Главные вкладки

    Статья "ИКТ как средство организации исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе".
    статья на тему

    Анциферова Татьяна Николаевна

    ИКТ как средство организации исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya-antsiferova.doc29.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИКТ как средство организации исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

    Анциферова Т.Н., учитель русского языка и литературы

    МБОУ СОШ № 2 г. Мичуринска

    Сегодня, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где ИКТ не нашли бы свое применение, в том числе и образование.

    Исследовательская деятельность строится на основе какого-либо содержания, освоенного или осваиваемого обучающимися. Известно, что в процессе работы над исследованием присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.

    Использование информационных технологий в процесс обучения школьников позволяет решать следующие задачи: обеспечить доступ к большому объему информации; использовать образно-наглядную форму представления изучаемого материала; осуществить поддержку активных форм обучения, моделировать процессы и явления.

    Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволит педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения не только в исследовательской деятельности, но на всех ступенях образовательной системы.

    К основным преимуществам ИКТ при организации исследовательской деятельности можно отнести следующие:

    позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание;

    повышает творческий потенциал личности;

    интенсифицирует исследовательский процесс: повышает темп работы, увеличивает долю самостоятельной деятельности учащихся, позволяет углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

    В рамках исследовательской деятельности ИКТ целесообразно использовать при анализе Интернет-ресурсов, знакомстве с методами исследования (разнообразные обучающие программы), для оформления результатов работы (программы Microsoft Office, Web-2.0, Google-документы и др.), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), для организации консультационной линии с коллегами и преподавателем (Skipe, электронная почта, электронные дневники и др.). Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы, применяю компьютерные технологии как банк справочного материала, как динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к научно - практическим конференциям, семинарам.

    Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов. Поэтому наша задача – построить так процесс исследовательской деятельности, чтобы сформировать информационно-коммуникационные навыки обучающихся, прописанные во ФГОС нового поколения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления

    Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....

    Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

    Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

    Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

    Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

    Организация исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе

    Документ содержит текст доклада на НПК "Русский язык и литература в системе школьного образования"...

    Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы (статья)

    Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Последние...

    Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

    Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...