План-конспект урока по биологии 10 класс "Популяция как форма существования вида"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Кроо Ксения Сергеевна

Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс -  Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год

Тема урока: «Популяция, как форма существования вида»

Деятельностная цель:

 при изучении учебного материала о популяции и ее структурах,  формировать познавательные универсальные учебные действия.

Предметно - дидактическая  цель: расширить  и углубить систему знаний о популяции, ее структуре, соподчинении и взаимосвязи ее уровней.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

    Уметь соотносить иерархию уровней надорганизменных структур, различать понятия «видовая популяция», «географическая популяция», «экологическая популяция», понимать особенность распределения организмов в пространстве, причины и следствия этого распределения

.Метапредметные

 1.Познавательные:

       Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение   анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение, строить схемы и таблицы.

 2.Коммуникативные:

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;  формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать  свою точку зрения.

 3.Регулятивные:

  Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности,  способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

4. Личностные:  выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: словесные, наглядные

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Вид, популяция, особь, генофонд, географическая популяция, экологическая популяция, микропопуляция.

Обеспечение урока:

 учебники,  рабочие тетради,   компьютер, проектор,  таблицы, презентация, учебные карточки с заданиями

 Литература

Биология. Базовый уровень. 10 класс -  Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urok_populyatsiya.docx819.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс :  10

Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс -  Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год

Тема урока: «Популяция, как форма существования вида»

Деятельностная цель:

 при изучении учебного материала о популяции и ее структурах,  формировать познавательные универсальные учебные действия.

Предметно - дидактическая  цель: расширить  и углубить систему знаний о популяции, ее структуре, соподчинении и взаимосвязи ее уровней.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

    Уметь соотносить иерархию уровней надорганизменных структур, различать понятия «видовая популяция», «географическая популяция», «экологическая популяция», понимать особенность распределения организмов в пространстве, причины и следствия этого распределения

.

Метапредметные

 1.Познавательные:

       Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение   анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение, строить схемы и таблицы.

 2.Коммуникативные:

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;  формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать  свою точку зрения.

 3.Регулятивные:

  Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности,  способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

4. Личностные:  выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: словесные, наглядные

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Вид, популяция, особь, генофонд, географическая популяция, экологическая популяция, микропопуляция.

Обеспечение урока:

 учебники,  рабочие тетради,   компьютер, проектор,  таблицы, презентация, учебные карточки с заданиями

 Литература

Биология. Базовый уровень. 10 класс -  Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)

Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Личностные:

Настрой на продуктивную деятельность на уроке

Этап.  Актуализация знаний (8 - 10 мин.)

 Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Организует фронтальную беседу и индивидуальный опрос.

1. Что такое биологический вид?

2. Какие критерии вида вы знаете?

Письменная работа с карточками 1.

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ.

Применяют знания для выполнения заданий.

Познавательные УУД: 

-развивают навык

анализа информации,

-учатся строить высказывания,

Устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное.

Коммуникативные УУД: -

выражать свои мысли, - учатся культуре общения.

Использовать речевые средства для аргументации своей позиции, умение слушать и слышать друг друга.

Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Выводит на экран два изображения:

Картинки по запросу красная полевка фото ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу красно-серая полевка фото

Как вы думаете, кто изображен на фотографиях? Представители какого семейства, рода, вида?
В чем их отличия?
(после ответов учащихся на экран выводится название обоих видов)
Почему эти две полевки очень похожи? А почему отличаются?
(потому что произошли от одного вида)
Почему такое возможно в природе?
(потому что один вид разбит на более мелкие группы, в которых по-разному влияют условия среды)
Знаете ли вы, как называются такие группы?
(Популяции)
Как звучит наша сегодняшняя тема?

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её, формулируют тему урока.

 Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

 Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

    Организует подводящий диалог :

 - Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушивает предположения детей. (Что такое популяция, что определяет популяцию, как они появляются и т.д.)
3-4 вопроса фиксируются на доске  

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать. Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли.

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности , устанавливать пути решения проблемы.

Этап Планирование.(5-6 мин.)

 Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели.  Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели.

- Каким образом мы можем узнать о популяции? (изучить материал учебника)

 - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; презентация, задания)

- Составьте план нашей дальнейшей работы

 -  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?

 Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

  Учитель фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

 2. Добыть информацию (из текста, из предложенных заданий и т.д.).

 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием.

 4. Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ:

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                              

. Коммуникативные УУД:- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие ,

- учатся выражать свои мысли.

Регулятивные :

Выдвигают версии решения проблемы, осознавая конечный результат,  составляют план решения проблемы.

Этап. «Открытие» нового знания (7-10  мин.)

Этап. Подведение итогов, формулировка выводов, рефлексия (5 минут)

Предлагает учащимся задание, организует работу в 6 группах

Карточка 2, задание 1.
Что на ваш взгляд является определением популяции?

Организует беседу по результатам выполнения задания.

Почему вы выбрали именно это определение?

Что в этом определении является главным?

Подводящая беседа

Все вышесказанные утверждения являются определениями популяций. Но в каждом определении есть главная характеристика. Какая? Перечитайте определения, сверьте их с текстом учебника (параграф 22) и найдите эти характеристики.

После ответа учащихся выводит на доску список характеристик:
1. Плотность

2. Численность

3. Генофонд

4. Географическое расположение (ареал)

5. Экологическая структура

6. Принадлежность к микропопуляциям

Узнав эти характеристики, выполните следующее задание

Карточка 2, задание 2.

Учитель организует подводящую беседу.

О чем данный текст?
Какие характеристики популяции присутствуют в данном тексте?

Какие не представлены? Как бы вы дополнили текст, чтобы в нем были все вышеперечисленные характеристики?

Выводит на доску иллюстрацию.
Как вы думаете, какая экологическая структура характерна для полевок?

После предположений учащихся называет правильный ответ – верхняя иллюстрация, равномерное распределение

Организует работу с таблицей.

Посмотрите на таблицу и скажите, что показывает схема, изображенная на данной  таблице?

(выслушивает ответы учащихся, после чего выводит подпись к картинке)

 

Найдите определения в учебнике.

Как соотносятся между собой эти определения: географическая популяция, экологическая популяция, микропопуляция?

Вернемся к фотографиям
(выводит на доску фото полевок с начала урока)

Картинки по запросу красная полевка фотоКартинки по запросу красно-серая полевка фото


Почему две эти полевки стали разными видами? Какие изученные критерии популяции этому способствовали?
Что такое популяция? Какие у нее характеристики? Что делает популяцию отдельным уровнем организации живой природы?
Выполнили ли мы поставленные цели? Что нового мы узнали?

Домашнее задание: параграф 22, вопросы 1-3 устно.

Обсуждают определения, выбирают наиболее подходящее утверждение.

 

Группы выступают по результатам работы, сравнивают свои результаты с результатами одноклассников.

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ.

Находят определение в учебнике и сравнивают с тем, которое они дали.
Находят характеристики популяции, фиксируют их в тетради.
По окончанию работы называют одну характеристику от группы.

Читают текст

Находят характеристики популяции, зачитывают предложения содержащие их.

Дополняют характеристику

Анализируют иллюстрацию, высказывают предположения.













Анализируют схему, высказывают предположения.



Находят определения в учебнике, фиксируют их в тетради.

Устно отвечают на вопросы, подводят итог проделанной работы

Записывают ДЗ

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи,   делать выводы,  преобразуют информацию,строят логические рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, спосбность преодолевать трудности  в обучении.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи,   делать выводы,  преобразуют информацию.

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

Работают по плану, вырабатывают навыки рефлексии и самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Популяция как форма существования вида

презентация -сопровождение урока общей биологии  по программе Пономаревой...

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

План-конспект открытого урока в 10 классе по учебнику Starlight 10 Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»

Учитель: Кириллина З.В.Тема: Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»Учебник: Starlight 10Модуль: 2 «F...

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"...

Популяция как форма существования вида

Презентация к теме: "Популяция как форма существования вида"...