Дифференцированные задания по теме " Клетка"
тест по биологии (11 класс)

Бельчич Ольга Ивановна

Урок контроля знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannye_zadaniya_po_teme_kletka.docx740.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема « Клетка».

Задание 1. Биологические термины и понятия (дополнение схемы)

№ 1.Рассмотрите предложенную схему.

Запишите в ответе пропущенный термин,

обозначенный на схеме знаком вопроса.

Вариант 14

Вариант 14

№ 2. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

№ 3. Рассмотрите предложенную

схему. Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный

на схеме знаком вопроса.

Ф

№ 4. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.Описание: https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25486

Задание № 2 Общебиологические закономерности (множественный выбор)

№ 1. Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите ДВА признака, "выпадающие" из общего списка, и запишите.

1) Отсутствие в ней оформленного ядра             2) Наличие цитоплазмы

3) Наличие клеточной мембраны                         4) Наличие митохондрий

5) Наличие эндоплазматической сети

№ 2. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у

1) бактериофагов       2) амёбы дизентерийной     3) вируса полиомиелита

4) кролика дикого     5) эвглены зелёной

№ 3.Из приведенных формулировок укажите положения клеточной теории

1) Оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет

2) Каждая новая дочерняя клетка образуется в результате деления материнской

3) Аллельные гены в процессе митоза оказываются в разных клетках

4) Развитие организма с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти организма называют онтогенезом

5) Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям

№ 4.В разработку клеточной теории внесли вклад

1) А. И. Опарин     2) В. И. Вернадский    3) Т. Шванн и М. Шлейден    4) Г. Мендель    5) Р. Вирхов

№ 5. Согласно положению современной клеточной теории: клетки — являются единицей живого

1) фенотипической      2) структурно-функциональной      3) роста и развития

4) биохимической     5) экологической

№ 6.Каково преимущество использования световой микроскопии перед электронной?

1) большее разрешение     2) возможность наблюдать живые объекты

3) дороговизна метода      4) сложность приготовления препарата

5) доступность и не трудоёмкость при приготовлении препаратов

№ 7.Каково преимущество использования электронной микроскопии перед световой?

1) большее разрешение          2) возможность наблюдать живые объекты

3) дороговизна метода           4) сложность приготовления препарата

5) возможность изучать макромолекулярные структуры

№ 8.В световой микроскоп можно увидеть

1) деление клетки     2) репликацию ДНК     3) транскрипцию    4) фотолиз воды        5) хлоропласты

№ 9.Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?

1) рибосомы   2) ядра   3) хлоропласты    4) микротрубочки     5) вакуоли

№ 10.При изучении растительной клетки под световым микроскопом можно увидеть

1) клеточную мембрану и аппарат Гольджи     2) оболочку и цитоплазму     3) ядро и хлоропласты

4) рибосомы и митохондрии       5) эндоплазматическую сеть и лизосомы

№ 11.Какие методы исследования используют в цитологии?

1. центрифугирование    2. культура ткани 3. Хроматография   4. Генеалогический   5. гибридологический

№ 12.Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.

1. Оболочка грибной клетки состоит из углеводов.

2. В клетках животных отсутствует клеточная стенка.

3. Клетки всех организмов содержат ядро.

4. Клетки организмов сходны по химическому составу.

5. Новые клетки образуются путем деления исходной материнской клетки.

Задание 4. Клетка, её жизненный цикл (множественный выбор)

№ 1.Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания

изображенной клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка,

и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. эукариотическая клетка

2. имеет пластиды

3. способна изменять форму

4. структура обозначенная знаком вопроса выполняет функцию выделения

5. содержит светочувствительный глазок

№ 2.Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики

общих свойств митохондрий и хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих»

из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. формируют лизосомы                                        2. являются двумембранными

3. являются полуавтономными органоидами     4. участвуют в синтезе АТФ

5. образуют веретено деления

№ 3.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания

строения, функций, изображенного органоида клетки. Определите два признака,

«выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми

они указаны.

