Дифференцированные задания по теме "Взаимодействие тел. Силы."
учебно-методический материал по физике (7 класс) по теме

Кузовов Николай Иванович

Дидактический материал для использования на уроках физики в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannye20zadaniya1.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из основных проблем, стоящих на первом этапе обучения физике, является необходимость вовлечь школьников разного уровня математической подготовки в решение физических задач. Причём физика должна выступать не только в роли инструмента актуализации математических знаний, но как наука, имеющая свою отрасль исследования, где для количественного решения применяется математический аппарат.

Учитывая, что уровень подготовки и способности у разных учащихся одного и того же класса не одинаковы, при подборе материала для самостоятельной работы используется дифференцированный подход. При подборе задач отдавалось предпочтение тем из них, которые несут либо дополнительную информацию, либо показывают применение физических теорий в повседневной жизни, либо дают возможность объяснять природные явления.

Использование карточек в качестве раздаточного материала позволяет проверить усвоение изучаемых понятий и законов каждым учеником в течение короткого времени (7- 15 мин). Анализ работ учащихся позволяет выявить пробелы в знаниях, даёт возможность подготовить вопросы, выносимые на уроки, предполагающие коррекционный опрос. В случае неусвоения понятия большинством класса подбираются дополнительные демонстрации, приборы, иллюстрирующие применение данной физической теории в различных областях знаний, или предлагается для совместного решения цикл задач, которые призваны сформировать и развить  изучаемое понятие. Тогда в качестве итога урока обязательно прорешиваются качественные задачи по рассматриваемой теме.

Ниже приведены дифференцированные задания по теме «Взаимодействие тел» (7 класс), применение которых приводит к повышению качества знаний как в небольших по количеству классах малокомплектных школ, так и в школах с несколькими параллелями классов.

   Дифференцированные задания

по теме «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение»

Вариант 1

  1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится книга относительно:     а) стола;       б) рельсов?
  2. Какую траекторию при движении описывает центр колеса автомобиля относительно прямолинейной дороги?
  3. Выразите в метрах следующие единицы длины:    2,15  км;     73 км;       80 см;        6,7 см.

Вариант 2

  1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится книга относительно:       а) пола вагонов;      б) телеграфных столбов?
  2. Велосипедист движется равномерно и прямолинейно. Какова траектория движения точек обода колеса относительно рамы велосипеда?
  3. Выразите в метрах следующие единицы длины:     1,03 км;       56 см;      42 км 195 м;    17 мм.

Вариант 3

  1. Какие части велосипеда при прямолинейном равномерном движении описывают прямолинейные траектории относительно дороги, а какие – криволинейные?
  2. Относительно каких тел покоится и относительно каких тел движется человек, стоящий на тротуаре?
  3. На рисунке изображена часть траектории движения Земли вокруг Солнца. Стрелками показаны направления движения Земли и ее вращения. Когда жители Земли движутся в пространстве быстрее относительно Солнца: в полночь или в полдень? Почему?    

Дифференцированные задания

по теме «Скорость. Единицы скорости»

Вариант 1

  1. Каждый из участков АВ,ВС и CD автомобиль проезжает за 1 мин. На каком участке скорость наибольшая, на каком наименьшая?  
  2. Велосипедист движется со скоростью 18 км/ч, а скорость конькобежца 12 м/с. Кто движется быстрее?
  3. Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь 20 км за 3 ч.

                                    Вариант 2

  1. На рисунке линией ABCD обозначена траектория движения искусственного спутника Земли. Участки траектории АВ и CD спутник проходит за одинаковые промежутки времени. На каком из них его скорость больше?
  2. Скорость зайца равна 15 м/с, а скорость дельфина – 72 км/ч. Кто из них имеет большую скорость?
  3. За 5 ч 30 мин велосипедист преодолел путь 99 км. С какой средней скоростью двигался велосипедист?

Вариант 3

  1. Шарик тонет в воде. Каждую секунду он проходит путь, равный 10 см. Изобразите графически скорость движения шарика (масштаб: 2 см – 10 см/с).
  2. Самое быстроходное млекопитающее животное – гепард. На коротких дистанциях он может развивать скорость 112 км/ч. Сравните скорость гепарда со скорость автомобиля, равной 30 м/с.
  3. К 17 ч 12 сентября 1959 года вторая космическая ракета, доставившая советский вымпел на Луну, удалилась от поверхности Земли на расстояние 101000 км. К 22 ч того же дня она находилась уже на расстоянии 152000 км от Земли. Определите среднюю скорость удаления ракеты.

