Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Копытные"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Барабанова Елена Михайловна

Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме "Парнокопытные и Непарнокопытные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tenologieskaya_karta_uroka_kopytnye.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Копытные животные»

Преподаватель

Барабанова Е.М.

Предмет

Биология

Класс

7

Дата

Тип урока

Открытие новых знаний

Технология построения урока

Информационно-коммуникативная и проблемная технологии

Тема урока

Парнокопытные. Непарнокопытные.

Цель урока

Познакомить учащихся с общей характерисикой парнокопытных и непарнокопытных животных; показать роль этих животных в природе и жизни человеа.

Основные термины, понятия

Копыто. Рога. Сложный желудок. Жвачка.

Оборудование

1. Мультимедийная презентация, компьютер, проектор.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Организационный этап.

Приветствие. Пожелание успешной учебной деятельности на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте ребята, все готовы к уроку? Садитесь. Постарайтесь работать активно по- деловому. Зарабатывайте баллы.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.Какой класс животных мы сейчас изучаем?

Вспомним их особенности и поиграем в игру «Вопрос-Ответ». Кто первый будет задавать вопросы?

2. Распределите, изученных животных по отрядам.

Посмотрите на экран. Такие следы на снегу я встретила во время прогулки. Слайд 1

Каким животным они принадлежат?

Подсказка.

Он могучий и рогатый,
И зовут его сохатый.(Лось)

С двумя клыками
Идёт на таран,
Весь волосатый,
Дикий… (Кабан)

Что вам известно об этих животных?

Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре- декабре  и ходит без них до апреля-мая. Самки безрогие. Часто лося называют сохатым из-за рогов, напоминающих соху. Соха это примитивное орудие для вспахивания земли. Слайд 2

Пришло время узнать об этих животных больше.

Тема урока: Копытные млекопитающие.

Копытные млекопитающие подразделяются на 2 отряда. Какие? Парнокопытные и непарнокопытные. Слайд 3

 Познакомимся с их особенностями.

Отряд Парнокопытные. Посмотрите рис. В учебнике 139, назовите представителей.

Отряд подразделяется на 2 подотряда: нежвачных и жвачных

Подотряд нежвачных включает 3 семейства: Свиньи, Бегемоты, Пекари. Слайд  4

Животные имеют массивное тело, короткие лапы, однокамерный желудок, исключение Пекари 3-х камерный. На морде хрящевой пятачок. Всеядны.

Пекари обитают в Америке, Бегемоты в Африке. Тело дикой свиньи имеет щетинистый покров, защищающий от колючек при передвижении, рождает поросят, имеющих на теле полоски. Нижние клыки изогнутые. Клыками эти животные взрыхляют землю, отыскивая клубни и корни растений, причиняя вред посевам.  Основным врагом является волк.  От дикой свиньи человек получил домашнюю свинью, не имеющей щетинистого покрова, способной быстро наращивать массу, славится обилием сала, окраска? Розовая.

Подотряд жвачные. Слайд 5-6

Оленьковые , населяют леса Юго-Восточной Азии, Оленевые: пятнистый олень, обитает в Приморье, Китае, Японии, из-за постоянных преследований человеком чуть не вымер, вид занесен в Красную книгу России. Северный олень, обитает в тайге, тундре, н островах Северного Ледовитого океана. В далекие времена помог человеку освоить Север. Жирафовые- Жираф- самое высокое наземное животное планеты.

Полорогие имеют ветвистые рога. Вилорогая антилопа- единственный представитель семейства, населяет Евразию.

Полорогие ( быки, крова, козлы, бараны). На фотографии, сделанной учащимися нашей гимназии в Биосферном Приокско-Террасном заповеднике, европейский зубр, животное из Красной книги. В заповеднике восстанавливают численность зубров и бизонов. К 1923 г. численность этих животных на планете составляло всего 56 особей, из них всего несколько особей детородного возраста, т.е. способных дать потомство, поэтому вначале, чтобы не потерять гены этих животных скрещивание этих животных проходило в двух направлениях: скрещивали зубров с зубрами и зубров с бизонами. В настоящее время численность зубров составляет 1000 особей, этого еще недостаточно, поэтому в дикую природу не выпущено еще ни одного зубра.

Кабарга- мелкие животные северного полушария с головой кенгуру и клыками тигра.