1. упаковывает и выносит синтезированные вещества из клетки

2. участвует в образовании хромосом

3. обеспечивает окислительное фосфорилирование

4. состоит из одной мембраны

5. содержит соединенные между собой граны

№ 4.Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для

описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака,

«выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они

указаны.

1. наличие хлоропластов

2. наличие гликокаликса

3. способность к фотосинтезу

4. способность к фагоцитозу

5. способность к биосинтезу белка

№ 5.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания

строения и функций изображенных клеток. Определите два признаки,

«выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми

они указаны.

1. являются эукариотическими

2. содержат клеточные стенки

3. образуют эпителиальную ткань

4. соматические клетки гаплоидны

5. способны к митозу

№ 6.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для

описания строения, функций изображенной клеточной структуры.

Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите

цифры, под которыми они указаны.

1. придает клетке жесткую форму

2. отграничивает клетку от окружающей среды

3. обеспечивает фагоцитоз

4. служит матрицей для синтеза РНК

5. обладает избирательной полупроницаемостью

№ 7.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания

функций изображенного органоида клетки. Определите два признака,

«выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они

указаны.

1. служит энергетической станцией

2. расщепляет биополимеры на мономеры

3. обеспечивает упаковку веществ из клетки

4. синтезирует и накапливает молекулы АТФ

5. участвует в биологическом окислении

№ 8.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания

особенностей клеток, изображенных на рисунке. Определите два признаки,

«выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. имеют оформленное ядро

2. являются гетеротрофными

3. способны к фотосинтезу

4. содержат центральную вакуоль с клеточным соком

5. накапливают гликоген

№ 9.Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания

особенностей строения и функционирования рибосом. Определите два признака,

«выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. состоят из триплетов микротрубочек        2. участвуют в процессе биосинтеза белка

3. формируют веретено деления                     4. образованы белком и РНК

5. состоят из двух субъединиц

№ 10.Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются

для описания строения и функций изображенного органоида клетки.

Определите два признаки, «выпадающие» из общего списка,

и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. расщепляет биополимеры на мономеры

2. накапливает молекулы АТФ3. обеспечивает фотосинтез

4. относится к двумембранным органоидам

5. обладает полуавтономностью

№ 11.Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики свойств строения эндоплазматической сети. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. формирует лизосомы                                            2. является одномембранным органоидом

3. является полуавтономным органоидом             4. участвует в транспорте белков

5. на мембранах могут распологаться рибосомы

№ 12. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) не делятся в течение жизни клетки    2) имеют собственный генетический материал

3) являются одномембранными              4) содержат ферменты окислительного фосфорилирования

5) имеют двойную мембрану

№ 13. Выберите два верных ответа из пяти. В каких структурах клетки эукариот локализованы молекулы ДНК?   1) цитоплазме     2) ядре     3) митохондриях      4) рибосомах       5) лизосомах

№ 14. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) расщепляют биополимеры до мономеров           2) содержат соединённые между собой граны

3) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

4) окисляют органические вещества с образованием АТФ    5) имеют наружную и внутреннюю мембраны

№ 15. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций цитоплазмы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) внутренняя среда, в которой расположены органоиды   2) синтез глюкозы

3) взаимосвязь процессов обмена веществ                4) окисление органических веществ до неорганических

5) осуществление связи между органоидами клетки

№ 16. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) расщеплении биополимеров до мономеров

2) расщеплении молекул глюкозы до пировиноградной кислоты

3) окислении пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

4) запасании энергии в молекулах АТФ     5) образовании воды при участии атмосферного кислорода

№ 17. Все приведённые ниже органоиды, кроме двух, присутствуют во всех типах эукариотических клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) хлоропласты   2) центральная вакуоль  3) эндоплазматическая сеть 4) митохондрии  5) аппарат Гольджи