Дифференцированные задания

по теме «Расчет пути и времени движения»

                                   Вариант 1

  1. По графику пути равномерного движения определите скорость движения автомобиля и путь, пройденный за 2 ч.
  2. В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?
  3. За сколько времени плывущий по реке плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с?

                                 Вариант 2

  1. По графику пути равномерного движения определите скорость движения велосипедиста и путь, пройденный за 1,5 с.
  2. Трамвай движется со скоростью 36 км/ч. Какой путь он пройдет за 10 мин?
  3. С высоты 1,2 км парашютист стал спускаться равномерно со скоростью 5 м/с. За какое время парашютист достиг земли?

                                Вариант 3

  1. По графику пути равномерного движения определите скорость движения пешехода и путь, пройденный им за 2,5 с.
  2. Юный пассажир в самолете дальнего следования отметил, что полет над лесом продолжается ровно 1 мин. Зная скорость полета самолета (840 км/ч), он тут же определил длину пути, пройденного самолетом над лесом. Какой результат получил юный пассажир?
  3. В подрывной технике применяют сгорающий с небольшой скоростью бикфордов шнур. Какой длины надо взять шнур, чтобы успеть отбежать на расстояние 300 м, после того как его зажгут? Скорость бега равна 5 м/с, а пламя по шнуру распространяется со скоростью 0,8 см/с.

Дифференцированные задания

по теме «Инерция»

Вариант 1

  1. Один велосипедист 12 с двигался со скоростью 6 м/с, а второй проехал этот же участок пути за 9 с. Какова средняя скорость второго велосипедиста на этом участке пути?
  2. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
  3. Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?

Вариант 2

  1. Поднимаясь в гору, лыжник проходит путь, равный 3 км, со средней скоростью 5,4 км/ч. Спускаясь с горы со скоростью 10 м/с, он проходит 1 км пути. Определите среднюю скорость движения лыжника на всем пути.
  2. Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижают скорость движения машины?
  3. Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление помогает ей в этом случае освободить шерсть от воды? Ответ поясните.

Вариант 3

  1. Автобус первые 4 км пути проехал за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на каждом участке пути и на всем пути.
  2. Почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами при помощи гибкого троса?
  3. С летящего самолета сбрасывают груз. Упадет ли он на землю под местом бросания? Если нет, то куда сместится относительно этого места и почему?

Дифференцированные задания

по теме «Масса тела. Единицы массы»

Вариант 1

  1. Из башенного орудия движущегося танка произведен выстрел в направлении движения танка. Как повлияет выстрел на скорость движущегося танка? Почему?
  2. Мальчик прыгает с нагруженной баржи на берег. Почему движение баржи в сторону, противоположную прыжку, незаметно?
  3. Выразите:             а) в килограммах 7,2 т; 170 г; 2 г;                б) в граммах 10,07 кг; 500 мг; 20 мг; 210 мг.

Вариант 2

  1. Почему при выстреле приклад винтовки надо плотно прижимать к плечу?
  2. При взаимодействии двух тележек одна из них приобрела скорость 4 см/с, вторая – 60 см/с. Масса какой тележки больше и во сколько раз?
  3. Выразите:             а) в килограммах 3,56 т; 210 г; 4,3 г;              б) в граммах 21,2 кг; 300 мг; 2 мг; 101 мг.

Вариант 3

  1. Какое значение у водоплавающих птиц имеют перепончатые лапки?
  2. При взаимодействии двух тележек их скорости изменились на 20 и 60 см/с. Масса большей тележки 0,6 кг. Чему равна масса меньшей тележки?
  3. Изменится ли масса воды, когда часть ее обратится в лед или пар?

     Дифференцированные задания

    по теме «Плотность вещества»

                                Вариант 1

  1. На рисунке изображены два кубика одинаковой массы: левый-  из янтаря, правый- из меди. У какого из кубиков масса вещества в объеме 1 см3 больше и во сколько раз?
  2. Два бруска из свинца и из олова имеют одинаковый объем. Какой из брусков обладает большей массой и во сколько раз?
  3. Картофелина массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля и выразите ее в килограммах на кубический метр (кг/м3).