Все жвачные растительноядные животные. Кто из вас наблюдал как пасется корова? Все время жует, правильно. У жвачных есть жвачка. Найдите в учебнике, что такое жвачка. Стр.180. Жвачка- комок, отрыгнутой растительной пищи, требующей доработки в ротовой полости. Желудок состоит из 4-х отделов. В зубной системе жвачных на верхней челюсти отсутствуют резцы и клыки, поэтому пищу они срывают губами и челюстями. Слайд.7

 В чем будет заключаться особенности пищеварения у жвачных вы узнаете прочитав об этом в тексте на листах. Но прежде давайте отдохнем – физкультминутка, приглашаем наших гостей.

Федя Кузнецов

1. Встали из-за парт.

2. Потянулись в верх, вперёд.

3. Руки в замочек, пустили волну

покрутили замочек.

4. Потрясли кистями рук.

5. Спину выпрямили, сделали глубокий вдох, выдох (2 раза),

6. Вернулись на свои рабочие места.

 Работа с текстом.

Ответим на вопросы.

Отряд Непарноопытные.  Видеофрагмент 2 мин

Выполним задания на листах

Проверим.

Выполним задания в рабочей тетради стр. 94 № 5, 6

Наш урок подходит к концу. Ребята закончите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Теперь я могу….

П. 34, запомнить новые термины, выполнить творческое задание- подготовить сообщения- презентации о копытных.

Задают друг другу вопросы об особенностях Млекопитающих

Выполняют задания на листах

2 балла

Запись темы урока

Физкультминутка

Работа с текстом « Особенности пищеварительной системы жвачных»

Отвечают на вопросы-3 мин

Выполняют задания

 

Приложение

  1. Распределите изученных животных по отрядам

1. Морской лев

А. Насекомоядные

2. Обыкновенный еж

Б. Грызуны

3. Хомяк джунгарский

В. Ластоногие

4. Обыкновенны крот

Г. Хищные

5. Амурский тигр

  1. ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЖВАЧНЫХ

Основным пищевым продуктом для оленей как жвачных парнокопытных млекопитающих служат, прежде всего, молодые побеги. Корм этот очень объёмный и малопитательный. В нём много воды, плохо перевариваемой клетчатки и очень мало белка. Поэтому олени поедают огромное количество корма.

  Олени срывают растительность губами, резцами и похожими на них клыками нижней челюсти. На верхней челюсти резцов и клыков нет. Когда проглоченная пища по пищеводу поступает в многокамерный желудок, она прежде всего попадает в самый объёмный отдел желудка - рубец, в котором начинается переваривание клетчатки под влиянием слюны и обитающих здесь бактерий и простейших. Затем пища попадает из рубца в сетку (название связано с ячеистым строением стенок этого отдела), откуда порциями отрыгивается по пищеводу в ротовую полость.

  Наблюдая за оленем, можно видеть, что он всё время жует (отсюда и название всех парнокопытных, кроме свиней и бегемотов, - жвачные). Коренные зубы жвачных имеют широкие плоские поверхности, ими животное перетирает отрыгнутую грубую пищу до состояния жидкой кашицы, после чего снова её заглатывает. На этот раз пища попадает в третий отдел — книжку. Стенки этого отдела имеют многочисленные складки, похожие на листы книги. Здесь заканчивается переваривание клетчатки.

  Таким образом, для переваривания клетчатки необходимо, чтобы пища последовательно прошла через рубец, сетку и книжку.

 Из книжки пищевые массы попадают в последний отдел желудка - сычуг.

  Используя содержание текста «Особенности пищеварительной системы жвачных», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие отделы образуют желудок жвачного животного?

2) Объясните, почему возникла необходимость в таком сложном устройстве желудка у жвачных парнокопытных?

  1. Выполните тестовые задания
  1. Определите парнокопытных нежвачных животных

А) горные козлы и архары

Б) домашние козлы и бараны

В) свиньи и коровы

Г) кабаны и свиньи

  1. Парнокопытные имеют на ногах:

А) по 1 пальцу

Б) по 3 пальца

В) одни виды по 2 другие по 4 пальца

  1. Имеют жвачку

А) носороги

Б) зебра

В) корова

  1.  Имеют 4-х камерный желудок

А) подотряд жвачных парнокопытных

Б) подотряд нежвачных парнокопытных

В) отряд непарнокопытных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"

Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...