№ 18. Все приведённые ниже органоиды, кроме двух, присутствуют во всех типах эукариотических клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) плазматическая мембрана   2) эндоплазматическая сеть   3) жгутики  4) митохондрии    5) хлоропласты

№ 19. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания общих свойств характерных для митохондрий и пластид. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) не делятся в течение жизни клетки                                      

2) имеют собственный генетический материал

3) содержат ферменты окислительного фосфорилирования

4) имеют двойную мембрану                                  5) участвуют в синтезе АТФ

№ 20. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о

1) биогенной миграции атомов2) родстве организмов

3) происхождении растений и животных от общего предка

4) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад    5) сходном строении клеток всех организмов

Задание 5. Клетка, её жизненный цикл (установление соответствия)

№ 1. Установите соответствие между строением органоида клетки и органоидом.

 СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА

 

ОРГАНОИД

A) двумембранный органоид

Б) есть собственная ДНК

B) имеет секреторный аппарат

Г) состоит из мембраны, пузырьков, цистерн

Д) состоит из тилакоидов гран и стромы

Е) одномембранный органоид

 

1) хлоропласт

2) аппарат Гольджи

№ 2. Установите соответствие между строением органоида клетки и его видом.

 СТРОЕНИЕ ОРГАНОИДА

 

ВИД ОРГАНОИДА

A) двумембранный органоид

Б) немембранный органоид

B) состоит из двух субъединиц

Г) имеет кристы

Д) имеет собственную ДНК

 

1) митохондрия

2) рибосома

№ 3. Установите соответствие между видом клеток и его способностью к фагоцитозу.

 ВИД КЛЕТОК

 

СПОСОБНОСТЬ К ФАГОЦИТОЗУ

А) амёба

Б) лейкоциты

В) хлорелла

Г) мукор

Д) инфузория

Е) хламидомонада

 

1) способны

2) не способны

№ 4. Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом.

 ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ТИП КЛЕТКИ

А) Мембранные органоиды отсутствуют.

Б) Имеется клеточная стенка из муреина.

В) Наследственный материал представлен нуклеоидом.

Г) Содержит только мелкие рибосомы.

Д) Наследственный материал представлен линейными ДНК.

Е) Клеточное дыхание происходит в митохондриях.

 

1) прокариотическая

2) эукариотическая

№ 5. Установите соответствие между органоидом клетки и его признаками.

 ПРИЗНАКИ ОРГАНОИДА

 

ОРГАНОИД

А) окружен мембранами

Б) содержит ДНК

В) синтезирует белки

Г) состоит из двух субъединиц

Д) отсутствует во время деления клетки

Е) имеет диаметр около 20 нм

 

1) ядро

2) рибосома

№ 6.Установите соответствие между функцией органоида клетки и органоидом, выполняющим эту функцию.

 ФУНКЦИЯ

 

ОРГАНОИД

A) секреция синтезированных веществ

Б) биосинтез белков

B) расщепление органических веществ

Г) образование лизосом

Д) формирование полисом

Е) защитная

 

1) аппарат Гольджи

2) лизосома

3) рибосома

№ 7. Установите соответствие между процессом и органоидом, в котором этот процесс происходит.

 ПРОЦЕСС

 

ОРГАНОИД

А) синтез АТФ

Б) созревание белковых молекул

В) подготовка секрета к выбросу из клетки

Г) синтез липидов

Д) окисление органических веществ

Е) транспорт электронов внутри мембраны

 

1) митохондрия

2) комплекс Гольджи

№ 8. Установите соответствие между процессом и органоидом, в котором этот процесс происходит.

 ПРОЦЕСС

 

ОРГАНОИД

A) присоединение углекислого газа к органическому соединению

Б) образование пептидной связи

B) спаривание нуклеотидов

Г) синтез АТФ

Д) разложение молекулы воды на кислород и водород

Е) отсоединение аминокислоты от тРНК

 

1) хлоропласт

2) рибосома

№ 9. Установите соответствие между признаком органоида клетки и органоидом, к которому этот признак относится.