Вариант 2

  1. Плотность алюминия в твердом состоянии 2700 кг/м3, в жидком – 2380 кг/м3. В чем причина такого изменения плотности алюминия?
  2. В один из двух одинаковых сосудов налили воду (правый сосуд), в другой – подсолнечное масло. Массы жидкостей одинаковы. Какая из них имеет большую плотность? На основании чего вы делаете вывод?
  3. Кусок металла массой 461,5 г имеет объем 65 см3. Что это за металл?

Вариант 3

  1. (Э). Как, используя стакан, весы и гири, определить, что имеет большую плотность: вода или молоко?
  2. В зависимость от состояния плотность кислорода может быть различна: 1153 кг/м3;  1,429 кг/м3;  1426 кг/м3. Какому из состояний (твердому, жидкому, газообразному) соответствует каждое из указанных значений? Почему?
  3. Подсолнечное масло объемом 1 л имеет массу 920 г. Найдите плотность масла, выразите ее в килограммах на кубический метр (кг/м3).

Дифференцированные задания

по теме «Расчет массы и объема тела по его плотности»

Вариант 1

  1. Пользуясь таблицей плотностей, определите массу чугунной детали объемом 20 см3.
  2. Стальная деталь машины имеет массу 780 г. Определите ее объем.
  3. Ледник длиной 40 м и шириной 15 м заполнен слоем льда толщиной 3 м. Какова масса льда?

Вариант 2

  1. Пользуясь таблицей плотностей, определите массу бетона объемом 10 м3.
  2. Какой вместимости надо взять сосуд, чтобы в него можно было налить бензин, масса которого 35 кг?
  3. Человек, находящийся в покое, за 1 мин поглощает до 200 см3 кислорода. Вычислите массу кислорода, необходимую человеку на 1 ч.

Вариант 3

  1. На сколько изменилась общая масса автомобиля, когда в бак его долили 200 л бензина?
  2. Когда сосуд целиком наполнили бензином, его масса стала равна 2 кг. Масса этого сосуда без бензина равна 600 г. Какова вместимость сосуда?
  3. Какой путь может проехать автомобиль после заправки горючим, если на 100 км пути его двигатель расходует 10 кг бензина, а вместимость топливного бака равна 60 л?

Дифференцированные задания

по теме «Явление тяготения. Сила тяжести»

Вариант 1

  1. Какая сила удерживает спутник на орбите?
  2. Почему жидкость можно переливать из сосуда в сосуд?

Вариант 2

  1. Каждый из двух стеклянных шаров, что лежат на столе, не касаясь друг друга, взаимодействует со столом. Взаимодействуют ли они между собой?
  2. С помощью отвеса проверяется вертикальность выступающей части скалы. Чем можно объяснить отклонение отвеса от вертикали, указанной пунктиром?

                                       Вариант 3

  1. Между какими двумя из трех шаров, сделанных из одного и того же вещества, сила тяготения наибольшая?
  2. Пусть между деревянными шарами, что лежат на столе, сила тяготения равна F. Изменится ли численное значение этой силы, если между шарами поместить массивный экран?

Дифференцированные задания

по теме «Сила упругости. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела»

Вариант 1

  1. Мальчик прыгает с трамплина в воду. Под действием какой силы трамплин возвращается в первоначальное положение?
  2. Масса бензина во время поездки автомобиля уменьшилась на 20 кг. На сколько уменьшился общий вес автомобиля?
  3. Чему равна сила тяжести, действующая на носорога, если его масса 2 т?

                  Вариант 2

  1. Если перерезать нить а точке А, то под действием какой силы сократится пружина?
  2. Чему равна сила тяжести, действующая на слона, если его масса 4 т?
  3. Определите вес дубового бруска, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, если его размеры 15х15х50 см.

Вариант 3

  1. В начале подъема в лифте высотного здания человек ощущает, что его прижимает к полу лифта. Меняются ли при этом:   а) масса человека;    б) сила тяжести, действующая на человека;     в) вес человека?
  2. Каков вес бензина объемом 25 л?
  3. В бидон массой 1 кг налили 5 л керосина. Какую силу нужно приложить, чтобы приподнять бидон?

Дифференцированные задания

по теме «Сила – векторная величина. Сложение сил»

                               Вариант 1

  1. Назовите силы, изображенные на рисунке. Перечертите его в тетрадь и обозначьте каждую силу соответствующей буквой.
  2. Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к телу в точке А?
  3. Пружина растянулась под действием двух гирь. Масса каждой гири равна 1 кг. Чему равен вес одной гири, под действием которой эта пружина растягивается на такую же длину?

