План-конспект урока по биологии 10 класс "Популяция как форма существования вида"
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс - Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год
Тема урока: «Популяция, как форма существования вида»
Деятельностная цель:
при изучении учебного материала о популяции и ее структурах, формировать познавательные универсальные учебные действия.
Предметно - дидактическая цель: расширить и углубить систему знаний о популяции, ее структуре, соподчинении и взаимосвязи ее уровней.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Уметь соотносить иерархию уровней надорганизменных структур, различать понятия «видовая популяция», «географическая популяция», «экологическая популяция», понимать особенность распределения организмов в пространстве, причины и следствия этого распределения
.Метапредметные
1.Познавательные:
Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение, строить схемы и таблицы.
2.Коммуникативные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
3.Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;
4. Личностные: выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы обучения: словесные, наглядные
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Вид, популяция, особь, генофонд, географическая популяция, экологическая популяция, микропопуляция.
Обеспечение урока:
учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор, таблицы, презентация, учебные карточки с заданиями
Литература
Биология. Базовый уровень. 10 класс - Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_populyatsiya.docx | 819.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: биология
Класс : 10
Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс - Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год
Тема урока: «Популяция, как форма существования вида»
Деятельностная цель:
при изучении учебного материала о популяции и ее структурах, формировать познавательные универсальные учебные действия.
Предметно - дидактическая цель: расширить и углубить систему знаний о популяции, ее структуре, соподчинении и взаимосвязи ее уровней.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Уметь соотносить иерархию уровней надорганизменных структур, различать понятия «видовая популяция», «географическая популяция», «экологическая популяция», понимать особенность распределения организмов в пространстве, причины и следствия этого распределения
.
Метапредметные
1.Познавательные:
Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение, строить схемы и таблицы.
2.Коммуникативные:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
3.Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;
4. Личностные: выстраивание собственного целостного мировоззрения, формирование познавательного интереса к биологии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы обучения: словесные, наглядные
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Вид, популяция, особь, генофонд, географическая популяция, экологическая популяция, микропопуляция.
Обеспечение урока:
учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор, таблицы, презентация, учебные карточки с заданиями
Литература
Биология. Базовый уровень. 10 класс - Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 год
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. (1-2 мин.) | Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные: Настрой на продуктивную деятельность на уроке |
Этап. Актуализация знаний (8 - 10 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Организует фронтальную беседу и индивидуальный опрос. 1. Что такое биологический вид? 2. Какие критерии вида вы знаете? Письменная работа с карточками 1. | Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ. Применяют знания для выполнения заданий. | Познавательные УУД: -развивают навык анализа информации, -учатся строить высказывания, Устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Использовать речевые средства для аргументации своей позиции, умение слушать и слышать друг друга. |
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Выводит на экран два изображения: | Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её, формулируют тему урока. | Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы. |
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог : - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? Выслушивает предположения детей. (Что такое популяция, что определяет популяцию, как они появляются и т.д.) | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности , устанавливать пути решения проблемы. |
Этап Планирование.(5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели. - Каким образом мы можем узнать о популяции? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; презентация, задания) - Составьте план нашей дальнейшей работы - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Учитель фиксирует план на доске. 1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, из предложенных заданий и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием. 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. | . Коммуникативные УУД:- учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие , - учатся выражать свои мысли. Регулятивные : Выдвигают версии решения проблемы, осознавая конечный результат, составляют план решения проблемы. |
Этап. «Открытие» нового знания (7-10 мин.) Этап. Подведение итогов, формулировка выводов, рефлексия (5 минут) | Предлагает учащимся задание, организует работу в 6 группах Карточка 2, задание 1. Организует беседу по результатам выполнения задания. Почему вы выбрали именно это определение? Что в этом определении является главным? Подводящая беседа Все вышесказанные утверждения являются определениями популяций. Но в каждом определении есть главная характеристика. Какая? Перечитайте определения, сверьте их с текстом учебника (параграф 22) и найдите эти характеристики. После ответа учащихся выводит на доску список характеристик: 2. Численность 3. Генофонд 4. Географическое расположение (ареал) 5. Экологическая структура 6. Принадлежность к микропопуляциям Узнав эти характеристики, выполните следующее задание Карточка 2, задание 2. Учитель организует подводящую беседу. О чем данный текст? Какие не представлены? Как бы вы дополнили текст, чтобы в нем были все вышеперечисленные характеристики? Выводит на доску иллюстрацию. После предположений учащихся называет правильный ответ – верхняя иллюстрация, равномерное распределение Организует работу с таблицей. Посмотрите на таблицу и скажите, что показывает схема, изображенная на данной таблице? (выслушивает ответы учащихся, после чего выводит подпись к картинке) Найдите определения в учебнике. Как соотносятся между собой эти определения: географическая популяция, экологическая популяция, микропопуляция? Вернемся к фотографиям
Домашнее задание: параграф 22, вопросы 1-3 устно. | Обсуждают определения, выбирают наиболее подходящее утверждение.
Группы выступают по результатам работы, сравнивают свои результаты с результатами одноклассников. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ. Находят определение в учебнике и сравнивают с тем, которое они дали. Читают текст Находят характеристики популяции, зачитывают предложения содержащие их. Дополняют характеристику Анализируют иллюстрацию, высказывают предположения. Анализируют схему, высказывают предположения.
Устно отвечают на вопросы, подводят итог проделанной работы Записывают ДЗ | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, преобразуют информацию,строят логические рассуждения. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, спосбность преодолевать трудности в обучении. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, преобразуют информацию. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: Работают по плану, вырабатывают навыки рефлексии и самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Популяция как форма существования вида
презентация -сопровождение урока общей биологии по программе Пономаревой...
План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook
Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...
План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".
Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...
План-конспект открытого урока в 10 классе по учебнику Starlight 10 Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»
Учитель: Кириллина З.В.Тема: Практика диалога-обсуждения в форме ЕГЭ по теме «Выбор способа организации питания на школьной вечеринке в честь завершения учебного года»Учебник: Starlight 10Модуль: 2 «F...
План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.
План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"...
Популяция как форма существования вида
Презентация к теме: "Популяция как форма существования вида"...
План-конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: « Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом. Болгарский крест».
План конспект открытого урока....