 ПРИЗНАК ОРГАНОИДА

 

ОРГАНОИД

А) имеет две мембраны, пронизанные порами

Б) содержит множество ферментов

В) содержит кольцевые молекулы ДНК

Г) в органоиде синтезируется АТФ

Д) содержит хроматин

Е) формирует субъединицы рибосом

 

1) ядро

2) митохондрия

№ 10. Установите соответствие между процессами и органоидом, в котором они происходят.

 ПРОЦЕСС

 

ОРГАНОИД

А) соединение нуклеотидов

Б) синтез белка

В) образование рибосом

Г) транспорт белка

Д) включение белка в состав мембраны

 

1) ядро

2) шероховатая ЭПС

№ 11. Установите соответствие между процессами и органоидом, в котором они происходят.

 ПРОЦЕСС

 

ОРГАНОИД

А) присоединение тРНК

Б) транспорт липидов

В) образование пептидной связи

Г) отсоединение полипептида

Д) присоединение жирной кислоты к глицерину

 

1) рибосома

2) гладкая ЭПС

№ 12. Установите соответствие между наличием названных органелл у бактериальной и животной клеток.

 ОРГАНЕЛЛЫ

 

КЛЕТКИ

А) митохондрии

Б) клеточная стенка

В) ядро

Г) лизосомы

Д) сократительные вакуоли

Е) кольцевая ДНК

 

1) бактериальная

2) животная (инфузория)

 № 13. Установите соответствие между структурами клеток и их функциями:

 ФУНКЦИИ

 

СТРУКТУРА КЛЕТОК

А) синтез белков

Б) синтез липидов

В) разделение клетки на отделы (компартменты)

Г) активный транспорт молекул

Д) пассивный транспорт молекул

Е) формирование межклеточных контактов

 

1) клеточная мембрана

2) ЭПС

 № 14. Установите соответствие между органоидами клеток и их функциями

 ФУНКЦИИ

 

ОРГАНОИД

А) расположены на гранулярной ЭПС

Б) синтез белка

В) фотосинтез

Г) состоят из двух субъединиц

Д) состоят из гран с тилакоидами

Е) образуют полисому

 

1) рибосомы

2) хлоропласты

№ 15.Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                    ТИП КЛЕТКИ

А. отсутствие мембранных органоидов                       1. бактериальная

Б. запасающее вещество – крахмал                              2. грибная

В. способность к хемосинтезу                                      3. растительная

Г. наличие нуклеоида

Д. наличие хитина в клеточной стенке

№ 16.Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИДА                                                    ОРГАНОИД КЛЕТКИ

А. система канальцев, пронизывающих цитоплазму                           1. комплекс Гольджи

Б. система уплощённых мембранных полостей и пузырьков             2. эндоплазматическая сеть

В. обеспечивает накопление и хранение веществ в клетке

Г. на мембранах могут размещаться рибосомы

Д. участвует в формировании лизосом

Е. обеспечивает перемещение органических веществ в клетке

№ 17.Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит.

ПРОЦЕСС                                                                                                            ОРГАНОИД

А. восстановление углекислого газа до глюкозы                                            1. митохондрия

Б. синтез АТФ в процессе дыхания                                                                   2. хлоропласт

В. первичный синтез органических веществ

Г. превращение световой энергии в химическую

Д. расщепление органических веществ до углекислого газа и воды

№ 18.Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИДА                                  ВИД ОРГАНОИДА

А. одномембранный органоид                                             1. митохондрия

Б. внутреннее содержимое — матрикс                               2. лизосома

В. наличие гидролитических ферментов

Г. наличие крист

Д. полуавтономный органоид

№ 19.Установите соответствие между строением органоида и его видом.

