аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ и среднего общего образования в форме ЕГЭ. Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса: учителя, ученика, родителей.

      Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять сложность и уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий по биологии предполагают наличие знаний у выпускников базового и повышенного уровня, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.

      Аттестационная работа требует от выпускников умения сравнивать объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда  и как начинать подготовку к итоговой аттестации? В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой нужно заниматься постоянно, то есть из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. Необходимо обращать внимание на практическую направленность курса. Все таблицы, рисунки, схемы должны быть рассмотрены и изучены (целенаправленная работа с учебником), так как многие школьники не могут работать по рисункам. На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе материалы для закрепления беру из сборников по подготовке к ГИА.

Направления работы по подготовке к итоговой аттестации по биологии:

  • Изучение и анализ КИМов
  • Подбор материалов по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
  • Проведение регулярных дополнительных занятий по предмету.
  • Обучение учащихся по заполнению бланков ответов
  • Работа с Интернет-ресурсами по подготовке к итоговой аттестации.
  • Подготовка опорных конспектов по основным вопросам курса и видам учебных умений.

Направления работы, применяемые в работе с 9-ми и 11-м классами:

1.  Работа с учащимися на дополнительных занятиях. В рамках таких занятий весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора.

2. В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание уделяю работе с изображениями организмов и их отдельных частей, множественному выбору признаков систематических групп, установлению соответствий между ними. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу.

3. В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так как и в предыдущие годы, половину всех заданий составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при подготовке учащихся к экзамену на занятиях учимся читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.

4. Не менее важна работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Так же я провожу различные формы текущего контроля, используя задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.

5. Обязательной  в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, созданные мной и другими учителями-биологами, авторские разработки, а так же материалы, рекомендованные ФИПИ.

6. Для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов я использую различные учебные пособия, а так же пользуюсь материалами различных сайтов. Наиболее удобны, на мой взгляд, тесты сайта ФИПИ, решу ЕГЭ И ОГЭ, которые наиболее полно проверяют весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче ОГЭ (уровень обязательной подготовки).


     Исходя из собственного опыта подготовки учащихся к ГИА, проанализировав опубликованную литературу по ГИА, я пришла к следующим выводам.

1. Начинать ненавязчиво настраивать учащихся на осознанный выбор предмета на ГИА нужно не ранее 7 класса (у них за первый год изучения предмета сложилось хоть какое-то представление о предмете).

2. Во время обучения учащиеся получают знания не только на уроках, но и при посещении курсов внеурочной деятельности, которые работают на проверку устойчивости интереса школьника к изучаемому предмету, к расширению его знаний, совершенствованию умений и непосредственно на подготовку к ГИА.

3. Для успешной сдачи ГИА учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий ещё в 8 классе, чтобы иметь не менее года на их совершенствование, например, умение по усвоенному алгоритму составлять простой план рассказа.

4. Свою работу по подготовке учащихся чётко планирую по времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку тестов;

При подготовке учащихся к ГИА учитель, на мой взгляд, не должен самостоятельно дублировать содержание материала, ранее (в 6-9 кл.) изученное на уроках, гораздо эффективнее давать задания учащимся по предварительной теоретической подготовке по теме, рассмотрение теории и выполнение заданий по которой предполагается на дополнительном занятии по подготовке к ГИА.

При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ГИА предпочитаю составление схемы, таблиц, а не конспекта темы. При составлении схемы и таблицы учащийся не только анализирует содержание темы (или фрагмента текста), но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме (или её части).

Усвоение теории и сформированность навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя, именно эта информация должна быть открытой для родителей по подготовке их ребёнка к ГИА во время встреч-консультаций с родителями данной категории учащихся.

Индивидуальные консультации, дополнительные задания, работа в группах – эти приёмы и формы педагогической деятельности приносят свои положительные результаты.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по подготовке к ГИА ведётся по разным направлениям, в разных формах (групповой и индивидуальной), с применением различных методов и приёмов, что даёт определённые положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта работы: организация и проведение коллективного творческого дела"

Мною накоплен большой опыт работы по вовлечению учащихся в коллективное творческое дело – КТД, который имеет неизменно высокий эффект. В течение года практически все учащиеся принимают участие в общеш...

статья "Использование ЭОР при организации познавательной деятельности на уроках информатики".

Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность п...

Статья "Системный подход в организации преподавания русского языка в школе в условиях ЕГЭ"

Подготовка учащихся 10-11 классов к сдаче выпускного экзамена в формате ЕГЭ - сложный  процесс. В статье рассматривается вопрос о том, как  создать надежную и эффективную учебную технологию,...

Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.

Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой  степенью умственной отсталости....

Статья "ИКТ как средство организации исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе".

ИКТ как средство организации исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе...

Статья "Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы".

Темой статьи  является изучение проблемы, как построить дифференцированное обучение на уроках, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деят...

статья по ОБЖ "Особенности организации здоровьеформирующей среды по реализации ФГОС в сельской школе"

Не просто создать в сельской школе здоровьеформирующую среду. Отсутствие специалистов, недостаточное количество спортивных площадок, секций…  Повезло ученикам школ, где есть творчески работающие ...