                           Вариант 2

  1. На нити подвешен груз. Изобразите графически силы, действующие на груз (масштаб: 1 см – 5 Н).
  2. Чему равна равнодействующая трех сил, приложенных к телу в точке А?
  3. На движущийся автомобиль в горизонтальном направлении действуют сила тяги двигателя 1,25 кН, сила трения 600 Н и сила сопротивления воздуха 450 Н. Чему равна равнодействующая этих сил?

                         Вариант 3

  1. (Э). Определите с помощью линейки силу, действующую на шар. Масштаб указан на рисунке.
  2. Изобразите графически силу 5 Н, действующую на тело в точке А горизонтально справа налево, и силу 6 Н, действующую в противоположном направлении в точке В (масштаб: 0,5 см – 1 Н). В каком направлении должно перемещаться тело? Каков модуль силы, приводящей его в движение?
  3. На тело по одной прямой действуют силы 3; 4; 5 Н. Может ли равнодействующая этих сил быть равной 1; 2; 3; 4; 6; 10; 12; 15 Н?

Дифференцированные задания

по теме «Сила трения»

Вариант 1

  1. Как зависит сила трения от направления скорости движения тела?
  2. Почему после дождя грунтовая дорога скользкая?
  3. В машинах, где имеется ременная передача, ремень натирают канифолью. С какой целью это делается?

Вариант 2

  1. Почему после дождя опасно съезжать на автомобиле под уклон?
  2. Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?
  3. Трактор при вспашке земли, двигаясь равномерно, развил силу тяги 15 кН. Чему равна сила сопротивления почвы?

Вариант3

  1. На рисунке изображен брусок, лежащий на опоре. Какие силы действуют вдоль поверхности опоры, если брусок перемещать?
  2. Зачем стапеля, по которым судно спускают в воду, обильно смазывают?
  3. Во время движения электродвигатель трамвая развивает силу тяги 30 кН. Чему равна сила трения при равномерном движении трамвая?

Дифференцированные задания

по теме «Трение покоя. Трение в природе и технике»

Вариант 1

  1. Если автобус равномерно движется по горизонтальному участку пути, чему равна сила трения покоя?
  2. Приведите примеры, когда трение приносит пользу и когда – вред.

                                    Вариант 2

  1. Почему кирпичи не скатываются вниз? Какая сила удерживает их в состоянии покоя? Изобразите силы, действующие на кирпичи.
  2. Для чего при спуске воза с горы одно колесо телеги иногда закрепляют так, чтобы оно не вращалось?

Вариант 3

  1. На транспортере равномерно движется ящик с грузом (без скольжения). Куда направлена сила трения покоя между лентой транспортера и ящиком, когда ящик:      а) поднимается;            б) движется горизонтально;          в) опускается.
  2. Замена в машинах подшипников скольжения шариковыми или роликовыми подшипниками позволяет уменьшить силу трения в 20 – 30 раз. Как это можно объяснить?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное задание по теме "Бородинское сражение"

Дифференцированные задания по теме:  «Бородинское сражение. Отечественная война 1812 года». Задание на «3»:I вариантЧто такое континентальная блокада?Когда произошло вторжение наполеон...

Карточки с дифференцированным заданием

Карточки с дифференцированным заданием по русскому языку для 9 класса заочной формы обучения...

Дифференцированные задания по немецкому языку

Разноуровневые упражнения, позволяющие создать мотивацию у обучающихся...

МОНИТОРИНГ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ГРУППЫ 9-Х КЛАССОВ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Руководствуясь результатами методики преподавания физики в соответствии с особенностями индивидуальных стилей познавательной деятельности и необходимости учета их в учебном процессе, была разработана...

Дифференцированные задания текущий диагностический контроль знаний по теме “Ионная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. Габриелян Самостоятельная работа (время выполнения: 10 минут)

Дифференцированные  заданиятекущий    диагностический контроль знанийпо теме “Ионная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. ГабриелянСамостоятельная работа (время выполнения: 10...

Дифференцированные задания текущий диагностический контроль знаний по теме “Ковалентная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. Габриелян Самостоятельная работа (время выполнения: 10 минут)

Дифференцированные  заданиятекущий    диагностический контроль знанийпо теме “Ковалентная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. ГабриелянСамостоятельная работа (время выполнени...

Дифференцированные задания

Здесь представлен своего рода образец, который наглядно показывает, как на основе одного материала создать дифференцированные, то есть разные по уровню сложности задания (уровни А, В. С)...