СТРОЕНИЕВИД ОРГАНОИДА

А. состоит из двух перпендикулярно расположенных цилиндров            1. клеточный центр

Б. состоит из двух субъединиц                                                                       2. рибосома

В. образован микротрубочками

Г. содержит белки, обеспечивающие движение хромосом

Д. содержит белки и нуклеиновую кислоту

№ 20. Установите соответствие между строением и функцией клетки и органоидом, для которого они характерны.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ                                                                              ОРГАНОИДЫ

А) расщепляют органические вещества до мономеров                     1) лизосомы

Б) окисляют органические вещества до СО2 и Н2О                           2) митохондрии

В) отграничены от цитоплазмы одной мембраной

Г) отграничены от цитоплазмы двумя мембранами

Д)  содержат кристы

Е)  не содержат крист

№ 21. Установите соответствие между особенностью строения клетки и царством, для которого они характерны.

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК                                                   ЦАРСТВА

А) наличие пластид                                                                                     1) Грибы

Б) отсутствие хлоропластов                                                                       2) Растения

В) запасное вещество – крахмал

Г) наличие  вакуолей с клеточным соком

Д) клеточная стенка содержит клетчатку

Е) клеточная стенка содержит хитин

№ 22.Установите соответствие между строением, функцией органоидов клетки и их видом

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ                                                                    ОРГАНОИДЫ

А) содержат граны                                                                                  1) митохондрии

Б) содержат кристы                                                                                 2) хлоропласты

В) обеспечивают образование кислорода

Г) обеспечивают окисление органических веществ

Д) содержат зелёный пигмент

№ 23. Установите соответствие между строением эукариотической клетки и особенностью его строения.

ОРГАНОИД                                                                                                ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

А) хлоропласт                                                                                             1) одномембранный

Б) эндоплазматическая сеть                                                                      2) двумембранный

В) лизосома

Г) митохондрия

Д) комплекс Гольджи

№ 24.Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого она характерна.

ПРИЗНАК                                                                                              ОРГАНОИД

А) накапливает воду                                                                             1) вакуоль

Б) содержит кольцевую ДНК                                                               2) хлоропласт

В) обеспечивает синтез органических веществ

Г) содержит клеточный сок

Д) поглощает энергию солнечного света

Е) синтезирует молекулы АТФ

№ 25.Установите соответствие между характеристикой и видом органоида клетки, к которому она относится.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                   ВИД  ОРГАНОИДА

А) наличие ДНК и рибосом                                                 1) хлоропласт

Б)  образование пищеварительных вакуолей                     2) лизосома

В)  гидролиз органических полимеров

Г)  первичный синтез органических веществ

Д)  наличие одной мембраны

Е) образование из аппарата Гольджи

№ 26. Установите соответствие между признаком и органоидом клетки, для которого он характерен.

ПРИЗНАК                                                                                                        ОРГАНОИД

А) наличие двух мембран                                                                     1) лизосома

Б)  расщепление органических веществ до СО2 и Н2О                      2) митохондрия

В) наличие гидролитических ферментов

Г) переваривание органоидов клетки

Д) аккумулирование энергии в АТФ

Е) образование пищеварительных вакуолей у простейших

№ 27. Установите соответствие между функцией и структурным компонентом клетки, который её выполняет.

ФУНКЦИЯ                                                                                СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ

А) избирательная проницаемость                                   1) клеточная мембрана

Б) активный транспорт                                                    2) клеточная стенка

В) поддержание формы клетки

Г) придаёт жёсткость клетке

Д) способность к фагоцитозу

№ 28. Установите соответствие между характеристикой клетки и типом организации этой клетки.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                   ТИП КЛЕТОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А) Хромосома образована кольцевой ДНК.                      1) прокариотический

Б) Клетка делится митозом.                                                2) эукариотический

В) В цитоплазме находятся лизосомы.

Г) Мембрана образует мезосомы.

Д) Клеточный центр участвует в образовании веретена деления.

Е) Отсутствуют мембранные органоиды.

№ 29.Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки, к которому её относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                                   ОРГАНОИД   КЛЕТКИ

А) первичный синтез углеводов                                         1) митохондрия

Б) фиксация неорганического углерода                             2) хлоропласт

В) окисление пировиноградной кислоты

Г) образование кислорода при фотолизе воды

Д) клеточное дыхание

Е) окисление глюкозы до углекислого газа и воды

№ 30.Установите соответствие между признаками органоида клетки и органоидом, для которого эти признаки характерны.

 ПРИЗНАКИ ОРГАНОИДА

 

ОРГАНОИДЫ

А) содержит зелёный пигмент

Б) состоит из двойной мембраны, тилакоидов и гран

В) преобразует энергию света в химическую энергию

Г) состоит из двойной мембраны и крист

Д) обеспечивает окончательное окисление питательных веществ

Е) запасает энергию в виде 38 молей АТФ при расщеплении 1 моля глюкозы

 

1) хлоропласт

2) митохондрия

 № 19.  Общебиологические закономерности (установление последовательности)

№ 1. Установите последовательность расположения структур в эукариотической клетке растения (начиная снаружи).

1) плазматическая мембрана      2) клеточная стенка      3) ядро      4) цитоплазма      5) хромосомы

№ 2. Расставьте перечисленные события в хронологическом порядке

1) Изобретения электронного микроскопа      

2) Открытие рибосом

3) Изобретение светового микроскопа        

4) Утверждение Р. Вирхова о появлении «каждой клетки от клетки»

5) Появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена

6) Первое употребление термина «клетка» Р. Гуком

№  20. Дополнение таблицы, работа с текстом.

№ 1. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка

Объект

Расположение в клетке

Функция

(А)

цитоплазма

хранение и передача наследственной информации

митохондрия

(Б)

биологическое окисление

рибосома

цитоплазма, митохондрии, хлоропласты

(В)

Список терминов:

1. ядро         2. рибосома     3. биосинтез белка            4. цитоплазма   5. окислительное фосфорилирование

6. транскрипция    7. лизосома

№ 2. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Органоид клетки

Число мембран органоида

Функция

(А)

одномембранный

расщепление органических веществ клетки

рибосома

(Б)

биосинтез белка

хлоропласт

двумемранный

(В)

Список терминов:

1. комплекс Гольджи   2. синтез углеводов    3. одномембранный     4. гидролиз крахмала

5. лизосома      6. немембранный

№ 3. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Место протекания процесса

Процесс

Фаза фотосинтеза

(А)

возбуждение хлорофилла

световая

строма хлоропласта

(Б)

темновая

мембраны тилакоидов

синтез АТФ

(В)

Список терминов:

1. мембраны тилакоидов          2. световая фаза          3. фиксация неорганического углерода

4. фотосинтез воды                   5. темновая фаза         6. цитоплазма клетки

 Признак

Прокариотическая клетка

Эукариотическая клетка

А

отсутствуют

митохондрии — у всех эукариот, пластиды — у растений

спорообразование

Б

для размножения

способы деления клетки

бинарное деление

В

№ 4. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 Список терминов и понятий:

1) митоз, мейоз                                                                         2) перенесение неблагоприятных условий

3) перенос информации о первичной структуре белка       4) двумембранные органоиды

5) шероховатая эндоплазматическая сеть                             6) мелкие рибосомы

№ 5. Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу

ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ

Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г).

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хлоропласт

2) вакуоль

3) пигмент

4) митохондрия

5) сливаются

6) распадаются

7) целлюлоза

8) глюкоза

№ 6.Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хромопласт

2) вакуоли

3) хлоропласт

4) хлорофилл

5) митохондрии

6) целлюлоза

7) гликоген

8) глюкоза

№ 7.Вставьте в текст «Животная клетка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЖИВОТНАЯ КЛЕТКА

Все представители царства Животные состоят из _________ (А) клеток. Наследственная информация в этих клетках заключена в _________ (Б), которые находятся в ядре. Постоянные клеточные структуры, выполняющие особые функции, называют _________ (В). Одни из них, например _________ (Г), участвуют в биологическом окислении и называются «энергетическими станциями» клетки.

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кольцевая ДНК

2) лизосома

3) эукариотическая

4) митохондрия

5) хромосома

6) прокариотическая

7) органоид

8) хлоропласт

№ 8.Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ТИПЫ КЛЕТОК

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, — _________(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного_________(Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая_________(В) ДНК. Такие клетки есть у современных_________(Г) и синезелёных.

Перечень терминов:

1) хромосома       2) прокариотные     3) цитоплазма      4) кольцевая молекула       5) ядро

6) одноклеточное животное                 7) бактерия          8) эукариотные

№ 9.Вставьте в текст «Происхождение эукариот» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.

Происхождение эукариот

 Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились __________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в _________ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции поставщиков __________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются __________ (Г).

Перечень терминов

1) паразитизм2) симбиоз3) органические вещества4) энергия

5) прокариотический6) эукариотический7) хлоропласт8) аппарат Гольджи

 

Задание 22 Применение знаний в практических ситуациях

№ 1. Какова роль ядра в клетке?

№ 2. Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток.

№ 3. Каково строение и функции оболочки ядра?

№ 4. Какова роль биологических мембран в клетке?

№ 5 Докажите, что клетка является саморегулирующейся системой.

№ 6. Известно, что в плазме крови концентрация раствора солей в норме

составляет 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной

соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита

в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое

явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%,

менее 0,9%, равна 0,9%).

№ 7. Что общего между митохондриями, хлоропластами и эндоплазматической

сетью? Каков биологический смысл сходного устройства этих органоидов?

№ 8.Как в настоящее время формулируется клеточная теория?

№9.Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?

Задание 23. Анализ текстовой и графической информации.Описание: http://bio.reshuege.ru/get_file?id=7800

№ 1. Какой органоид изображён на схеме?

Какие его части отмечены цифрами 1, 2 и 3?

Какой процесс происходит в этом органоиде?

№ 2. Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

Описание: http://bio.reshuege.ru/get_file?id=11134Описание: http://bio.reshuege.ru/get_file?id=8429

№ 3. Запишите названия частей животной клетки,

указанных на схеме. В ответе укажите номер части

и её название, схему клетки перерисовывать не нужно.

№ 4.  Запишите названия частей растительной клетки,

указанных на схеме. В ответе укажите номер части и её

название, схему клетки перерисовывать не нужно.Описание: http://bio.reshuege.ru/get_file?id=11196

№ 5.  Назовите органоид растительной клетки,

изображенный на рисунке, его структуры,

обозначенные цифрами 1-3, и их функции.Описание: http://85.142.162.119/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/98834/innerimg0.gif

№ 6. Какие элементы строения клеточной мембраны Описание: http://85.142.162.119/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/98831/innerimg0.gif

обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие

функции они выполняют?

№ 7. Какой органоид изображен на рисунке?

Каковы его функции в клетке?

В каких клетках этих органоидов больше всего?

№ 8. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки.

Приведите доказательства своей точки зрения.

А                                                                                             Б                                Описание: http://85.142.162.119/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/129216/innerimg0.gifОписание: http://85.142.162.119/os11/docs/CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4/questions/129216/innerimg1.gif

Описание: https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=17836

№ 9.Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.

1. Что изображено на рисунке?

2. Каким методом получено это изображение?

3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по

сравнению с альтернативными методами?

Описание: https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=17838

№ 10.Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.

1. Что изображено на рисунке?

2. Каким методом получено это изображение?

3. Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по

сравнению с альтернативными методами?

№ 24. Задание на анализ биологической информации.

№ 1. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток. 2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану. 3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка. 4. Во всех клетках имеется ядро. 5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

№ 2 Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. По типу организации различают про- и эукариотические клетки.
2. У эукариотических организмов размеры клеток значительно больше, чем
у прокариот. 3. В клетках эукариот имеется нуклеоид. 4. В клетках прокариот нет мембранных органоидов. 5. В клетках всех эукариот присутствуют митохондрии, эндоплазматическая сеть, хлоропласты и другие органоиды. 6. В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы. 7. Растения, грибы, животные –  это эукариоты.

№ 3. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Растения, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются. 2. Как представители одного царства растения имеют признаки, отличающие их от других царств. 3. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, пластиды, вакуоли с клеточным соком. 4. В клетках высших растений имеются центриоли.
5. В растительных клетках синтез АТФ осуществляется в лизосомах. 6. Запасным питательным веществом в клетках растений является гликоген. 7. По способу питания большинство растений автотрофы.

Задание 25-26.  Общебиологические закономерности.

№ 1. Как особенности строения растительной и животной клеток соотносятся с образом жизни растительных и животных организмов соответственно?

№ 2. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань — мышечная или соединительная — содержит больше митохондрий? Объясните почему.

№ 3. В чём проявляется сходство в строении и функциях хлоропластов и митохондрий? Укажите четыре признака.

№ 4. Докажите, что клетка является открытой системой.

№ 5. Чем растительная клетка отличается от животной?

№ 6. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

№ 7. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните этот факт, используя знания о функциях этого органоида в клетке.

№ 8. Почему клетку считают структурной и функциональной единицей живого?

№ 9. Каким образом происходит формирование рибосом в клетках эукариот?

№ 10. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

№ 11. Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?

№ 12. Почему митохондрии, хлоропласты и другие органоиды клетки нельзя считать структурно-функциональной единицей живого?

№ 13. Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клеток?

№ 14. Какими путями вещества поступают в клетку? Каков механизм их поступления?

№ 15. Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?

№ 16. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

№ 17. Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровням организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.

№ 18. При сравнительном исследовании поджелудочной железы и скелетной мышцы было обнаружено, что содержание аппарата Гольджи в клетках поджелудочной железы значительно больше. Объясните различия, исходя из функций органоида.

№ 19. Митохондрии способны к самостоятельному делению вне зависимости от деления клетки. Однако существовать вне клетки они не могут. Приведите не менее трёх доказательств в пользу полуавтономности митохондрий.

№ 20. Укажите основные признаки прокариотических организмов.

№ 21. Назовите основные признаки, по которым клетка столбчатой ткани листа березы отличается от клетки эпителиальной ткани человека.

№ 22. Объясните, почему при помещении листа элодеи в раствор 10% хлористого натрия содержимое её клеток (протопласт) отходит от клеточной стенки. Как называется это явление?

№ 23.Что общего между митохондриями, хлоропластами и эндоплазматической сетью? Каков биологический смысл сходного устройства этих органоидов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное задание по теме "Бородинское сражение"

Дифференцированные задания по теме:  «Бородинское сражение. Отечественная война 1812 года». Задание на «3»:I вариантЧто такое континентальная блокада?Когда произошло вторжение наполеон...

Дифференцированные задания по теме "Взаимодействие тел. Силы."

Дидактический материал для использования на уроках физики в 7 классе....

тестовые задания по теме "Клетка"

Данная работа предназначена для проверки знаний по теме "Клетка". Может быть использована для повторения и заккрепленияматериала. В конце обучающиеся бмениваются работами, проверяют и выставляют оценк...

Дифференцированные задания по теме "Степень числа и её свойства"

Карточка для диагностики усвоения материала по теме....

Дифференцированные задания по теме «Сложноподчиненные предложения»

Творческие задания разного уровня сложности по теме «Сложноподчиненные предложения», которые дают возможность трудиться на уроке всем учащимся, поддерживая интерес к изучению русского язык...

Дифференцированные задания по темам курса «Физическая география. 6 класс»

Дифференцированные задания по темам курса «Физическая география. 6 класс»...

Дифференцированные задания по темам курса «Физическая география. 6 класс»

Дифференцированные заданияпо темам курса «Физическая география. 6 класс»...